В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", подпунктом 1 пункта 1 статьи 34 Устава Архангельской области, Положением о системе управления государственными программами Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 28 августа 2023 года N 793-пп, Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Архангельской области от 11 октября 2013 года N 476-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области" (далее - изменения).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года, но не ранее дня его официального опубликования.
Установить, что изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета начиная с бюджетов на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Первый заместитель Губернатора |
А.В. Алсуфьев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Архангельской области
от 9 октября 2023 г. N 975-пп
Изменения,
которые вносятся в постановление Правительства Архангельской области от 11 октября 2013 года N 476-пп
Настоящие Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета начиная с бюджетов на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 г.г.
1. Наименование изложить в следующей редакции:
"О государственной программе Архангельской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области".
2. В преамбуле слова "Порядком разработки и реализации государственных программ Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 года N 299-пп" заменить словами "Положением о системе управления государственными программами Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 28 августа 2023 года N 793-пп".
3. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемые:
1) стратегические приоритеты государственной программы Архангельской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области";
2) паспорт государственной программы Архангельской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области";
3) Положение о порядке проведения конкурса на предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений Архангельской области на реализацию мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
4) Порядок предоставления субсидий региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
5) Порядок предоставления субсидии акционерному обществу "Архангельский экологический оператор" для оплаты процентов и комиссий по обслуживанию кредитных обязательств перед публичным акционерным обществом "Сбербанк" (кредитная линия в части не покрываемых капитальным грантом сумм налога на добавленную стоимость в рамках создания объекта "Комплекс обработки и утилизации твердых коммунальных отходов мощностью 70 000 тонн в год, расположенный по адресу: Архангельская область, Котласский р-н, муниципальное образование "Черемушское");
6) Порядок предоставления субсидии акционерному обществу "Архангельский экологический оператор" для финансового обеспечения расходов, связанных с организацией выполнения работ в целях реализации концессионных соглашений на создание комплексов обработки, утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области;
7) Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений Архангельской области на разработку проектной документации по созданию объектов обращения с твердыми коммунальными отходами некапитального строительства (объекты перегрузки твердых коммунальных отходов с местом временного накопления твердых коммунальных отходов).".
4. Государственную программу Архангельской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области" исключить.
5. Дополнить стратегическими приоритетами государственной программы Архангельской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области" следующего содержания:
"УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Архангельской области
от 11 октября 2013 г. N 476-пп
Стратегические приоритеты
государственной программы Архангельской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области"
Высокое качество жизни и здоровья населения Архангельской области, национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в сфере охраны окружающей среды.
В Архангельской области наиболее острыми социально значимыми остаются следующие проблемы:
1) несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
В населенных пунктах Архангельской области, территории которых подлежат регулярной очистке от коммунально-бытовых отходов, недостаточно организована система централизованного сбора, транспортировки, сортировки (отбора утильной части), утилизации и захоронения отходов.
Практически 98,4 процента твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) захораниваются на открытых полигонах и свалках, которые большей частью были организованы более 30 лет назад, без учета экологических, санитарных и противопожарных правил.
Кроме того, не налажен селективный сбор отходов, что приводит к безвозвратной потере до 30 процентов полезных фракций (вторичного сырья), имеющих реальный спрос на рынке.
Для решения проблем в сфере обращения с ТКО требуются:
развитие системы централизованного планово-регулярного сбора (в том числе раздельного) ТКО, включающего в себя создание мест (площадок) для накопления ТКО, приобретение контейнеров для накопления ТКО, приобретение региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае необходимости специализированной техники для транспортирования отходов;
модернизация существующих объектов обращения с отходами (при необходимости) и строительство перспективных объектов обращения с отходами;
развитие системы раздельного сбора отходов на территории Архангельской области;
2) накопленный экологический ущерб.
Загрязнение земель нефтепродуктами приводит к просачиванию нефтепродуктов через почву в подземные водоносные горизонты, что создает угрозу экологической безопасности населения. В связи с этим необходимо проводить мероприятия по восстановлению загрязненных нефтепродуктами земель.
