Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства образования
Калининградской области
от "21".12.2021 г. N 1463/1
Стратегия
развития воспитания обучающихся в Калининградской области
27 февраля 2023 г.
I. Общие положения
1. Стратегия развития воспитания обучающихся в Калининградской области (далее - Стратегия) является документом, определяющим социокультурный вектор и приоритетные направления развития системы воспитания детей и молодежи в сфере образовательной политики региона. Она исходит из основополагающих федеральных и региональных нормативных правовых актов.
2. Стратегия содержит совокупность управленческих и педагогических идей и положений, определяемых целью, задачами и основными принципами воспитания, сочетающих интересы и требования общества, государства и личности.
3. В Стратегии заложена идея приоритетности воспитания на всех уровнях образования в современных условиях общественного развития с учетом новых вызовов времени.
Стратегия разработана с учетом анализа состояния воспитания в Российской Федерации, Калининградской области, с опорой на лучшие воспитательные практики и определяет:
1) цель и задачи развития региональной системы воспитания обучающихся;
2) методологические основы развития системы воспитания обучающихся;
3) направления и содержание развития системы воспитания обучающихся;
4) ресурсы и механизмы реализации положений Стратегии;
5) характер и направленность ожидаемых результатов.
4. Положения, изложенные в Стратегии, служат базовым основанием для разработки программ и планов воспитательной деятельности в системе дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования Калининградской области, решения задач формирования у детей и молодежи высоких нравственных и гражданских качеств, основанных на базовых национальных ценностях, повышения уровня ее готовности к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни российского общества.
5. В Стратегии используются следующие отдельные понятия:
1) аксиологический подход - ценностное, духовно-практическое освоение действительности, определенное отношение к реалиям, предусматривающее их оценку на основе учета специфики мотивирующих поведение человека и организующих взаимоотношения между людьми потребностей, интересов, ценностных ориентаций. Аксиологический подход позволяет осмыслить значение полученных знаний, компетенций для человека и общества, раскрыть связь ценностных и практических аспектов познания и деятельности;
2) базовые национальные ценности - ценности, определяющие национально-культурный характер многонационального народа Российской Федерации и его мировоззренческие основы, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
3) возрастной подход - учет и использование физиологических, психических, социальных закономерностей развития личности, а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастом. Возрастные особенности образуют комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств человека, характерных для большинства людей одного возраста. В различных этносах существует возрастная специфика воспитания, обусловленная особенностями их культурных традиций, которую необходимо иметь в виду при осуществлении воспитательной деятельности Возрастной подход призван создавать условия для эффективного решения задач, от которых зависит личностное развитие человека;
4) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации (с изменениями от 31 июля 2020 года N 304-ФЗ);
5) духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения;
6) духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
7) качество воспитания - интегральная характеристика результата воспитательного процесса, направленного на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе базовых национальных ценностей, социокультурных традиций, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
8) личностно ориентированный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Личностный подход оказывает помощь ребенку в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых форм самоопределения, самореализации и самоутверждения. Осуществить такой подход может педагог, осознающий себя личностью, умеющий видеть личностные качества в воспитаннике, понимать его и строить с ним диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями;
9) национальный воспитательный идеал - высшая и абсолютная цель образования, идеальное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;
10) патриотизм (от греч. "патер" - отец) - верность Отечеству, т. е. приверженность отеческому наследию во всех отношениях (духовном, морально-нравственном, интеллектуальном, религиозном, этическом, эстетическом, материальном, территориальном и т. д.). Чувство и сформировавшаяся позиция верности своему народу, его социокультурным традициям и ценностно-смысловым ориентирам, своей стране. Патриотизм основывается на любви к своему великому Отечеству и малой родине (городу или сельской местности, где человек родился и воспитывался), активной гражданской позиции, готовности к служению Отечеству);
11) системно-деятельностный подход - подход, при котором воспитание и развитие личности осуществляется в деятельности, посредством разнообразных видов и форм деятельности, различных форм общения и дает ожидаемый эффект при наличии системы воспитательной работы. Системно-деятельностный подход составляет основу федеральных государственных образовательных стандартов;
12) социализация - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, принятие ценностей своей социальной группы и учитывание ценностей других социальных групп при установлении социальных связей с ними и обществом в целом, активное воспроизводство системы общественных отношений;
13) социальные институты воспитания - социальные формальные и неформальные институции, общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательное воздействие на личность. Наиболее известными из них являются семья и школа. Кроме того, средства массовой культуры и информации, общественные организации, религиозные организации, объединения друзей, сверстников, организации дополнительного и профессионального образования и т. д.;
14) уклад жизни локального сообщества (класса, группы, образовательной организации) - система устоявшихся форм повседневной жизнедеятельности сообщества. Важнейшими компонентами уклада являются: ценностный, субъектно-средовой и структурно-процессуальный. Важнейшими условиями его формирования выступают традиции школьной жизни и организационная структура образовательной организации. Укладность является главной характеристикой (показателем) системности воспитательной деятельности образовательной организации, направленной на достижение современного национального воспитательного идеала.
II. Нормативно-правовые и концептуальные основания
6. Нормативно-правовыми и концептуальными основаниями разработки Стратегии являются:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
3) Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
4) Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства";
5) Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года",
6) Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
7) Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
8) Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы";
9) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года N 1726-р "Концепция развития дополнительного образования детей";
10) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р "Основы государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года";
11) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 2945-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
Пункт 6 дополнен подпунктом 12 с 11 марта 2023 г. - Приказ Министерства образования Калининградской области от 27 февраля 2023 г. N 230/1
12) Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
III. Характеристика условий осуществления процесса воспитания, существующих в Калининградской области на момент принятия Стратегии
7. Осознание на региональном уровне управления образованием того, что:
1) в современных условиях воспитание играет решающую роль в формировании творческой, интеллектуально, духовно, нравственно и физически развитой, свободной и ответственной за результаты своей деятельности личности человека и гражданина;
2) главным фактором воспитания является личность педагога, а главной движущей силой необходимых изменений в сфере воспитания является мотивация педагога;
3) помимо уровня заработной платы наиболее сильным стимулирующим фактором воспитательной деятельности педагога является создание условий для его самореализации: учитывание важности фактора здоровьесбережения педагогов и необходимости оптимально эффективного использования их человеческого и профессионального ресурса, реализации собственных методических идей и находок, проявления своих творческих способностей, получения от работы позитивных эмоций и удовлетворения.
