г. Краснодар |
|
14 июля 2020 г. |
Дело N А63-26455/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И. в отсутствие в судебном заседании представителей от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агро" (ОГРН 1022602821141 ИНН 2615011787), органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края (ИНН 2615016231 ОГРН 1172651023643), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агро" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.07.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2019 по делу N А63-26455/2018, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственность "Агро" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края (далее - администрация) о признании незаконным изложенного в письме от 21.12.2018 N 5502 решения об отказе в предоставлении в собственность за плату земельных участков площадью 943 000 кв. м с кадастровым номером 26:04:050504:2, площадью 569 996 кв. м с кадастровым номером 26:04:050205:11, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, местоположение которых установлено относительно ориентиров в границах кадастрового квартала 26:04:050204 из земель СПК "Темижбекский" 2 секция 14 контур 1 с почтовым адресом: Ставропольский край, р-н Новоалександровский, и в границах кадастрового квартала 26:04:050205, секция 6, часть 1 контура с почтовым адресом: Ставропольский край, район Новоалександровский, (далее - земельные участки-1,-2), о понуждении к устранению выявленных нарушений путем подготовки и направления подписанных проектов договоров купли-продажи земельных участков.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 12.07.2019, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2019 в удовлетворении заявления отказан. Судебные акты мотивированы следующим. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Ставропольского края возможна только по истечении действия моратория, установленного краевым законодательством. Часть земельного участка-1 не соответствует площади, конфигурации первоначально предоставленного в аренду участка. Границы земельного участка-1 пересекают проезжую часть автомобильной дороги общего пользования регионального значения. Оспариваемые решения не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы общества.
Общество обжаловало решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.07.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2019 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов. Общество предприняло попытку выкупа земельных участков в ноябре 2016 года. Обществу по договору аренды переданы земельные участки с некорректно сформированными границами.
Общество не смогло воспользоваться правом на выкуп земельных участков до установления моратория на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения до 01.01.2052. Такой мораторий противоречит федеральному земельному законодательству. Общество обладает правом на приватизацию арендуемых земельных участков по истечении с момента заключения договора аренды не менее трех лет и при использовании земельных участков надлежащим образом. Основания для отказа в предоставлении земельных участков в собственность отсутствовали.
В отзыве на кассационную жалобу администрация указала на принятие оспариваемых решений по новому заявлению общества от 21.12.2018 N 5502.
К спорным правоотношениям применим действующий мораторий на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения до 01.01.2052. Основания для признания оспариваемого решения незаконным отсутствуют.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что администрация Темижбекского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 03.01.2002 N 2 аренды земельных участков общей площадью 222 га с кадастровыми номерами 26:04:052200:01, 26:04:051103:01, 26:04:051101:01 на пять лет. Договор прошел государственную регистрацию 26.04.2002 (записи с номерами регистрации 26-01/04-12/2002-93,-94,-95). Земельный участок с кадастровым номером 26:04:051103:01 площадью 57 га частично был предоставлен в аренду обществу и частично обществу с ограниченной ответственностью "Флора" по договору от 03.01.2002 N 1 аренды земель сельскохозяйственного назначения. Дополнительным соглашением от 01.02.2006 срок договоров аренды земельных участков продлен на 49 лет. Дополнительное соглашение зарегистрировано 25.05.2006 (запись с номером регистрации 26-26-04/003/2006-232).
Полномочия арендодателя по вышеуказанному договорам аренды с 01.07.2011 по 28.02.2015 осуществляла администрация Новоалександровского муниципального района Ставропольского края, с 01.03.2015 по 31.12.2016 - администрация муниципального образования Темижбекского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края.
На основании перечней ранее учтенных земельных участков по состоянию на 01.11.2005 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельных участках площадью 944 000 кв. м с кадастровым номером 26:04:050205:1, площадью 1 177 000 кв. м с кадастровым номером 26:04:050205:2, площадью 943 000 кв. м с кадастровым номером 26:04:050504:2. Постановлением администрации Новоалександровского муниципального района от 12.02.2013 N 170 земельный участок с кадастровым номером 26:04:050205:2 (предыдущий номер 26:04:051103:01) разделен на земельные участки площадью 569 996 кв. м и 607 087 кв. м. В связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 26:04:050205:2 на государственный кадастровый учет 20.03.2013 поставлены земельные участки площадью 569 996 кв. м с кадастровым номером 26:04:050205:11 и площадью 607 087 кв. м с кадастровым номером 26:04:050205:10. В результате проведенных мероприятий по межеванию земельных участков установлена идентичность земельного участка-1 и земельного участка с кадастровым номером 26:04:052200:01, Площадь земельного участка уточнена в ходе мероприятий по межеванию (в соответствии со справкой от 13.12.2013 N 3052 и кадастровым паспортом земельного участка от 03.07.2013 N 26/501/13-257997). Соглашением от 12.12.2013 в пункт 1.1 договора аренды земельных участков внесены изменения. Арендодателем указана администрация Новоалександровского района, а в качестве объектов аренды - земельные участки с кадастровыми номерами 26:04:050205:11, 26:04:050504:2, 26:04:050205:1. Соглашение зарегистрировано 09.01.2014 (запись с номером регистрации 26-0-1-99/2007/2013-622).
