г. Краснодар |
|
11 июля 2020 г. |
Дело N А01-2596/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Драбо Т.Н.,
судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А.,
при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Рассвет" (ИНН 0101012683, ОГРН 1170105000878) - Зекоха Р.Ш. (директор) и Калюжного В.В. (доверенность от 14.08.2019), от заинтересованного лица - Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея (ИНН 0105043139, ОГРН 1040100541381) - Хадагатле А.А. (доверенность от 09.01.2020), в отсутствие третьего лица - Управления лесами Республики Адыгея (ИНН 0105050802, ОГРН 1070105000536), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рассвет" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 23.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 по делу N А01-2596/2019,
установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Рассвет" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея (далее - управление) от 19.06.2019 N 149-к "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии МАЙ 80213 ТЭ, предоставленного ООО "Рассвет" в целях разведки и добычи песчано-гравийной смеси"; о признании незаконным отказа управления в проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на участке недр песчано-гравийной смеси "Лесной"; об обязании управления в установленном законом порядке провести государственную экспертизу запасов полезных ископаемых на участке недр песчано-гравийной смеси "Лесной" на основании представленных обществом документов; об обязании управления обеспечить проведение мероприятий по возобновлению действия лицензии на пользование недрами МАЙ 80213 ТЭ.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление лесами Республики Адыгея (далее - управление лесами).
Решением суда от 23.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.03.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что управление доказало законность действий по досрочному прекращению ранее выданной обществу лицензии от 18.12.2018 серии МАЙ N 80213 ТЭ на разведку и добычу песчано-гравийной смеси на участке недр "Лесной" (далее - лицензия МАЙ 80213 ТЭ).
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой и дополнением к жалобе, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований. По мнению подателя жалобы, суды не проверили доводы общества о несоответствии акта комиссии от 18.06.2019 требованиям закона как по содержанию, так и по порядку его принятия. Суд первой инстанции вышел за пределы заявленных обществом требований, сделав вывод о незаконной выдаче лицензии МАЙ 80213 ТЭ. Утверждение судов о том, что указанные в акте комиссии от 18.06.2019 выводы выявлены по вновь открывшимся обстоятельствам не обоснованны и противоречат материалам дела. Обращения жителей аула Бжедугхабль, а также доводы о паводковой угрозе, отсутствии гидротехнических сооружений не могут быть вновь открывшимися обстоятельствами. Деятельность комиссии и акт обследования земельного участка от 18.06.2019 незаконны и формальны. Общество не имело возможности участвовать в работе комиссии и представлять свои доводы либо обжаловать акт комиссии от 18.06.2019 до вынесения оспариваемого приказа. Решения комиссии носят рекомендательный характер и не имеют юридического значения ввиду нелегитимности ее создания и состава, а также процедуры принятия комиссионного решения. В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что планируемая обществом добыча песчано-гравийной смеси (далее - ПГС) повлечет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, проживающих или работающих в зоне выполнения и влияния работ. При этом земельный участок, предоставленный обществу для разведки и добычи ПГС, не находится в водоохраной зоне р. Белой, никогда не подвергался подтоплению р. Белой и не находится в зоне возможного паводкового подтопления. Суды не учли, что при наличии информации об отсутствии защитных гидротехнических сооружений на р. Белой управление ранее выставило спорный земельный участок на аукцион. Приказ управления от 19.06.2019 N 149-к вынесен с нарушением пунктов 101, 122 Административного регламента управления по предоставлению государственной услуги "Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на право пользования участками недр местного значения, внесение изменений и дополнений в лицензии на право пользования участками недр местного значения, а также переоформление лицензий и принятие решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр местного значения на территории Республики Адыгея", утвержденного приказом управления от 03.06.2019 N 126.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление и управление лесами не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы, представитель управления просил оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и дополнения к жалобе, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказа управления от 17.12.2018 N 332-к обществу выдана лицензия МАЙ 80213 ТЭ сроком действия до 19.12.2028, неотъемлемой частью которой являются условия пользования недрами при разведке и добыче ПГС на участке недр местного значения "Лесной", расположенном на территории муниципального образования "Красногвардейский район" Республики Адыгея, а также акт от 12.12.2018 N 152, удостоверяющий горный отвод в предварительных границах от 12.12.2018 с приложенным к нему топографическим планом горного отвода "Лесного участка" ПГС с границами данного горного отвода.
Распоряжением управления лесами от 27.03.2019 N 10 обществу предоставлен в аренду без торгов лесной участок с кадастровым номером 01:03:2704002:647 общей площадью 4,6 га, сроком использования до 19.12.2028 в целях разработки и добычи ПГС на участке недр "Лесной" (согласно лицензии МАЙ 80213 ТЭ).
На основании распоряжения от 27.03.2019 N 10 управление лесами заключило с обществом договор аренды лесного участка от 28.03.2019 N 438 для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
Общество получило проект на проведение работ по разведке ПГС участка "Лесной" на территории МО "Красногвардейский район" Республики Адыгея и положительное заключение экспертизы от 20.03.2019 N 040-02-18/2019 на указанную проектную документацию.
Письмом управления от 08.05.2019 N 1976 заявление общества от 10.04.2019 N 1621 о проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых по проведенной разведке ПГС на участке недр "Лесной" на территории муниципального образования "Красногвардейский район" Республики Адыгея возвращено обществу для устранения недоработок.
Письмом от 11.06.2019 N 2331 управление сообщило обществу, что управление совместно с заинтересованными органами проводит проверку обращений жителей аула Бжедугхабль, в связи с чем до окончания указанной проверки проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых невозможно.
