Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
образования, науки и молодежи
Республики Крым
от 16.10.2023 N 1739
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Пояснительная записка:
Настоящая Программа разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 марта 2015 г. N 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" в целях содействия психолого-педагогической и правовой подготовке лиц, выразивших желание стать опекунами (попечителями), приемными родителями, патронатными воспитателями, усыновителями (удочерителями) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Опыт прохождения обучения по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, позволит кандидатам оценить свою психологическую готовность и реальную возможность принятия в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей; разобраться в формах семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, правовых нормах, регулирующих вопросы усыновления, опеки и попечительства; освоить процедуру подготовки документов на оформление различных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей; подготовиться к переменам в жизни, связанным с принятием на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; получить квалифицированную помощь и поддержку специалистов в области опеки и попечительства; получить информацию о правовых, медицинских и психолого-педагогических аспектах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; ознакомиться с опытом опекунов (попечителей), приемных родителей.
Цель программы: повышение уровня социально-психолого-педагогической компетентности лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить - удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную семью, а также обеспечение прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на воспитание и заботу в семье, предотвращение вторичных отказов от детей, принятых на воспитание.
Задачи программы:
1. Выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития.
2. Оказание помощи кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка-сироты, в выборе формы семейного устройства, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности замещающих родителей.
3. Ознакомление кандидатов в замещающие родители с основами законодательства Российской Федерации и Республики Крым в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения; с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
4. Формирование у кандидатов в замещающие родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение, представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка.
Планируемые результаты обучения (требования к результатам освоения программы)
Успешно прошедшими подготовку считаются кандидаты в приемные родители, посетившие не менее 70% занятий (в очно-заочной форме), предусмотренных программой и по её завершении имеющие представление:
- о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;
- об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
- о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
знания:
- свои права и обязанности как приемных родителей, в отношении ребенка, а также в отношении органов опеки и попечительства, сопровождающей организации;
- закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
- важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
- о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
- особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
- о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
- санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье;
умения:
- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
- рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
- выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
- осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
- быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
- предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
- преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
- прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
- понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;
- заботиться о здоровье ребенка;
- соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка.
Категория слушателей
Совершеннолетние лица, выразившие желание принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей на основании поданного заявления от гражданина на обучение по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение 1), которые фиксируются в Журнале учета письменных заявлений граждан о зачислении на обучение по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение 2);
Исключение предусматривается для следующих категорий граждан:
- для усыновителей, являющихся отчимами (мачехами) усыновляемых детей;
- для усыновителей, опекунов, приемных родителей - близких родственников детей, оставшихся без попечения родителей. При этом под близкими родственниками детей понимаются лица, перечень которых определен абзацем третьим статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации, - родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры;
- для усыновителей, которые уже являются или являлись усыновителями и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;
- для опекунов, приемных родителей, которые являются или являлись опекунами детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.
Трудоемкость и методы обучения
Трудоемкость программы составляет 80 часов, в том числе лекции - 20 часов, практические занятия - 56 часов, самостоятельная работа - 4 часа.
Режим занятий: в соответствии с установленным режимом рабочего времени организации, осуществляющей подготовку.
Режим аудиторных занятий: не более 8 академических часов в день.
Общая продолжительность обучения по программе: 10 дней.
Форма обучения - очная, очно-заочная.
Форма подведения итогов подготовки: итоговое тестирование и собеседование.
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются:
- отказ от прохождения подготовки заявителей в организации на основании личного заявления;
- пропуски более 30% занятий по подготовке заявителей;
- непрохождение итогового тестирования и/или собеседования.
Документ, выдаваемый при успешном освоении программы
При успешном завершении обучения по программе выдается Свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (далее - Свидетельство) по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623. Выдача Свидетельств фиксируется в Журнале учета выдачи свидетельств о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение 3).
I. Содержание программы
Содержание программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители
Проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение в том числе следующих тем:
а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;
б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомств с потенциальной семьей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей; особенности семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека/попечение, приемная семья, патронатная семья; история и практика развития в Российской Федерации приемных семей; основания для определения социального статуса ребенка.
Формы работы: структурированное интервью, мини-лекция, индивидуальная и групповая работа, работа в парах, дискуссия, мозговой штурм, просмотр видеоматериалов (фильм "Джон"), анализ просмотренного видеоматериала.
