г. Краснодар |
|
10 июля 2020 г. |
Дело N А32-53010/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Соловьева Е.Г. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании представителя заявителя - Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена трудового Красного Знамени общество слепых" (ИНН 7710031863, ОГРН 1027739313557) - Крисько Л.Н. (доверенность от 08.10.2018), в отсутствие заинтересованного лица - администрации муниципального образования город Краснодар, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Юг-Трейд", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019 по делу N А32-53010/2018, установил следующее.
Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское ордена трудового Красного Знамени общество слепых" (далее - организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) о признании незаконным оформленного в письме решения от 26.10.2018 N 25167/26 "О возврате заявления о предоставлении муниципальной услуги" (т. 1, л. д. 24) о передаче организации в собственность бесплатно земельных участков: с кадастровым номером 23:43:0140012:12 площадью 16 кв. м, категории - земли населенных пунктов - для временного размещения торговых павильонов из облегченных конструкций, адрес (местоположение): Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Московская, 65/2, и кадастровым номером 23:43:0140012:13 площадью 32 кв. м, категории - земли населенных пунктов - для временного размещения торговых павильонов из облегченных конструкций, адрес (местоположение): Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Московская, 65/3; признании права собственности организации на данные земельные участки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Юг-Трейд".
Решением от 26.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.11.2019, признано незаконным решение администрации, изложенное в письме от 26.10.2018 N 25167/26 "О возврате заявления о предоставлении муниципальной услуги" как несоответствующее положениям статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) с возложением на данный орган обязанности в течение тридцати дней с момента вступления в законную силу судебного акта рассмотреть заявление организации о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0140012:12 и принять соответствующее решение;
в удовлетворении остальной части заявления отказано. Судебные акты мотивированны тем, что на момент издания постановления мэрии города Краснодара от 20.07.1998 N 1396 "О предоставлении ТОО многопрофильному предприятию "Юг-Трейд"" земельных участков в Прикубанском административном округе" (далее - постановление N 1396) действовал Земельный кодекс РСФСР, статья 39 которого регулировала порядок прекращения права на землю (в том числе при добровольном отказе землепользователя от земельного участка). Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 статья 39 Земельного кодекса РСФСР признана недействующей, Земельный кодекс РСФСР, действовавший в период издания постановления мэрии N 1396, не предусматривал возможность изъятия земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования. Доказательства соблюдения предусмотренного упомянутыми статьями Земельного кодекса РСФСР порядка изъятия части участка при издании постановления N 1396 материалы дела не содержат. При этом организация в настоящее время пользуется спорными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании государственного акта от 12.11.1996 серия КК-2 N 401001624. Сомнения в образовании спорных земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0140012:12 и 23:43:0140012:13 из участка, предоставленного организации на основании государственного акта от 12.11.1996 серия КК-2 N 401001624, отсутствуют, что подтверждается письмом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю от 15.03.2017 N 03201/010 об образовании спорных земельных участков. Относительно отказа в признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0140012:13 суды указали, что первоначально оспаривалось решение администрации от 26.10.2018 N 25167/26 в отношении участка (кадастровый номер 23:43:0140012:12). Уточнения, касающиеся письма от 22.10.2018 N 24762/26 о земельном участке с кадастровым номером 23:43:0140012:13, не заявлены, следовательно, основания для удовлетворения требований в данной части отсутствуют; заявитель вправе повторно обратиться в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка (кадастровый номер 23:43:0140012:13).