Остается нерешенной проблема формирования бесхозных свалок, в том числе на землях лесного фонда, необходимо проведение мероприятий по их ликвидации.
Последствиями несанкционированного размещения отходов являются загрязнение земель, грунтовых вод, деградация почв и природных экосистем, разрушение традиционных местообитаний растений и животных, формирование новых техногенных образований;
3) сохранение биоразнообразия Архангельской области.
Большая часть существующих в настоящее время особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) создана в 60-80 годах прошлого века. На таких территориях ведется постоянное наблюдение за состоянием природных объектов и производится оценка влияния возрастающей антропогенной нагрузки на эти территории. Влияние хозяйственной деятельности человека на ООПТ ведет к снижению биоразнообразия и исчезновению ценных природных комплексов и объектов.
В соответствии с Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения Архангельской области и плана ее развития до 2028 года, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 7 августа 2018 года N 358-пп, осуществляются мероприятия по созданию ООПТ регионального значения;
4) существенным компонентом природоохранной деятельности, направленной в первую очередь на обеспечение экологической безопасности, являются организация и осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), который позволит обеспечить население Архангельской области оперативной и достоверной информацией о качестве окружающей среды и своевременно предотвратить и (или) уменьшить неблагоприятные последствия ухудшения качества окружающей среды.
Ведется мониторинг редких и исчезающих видов растений, животных и иных организмов. Данные мониторинга позволяют установить факты присутствия или отсутствия видов в местонахождениях, указанных в Красной книге Архангельской области, а также подтвердить соответствие отнесения вида к числу редких и исчезающих видов. Таким образом, расширение системы мониторинга в целях выявления новых видов и мест их обитания носит актуальный характер;
5) недостаточный уровень экологического образования, просвещения и воспитания в сфере охраны окружающей среды.
Организация постоянно действующей системы мероприятий областного уровня, объединяющей усилия муниципальных образований и других субъектов экологического просвещения во взаимосвязанный комплекс, будет способствовать повышению эффективности экологического образования и воспитания населения, особенно детей и подростков, что является залогом ответственного отношения граждан к окружающей среде.
Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одной из ключевых задач общества и государства, решение которой позволит сформировать основу долгосрочного социально-экономического развития Архангельской области, сохранить достойную среду обитания и ресурсную базу для жизни и деятельности будущих поколений:
1) важнейшим направлением деятельности является воспроизводство минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ).
Наиболее востребованными остаются месторождения песков и песчано-гравийных смесей, широко используемых в строительстве всех видов дорожных покрытий, зданий сооружений и иных объектов.
С учетом особенностей распространения ОПИ, влияния расстояния их транспортировки на итоговую стоимость объекта строительства и требований к качеству полезных ископаемых для их использования в тех или иных направлениях строительства активно ведутся геологическое изучение, поиски и оценка новых месторождений ОПИ в целях обеспечения соответствующим сырьем строительной сферы Архангельской области. Финансирование таких работ в полном объеме осуществляется за счет собственных и привлеченных средств пользователей недр.
На сегодняшний день значительная часть площадей месторождений ОПИ нераспределенного фонда, расположенных на территории Архангельской области, нанесены на единую карту недропользования в виде обобщенных контуров. Данные обобщенного контура ввиду сложных конфигураций залежей в плане требуют уточненных работ по определению его месторасположения и их оцифровки, что влечет значительные временные затраты на работу с фондовой геологической информацией;
2) обеспечение прироста запасов подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения на основе геологического изучения территорий Архангельской области. Архангельская область в Лесном плане Архангельской области характеризуется обеспеченностью запасами подземных вод, которая существенно превышает норматив суточного потребления населения области. Однако этот показатель следует считать весьма условным в связи с неравномерностью размещения разведанных запасов и территорий проживания населения.
Множеством населенных пунктов используются сооружения по забору подземных вод, запасы которых (включая количественные и качественные характеристики, применимость и допустимость использования в питьевых и хозяйственно-бытовых целях) не установлены.
Кроме того, в условиях развития промышленности и растущей потребности в защищенных источниках воды питьевого качества для отдельных районов Архангельской области с утвержденными запасами подземных вод требуется их переоценка.