Задания для самостоятельной работы:
Составить "Семейный герб".
Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
а) изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.
Формы работы: мини-лекция, мозговой штурм, индивидуальная и групповая работа, дискуссия, упражнение "Управляемая фантазия", упражнение "Моя мотивация", обсуждение итогов выполненной работы.
б) проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.
в) проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Формы работы: мини-лекция, мозговой штурм, индивидуальная и групповая работа, дискуссия, стимулирование разных подходов к одному и тому же решению проблемной ситуации.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить "Семейный устав".
2. Составить эко-карту семьи.
Раздел 3. Этапы развития ребенка
а) общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Формы работы: мини-лекция, мини-тестирование, индивидуальные задания.
б) роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
в) этапы развития ребенка по периодизации Э. Эриксона. Критические периоды развития ребенка. Факторы, которые обеспечивают задержку развития (деформированный социальный опыт, психологические проблемы, педагогическая запущенность, наследственность, проблемы психоэмоционального развития ребенка).
Формы работы: мини-лекция, мини-тестирование, мозговой штурм, упражнение "Управляемая фантазия", работа в группах, индивидуальные задания.
г) понятие "потребности ребенка". Сферы потребностей ребенка. Взаимосвязь между этапами развития ребенка и потребностями ребенка. Привязанность как одна из базовых потребностей ребенка. Роль опекунов, приемных родителей в обеспечении потребностей ребенка и формировании привязанности. Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность. Роль отца и матери в обеспечении полноценного развития ребенка.
Формы работы: мини-лекция, работа в группах, обсуждение, индивидуальный контроль.
Задание для самостоятельной работы:
Заполнение таблицы "Потребности и привязанности ребенка на разных возрастных этапах развития ребенка".
д) понятие "ребенок-инвалид", "ребенок с ограниченными возможностями здоровья". Классификация основных групп заболеваний, соответствующих каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида. Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в замещающих семьях.
Формы работы: мини-лекция, мозговой штурм, работа с карточками, обсуждение итогов выполненной работы, встреча со специалистом (специалист ПМПК, специалист образовательного учреждения для детей с трудностями в обучении (коррекционная школа для детей с ОВЗ)).
Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
а) виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Формы работы: мини-лекция, мозговой штурм, обсуждение, работа в группах, в ходе дискуссии стимулирование разных подходов к решению проблемных ситуаций.
б) диспропорции развития ребенка. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение. Понятие "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия. Расстройства аутистического спектра у детей.
Формы работы: мини-лекция, обсуждение, в ходе дискуссии стимулирование разных подходов к решению проблемных ситуаций, отработка навыков, встреча со специалистом (ГБУ РК, осуществляющее обучение, "Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения", врач-невролог, психиатр).
в) семья, как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
г) дети с ВИЧ и другими социально значимыми заболеваниями.
Современные аспекты выявления, лечения и распространения ВИЧ-инфекции. Профилактика передачи ВИЧ-инфекция от матери ребенку. ВИЧ-инфекция у детей, особенности протекания и лечения. Последствия неправильного лечения ВИЧ-инфекции у детей. Другие социально-значимые заболевания (туберкулез, гепатиты, сифилис): особенности, причины, пути передачи, современное лечение. Законодательство, касающееся вопросов ВИЧ-инфекции. Права и ограничения людей с диагнозом ВИЧ-инфекция. Обязанности законных представителей детей с диагнозом ВИЧ-инфекция. Социально-психологические особенности детей с диагнозом ВИЧ-инфекция. Потребности семей, воспитывающих детей с ВИЧ. Значение процесса раскрытия диагноза ребенку, рожденному с ВИЧ. Формирование и поддержание приверженности лечению у детей, живущих с ВИЧ. Возможности получения помощи семьям и поддержки детей, живущих с ВИЧ.
Формы работы: мини-лекция, презентация, обсуждение, в ходе дискуссии стимулирование разных подходов к решению проблемных ситуаций, встреча со специалистом ГБУЗ РК "Центр профилактики и борьбы со СПИДом" (врач-инфекционист, психолог).
Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
а) потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
б) причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
в) типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности").
Формы работы: мини-лекция, мозговой штурм, упражнение "Красная нить", групповая дискуссия (побуждение участников к поиску группового соглашения), обсуждение.
г) понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Формы работы: мини-лекция, ролевая игра, групповая работа (работа в подгруппах), обсуждение, самостоятельная индивидуальная работа.
Задания для самостоятельной работы:
1. заполнение таблицы потерь.
2. заполнение таблицы "Анализ собственных потерь".
Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
а) особенности ожидания приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Формы работы: мини-лекция, мозговой штурм, обсуждение, работа в малых группах.
б) этапы адаптационного периода. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации. Понятие "адаптации".
в) тайна усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Способы, как сказать ребенку, что он приемный.
г) роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Формы работы: мини-лекция, мозговой штурм, индивидуальная и групповая работа, работа в малых группах, ролевая игра "Как сказать ребенку, что он усыновленный?" с обсуждением, упражнение "Арт-погружение", ролевая игра "Пустите меня".
Задания для самостоятельной работы:
Заполнение таблиц "Счастливый ребенок", "Эффективный родитель".
Раздел 7. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка
а) понятие форм "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними.
б) эффективность и приемлемость наказаний и поощрений.
в) причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.
г) понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
Формы работы: мини-лекция, ролевые игры, работа в малых группах, выполнение практических заданий с отработкой навыков, работа с карточками, встреча со специалистом (врачом-наркологом).
д) характеристика понятий "воспитание", "семейное воспитание". Стили семейного воспитания. Методы воспитания детей в семье. Дисциплина как составляющий элемент воспитания детей.
Формы работы: мини-лекции, мозговой штурм, индивидуальная работа, работа в малых группах, обсуждение итогов выполнения работы.
Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
а) создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).
б) способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.
в) предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.
г) медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Формы работы: мини-лекция, обсуждение, работа в малых группах, встреча со специалистом (врачом-педиатром).
Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка
а) понятие "сексуальность". Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
б) формирование половой идентичности у ребенка. Причины сексуализированного поведения у детей (психические травмы, насилие, сексуальные комплексы и т.д.) и способы его коррекции.
в) способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Формы работы: мини-лекция, групповая дискуссия, встреча со специалистом (врачом-гинекологом).
Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
а) родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка.
б) стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.
в) способы реагирования семьи на стрессовые ситуации. Социальные связи семьи кандидата в приемные родители. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.
г) семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.
д) понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Формы работы: мини-лекция, мозговой штурм, работа в малых группах, индивидуальная самостоятельная работа, обсуждение итогов выполнения работы.
Задания для самостоятельной работы:
1. составление Карты семьи.
е) понятие "самооценки" и "культурной идентичности личности ребенка". Способы поддержки контактов с биологической семьей приемного ребенка. Пути привлечения детей к поддержке длительных семейных связей. Приемы предупреждения негативных изменений в отношениях приемных родителей с кровными детьми.
Формы работы: мини-лекция, обсуждение в ходе смоделированных ситуаций, работа в малых группах.
Задания для самостоятельной работы:
1. самооценка кандидатов в замещающие родители.
Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
а) правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.
б) формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (безвозмездная и возмездная). Различия между формами семейного устройства.
в) требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители. Порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
г) порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральными операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
д) правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
е) порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Порядок подготовки и подачи заявления в суд. Правовые аспекты тайны усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
ж) порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.
з) порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
и) меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
к) защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
л) порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управления таким имуществом.
м) правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.
н) порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.
о) последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
п) порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Формы работы: мини-лекция, мозговой штурм, краткая индивидуальная самостоятельная работа, составление финансового отчета, обсуждение итогов выполнения работы, встреча со специалистом (сотрудник отдела по делам несовершеннолетних и защите из прав).
Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
а) родительские и профессиональные функции приемной семьи.
б) взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.
в) информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
г) взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Формы работы: мини-лекция, индивидуальная и групповая работа, упражнение "Конфронтация" на тему: "Мои отношения с социальным работником", фронтальный опрос.
д) взаимодействие замещающей семьи с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), другие организации, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Формы работы: мини-лекция, фронтальный опрос.
е) встреча с приемным родителем.
Ознакомление кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители с опытом функционирования приемных семей Республики Крым. Роль "группы взаимопомощи" приемных родителей, родителей-воспитателей по формированию осознанного решения взять на воспитание и совместное проживание в свою семью ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Форма работы: встреча с замещающими родителями, "круглый стол", обмен информацией, просмотр видеоматериалов, анализ видеосюжетов.
Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
а) обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий.
б) обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.
в) проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание.
г) составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
д) итоговое тестирование кандидатов в замещающие родители по окончанию обучения с целью определения их готовности к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей на воспитание в свою семью, выбора ими формы устройства ребенка на воспитание в семью, уровня усвоения программы.
Форма работы: обсуждение, "круглый стол", обмен информацией, индивидуальные задания, тестирование, самооценка, собеседование.
II. Учебный план Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Цель: повышение уровня социально-психолого-педагогической компетентности лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить - удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную семью, а также обеспечение прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на воспитание и заботу в семье, предотвращение вторичных отказов от детей, принятых на воспитание.
Категория слушателей: совершеннолетние лица, выразившие желание принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Календарный учебный график:
Объем программы: 80 часов
Режим занятий: очный, очно-заочный
Академических часов в день: 8
N п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
Лекции |
Практические занятия |
Самостоятельная работа |
||||
1. |
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители |
6 |
1 |
5 |
- |
структурированное интервью |
2 |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
6,5 |
2 |
4 |
0,5 |
устный опрос, самооценка |
3 |
Этапы развития ребенка |
10,5 |
3 |
7 |
0,5 |
решение проблемных задач, срезовые задания |
4 |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
6 |
2 |
4 |
- |
решение ситуативных задач |
5 |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
9,5 |
2 |
7 |
0,5 |
решение проблемных задач, самооценка |
6 |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
6,5 |
2 |
4 |
0,5 |
решение ситуативных задач |
7 |
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка |
9 |
3 |
6 |
- |
решение ситуативных задач, решение проблемных задач |
8 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
3 |
1 |
2 |
- |
решение проблемных задач, устный опрос |
9 |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
3 |
1 |
2 |
- |
решение ситуативных задач |
10 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
6 |
1 |
4 |
1 |
самооценка, устный опрос |
11 |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
4,5 |
1 |
3 |
0,5 |
устный опрос |
12 |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
4,5 |
1 |
3 |
0,5 |
самооценка |
13 |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители |
5 |
- |
5 |
- |
устный опрос, собеседование, тестирование, самооценка, зачет |
Итого: |
80 |
20 |
56 |
4 |
|
III. Учебно-тематический план Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
N п/п |
Наименование разделов, тем |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
Лекции |
Практические занятия |
Самостоятельная работа |
||||
1. |
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители |
6 |
1 |
5 |
- |
|
1.1 |
Методологические и правовые аспекты подготовки кандидатов в приемные родители: |
6 |
1 |
5 |
- |
структурированное интервью |
|
а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители; |
1 |
0,25 |
0,75 |
- |
структурированное интервью |
|
б) задачи подготовки; |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
- |
|
|
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители) |
2 |
- |
2 |
- |
психолого-социальное обследование |
|
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей; |
1,5 |
0,25 |
1,25 |
- |
устный опрос |
|
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. |
1 |
0,25 |
0,75 |
- |
срезовые знания |
2. |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
6,5 |
2 |
4 |
0,5 |
|
2.1 |
изучение потребностей развития ребенка и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать; |
3 |
1 |
2 |
- |
устный опрос |
2.2 |
проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи и особенности семейной системы; |
3 |
1 |
2 |
- |
самооценка |
2.3 |
проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций. |
0,5 |
- |
- |
0,5 |
самооценка |
3. |
Этапы развития ребенка |
10,5 |
3 |
7 |
0,5 |
|
3.1 |
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка |
2,5 |
1 |
1,5 |
|
срезовые задания |
3.2 |
Возрастные и психологические особенности развития и поведения детей, которые устраиваются в семьи усыновителей, опекунские семьи, приемные семьи |
2 |
0,5 |
1,5 |
- |
срезовые задания |
3.3 |
Потребности приемных детей и пути их удовлетворения |
3 |
0,5 |
2 |
0,5 |
решение проблемных задач |
3.4 |
Особенности развития и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в замещающей семье |
3 |
1 |
2 |
- |
срезовые задания |
4. |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
6 |
2 |
4 |
- |
|
4.1 |
Виды жестокого обращения и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
срезовые задания |
4.2 |
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение |
1,5 |
0,5 |
1 |
- |
решение ситуативных задач |
4.3 |
Диспропорции развития ребенка: "умственная отсталость" и "задержка психического развития" у детей |
1,5 |
0,5 |
1 |
- |
решение ситуативных задач |
4.4 |
Дети с ВИЧ и другими социально значимыми заболеваниями" |
1,5 |
0,5 |
1 |
- |
решение ситуативных задач |
4.5 |
Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение. |
0,5 |
- |
0,5 |
- |
самооценка |
5. |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
9,5 |
2 |
7 |
0,5 |
|
5.1 |
Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка |
2 |
0,5 |
1,5 |
- |
решение проблемных задач |
5.2 |
причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей; |
2,5 |
0,5 |
1,5 |
0,5 |
самооценка |
5.3 |
типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности"); |
2 |
0,5 |
1,5 |
- |
срезовые задания |
5.4 |
понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи; последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка. |
3 |
0,5 |
2,5 |
- |
устный опрос |
6. |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
6,5 |
2 |
4 |
0,5 |
|
6.1 |
особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка; |
1,75 |
0,75 |
1 |
- |
решение ситуативных задач |
6.2 |
этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации; |
2 |
0,5 |
1 |
0,5 |
решение ситуативных задач |
6.3 |
тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный; |
1,5 |
0,5 |
1 |
|
решение ситуативных задач |
6.4 |
роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье. |
1,25 |
0,25 |
1 |
|
срезовые задания |
7. |
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка |
9 |
3 |
6 |
- |
|
7.1 |
формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними; |
3 |
1 |
2 |
- |
решение ситуативных задач |
7.2 |
эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка; |
3 |
1 |
2 |
- |
решение проблемных задач |
7.3 |
причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм; |
2 |
1 |
1 |
|
устный опрос |
7.4 |
понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты. |
1 |
- |
1 |
|
самооценка |
8. |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
3 |
1 |
2 |
- |
|
8.1 |
Создание безопасных условий для воспитания и проживания ребенка в приемной семье |
1 |
0,25 |
0,75 |
- |
решение проблемных задач, опрос |
8.2 |
способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним; |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|
решение проблемных задач, опрос |
8.3 |
предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах; |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|
Срезовые задания |
8.4 |
медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
опрос |
9. |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
3 |
1 |
2 |
- |
|
9.1 |
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения; |
1 |
0,5 |
1 |
- |
решение ситуативных задач |
9.2 |
формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности; |
1 |
0,25 |
0,5 |
|
опрос |
9.3 |
способы защиты ребенка от сексуального насилия. |
1 |
0,25 |
0,5 |
|
срезовые задания |
10. |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
6 |
1 |
4 |
1 |
|
10.1 |
родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка; |
1 |
0,25 |
0,75 |
- |
самооценка |
10.2 |
стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители; |
1 |
0,25 |
0,75 |
- |
устный опрос |
10.3 |
способы реагирования семьи на стрессовые ситуации; |
1 |
0,25 |
0,25 |
0,5 |
Решение ситуативных задач |
10.4 |
социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи; |
1 |
- |
1 |
- |
Решение ситуативных задач |
10.5 |
семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции; |
1 |
0,25 |
0,75 |
- |
опрос |
10.6 |
понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. |
1 |
- |
0,5 |
0,5 |
самооценка |
11. |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
4,5 |
1 |
3 |
0,5 |
|
11.1 |
правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью; |
0,3 |
|
0,2 |
0,1 |
устный опрос |
11.2 |
формы семейного устройства |
0,3 |
0,1 |
0,2 |
- |
устный опрос |
11.3 |
требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем; |
0,3 |
- |
0,2 |
0,1 |
устный опрос |
11.4 |
порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; |
0,3 |
0,1 |
0,2 |
- |
устный опрос |
11.5 |
правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка; |
0,3 |
0,1 |
0,2 |
- |
устный опрос |
11.6 |
порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения; |
0,3 |
0,1 |
0,2 |
- |
устный опрос |
11.7 |
порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье; |
0,3 |
0,1 |
0,2 |
- |
устный опрос |
11.8 |
порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью; |
0,3 |
0,1 |
0,2 |
- |
устный опрос |
11.9 |
меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; |
0,3 |
- |
0,2 |
0,1 |
устный опрос |
11.10 |
защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка; |
0,3 |
- |
0,2 |
0,1 |
устный опрос |
11.11 |
порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом; |
0,3 |
- |
0,2 |
0,1 |
устный опрос |
11.12 |
правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей; |
0,3 |
0,1 |
0,2 |
- |
устный опрос |
11.13 |
порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку; |
0,3 |
0,1 |
0,2 |
- |
устный опрос |
11.14 |
последствия отмены усыновления, опеки и попечительства; |