8. Важной характеристикой состояния существующей региональной системы воспитания является стремление к открытости воспитательного пространства, которая предполагает взаимодействие педагогов, родителей, других субъектов социализации обучающихся. Таким образом, осуществляется процесс социально-педагогической поддержки воспитания обучающихся.
Осознание необходимости совершенствования сетевого взаимодействия и создания системы использования ресурсов на межведомственной основе, которая в завершенном виде будет иметь инновационный характер.
9. Серьезными мотивирующими факторами для реализации Стратегии являются:
1) определение приоритетности воспитания на уровне государственной политики в образовании;
2) сложность и противоречивость тенденций развития современной социокультурной молодежной среды, особенностей ее функционирования в Калининградском регионе в связи с его территориальной оторванностью от центральной России и окруженностью сопредельными государствами - членами Евросоюза.
10. Наличие в регионе потенциала квалифицированных педагогических и управленческих ресурсов.
11. Наличие условий для интеграции различных субъектов социокультурной, духовно-просветительской и религиозной, научной, экономической, общественной жизни регионального сообщества, принимающих на себя ответственность за решение практических задач воспитания подрастающего поколения - социальных партнеров региональной системы образования.
12. При этом, однако, такие задачи современной школы, как раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире на основе гуманистических идеалов и базовых национальных ценностей, как правило, с точки зрения приоритета в практике на местах уступают место решению задач обучения (знания, умения и навыки) и формирования компетенций.
Таким образом, основная проблема заключается в дефиците гуманистического подхода к решению воспитательных задач в сфере образования.
13. С учетом современного состояния региональной системы образования SWOT-анализ существующей в Калининградской области системы воспитания можно представить в следующем виде:
SWOT-анализ
S Сильные стороны системы воспитания в Калининградской области: - Высокий уровень внимания Правительства Калининградской области к проблеме развития человеческого потенциала. - Значительный объем финансовых ресурсов, направляемых в систему образования, являющуюся главной силой, организующей и определяющей повестку формирования региональной системы воспитания детей и молодежи. - Наличие в образовательном пространстве Калининградской области сформированной системы духовно-нравственного воспитания обучающихся, имеющей экспертную оценку и научное описание. - Развивающаяся система научно-методического сопровождения воспитания в регионе. - Наличие у населения кредита доверия к системе образования. - Наличие образовательных центров, способных разрабатывать и внедрять современные проекты в сфере образования. - Опыт разработки и реализации федеральных, региональных и муниципальных проектов в области воспитания. - Востребованность опыта построения и развития региональной системы духовно-нравственного воспитания в Калининградской области другими регионами (г. Санкт-Петербург, Республика Крым, Калужская область, Сахалинская область, Республика Коми, Белгородская область и т. д.) |
W Слабые стороны системы воспитания в Калининградской области: - "Предметоцентризм" в системе образования способствует снижению внимания к вопросам воспитания. - Невысокий уровень психолого-педагогических исследований и психолого-педагогического сопровождения процесса воспитания на местах в муниципальных образованиях, населенных пунктах и образовательных организациях. - Несбалансированная инфраструктура системы дополнительного образования отдаленность услуг дополнительного образования в ряде общеобразовательных организаций и т. д. - Недостаточно эффективная система подготовки педагогических и руководящих кадров в области воспитания и дополнительного образования. - Недостаточно разработанная система диагностических и мониторинговых исследований в сфере воспитания. - Неразвитость стимулирующих форм оплаты труда руководителей образовательных организаций с учетом результатов воспитания. - Недостаточное взаимодействие органов местного самоуправления, образовательных организаций с общественными и традиционными для России религиозными организациями по вопросам воспитания обучающихся |
О Возможности системы воспитания в Калининградской области: - Высокий уровень внимания Правительства Калининградской области к вопросам развития системы образования. - Формирование региональной оценки механизмов управления качеством воспитания в Калининградской области; - Создание региональной нормативно-правовой базы системы воспитания; - Формирование региональной модели методического сопровождения общеобразовательных организаций по вопросам воспитания; - Готовность ряда ведомств и общественных институтов к активному взаимодействию в вопросах повышения качества воспитания подрастающего поколения |
Т Угрозы системы воспитания в Калининградской области: - Несовершенство нормативно-правового сопровождения системы воспитания. - Невысокий уровень стимулирования воспитательной деятельности на уровне образовательных организаций. - Недостаточное количество квалифицированных классных руководителей; - Неготовность системы высшего профессионального, в т. ч. педагогического образования, к подготовке современных кадров в сфере воспитания. - Кадровый дисбаланс по возрастным группам на всех уровнях образования. |
Таким образом, в Калининградской области в целом сформирована совокупность необходимых факторов и предпосылок для стратегического развития сферы воспитания. Важно, однако, иметь в виду, что для их эффективного использования и наращивания невозможно обойтись без реализации целостной системы мер, направленных на решение задач, продиктованных существующими проблемами, заключающимися, в том числе, в противоречиях между обозначенными сильными и слабыми сторонами, возможностями и угрозами системы воспитания в Калининградской области.
IV. Цель и задачи развития воспитания обучающихся в Калининградской области
14. Цель - формирование и развитие эффективной региональной системы воспитания и социализации обучающихся, осуществляющиеся на основе базовых национальных ценностей и отечественных духовных и культурно-исторических традиций, направленных на достижение современного национального воспитательного идеала: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
15. Задачи.