Для решения проблемы водоснабжения необходимо проведение геологоразведочных работ, поисков и оценки новых и переоценки существующих месторождений подземных вод с финансированием таких работ из собственных и привлеченных средств пользователей недр, а также в соответствии с имеющимися полномочиями из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе областного бюджета;
3) обеспечение сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов.
Архангельская область обладает значительными запасами охотничьих ресурсов. Видовой состав объектов животного мира разнообразен. Основное промысловое значение имеют лось, кабан, бурый медведь, белка, заяц-беляк, горностай, куница, лисица, рысь, бобр, выдра, ондатра, норка, глухарь, тетерев, рябчик, белая куропатка, гуси, утки.
Согласно данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в Архангельской области насчитывается более 40 тыс. лосей, 0,8-1 тыс. кабанов, около 18 тыс. бурых медведей, 6 тыс. лисиц, 97 тыс. зайцев-беляков, 145 тыс. белок, 140 тыс. глухарей и почти 800 тыс. тетеревов. В целом численность большинства видов охотничьих ресурсов за последние 10 лет на территории Архангельской области стабильна. В Архангельской области насчитывается около 61 тыс. охотников.
Осуществление федерального государственного охотничьего контроля (надзора) на территории Архангельской области проводится 28 государственными охотничьими инспекторами Архангельской области. При этом острой проблемой является недостаточная обеспеченность государственных охотничьих инспекторов Архангельской области транспортными средствами и средствами связи.
В целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от 20 до 49 лет. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственное соглашение, обязаны проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство соответствующей территории. По состоянию на 31 декабря 2022 года общая площадь предоставленных в аренду земельных участков и лесных участков, где разрешена добыча охотничьих ресурсов, составляет 2276,615 тыс. га (6,3 процента от общей площади охотничьих угодий).
В сфере водных отношений наиболее острыми, социально значимыми остаются следующие проблемы:
1) существенное ухудшение состояния водоохранных зон водных объектов, что связано с ускорением темпов бесконтрольной застройки по берегам рек и озер. Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также вынос их на местность позволит предотвратить застройку береговой полосы и загрязнение водных объектов, а также усилить контроль за соблюдением режима использования земель водоохранных зон;
2) негативное воздействие вод (паводки, наводнения, подтопление и затопление земель, населенных пунктов и объектов экономики). Территория Архангельской области периодически (в отдельных районах ежегодно) подвергается подтоплению и затоплению при паводках. Главная особенность таких наводнений - одновременный охват ими больших площадей и создание чрезвычайных ситуаций с угрозой не только материальным ценностям, экономике территорий, но и жизни людей. Периодически затоплению и подтоплению подвергаются 45 населенных пунктов с населением более 23,5 тыс. человек. Наибольшее количество населенных пунктов, подверженных подтоплению, расположено по берегам крупных рек (Северная Двина, Вычегда, Вага, Пинега, Устья, Мезень).
Другим видом негативного воздействия вод является водная эрозия - разрушение берегов водных объектов. Разрушение берегов происходит вследствие развития русловых процессов рек Вычегды, Северной Двины, Ваги, Устьи, Кокшеньги, Мезени, Пезы. Наибольшая опасность в этом случае создается для населенных пунктов, где разрушение берегов представляет непосредственную угрозу жилым домам, объектам инфраструктуры и промышленности. Разрушение берегов за пределами населенных пунктов приводит к выведению из землепользования значительных территорий сельскохозяйственных и лесных угодий. Планируемый комплекс мероприятий позволит снизить антропогенное воздействие на водные объекты и негативное воздействие вод на объекты экономики и жизнедеятельности населения.
Приоритеты государственной политики в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов Архангельской области определены следующими стратегическими документами Российской Федерации и Архангельской области:
Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176;
Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 года N 164;
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 года N 645;
Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 года N 1458-р;
Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 года N 84-р;
Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 года N 2914-р;
государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 326;
государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 322;
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р;
Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года, утвержденная областным законом от 18 февраля 2019 года N 57-5-ОЗ;
Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения Архангельской области, утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 7 августа 2018 года N 358-пп.