На основании пункта 1 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), акта от 18.06.2019 обследования земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 01:03:2704002:647, расположенного в районе аула Бжедугхабль муниципального образования "Красногвардейский район" Республики Адыгея, и приказа управления от 19.06.2019 N 149-к н досрочно (с 19.06.2019) прекращено право пользования недрами, предоставленное обществу по лицензии МАЙ 80213 ТЭ.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Суды установили и всесторонне, полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отказали обществу в удовлетворении требований, обоснованно исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Частью 3 статьи 11 Закона о недрах установлено, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Частью 2 статьи 20 Закона о недрах предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе случаях возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 N 305-КГ14-6820, исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения либо приостановления права пользования недрами закреплен в статье 20 Закона о недрах. При этом в части 1 статьи 20 Закона о недрах перечислены основания, влекущие исключительно безусловное прекращение права пользования недрами. В части 2 статьи 20 Закона о недрах приведены обстоятельства, дающие право органам, предоставившим лицензию, рассмотреть вопрос о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
Суды установили, что решение о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии МАЙ 80213 ТЭ, оформленное приказом от 19.06.2019 N 149-к, принято управлением в соответствии с представленными ему полномочиями и соответствует нормам действующего законодательства.
При этом суды учли, что оспариваемый приказ принят по результатам проверки, проведенной комиссией в составе начальника управления, главы администрации муниципального образования "Красногвардейский район", начальника отдела водных ресурсов по Республики Адыгея Кубанского бассейнового водного управления, председателя Комитета Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, руководителя государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея "Центр по эксплуатации гидротехнических сооружений", главы муниципального образования "Садовское сельское поселение", в связи с многочисленными коллективными обращениями жителей аула Бжедугхабль в адрес Председателя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, прокурора Республики Адыгея и премьер-министра Республики Адыгея.
Суды правильно исходили из того, что в силу статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Суды указали, что Закон о недрах содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, направлен не только на обеспечение защиты интересов государства и прав пользователей недр, но и защиту граждан Российской Федерации (что имеет превалирующее значение) от небезопасного для них в данном случае использования недр.
Суды учли, что согласно акту от 18.06.2019 в ходе комиссионной проверки установлено, что спорный земельный участок расположен между аулом Бжедугхабль (в 0,2 км к юго-западу) и водоохранной зоной р. Белая. Берег реки в данном месте имеет пологие черты рельефа, земельный участок расположен на надпойменной террасе реки. При прохождении сезонных обильных паводков земельный участок затапливается водами р. Белая; защитных гидротехнических сооружений на данной территории нет. Обустройство карьера на указанном земельном участке при прохождении сезонных паводков может спровоцировать неблагоприятные гидрологические процессы в отношении береговой линии, а также изменение водотока, что повлечет возникновение чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и безопасности населения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия комиссионного решения о рекомендации управлению досрочно прекратить право пользования недрами по лицензии МАИ 80213 ТЭ, предоставленной обществу в целях разведки и добычи ПГС.
Суды отметили, что недропользование - это деятельность, связанная с повышенным экологическим риском, а также возможной опасностью для населения, пользование отдельными участками недр может быть прекращено в целях обеспечения безопасности и охраны окружающей природной среды, а также если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам.
Исходя из документального подтверждения обстоятельств, свидетельствующих о том, что обустройство карьера на спорном земельном участке при прохождении сезонных паводков может спровоцировать неблагоприятные гидрологические процессы в отношении береговой линии р. Белая, а также изменение водотока, что повлечет возникновение чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и безопасности населения (прежде всего, аула Бжедугхабль), сделали обоснованный вывод о законности приказа управления от 19.06.2019 N 149-к и мотивированно отказали обществу в удовлетворении требований в полном объеме.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы общества о принципах формирования комиссии (по результатам работы которой выработана рекомендация о запрете недропользования на участке "Лесной" на территории муниципального образования "Красногвардейский район" Республики Адыгея) были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы общества о выходе судов за пределы предмета спора в части постановки вывода о незаконности лицензии МАЙ 80213 ТЭ подлежит отклонению, поскольку данный вывод судов не привел к принятию незаконных судебных актов по делу, в рамках которого проверяется законность ненормативного акта (приказ от 19.06.2019 N 149-к) и действий управления по досрочному прекращению действия выданной обществу лицензии МАЙ 80213 ТЭ.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
При обращении с кассационной жалобой на судебные акты по настоящему делу генеральный директор общества Зекох Рашид Шумафович уплатил за общество 3 тыс. рублей государственной пошлины по чеку-ордеру от 07.05.2020, в то время как в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации надлежало уплатить 1500 рублей. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату ее плательщику.
Руководствуясь статьями 104, 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 23.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 по делу N А01-2596/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Зекоху Рашиду Шумафовичу из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за общество с ограниченной ответственностью "Рассвет" по чеку-ордеру от 07.05.2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 N 305-КГ14-6820, исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения либо приостановления права пользования недрами закреплен в статье 20 Закона о недрах. При этом в части 1 статьи 20 Закона о недрах перечислены основания, влекущие исключительно безусловное прекращение права пользования недрами. В части 2 статьи 20 Закона о недрах приведены обстоятельства, дающие право органам, предоставившим лицензию, рассмотреть вопрос о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
...
Суды правильно исходили из того, что в силу статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Суды указали, что Закон о недрах содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, направлен не только на обеспечение защиты интересов государства и прав пользователей недр, но и защиту граждан Российской Федерации (что имеет превалирующее значение) от небезопасного для них в данном случае использования недр."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 июля 2020 г. N Ф08-5034/20 по делу N А01-2596/2019
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8037/2021
11.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5034/20
17.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1826/20
23.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-2596/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-2596/19