Общество обратилось в администрацию муниципального образования Темижбекского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края с заявлением от 17.11.2016 N 1184 о предоставлении в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 26:04:050205:1, 26:04:050504:2, 26:04:050205:11. Администрация сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края приняла изложенные в письмах от 16.12.2016 N 1044, от 25.01.2017 N 59 решения об отказе в предоставлении обществу в собственность за плату земельных участков, мотивировав наличием ограничения (обременения) права в соответствии с договором от 11.04.2014 N N181300122/0542И01 ипотеки в отношении земельных участков, а также ввиду пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 26:04:050504:2 и земельного участка с кадастровым номером 26:04:050504:6, на котором расположено кладбище.
Общество устранило указанное пересечение путем проведения кадастровых работ (межевой план от 26.12.2016) и 27.12.2016 обратилось в орган кадастрового учета с заявлением о внесении изменений в Государственный кадастр недвижимости.
Общество повторно обратилось в администрацию с заявлением от 29.12.2016 (вх. N 1334) о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:04:050504:2. Администрация приняло изложенное в письме от 25.01.2017 N 59 решение об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 26:04:050504:2, указав на наличие ограничений (обременения) по договору ипотеки и пересечения с землями общего пользования (проезжей частью автомобильной дороги).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 08.09.2017 по делу N А63-16919/2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.04.2018, изложенное в письме от 16.12.2016 N 1044 решение администрации муниципального образования Темижбекского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:04:050205:1 признано незаконным. Администрация Новоалександровского муниципального района Ставропольского края присуждена к подготовке и направлению обществу проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 26:04:050205:1.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы следующим. При сопоставлении межевого плана от 26.12.2016 и плана земельного участка с кадастровым номером 26:04:052200:01 (приложение к договору аренды от 03.01.2002) установлено несоответствие площади, конфигурации первоначально предоставленного земельного участка с испрашиваемым в собственность земельным участком. Фактически в состав существовавших на момент отказа от 25.01.2017 и существующих в настоящее время границ земельного участка 26:04:050504:2 включена дополнительно территория с северо-восточной стороны от первоначально предоставленного обществу земельного участка площадью 70 га.
В результате изменения границ на основании межевого плана от 26.12.2016 границы земельного участка с кадастровым номером 26:04:050504:2 пересекают проезжую часть автомобильной дороги общего пользования. Земельный участок с кадастровым номером 26:04:050205:11 не соответствует местоположению земельного участка, изначально предоставленного обществу по договору аренды от 03.01.2002 N 2, а представляет собой территорию восточной части поля, обозначенного на планах к договорам N 1 и 2 под номером IV/132 (включает территорию земельного участка, ранее предоставленного ООО "Флора" по договору аренды от 03.01.2002 N 1). Часть земельного участка с кадастровым номером 26:04:050205:11 передана в аренду обществу по соглашению от 12.12.2013, зарегистрированному 09.01.2014, то есть срок аренды составил менее 3 лет. Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 11.01.2018 по делу N А63-16919/2016 администрация муниципального района в порядке процессуального правопреемства была заменена на администрацию городского округа. В связи с заключением договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 26:04:050205:1 он исключен из объектов договора аренды. Соответствующее соглашение зарегистрировано 02.04.2019 (запись с номером регистрации 26:04:050504:2-26/001/2019-3).