1) создание условий для консолидации усилий общества, государства и семьи по воспитанию обучающихся на основе применения эффективных форм социального партнёрства и государственно-общественного управления в сфере образования (управляющие, координационные, общественные, межведомственные и межотраслевые советы, рабочие группы);
2) стимулирование взаимодействия образовательных организаций с семьей, формирование целостного образовательного процесса, полноправными субъектами которого являются родители;
3) стимулирование у граждан готовности к совместному решению социально значимых проблем как на региональном, так и на федеральном уровне;
4) создание условий для интеграции существующей инфраструктуры организаций общего, профессионального и дополнительного образования в единую систему воспитания на основе сетевого взаимодействия;
5) создание региональной системы методического сопровождения воспитательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями;
6) развитие сотрудничества с организациями высшего профессионального педагогического образования с целью подготовки квалифицированных кадров в сфере воспитания;
7) совершенствование качества переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров по вопросам воспитания, в том числе работа не только с отдельными педагогами, но и с педагогическими коллективами, командами, сообществами образовательных организаций;
8) создание условий для гуманизации образования, развития индивидуальных талантов обучающихся, в том числе за счет активного привлечения ресурсов дополнительного образования;
9) создание условий для активного формирования детско-взрослых общностей и их развития на основе системно-деятельностного и других, определенных данной Стратегией, подходов, использования новых цифровых, в том числе дистанционных, технологий исключительно в качестве вспомогательных, не могущих заменить непосредственного общения педагогов с детьми и детей между собой;
10) разработка и внедрение критериев и показателей эффективности системы воспитания, связанных с проявлением укладности жизни коллектива (класса, группы) и образовательной организации, соответствующих цели и задачам развития воспитания обучающихся в Калининградской области, определяемым настоящей Стратегией, и показателям оценки качества реализации настоящей Стратегии;
11) стимулирование проведения образовательными организациями массовых внеурочных, сетевых и выездных (экскурсии, походы, экспедиции и т. п.) мероприятий с детьми, обладающих большим воспитательным потенциалом;
12) создание системы социально-педагогической поддержки успешной социализации детей и молодежи, их нравственного самоопределения и конструктивного саморазвития, в том числе детей из малообеспеченных, неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
13) формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации обучающихся и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных и других организаций;
14) создание системы успешной профессиональной ориентации и предпрофильной подготовки старшеклассников с учетом индивидуальных талантов, способностей и достижений обучающихся;
15) организация и проведение мероприятий, способствующих эффективной реализации Стратегии;
Пункт 15 дополнен подпунктом 16 с 11 марта 2023 г. - Приказ Министерства образования Калининградской области от 27 февраля 2023 г. N 230/1
16) выявление групп социального риска среди обучающихся, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся групп риска по делинквентному, аддиктивному и суицидальному поведению, вовлечение их в систему дополнительного образования, внеурочную деятельность и социально активные виды деятельности, устранение факторов и условий, способствующих криминализации;
Пункт 15 дополнен подпунктом 17 с 11 марта 2023 г. - Приказ Министерства образования Калининградской области от 27 февраля 2023 г. N 230/1
17) учет обучающихся с деструктивным поведением, создание условий и профилактика деструктивных проявлений в поведении обучающихся, безнадзорности и правонарушений обучающихся.
V. Методологические основы воспитания
16. Методологической основой воспитания Стратегия определяет ряд ключевых подходов педагогической деятельности - системно-деятельностный, аксиологический, личностно-ориентированный, возрастно-психологический, компетентностный.
17. Согласно системно-деятельностному подходу воспитание и развитие личности человека, осуществляется в деятельности, посредством деятельности и различных форм общения, обеспечивающих создание детских и детско-взрослых общностей, и дает ожидаемый эффект при наличии системы воспитательной работы, главным показателем которой является сформированность уклада жизни локального сообщества (класса, группы, образовательной организации) на основе базовых национальных ценностей и отечественных культурно-исторических традиций. С точки зрения такого подхода система воспитания должна быть насыщена разнообразными видами и формами конструктивной деятельности и практик и давать человеку опыт жизни в поликультурном обществе.
18. Аксиологический подход - ценностное, духовно-практическое освоение действительности, определенное отношение к реалиям, предусматривающее их оценку на основе учета специфики мотивирующих поведение человека и организующих взаимоотношения между людьми потребностей, интересов, ценностных ориентаций. Аксиологический подход позволяет: осмыслить значение полученных знаний, компетенций для человека и общества; раскрыть связь ценностных и практических аспектов познания и деятельности; сформулировать, осознать и актуализировать в деятельности ценностно-смысловые ориентиры жизни и мировоззрения человека.
19. Личностно-ориентированный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым обучающимся и коллективом. Личностно-ориентированный подход оказывает помощь ребенку в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых форм самоопределения, самореализации и самоутверждения. Осуществить такой подход может педагог, который сам осознает себя личностью, умеет видеть личностные качества в воспитаннике, понять его и строить с ним диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями.
20. Возрастно-психологический подход предполагает учет и использование физиологических, психических, социальных закономерностей развития личности, а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастными параметрами. Возрастные особенности образуют комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств человека, которые характерны для большинства людей одного возраста. В различных регионах, этносах также существует возрастная специфика воспитания, обусловленная особенностями социализации и возрастной субкультурой. Возрастно-психологический подход призван создавать условия для эффективного решения задач, от которых зависит личностное развитие человека.
21. Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у обучающихся компетенций, обеспечивающих возможность успешной социализации. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать типичную проблему, когда учащиеся могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
22. Ориентация на данные подходы предполагает развитие воспитания обучающихся на основе реализации следующих основных принципов:
1) принцип системности. Он ориентирует на целостное, комплексное развитие воспитания, касающееся как его субъектов, субъектов социализации, так и содержания, условий воспитательного процесса, их взаимодействия и взаимозависимости. Процессы развития и воспитания обучающихся должны быть интегрированы в основные виды их деятельности - урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходимы интегративность программ воспитания и повышение роли и ответственности педагога и родителей за результаты воспитания.
При этом важно осознавать, что основным показателем системности воспитательной деятельности является сформированность и качество уклада жизни локального сообщества (класса, группы, школы);
2) принцип гуманистической направленности воспитания. Он предполагает неизменное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъектных отношений. Последовательная реализация этого принципа эффективно влияет на развитие у воспитуемых рефлексии и саморегуляции, на формирование их отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства собственного достоинства, ответственности, на все аспекты их социализации;
3) принцип педагогической поддержки индивидуального и личностного развития и саморазвития обучающихся. Индивидуально-личностное развитие является приоритетом отечественной педагогики. В пространстве действия воспитания оно приобретает полноту своей реализации через проектирование и реализацию каждым учащимся индивидуального образовательного маршрута. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть все то, в чем в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность;
4) принцип природосообразности воспитания. Этот принцип реализуется в двух своих важнейших аспектах: сообразность природе самого человека и сообразность законам существования окружающей человека природы. В соответствии с ним воспитательный процесс должен согласовываться с представлением о сущности природы человека, общими законами ее существования и развития, осуществляться сообразно полу и возрасту человека, в соответствии с законами окружающей его природы, сопровождаться формированием определенных этических установок по отношению к собственной и окружающей его природе, к планете и биосфере в целом. Применение этого принципа подразумевает использование опыта и особенностей природоохранной деятельности, воспитание ценностного отношения к природе вообще и природе данного региона - малой родины.