В кассационной жалобе администрация просит решение от 26.06.2019 и апелляционное постановление от 01.11.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав в обоснование своих доводов, что организация уже воспользовалась правом истребования спорных участков в собственность бесплатно в период, когда переоформила право бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0140012:43 по государственному акту от 12.11.1996 серии КК-2 N 401001624. Повторное предоставление земельных участков по тем же основаниям в тех же целях недопустимо в силу действующего земельного законодательства. Допуская возможность предоставления спорных объектов организации, последней надлежало обратиться с заявлением о переоформлении права бессрочного пользования на право собственности, а не требовать предоставления участков бесплатно. Постановления главы муниципального образования город Краснодар от 11.07.2008 N 1893 "Об утверждении проекта границ земельного участка по улице Московской, 65-а в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара" и 05.06.2009 N 1871 "О предоставлении ВОС в собственность бесплатно земельного участка в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара" изданы в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, организацией не оспорены. Судам надлежало обратить внимание на то, что заявитель просит земельные участки для эксплуатации Дома культуры, тогда как фактически такое здание отсутствует. В Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) вид разрешенного использования указан "для размещения объектов торговли". Суды не установили тождество площади земельного участка с кадастровым номером 23:43:0140012:43, предоставленного обществу по государственному акту от 12.11.1996 серии КК-2 N 401001624, и испрашиваемых земельных участков (23:43:0140012:12 и 23:43:0140012:13). Более того, с заявлением в администрацию обратился Третьяк Ю.С. без доверенности на совершение определенных действий от имени организации, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве организация отмечает несостоятельность доводов администрации, полагая, что имеет право на получение спорных земельных участков в собственность бесплатно на основании государственного акта от 12.11.1996 серии КК-2 N 401001624. Доказательства не представления заявителем полного пакета документов при подаче заявления администрация не представила, тем самым не выполнила свою процессуальную обязанность.
Определением от 26.03.2020 судебное разбирательство по кассационной жалобе откладывалось до 13.05.2020 до 16 часов 00 минут на основании постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020 N 808. Определением от 13.05.2020 судебное разбирательство по кассационной жалобе откладывалось до 15.06.2020 до 14 часов 00 минут по ходатайству организации.
Определением и.о. председателя третьего судебного состава от 15.06.2020 произведена замена судьи Анциферова В.А. на судью Соловьева Е.Г. (статья 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс), дело рассмотрено с самого начала.
В судебном заседании представитель организации поддержал доводы отзыва. Иные лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные администрацией в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, решением Краснодарского горисполкома от 31.05.1963 N 489 организации разрешено строительство клуба на 400 мест на территории Горпромкомбината в г. Краснодаре по ул. Московской, 65-а.
На основании решения Исполнительного комитета Краснодарского городского Совета депутатов трудящихся от 05.07.1974 N 325/5 "Об утверждении акта Госкомиссии по приему в эксплуатацию клуба на 400 мест, расположенного по ул. Московской, 65-а" утвержден акт Госкомиссии от 29.06.1974 по приему клуба в эксплуатацию.
Распоряжением Президиума Центрального Правления Всероссийского общества слепых город Москва от 27.12.1974 N 446 на базе клуба образовано учреждение "Краснодарский Дом культуры".
9 декабря 2000 года общество зарегистрировало право собственности на нежилое здание с пристройками - Дом культуры по ул. Московской, 65-а, ему выдано свидетельство о государственной регистрации права от 13.12.2000 серии 23-АА N 063423, сделана запись в ЕГРП от 09.12.2000 N 23-01.00-5.11.2000-93.
Постановлением главы администрации города Краснодара от 30.07.1996 N 1159 "О предоставлении Краснодарскому Дому культуры Всероссийского ордена Трудового Красного знамени общества слепых земельного участка в Прикубанском административном округе" организации предоставлен из земель городской застройки земельный участок площадью 2645 кв. м для эксплуатации здания Дома культуры на праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании указанного постановления заявителю выдан государственный акт от 12.11.1996 серии КК-2 N 401001624 о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью 2645 кв. м в г. Краснодаре по ул. Московской, 65-а, для эксплуатации здания Дома культуры (участок поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером 23:43:0140012:35).
Постановлением N 1396 из пользования организации изъято два земельных участка общей площадью 47 кв. м по ул. Московской, 65-а (пункт 1 постановления) с кадастровыми номерами 23:43:0140012:12, 23:43:0140012:13 и предоставлены в аренду ТОО МП "Юг-Трейд" на срок 5 лет (пункт 2 постановления), указано, что по истечении срока аренды земельных участков, предоставляемых в аренду ТОО МП "Юг-Трейд", организация имеет первоочередное право на пользование земельными участками (пункт 3 постановления).
Постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 02.08.2004 N 2197 "О предоставлении ООО "Юг-Трейд"" земельных участков в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара" установлено изъятие из пользования ООО "Юг-Трейд" двух земельных участков площадью 47 кв. м по ул. Московской, 65 (пункт 1 постановления); постановление N 1396 признано утратившим силу (пункт 2 постановления); договор аренды земельных участков с ООО "Юг-Трейд" расторгнут по соглашению сторон (пункт 3 постановления);
ООО "Юг-Трейд" предоставлено два земельных участка в аренду сроком на 5 лет (пункт 5 постановления).
Из письма кадастровой палаты от 15.03.2017 N 03201/010 следует, что на основании постановления главы администрации города Краснодара Краснодарского края от 30.07.1996 N 1159 "О предоставлении Краснодарскому Дому культуры Всероссийского ордена Трудового Красного знамени общества слепых земельного участка в Прикубанском административном округе" на кадастровый учет 19.03.2007 поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:43:0140012:35 площадью 2645 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Московская, 65-а. На основании постановления N 1396 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:43:0140012:3 площадью 31 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 23:43:0140008:4 площадью 16,37 кв. м, расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. Московская, 65. В дальнейшем на основании постановления N 2197 "О предоставлении ООО "Юг-Трейд"" земельных участков в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара Краснодарского края" на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:43:0140012:12 площадью 31,81 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0140012:3, и земельный участок с кадастровым номером 23:43:0140012:13 площадью 16,37 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0140008:4.
Постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 11.07.2008 N 1893 "Об утверждении проекта границ земельного участка по улице Московской, 65-а в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара" утвержден проект границ земельного участка, предоставленного организации, уменьшенного на площадь двух земельных участков, находящихся в аренде ООО "Юг-Трейд" (2241 кв. м), сформирован и поставлен на кадастровый учет участок с кадастровым номером 23:43:0140012:43.
На основании постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 05.06.2009 N 1871 "О предоставлении ВОС в собственность бесплатно земельного участка в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара" прекращено право постоянного (бессрочного) пользования организации на земельный участок площадью 2645 кв. м, участок с кадастровым номером 23:43:0140012:43 предоставлен обществу в собственность. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 17.09.2009 серии 23-АЕ 912664 за организацией зарегистрировано право собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0140012:43.
Согласно выпискам из ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0140012:12, 23:43:0140012:13 права и обременения не зарегистрированы.
11 октября 2018 года организация через МФЦ обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно ранее принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0140012:12 и 23:43:0140012:13.
Письмом от 26.10.2018 N 25167/26 "О возврате заявления о предоставлении муниципальной услуги" заявителю возвращено заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0140012:12 по мотиву не указания основания предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных статьей 39.5 Земельного кодекса, а также непредставления доверенности на имя Третьяка Ю.С., наделяющая последнего полномочиями по представлению интересов заявителя по спорному вопросу.
В судебном заседании администрация представила письмо от 22.10.2018 N 24762/26 "О возврате заявления о предоставлении муниципальной услуги", которым заявителю возвращено заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0140012:13 (основания возвращения заявления аналогичны приведенным в письме от 26.10.2018 N 25167/26).
Считая возврат администрации (письмо от 26.10.2018 N 25167/26) незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Кодекса бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Из статьи 39.2 Земельного кодекса следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 39.5 Земельного кодекса предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа в случае предоставления: земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие Земельного кодекса в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются в собственность указанных организаций бесплатно.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования организации в части признания незаконным решения администрации от 26.10.2018 N 25167/26 о возврате заявления о предоставлении в собственность земельного с кадастровым номером 23:43:0140012:12 и возложении на данный орган обязанности по рассмотрению данного заявления; отсутствие доверенности от имени организации документально не подтверждено. В части отказа в удовлетворении требования, касающегося земельного участка с кадастровым номером 23:43:0140012:13, суды верно указали, что в просительной части заявления (в первоначальной редакции) ссылка на письмо от 22.10.2018 N 24762/26 отсутствовала, соответствующие уточнения в суд не направлены, следовательно, рассмотрение этого требования выходит за пределы заявленных требований, что недопустимо.
Материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Основания для отмены или решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019 по делу N А32-53010/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 7 статьи 39.5 Земельного кодекса предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа в случае предоставления: земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие Земельного кодекса в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются в собственность указанных организаций бесплатно."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 июля 2020 г. N Ф08-52/20 по делу N А32-53010/2018