Приоритетными направлениями государственной политики в сфере охраны окружающей среды, сохранения и воспроизводства природных ресурсов, использования и охраны водных объектов определены следующие:
1) сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики за счет достижения следующих результатов:
сокращение уровня выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду, на 18,4 тыс. тонн;
совершенствование территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Архангельской области;
2) ликвидация накопленного вреда окружающей среде за счет достижения следующих результатов:
ликвидация пяти несанкционированных свалок в границах городов Архангельска и Няндомы;
площадь земель, реабилитированных в результате ликвидации экологического ущерба от хозяйственной и иной деятельности, составит около 12,15 га;
разработано 5 проектно-сметных документаций на рекультивацию и ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде;
3) развитие эффективной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Развитие системы обращения с отходами определяет необходимый набор действий не только в экологической, но и в экономической, социальной, образовательной сферах за счет достижения следующих результатов:
обеспечена деятельность по оказанию коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 100 процентов;
создано три комплекса по обработке, утилизации и захоронению твердых коммунальных отходов в рамках реализации концессионных соглашений;
4) устойчивое обеспечение экономики страны запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах.
Прирост запасов полезных ископаемых является основой воспроизводства минерально-сырьевой базы России, которая, в свою очередь, позволяет успешно развиваться производственной деятельности в стране.
Устойчивое обеспечение экономики Архангельской области запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах за счет достижения следующих результатов:
прирост запасов подземных вод на участках недр местного значения для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения составит 1,2 тыс. куб. м/сутки в результате проведения геологоразведочных работ и открытия новых месторождений;
прирост запасов общераспространенных полезных ископаемых за счет проведения геолого-разведочных работ в Архангельской области составит 12 млн. куб. м ежегодно;
оцифровано (вынесено на карту) 750 месторождений нераспределенного фонда общераспространенных полезных ископаемых;
переведены в цифровой формат сведения о ранее изученных месторождениях общераспространенных ископаемых (песка, песчано-гравийных смесей, строительного камня, торфа, карбонатного сырья и др.) с последующим внесением в федеральную информационную систему, что позволит повысить качество управления природными ресурсами и оказания государственных услуг;
5) обеспечение долговременного сохранения природных экологических систем, видового разнообразия в естественной среде обитания с особым вниманием к редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам животного и растительного мира и местам их обитания:
увеличена доля территории Архангельской области, занятой ООПТ регионального значения, на 0,09 процента;
созданы экологические маршруты и тропы на четыре ООПТ регионального значения;
доля площади закрепленных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий вырастет на 0,87 процента;
6) повышение роли гражданского общества в охране окружающей среды и сохранении биологического разнообразия, формирование экологического мышления, экологической культуры граждан, а также создание эффективной системы экологического воспитания и образования на базе ООПТ.
Доля населения Архангельской области, вовлеченного в процесс экологического просвещения, составляет порядка 25 и более процентов. При этом число участников мероприятий экологической направленности с каждым годом растет, что связано с проведением активной работы по формированию у населения Архангельской области экологического сознания и экологической культуры, растет популярность массовых акций, волонтерского движения, развитие познавательного туризма на ООПТ регионального значения;
7) восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод за счет достижения следующих результатов:
площадь восстановленных водных объектов составит 8 га;
подготовлены предложения по установлению зон затопления и подтопления для 52 населенных пунктов Архангельской области.".