5) принцип культуросообразности воспитания. Согласно ему воспитание должно основываться как на базовых национальных ценностях и отечественных культурно-исторических традициях, так и этнокультурных. Он предусматривает осуществление педагогической помощи учащемуся в освоении им социокультурного опыта, включая социокультурный опыт ближайшего социального окружения, регионально-культурного сообщества, своего народа. Воспитание должно помогать адаптироваться к происходящим социокультурным изменениям, сохраняя и развивая собственную культурную идентичность;
6) принцип коллективности социального воспитания. Он исходит из того, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, дает человеку опыт жизни в обществе, формирует условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, в целом - для приобретения опыта социальной адаптации и самостоятельного и ответственного проявления себя в обществе.
7) принцип социально-педагогического взаимодействия, партнерства. Организация социально-педагогического партнерства может осуществляться путем согласования социально-воспитательных программ образовательных организаций и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, если субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации программ в системе "школа - семья - социум". Программы должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, республики, России. Традиционной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детско-юношеские и молодежные движения, организации, сообщества. Они должны иметь исторически и социально значимые цели и программы их достижения;
8) принцип адаптивности. Не существует единых рецептов достижения воспитательного успеха. Развитие воспитания - это процесс адаптации к субъекту воспитания (его потребностям, интересам и запросам) и к условиям воспитания. Данный принцип заключается в снятии всех стрессообразующих факторов, создании атмосферы сотрудничества, сотворчества, успешности, ощущения продвижения вперед, достижения поставленной цели;
9) принцип диалогичности социального воспитания. Он предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и в большой мере его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в жизнедеятельности образовательных организаций. Этот обмен становится эффективным, если воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми;
10) принцип гражданского и нравственного примера педагога. Развитие воспитания не может быть успешным без педагога, его деятельности, в которую он вкладывает свою душу. И в этом смысле педагог представляет собой особую ценность. Он - носитель национальных базовых ценностей, традиций, пример образцового поведения в обществе; человек, гражданин, патриот, осознающий свою сопричастность к судьбе Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России; личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию. Как воспитатель, он создает условия для приобретения обучающимися жизненного опыта посредством организации продуктивной деятельности, общения, ответственного поведения, саморегуляции, для самостоятельной выработки жизненной позиции.
23. Совокупность изложенных подходов и принципов определяет характер и направленность деятельности по развитию воспитания на основе:
1) глубокого осознания миссии и роли воспитания в развитии и социализации личности учащегося;
2) системного видения процесса и особенностей развития воспитания на различных ступенях социализации;
3) актуализации потребности в непрерывном совершенствовании;
4) повышения роли и ответственности педагога за результаты воспитания обучающихся и эффективность воспитательной деятельности в целом.
VI. Основные направления реализации Стратегии
24. Реализация Стратегии осуществляется в рамках следующих основных направлений:
1) нормативно-правовое направление - разработка нормативной базы, определяющей механизмы реализации Стратегии, в соответствии с государственной образовательной политикой и с учетом региональной специфики этнокультурного своеобразия регионального сообщества Калининградской области и постоянного миграционного притока населения;
2) организационно-управленческое направление - организация межведомственного взаимодействия и использование эффективных форм социального партнерства и государственно-общественного управления по разработке и реализации моделей социально-педагогической поддержки воспитания (успешной социализации) обучающихся, воспитательных, физкультурно-спортивных, культурно-досуговых и других проектов; создание региональных ресурсных центров по организации, осуществлению и мониторингу воспитательной деятельности, использование ресурсов независимой оценки качества в сфере воспитания и дополнительного образования детей;
3) кадровое направление - разработка и реализация программ подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров, занятых в сфере воспитания обучающихся, опыта воспитательной деятельности на региональном, муниципальном уровне, пополнение банка лучших инновационных воспитательных практик, освоение позитивного опыта воспитания;
4) информационно-технологическое направление - организация на современной технологической базе информационной поддержки программ, планов и мероприятий, направленных на реализацию Стратегии с привлечением региональных ресурсов (СМИ, интернет-сайтов или страниц сайтов образовательных организаций, интернет-конференций, вебинаров, форумов и т. п.);
5) мониторинговое направление - создание системы организации и проведения мониторинга и экспертизы эффективности комплекса мер по реализации Стратегии.
25. Реализация данных направлений обеспечивает формирование и развитие следующих содержательных линий в системе образования:
1) формирование духовно-нравственных качеств:
- духовное и нравственное развитие обучающихся на основе присвоения базовых национальных ценностей, укоренения в отечественных культурно-исторических традициях, выработки смысложизненных ориентиров и адекватной самооценки, воспитания индивидуально ответственного поведения;
- развитие нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку собственным поступкам и поступкам других;
2) формирование патриотического сознания:
- воспитание любви к Отечеству (России), чувства личной ответственности за судьбу Отечества перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями, социальной солидарности;
- осознание ценности окружающих людей, ценности человеческой жизни, утверждение нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, выработка умения им противодействовать;
3) формирование личности с активной жизненной позицией.
