Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЗПП Кожевниково" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Общество с ограниченной ответственностью "ЗПП Кожевниково" (далее также - ООО "ЗПП Кожевниково") оспаривает конституционность подпунктов 1 и 4 пункта 1, а также пункт 2 статьи 25 "Пресечение незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации" Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Как следует из представленных материалов, ООО "ЗПП Кожевниково" осуществляло хранение алкогольной продукции (пива и пивных напитков) в отсутствие документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота (товарно-транспортных накладных), что послужило основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации, и назначения ему административного наказания в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей (решение Арбитражного суда Томской области от 18 апреля 2022 года, с которым согласились вышестоящие суды). Изъятая в ходе производства по делу об административном правонарушении алкогольная продукция с тарой, которая, как установили суды, являлась единым целым с алкогольной продукцией и не могла быть индивидуализирована в качестве самостоятельного товара, направлена на уничтожение в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"; доводы о принадлежности тары третьему лицу были отклонены судами как недоказанные.
По мнению ООО "ЗПП Кожевниково", оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 35 (части 1 и 2) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку допускают уничтожение многооборотной тары (кег), изъятой у привлеченного к административной ответственности лица, которое не осуществляло деятельность, подлежащую лицензированию в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Осуществляя регулирование отношений, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношений, связанных с потреблением (распитием) алкогольной продукции, Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" - в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (пункт 1 статьи 1) - предусмотрел ряд мер, направленных на пресечение незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации (статья 25).
В частности, согласно указанному Федеральному закону изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат алкогольная продукция в случае, если ее производство и (или) оборот (т.е. закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие данного Федерального закона) осуществляются без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования; сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции в случае, если они обнаружены в складских, производственных помещениях организации, а также на иных объектах, принадлежащих организации или используемых ею при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с пунктом 2 статьи 18 данного Федерального закона, при отсутствии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности (подпункты 7 и 16 статьи 2, абзац шестой подпункта 1 и подпункт 4 пункта 1 статьи 25). При этом в силу пункта 2 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" изъятые алкогольная продукция и производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка) подлежат вывозу и уничтожению или уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (абзац второй).
Такое регулирование обеспечивает эффективный государственный контроль за соблюдением законодательства, норм и правил в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и не нарушает в указанном в жалобе аспекте конституционные права ООО "ЗПП Кожевниково", в деле которого суды установили, что тара, как неотъемлемая часть хранившейся в ней алкогольной продукции, находившейся в незаконном обороте, подлежала изъятию и уничтожению вместе с ней.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЗПП Кожевниково", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2023 г. N 2215-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЗПП Кожевниково" на нарушение его конституционных прав подпунктами 1 и 4 пункта 1, а также пунктом 2 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-