6. Дополнить паспортом государственной программы Архангельской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области" следующего содержания:
"УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Архангельской области
от 11 октября 2013 г. N 476-пп
Паспорт
государственной программы Архангельской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области"
1. Основные положения
Куратор государственной программы Архангельской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области" (далее - государственная программа) |
Заместитель председателя Правительства Архангельской области, курирующий министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - министерство природных ресурсов) |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Министерство природных ресурсов |
Период реализации государственной программы |
2024-2026 годы |
Цели государственной программы |
Цель N 1. Стабилизация и улучшение качества окружающей среды, создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами и сохранение биоразнообразия Архангельской области. Цель N 2. Обеспечение сбалансированного воспроизводства, развития и рационального использования минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ), подземных вод и охотничьих ресурсов для удовлетворения потребностей экономики и населения. Цель N 3. Обеспечение охраны животного мира, рациональное использование, сохранение охотничьих ресурсов. Цель N 4. Устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем и обеспечение безопасности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод |
Объемы и источники финансового обеспечения государственной программы |
Общий объем финансового обеспечения государственной программы составляет 5 074 143,3 тыс. рублей; объем финансового обеспечения по годам и источникам финансирования представлен в разделе 4 паспорта государственной программы |
Связь с национальными целями развития Российской Федерации/государственной программой Российской Федерации |
Национальная цель "Комфортная и безопасная среда для жизни"; государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 326; государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 322 |
2. Показатели государственной программы
N п/п |
Наименование показателя |
Признак возрастания/убывания |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Базовое значение |
Значение показателя по годам |
Документ |
Ответственный за достижение показателя |
Связь с показателями национальных целей |
Информационная система |
|||
значение |
год |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
Качество окружающей среды |
Возрастающий |
Процентов |
114 |
2022 |
108,33 |
108,33 |
108,33 |
Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации" |
Министерство природных ресурсов |
Создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза, снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза, ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое |
- |
2 |
Доля видов объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (за исключением водных биологических ресурсов), в отношении которых проведены мероприятия по охране и воспроизводству, в общем количестве видов объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (за исключением водных биологических ресурсов) и обитающих на территории Архангельской области |
Возрастающий |
Процентов |
66 |
66 |
66 |
66 |
66 |
- |
Министерство природных ресурсов |
- |
- |
3 |
Прирост запасов ОПИ за счет проведения геологоразведочных работ в Архангельской области |
Возрастающий |
Млн. куб. м |
28,63 |
2022 |
12 |
12 |
12 |
- |
Министерство природных ресурсов |
- |
- |
4 |
Площадь восстановленных водных объектов |
Возрастающий |
Га |
- |
2022 |
2 |
5 |
8 |
- |
Министерство природных ресурсов |
ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое |
- |
2.1. Порядок расчета и источники информации о значениях целевых показателей государственной программы
Наименование показателя государственной программы |
Порядок расчета |
Источник информации |
1 |
2 |
3 |
1. Качество окружающей среды |
Расчет показателя осуществляется в соответствии с Методикой расчета показателя "Качество окружающей среды" за отчетный период (прошедший год), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 года N 542 |
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации |
2. Доля видов объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (за исключением водных биологических ресурсов), в отношении которых проведены мероприятия по охране и воспроизводству, в общем количестве видов объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (за исключением водных биологических ресурсов) и обитающих на территории Архангельской области |
Расчет показателя (DN) проводится в отношении видов объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (за исключением водных биологических ресурсов), обитающих на территории субъекта Российской Федерации (Архангельской области), в отношении которых проведены мероприятия по охране и воспроизводству по следующей формуле:
,
где: DN - доля видов объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (за исключением водных биологических ресурсов), в отношении которых проведены мероприятия по охране и воспроизводству; No - количество видов объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (за исключением водных биологических ресурсов), в отношении которых проведены мероприятия по охране и воспроизводству; Nkr - количество видов объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (за исключением водных биологических ресурсов), обитающих на территории Архангельской области. На территории области обитает 22 вида объектов животного мира занесенных в Красную книгу Российской Федерации, из них постоянно обитают и ведут активный образ жизни в течение года около 15 видов, не являющихся перелетными и зимоспящими, которые составляют 66-68 процентов |