- формирование активной гражданской позиции, готовности критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- утверждение ценности самостоятельных поступков и действий на основе нравственного выбора, принятие ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- утверждение ценности трудолюбия, бережливости, жизненного оптимизма, способности к преодолению трудностей, взаимопомощи;
4) формирование творческой личности:
- формирование творческого потенциала в сфере духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки "становиться лучше";
5) формирование личности, способной к культурной самоидентификации на основе усвоения базовых национальных ценностей:
- принятие личностью базовых национальных ценностей, ценностей культурно-регионального сообщества, культуры своего народа, понимание их роли и места в системе общероссийских и общечеловеческих ценностей;
- принятие личностью ценности культурного многообразия многонационального народа России;
6) трудовое воспитание, профориентация, профессиональное самоопределение: воспитание уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям, основанное на талантах и достижениях обучающегося, вовлечение в социально значимую, профориентационную деятельность;
Подпункт 7 изменен с 11 марта 2023 г. - Приказ Министерства образования Калининградской области от 27 февраля 2023 г. N 230/1
7) формирование личности с высоким уровнем экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
- формирование ценностного отношения к жизни, чистоте окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- приобщение обучающихся к различным формам и направлениям физической культуры;
- воспитание ценностного отношения к физическому труду;
- создание здоровьеформирующего образовательного пространства, способствующего обучению и воспитанию личности, обладающей потребностью в здоровом образе жизни, существующей в гармонии с самим собой, обществом, природным окружением, а также способной научить других людей сохранять, укреплять и восстанавливать здоровье;
- создание научно обоснованных санитарно-гигиенических условий и соответствующей материально-технической базы функционирования образовательной организации, способствующих сохранению, восстановлению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников;
- формирование осознанного отношения каждого субъекта образовательного процесса к ценности физического, психического и духовного здоровья в жизни человека;
- формирования негативного отношения к вредным привычкам и девиантному поведению;
- формирование системы раннего выявления и психолого-педагогического сопровождения обучающихся различных групп риска по делинквентному, аддиктивному и суицидальному поведению, повышение качества психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса, совершенствование индивидуальной профилактической работы с обучающимися, предупреждение совершения ими правонарушений и (или) антиобщественных действий, деструктивных проявлений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их проявлению.
VII. Развитие системы воспитания в образовательных организациях всех типов
Развитие воспитания в дошкольных образовательных организациях
26. Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей. Предназначение дошкольного воспитания состоит в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.
Для развития воспитанников в дошкольных образовательных организациях предполагается:
1) совершенствование системы подготовки воспитателей с ориентацией на профессиональную реализацию сочетания социально-нормативного и индивидуального подходов к воспитанию детей, овладение современными программами и технологиями, которые задают новое содержание воспитания и обучения детей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
2) разработка и внедрение в практику деятельности дошкольных образовательных организаций современных образовательных программ и технологий по развитию социальной и культурной компетентности ребенка, предусматривающих формирование у него коммуникативных навыков, поведенческих структур, соответствующих целям дошкольного воспитания, способствующих адаптации и социализации в обществе;
3) обеспечение усвоения детьми следующих знаний и навыков:
- в области физического воспитания: охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, воспитание положительных нравственно-волевых качеств;
- в области интеллектуального развития: сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы; развитие устной речи, в том числе овладение неродными языками;
- в области духовно-нравственного воспитания: развитие гуманных чувств и формирование этических представлений; навыков культурного поведения, социально-общественных качеств; формирование доброжелательного отношения к другим людям; чувства собственного достоинства; первоначальных основ патриотизма и гражданственности, уважения к традициям своего народа и других народов; культурного и экологически грамотного поведения; усвоение понятий "Отечество", "малая родина", "родная земля", "родной язык", "моя семья и род", "мой дом";
- в области трудового воспитания: постепенное развитие интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитание элементарных навыков трудовой деятельности, трудолюбия;
- в области художественно-эстетического воспитания: развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, средства формирования и развития личности ребенка.
Развитие воспитания в общеобразовательных организациях
27. Общеобразовательные организации являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования являются механизмом обновления содержания общего образования и определяют образование в качестве важнейшей социальной деятельности, направленной на социокультурную модернизацию Российской Федерации, формирование российской идентичности как неотъемлемого условия становления гражданского общества, укрепления российской государственности, повышения человеческого потенциала. Изменился смысл самого понятия "образовательные результаты".
28. Приоритетной становится задача по формированию личности обучающихся, их воспитанию и социализации, а также по формированию интегративных образовательных результатов. Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают разработку и реализацию каждой организацией каждой ступени общего образования комплексных программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Обновление процесса воспитания в общеобразовательной организации должно осуществляться с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта и на основе установления и поддержания баланса государственного, семейного и общественного воспитания, то есть качественно нового представления о статусе воспитания, связанного с повышением эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов.
29. Развитие воспитания в общеобразовательных организациях предполагается через:
1) определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей обучающихся с учетом конкретных возможностей и специфики общеобразовательных организаций разных видов, в разных регионах и типах поселений;
2) содействие формированию социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям обучающихся;
3) организацию психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
Пункт 29 дополнен подпунктом 4 с 11 марта 2023 г. - Приказ Министерства образования Калининградской области от 27 февраля 2023 г. N 230/1
4) выявление групп социального риска среди обучающихся, учет обучающихся с деструктивным поведением, профилактику деструктивного поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся, внедрение медиации и восстановительных технологий в образовательную среду, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с деструктивным поведением, вовлечение их в систему дополнительного образования, внеурочную занятость и социально активные виды деятельности;
Пункт 29 дополнен подпунктом 5 с 11 марта 2023 г. - Приказ Министерства образования Калининградской области от 27 февраля 2023 г. N 230/1
5) осуществление воспитательной деятельности в период каникулярного отдыха обучающихся.
Специфика учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам
30. Специфика учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в оздоровительных образовательных организациях санаторного типа, в образовательных организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, предполагает:
1) осуществление комплексных динамических коррекционно-развивающих мер;
2) разработку и реализацию программ с учетом интеллектуальных и физических возможностей ребенка; рекомендаций педагогов-психологов и врачей; целенаправленное вовлечение семьи в этот процесс; содействие преодолению затруднений в социальной адаптации таких детей, формированию у них коммуникативных навыков; создание условий для их трудового, эстетического, физического воспитания;
3) обеспечение социальной реабилитации детей, подготовку их к семейной жизни, жизни в обществе, предупреждение их эмоциональной подавленности, создание условий, компенсирующих длительный отрыв от семьи.