Общество обратилось в администрацию с заявлением от 23.11.2018 N 9877 о предоставлении земельных участков (площадью 943 000 кв. м с кадастровым номером 26:04:050504:2 и площадью 569 996 кв. м с кадастровым номером 26:04:050205:11) в собственность за плату. Администрация приняла изложенное в письме от 21.12.2018 N 5502 решение об отказе в предоставлении земельных участков в собственность в связи с действующим на территории Ставропольского края мораторием на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения до 01.01.2052.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения общества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предусмотрена возможность продажи без проведения торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этим лицам по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с ними при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса в применимой к рассматриваемым отношениям редакции, оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Законом N 101-ФЗ установлено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом, Законом N 101-ФЗ, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 1). Оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1). Если на день вступления в силу настоящего Федерального закона субъектом Российской Федерации не принят закон, обеспечивающий его реализацию, на территории такого субъекта Российской Федерации приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренная пунктом 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, осуществляется с 1 января 2004 года. Нормы действуют до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, регулирующего данные правоотношения (пункт 1,2 статьи 19.1).
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) законодательство фактически не содержало запрета на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения. Согласно статье 8 Закона N 137-ФЗ в период с момента вступления его в силу и до вступления в силу Закона N 101-ФЗ приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения не допускалась. Закон N 101-ФЗ установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. В случаях, когда на день вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"" (вступил в силу 10.07.2003) субъектом Российской Федерации не принят соответствующий закон, приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения с 01.01.2004 должна осуществляться по правилам, установленным статьей 19.1 названного Федерального закона, до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 30.06.2004 N 72-Г04-2 сформулировал правовую позицию о том, что определение момента начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится исключительно к полномочиям субъекта Российской Федерации. Момент начала приватизации участков названной категории законодатель субъекта Российской Федерации вправе определить самостоятельно (пункт 4 статьи 1, пункт 2 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ). Данное полномочие направлено на защиту публичной собственности на землю и не ограничивает право частной собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Такое право в установлении момента (даты) приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Законом N 101-ФЗ предоставлено субъекту Российской Федерации.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Ставропольского края, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован Законом от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (далее - Закон N 36кз). Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Ставропольского края, осуществляется с 01.01.2052 (часть 1 статьи 30). Исключение из данного правила, устанавливающее перечень лиц, которые вправе были приватизировать земли сельскохозяйственного назначения ранее указанного срока, предусматривалось в пункте 1 части 2 статьи 30 Закона N 36-кз, признанном утратившим силу Законом Ставропольского края от 09.11.2017 N 114-кз "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений"".
Приватизация земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно в порядке, установленном федеральным законодательством, в том числе и Законом N 101-ФЗ. Полномочия субъекта Российской Федерации по обороту земель сельскохозяйственного назначения ограничены и выражаются только в установлении момента (даты) приватизации, вопросы приватизации вне зависимости от этой даты урегулированы федеральным законодательством, которое имеет прямое действие. Определение срока начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в публичной собственности, не только не свидетельствует о превышении субъектом Российской Федерации компетенции по данному вопросу, но и согласуется с пунктом 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2018 N 19-АПГ18-3).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно заключили о следующем. На момент обращения общества в администрацию действовали нормы регионального законодательства, устанавливающие возможность приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения только по истечении действия моратория - с 01.01.2052. Установленный Законом N 36-кз момент начала приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения не противоречит федеральному законодательству. Законодатель субъекта вправе самостоятельно определять указанный момент. С учетом изложенного оспариваемые решения об отказе в предоставлении земельных участков обществу в собственность за плату вынесен на основании норм действующего законодательства, не содержит выводов, противоречащих закону или нарушающих права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.07.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2019 по делу N А63-26455/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Верховный Суд Российской Федерации в определении от 30.06.2004 N 72-Г04-2 сформулировал правовую позицию о том, что определение момента начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится исключительно к полномочиям субъекта Российской Федерации. Момент начала приватизации участков названной категории законодатель субъекта Российской Федерации вправе определить самостоятельно (пункт 4 статьи 1, пункт 2 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ). Данное полномочие направлено на защиту публичной собственности на землю и не ограничивает право частной собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Такое право в установлении момента (даты) приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Законом N 101-ФЗ предоставлено субъекту Российской Федерации.
...
Приватизация земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно в порядке, установленном федеральным законодательством, в том числе и Законом N 101-ФЗ. Полномочия субъекта Российской Федерации по обороту земель сельскохозяйственного назначения ограничены и выражаются только в установлении момента (даты) приватизации, вопросы приватизации вне зависимости от этой даты урегулированы федеральным законодательством, которое имеет прямое действие. Определение срока начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в публичной собственности, не только не свидетельствует о превышении субъектом Российской Федерации компетенции по данному вопросу, но и согласуется с пунктом 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2018 N 19-АПГ18-3)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июля 2020 г. N Ф08-1032/20 по делу N А63-26455/2018