0,3 |
0,1 |
0,2 |
- |
устный опрос |
11.15 |
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации. |
0,3 |
0,1 |
0,2 |
- |
устный опрос |
12. |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
4,5 |
1 |
3 |
0,5 |
|
12.1 |
родительские и профессиональные функции приемной семьи; |
1 |
0,5 |
- |
0,5 |
самооценка |
12.2 |
Взаимодействие с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь замещающим семьям |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
самооценка |
12.3 |
взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом. Встреча с приемным родителем |
2 |
- |
2 |
- |
опрос |
12.4 |
информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи; |
0,5 |
- |
0,5 |
- |
опрос |
13. |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители |
5 |
- |
5 |
- |
|
13.1 |
обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий; |
1 |
- |
1 |
- |
собеседование |
13.2 |
обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители; |
1 |
- |
1 |
- |
устный опрос |
13.3 |
проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание; |
1 |
- |
1 |
- |
самооценка |
13.4 |
составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью |
2 |
- |
2 |
- |
тестирование |
Итого: |
80 |
20 |
56 |
4 |
- |
IV. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Материально-технические условия реализации программы
Наименование специализированных аудиторий, кабинетов |
Вид занятий |
Наименование оборудования, программного обеспечения |
Учебный кабинет, лекционная аудитория |
Лекции, практические занятия |
Флипчарт, ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивный экран, доска универсальная. Широкоформатный настенный телевизор с возможностью подключения ПК |
4.2. Учебно-методическое обеспечение программы
Нормативно-правовые акты
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Семейный кодекс Российской Федерации.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации".
5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка".
7. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
8. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
9. Указ Президента РФ от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
10. Закон Республики Крым от 1 сентября 2014 г. N 62-ЗРК "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым".
Литература
1. Гринберг С.Н., Савельева Е.В. и др. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. - СПб.: Речь, 2007.
2. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. - М.: Вако, 2004.
3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1993.
4. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
5. Кипнис М. Тренинг коммуникации. - М.: Ось -89, 2005.
6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1997.
7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - Спб.: Издательство "Речь", 2003.
8. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опекунам. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
9. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. - М.: Владос, 2003.
10. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М., 1995.
11. Щелина Т.Т., Нелидов А.Л., Беганцова И.С. Психологическое обеспечение развития личности детей-сирот в учреждениях интернатного типа. - Арзамас: АГПИ, 2003.
V. Формы аттестации и диагностические материалы
Оценка качества освоения программы на основании итогового тестирования и по результатам собеседования.
Для оценки психологической готовности к приему несовершеннолетних детей в семью, с согласия гражданина, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в процессе курса подготовки возможно проведение социально-психологического обследования (диагностики) возможностей его семьи осуществлять замещающую семейную заботу. Основанием для прохождения социально-психологического обследования (диагностики) является специальная отметка гражданина в письменном заявлении гражданина о зачислении на обучение по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение 1), а также письменное согласие гражданина на проведение социально-психологического обследования ( диагностики) лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его семьи (приложение 4). Порядок проведения социально-психологического обследования (диагностики) утверждается организацией, осуществляющей подготовку граждан, желающих принять в семью на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей. Результаты социально-психологического обследования (диагностики) гражданину выдаются лично, вместе со свидетельством о прохождении курса подготовки граждан, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Социально-психологическое обследование (диагностика) осуществляется на основании следующего диагностического материала: 1) Стандартизированное интервью для граждан, желающих принять ребенка-сироту в семью на воспитание (Ослон В.Н.), 2) Тест-опросник "Мотивация выбора приемного ребенка" (В.В. Савченко, Т.Н. Соломатина), 3) Опросник исследования уровня агрессивности (А. Басс, А. Дарки, на русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой), 4) Методика исследования личности с помощью модифицированного опросника FPI (форма В) (А.А. Крылов, Т.И. Ронгинская).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.