Пункт 30 дополнен подпунктом 4 с 11 марта 2023 г. - Приказ Министерства образования Калининградской области от 27 февраля 2023 г. N 230/1
4) выявление групп социального риска среди обучающихся, учет обучающихся с деструктивным поведением, профилактику деструктивного поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся, внедрение медиации и восстановительных технологий в образовательную среду, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с деструктивным поведением, вовлечение их в систему дополнительного образования, внеурочную занятость и социально активные виды деятельности;
Пункт 30 дополнен подпунктом 5 с 11 марта 2023 г. - Приказ Министерства образования Калининградской области от 27 февраля 2023 г. N 230/1
5) осуществление воспитательной деятельности в период каникулярного отдыха обучающихся.
Развитие воспитания в образовательных организациях дополнительного образования детей
31. Дополнительное образование способствует развитию мотивации детей к познанию и творчеству, содействию личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщению к здоровому образу жизни. Путем взаимодействия организаций дополнительного образования с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер создается открытая система образовательной политики в регионе.
32. Дальнейшее развитие воспитательных функций системы дополнительного образования детей предполагается через:
1) комплексное решение задач воспитания в системе дополнительного образования в сопряжении с задачами воспитания в системе общего образования в целом, в том числе в рамках разработки федеральных государственных требований к дополнительным программам общего и предпрофессионального образования;
2) интеграцию дополнительного и общего образования, организацию сетевого взаимодействия в целях повышения качества воспитания обучающихся, расширения возможностей реализации программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровнях общего образования;
3) развитие социально значимых направлений деятельности: военно-патриотическое, спортивно-техническое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, физкультурно-оздоровительное направления, формирование ценностей здорового образа жизни, повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи;
4) реализацию образовательных программ, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в подростково-молодежной среде;
5) вовлечение обучающихся в творческую деятельность, в активную проектную, научно-исследовательскую, поисковую работу, в реализацию программ по сохранению национальной культуры, исторического наследия;
6) обновление программно-методического содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;
7) развитие информационных и коммуникационных технологий в системе дополнительного образования;
8) эффективное использование потенциала системы дополнительного образования детей для профориентационной работы и предпрофессиональной подготовки обучающихся с учетом социально значимых направлений деятельности;
9) включение в образовательные программы компонентов, обеспечивающих раннее включение обучающихся в систему профессиональных отношений, погружение в профессиональную деятельность с принятием на себя ответственности за решаемые задачи с осознанием ценности результатов труда, их социального значения;
10) развитие внебюджетной деятельности, установление партнерских отношений с бизнес-сообществом, совершенствование межведомственного взаимодействия в целях дальнейшего развития системы дополнительного образования детей;
11) поддержку активного участия родителей в реализации воспитательных программ образовательной организации;
Пункт 32 дополнен подпунктом 12 с 11 марта 2023 г. - Приказ Министерства образования Калининградской области от 27 февраля 2023 г. N 230/1
12) эффективное использование потенциала системы дополнительного образования для предупреждения и профилактики деструктивного поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
Пункт 32 дополнен подпунктом 13 с 11 марта 2023 г. - Приказ Министерства образования Калининградской области от 27 февраля 2023 г. N 230/1
13) осуществление воспитательной деятельности в период каникулярного отдыха обучающихся.
Развитие воспитания обучающихся в системах профессионального образования
33. Образовательные организации среднего профессионального и высшего образования не только обеспечивают общественное производство квалифицированными кадрами, но и создают условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования.
Рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что стремление молодого поколения к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, приобретении социального опыта.
34. Основными направлениями развития и воспитания обучающихся в системах профессионального образования являются:
1) развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой самоорганизации (общественных организаций и объединений студентов);
2) разработка и реализация программ и проектов, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде; вовлечение молодежи в реализацию программ по сохранению исторического наследия народов страны;
3) системная поддержка программ и проектов, направленных на формирование активной гражданской позиции молодых граждан, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление нравственных ценностей, противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма, взаимодействие с молодежными субкультурами и неформальными движениями;
4) вовлечение молодежи в активную работу поисковых, военно-исторических, краеведческих, студенческих отрядов и молодежных объединений социально значимой направленности;
5) использование возможностей дополнительного образования, факультетов общественных профессий для преодоления расхождений между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка труда; между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности; для реализации профессионального потенциала будущего специалиста; для повышения его ответственности за свою карьеру и социальные последствия профессиональной деятельности;
6) развитие региональных, молодежных научно-технических производственных центров, центров информации, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости;
7) развитие трудовой и проектной активности; создание условий для построения эффективной траектории профессионального развития;
8) развитие и совершенствование работы сети служб социально-психологической помощи учащейся молодежи в организациях профессионального образования;
9) изучение и распространение опыта организации воспитания обучающихся в общественных организациях и организациях профессионального образования, продуктивно использующих научно-профессиональный потенциал, возможности социально-культурных и исторических традиций региона;
10) создание единой концепции института кураторства в профессиональных образовательных организациях;
Пункт 34 дополнен подпунктом 11 с 11 марта 2023 г. - Приказ Министерства образования Калининградской области от 27 февраля 2023 г. N 230/1
11) выявление групп социального риска среди обучающихся, учет обучающихся с деструктивным поведением, профилактику деструктивного поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся, внедрение медиации и восстановительных технологий в образовательную среду, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с деструктивным поведением, вовлечение их в систему дополнительного образования, внеурочную занятость и социально активные виды деятельности;
Пункт 34 дополнен подпунктом 12 с 11 марта 2023 г. - Приказ Министерства образования Калининградской области от 27 февраля 2023 г. N 230/1
12) осуществление воспитательной деятельности в период каникулярного отдыха обучающихся.
Использование ресурсов психолого-педагогических и медико-социальных центров, психолого-педагогических служб образовательных организаций в развитии системы воспитания
35. Основой деятельности психолого-педагогических и медико-социальных центров, психолого-педагогических служб является профилактика, предупреждение психолого-педагогических и медико-социальных проблем, связанных со становлением подрастающего человека. Основными направлениями деятельности центров являются психолого-медико-педагогическое диагностирование и консультирование, экстренная психологическая помощь, социально-трудовая адаптация подростков, работа с семьями группы риска, психолого-педагогическая коррекция, содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личных и межличностных проблем и социально-психологических конфликтов, защита законных прав и интересов несовершеннолетних. Именно компетенция психологов позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в развитии детей, изучать их индивидуальные особенности и помогать социальным педагогам, родителям, опекунам и попечителям максимально эффективно использовать средства и методы воспитательной работы.
36. Деятельность психолого-педагогических и медико-социальных центров, психолого-педагогических служб должна быть направлена на:
1) обеспечение доступности психолого-педагогической и медико-социальной помощи участникам образовательного процесса, в том числе обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
2) удовлетворение потребности в услугах психолого-педагогических и медико-социальных центров, психолого-педагогических служб участников образовательного процесса, образовательных организаций в целом;
3) повышение качества услуг психолого-педагогических и медико-социальных центров, психолого-педагогических служб, образовательного и профессионального уровня педагогических кадров психолого-педагогических и медико-социальных центров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию;
4) внедрение в процесс оказания психолого-педагогических, медико-социальных услуг инновационных технологий;
5) обеспечение психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности участников образовательного процесса;
6) содействие формированию социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям обучающихся;
7) организацию психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
Пункт 36 дополнен подпунктом 8 с 11 марта 2023 г. - Приказ Министерства образования Калининградской области от 27 февраля 2023 г. N 230/1
8) организацию раннего выявления и психолого-педагогического сопровождения обучающихся различных групп риска по делинквентному, аддиктивному и суицидальному поведению, повышение качества психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса, совершенствование профилактической работы с обучающимися, предупреждение совершения ими правонарушений и (или) антиобщественных действий, деструктивных проявлений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их проявлению.
Развитие воспитания в системе детско-юношеских организаций и общественных движений
37. Детские общественные организации являются определенным инструментом, посредством которого подрастающее поколение заявляет о своих намерениях, потребностях и первоочередных задачах, которые должно решить общество для соединения усилий подростков, молодежи и старшего поколения с целью совершенствования педагогического взаимодействия, выполняя таким образом функцию воспитательного и образовательного института. Детско-юношеские организации - это форма детской самостоятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребенка; педагогически преобразованный социум. Их необходимо рассматривать как звено воспитательной системы образовательной организации, а также как самостоятельную специфическую воспитательную систему, включенную в воспитательное пространство конкретного социума.
38. Воспитательный потенциал детско-юношеских организаций и движений можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т. д. Воспитательный потенциал детско-юношеских организаций и движений является открытой педагогической системой и включает в себя совокупность средств, форм и методов социально-культурной деятельности, реализация которых обеспечивает возможность целенаправленного педагогического воздействия на формирование социально значимых качеств личности молодого человека.
39. Создание системы поддержки детско-юношеских организаций и движений предполагает соответствующую деятельность органов власти и общественности в правовой, организационной, экономической, кадровой, методической и информационной сферах и должно быть направлено на:
1) развитие правовой базы функционирования детско-юношеских общественных организаций;
2) взаимодействие органов власти и детско-юношеских общественных организаций;
3) обеспечение финансовой и материальной поддержки детско-юношеских общественных организаций;
4) осуществление мониторинга состояния и тенденций развития детско-юношеского общественного движения в регионе;
5) содействие формированию кадровой политики в области детского движения; обеспечение методической и информационной поддержки детско-юношеских общественных организаций;
6) разработку подходов к построению индивидуальных траекторий развития и жизненного самоопределения детей и молодежи, качественно нового уровня взаимодействия субъектов воспитательного процесса в образовательных организациях;
7) использование в содержании деятельности детско-юношеских общественных организаций вариативно-программного подхода, направленного на всестороннее раскрытие лидерского и творческого потенциала ребенка в общественно значимой деятельности;
8) увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;
9) развитие форм деятельности детских и юношеских общественных организаций, направленных на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинквентного поведения среди учащейся молодежи;
Пункт 39 дополнен подпунктом 10 с 11 марта 2023 г. - Приказ Министерства образования Калининградской области от 27 февраля 2023 г. N 230/1
10) вовлечение несовершеннолетних групп социального риска, обучающихся с деструктивным поведением в систему дополнительного образования, внеурочную занятость и социально активные виды деятельности;
Пункт 39 дополнен подпунктом 11 с 11 марта 2023 г. - Приказ Министерства образования Калининградской области от 27 февраля 2023 г. N 230/1
11) осуществление воспитательной деятельности в период каникулярного отдыха обучающихся.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
III. Оценка и контроль эффективности реализации Стратегии
40. Оценка и контроль эффективности реализации Стратегии осуществляются на основе следующих показателей:
1) по степени развития укладности образовательных организаций Калининградской области. Основными показателями сформированности и развития уклада жизни образовательной организации в идеале являются:
- единство ценностно-целевой ориентации всех участников образовательных отношений;
- единство ценностного наполнения всех форм и направлений деятельности;
- проектность и событийность всей внеурочной деятельности;
- проектность и коллективность (командность) формирования концептуальной и программной базы развития образовательной организации;
- системность и развитость нормативной базы функционирования образовательной организации, направленной на формирование и развитие укладности;
- существование традиций и развитость их проявлений в круге (череде) знаковых событий;
- доминирование подходов и принципов педагогической деятельности, определяемых данной Стратегией;
2) по степени соответствия качества уклада (его основных показателей) ценностно-целевым установкам и задачам, определяемым данной Стратегией;
3) по степени вовлеченности основных социальных институтов воспитания (семьи, школы, средств и учреждений массовой культуры, средств массовой информации, общественных организаций, традиционных для России религиозных организаций, организаций дополнительного и профессионального образования и т. д.) в совместную деятельность, направленную на достижение цели и решение задач, определенных Стратегией, на основе применения эффективных форм сетевого взаимодействия, социального партнёрства и государственно-общественного управления в сфере образования (задачи 1, 2, 3, 4 настоящей Стратегии);
4) по степени развитости в сети учреждений (центров, отделов, кабинетов и т.д.) методического сопровождения воспитательной деятельности и уровню качества их работы (задача 5 настоящей Стратегии);
5) по степени обеспеченности системы образования Калининградской области подготовленными кадрами в сфере воспитания, имеющими квалификацию и ценностно-целевые ориентиры, позволяющие решать задачи развития воспитания обучающихся в Калининградской области, определенные настоящей Стратегией (задачи 6, 7 настоящей Стратегии);
6) по степени сформированности условий на уровнях региона, муниципальных образований и образовательных организаций для развития мотивированности и готовности педагогов и образовательных организаций к осуществлению воспитательной деятельности в соответствии с положениями настоящей Стратегии, в том числе задачами 9, 10, 11, 15, определенными Стратегией;
7) по степени сформированности условий развития гуманизации образования, системы социально-педагогической поддержки успешной социализации детей, их профессиональной ориентации и предпрофильной подготовки (задачи 8, 12, 13, 14 настоящей Стратегии);
Подпункт 8 изменен с 11 марта 2023 г. - Приказ Министерства образования Калининградской области от 27 февраля 2023 г. N 230/1
8) по степени развитости различных форм детско-взрослых и детско-юношеских организаций и движений (добровольческое (волонтерское) движение, РДДМ "Движение первых", "Юнармия", ЮИД и другие), способствующих реализации целей и задач, определяемых настоящей Стратегией;
9) по уровню качества и целесообразности применения новых технологий цифровизации и персонализации образования в организации воспитательного процесса на основе базовых национальных ценностей и отечественных культурно-исторических традиций;
10) по степени охвата несовершеннолетних обучающихся различными формами деятельности в период каникулярного отдыха;
11) по степени и качеству вовлеченности в изучение русского языка, основ русской национальной культуры, классической русской литературы и классического русского искусства обучающихся, для которых русский язык не является родным;
12) по качеству профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся.
IX. Механизм и этапы реализации Стратегии
41. Механизм реализации Стратегии состоит из двух взаимосвязанных линий действий. Первая линия включает в себя тип действий, направленных на системное изменение сложившейся практики воспитания, реализация которого осуществляется в плановом подходе, вторая - на развитие инновационных практик воспитания, реализация которых осуществляется в проектном системно-деятельностном подходе на основе развертывания сетевых форм взаимодействия, социального партнерства, государственно-общественного управления.
42. В рамках реализации Стратегии предполагается разработка следующих материалов:
1) подпрограммы "Воспитание" государственной программы "Образование" Калининградской области, направленной на реализацию настоящей Стратегии;
2) ежегодного планирования мероприятий в рамках реализации подпрограммы "Воспитание", направленной на реализацию настоящей Стратегии.
43. Непосредственное управление деятельностью, направленной на реализацию Стратегии, обеспечивается ресурсными и методическими центрами по развитию системы воспитания.
Ведущим механизмом подготовки и принятия решений является коллегиальная деятельность, в том числе с привлечением социальных партнеров.
44. Стратегия реализуется через следующие этапы:
I этап - аналитический;
II этап - основной;
III этап - оценка эффективности реализации Стратегии, анализ состояния, проблем системы воспитания обучающихся и формирование перспектив дальнейшего развития.
X. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
45. Реализация Стратегии обеспечит следующие результаты:
1) существование и эффективное развитие региональной системы воспитания и социализации обучающихся, функционирующей в образовательных организациях Калининградской области на основе базовых национальных ценностей, отечественных духовных и культурно-исторических традиций, ориентированной на достижение современного национального воспитательного идеала, обеспечивающей духовное и нравственное личностное развитие обучающихся, их профессиональное самоопределение на основе реализации творческих способностей, организацию их продуктивного досуга, воспитание патриотизма, гражданского самосознания, высокой многогранной культуры, целостного мировоззрения, здорового образа жизни;
2) сформированный комплекс условий, обеспечивающих:
- консолидацию усилий общества, государства и семьи по воспитанию обучающихся на основе применения эффективных форм социального партнёрства и государственно-общественного управления в сфере образования;
- развитие взаимодействия образовательных организаций с семьями обучающихся с целью формирования целостного образовательного процесса, полноправными субъектами которого являются родители;
- формирование готовности граждан к участию в решении социально значимых проблем как на региональном, так и на федеральном уровне;
- интеграцию существующей инфраструктуры организаций общего, профессионального и дополнительного образования в единую систему воспитания на основе межведомственного и сетевого взаимодействия;
- развитие сотрудничества региональной системы образования с организациями высшего профессионального педагогического образования с целью подготовки квалифицированных кадров в сфере воспитания;
- повышение качества переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров по проблемам воспитания;
- процесс гуманизации образования и развитие индивидуальных талантов обучающихся;
- формирование и развитие детско-взрослых общностей на основе системно-деятельностного и других, определенных данной Стратегией, подходов;
- использование новых цифровых, в том числе дистанционных, технологий исключительно в качестве вспомогательных, не могущих заменить непосредственного общения педагогов с детьми и детей между собой;
- стимулирование проведения образовательными организациями массовых внеурочных, сетевых и выездных (экскурсии, походы, экспедиции и т. п.) мероприятий с детьми;
- формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации обучающихся, интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных и других организаций;
- формирование комплекса мероприятий (конференций, семинаров, совещаний), способствующих эффективной реализации настоящей Стратегии;
3) существование и эффективное развитие региональной системы методического сопровождения воспитательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями;
4) существование и эффективное развитие региональной системы социально-педагогической поддержки, успешной социализации детей и молодежи, успешной профессиональной ориентации и предпрофильной подготовки старшеклассников с учетом их индивидуальных талантов, способностей и достижений;
Пункт 45 дополнен подпунктом 5 с 11 марта 2023 г. - Приказ Министерства образования Калининградской области от 27 февраля 2023 г. N 230/1
5) существование и эффективное развитие профилактической работы, способствующей снижению показателя по безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, предупреждению деструктивных проявлений среди обучающихся, их девиантному и аддиктивному поведению, снижению факторов суицидального риска, профилактики буллинга, экстремистских проявлений в образовательной среде.
XI. Условия эффективной реализации Стратегии
46. Эффективность реализации Стратегии определяется рядом условий:
1) готовность органов государственной и законодательной власти Калининградской области, муниципальных органов управления образованием, основных участников образовательного процесса, потенциальных социальных партнеров региональной системы образования к продуктивной совместной деятельности в качестве субъектов (участников) реализации Стратегии;
2) единство ценностно-целевой ориентации субъектов (участников) реализации Стратегии;
3) наличие необходимых кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов, обеспечивающих реализацию Стратегии.
4) мотивированность педагогов к решению актуальных задач воспитания.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования Калининградской области от 21 декабря 2021 г. N 1463/1 "Об утверждении стратегии развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.