Министерство финансов Российской Федерации |
3. Прирост запасов общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ) за счет проведения геологоразведочных работ в Архангельской области |
Суммарный прирост запасов ОПИ, утвержденных заключениями государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, в отчетном периоде суммарный прирост запасов ОПИ, утвержденных заключениями государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, а также запасов ОПИ в отчетном году |
Заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения |
4. Площадь восстановленных водных объектов |
Суммарная фактическая площадь акватории водных объектов, на которой проведены работы по улучшению состояния водных объектов (расчистка от водной растительности или донных отложений) в отчетном году |
По результатам выполненных работ по расчистке водных объектов в отчетном году в рамках заключенных государственных контрактов |
3. Структура государственной программы
N п/п |
Задача структурного элемента |
Краткое описание ожидаемых эффектов от реализации задачи структурного элемента |
Связь с показателями государственной программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Проектная часть государственной программы |
||
1.1 |
Региональный проект "Чистая страна (Архангельская область)" Куратор проекта - Автушенко Евгений Владимирович, заместитель председателя Правительства Архангельской области |
||
|
Соисполнитель государственной программы - министерство природных ресурсов |
Срок реализации: 2018-2024 годы |
|
1.1.1 |
Ликвидация несанкционированных свалок в границах городов |
Ликвидированы 4 несанкционированные свалки в границах г. Архангельска и несанкционированная свалка в границах г. Няндома, улучшится качество жизни 360,84 тыс. человек в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах городов |
показатель государственной программы (далее - показатель) N 1 |
1.1.2 |
Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде |
Ликвидировано нефтяное загрязнение в водоохранной зоне ручья Кузнецов (Мезенский район Архангельской области), восстановлены, рекультивированы более 2,8 тыс. га земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, улучшилось качество жизни 3,5 тыс. человек в связи с ликвидацией объектов накопленного вреда окружающей среде |
Показатель N 1 |
1.2 |
Региональный проект "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Архангельская область)" Куратор проекта - Автушенко Евгений Владимирович, заместитель председателя Правительства Архангельской области |
||
|
Соисполнитель государственной программы - министерство природных ресурсов |
Срок реализации: 2018-2024 годы |
|
1.2.1 |
Обеспечено снижение экологической нагрузки на население за счет сокращения захоронения твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку) |
Осуществлена закупка 1140 контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов, устанавливаемых на контейнерных площадках, включенных в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов |
Показатель N 1 |
1.2.2 |
Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), включая создание условий для утилизации запрещенных к захоронению отходов |
Введены в эксплуатацию три комплекса по обработке, сортировке, утилизации и захоронению ТКО на территориях, расположенных в муниципальном образовании "Черемушское" Котласского муниципального округа Архангельской области, в Няндомском и Холмогорском муниципальных округах Архангельской области. Реализация комплекса мероприятий, способствующих увеличению объемов обработки (на 1330 тыс. т), утилизации (на 747 тыс. т) ТКО, позволят обеспечить с 2025 года снижение захоронения ТКО на 747 тыс. т |
Показатель N 1 |
2 |
Процессная часть государственной программы |
||
2.1 |
Комплекс процессных мероприятий "Экологическая безопасность, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области" |
||
|
Соисполнитель государственной программы - министерство природных ресурсов |
||
2.1.1 |
Формирование системы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами |
Улучшено качество окружающей среды в результате проведения комплекса мероприятий по созданию площадок по накоплению ТКО, комплексов по обработке, утилизации и захоронению ТКО, объектов перегрузки ТКО и по обеспечению деятельности регионального оператора по обращению с ТКО |
Показатель N 1 |
2.1.2 |
Ликвидация накопленного экологического ущерба окружающей среде |
Обеспечена реабилитация земель лесного фонда в результате ликвидации свалок на землях лесного фонда площадью 17,69 га, разработаны 4 проектно-сметные документации на рекультивацию объектов размещения отходов и по ликвидации одного объекта накопленного вреда |
Показатель N 1 |
2.1.3 |
Сохранение биоразнообразия Архангельской области и поддержание экологического баланса на особо охраняемых природных территориях регионального значения (далее - ООПТ) |
Увеличена площадь ООПТ регионального значения, функционирует познавательный туризм с целью экологического воспитания и образования на базе ООПТ |
Показатели N 1 |
2.1.4 |
Совершенствование территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Архангельской области |
Улучшено качество окружающей среды, обеспечено снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на территории Архангельской области на 18,4 тыс. т, органы государственной власти, физические и юридические лица обеспечены достоверной информацией о состоянии окружающей среды |
Показатель N 1 |
2.1.5 |
Развитие системы экологического образования, просвещения и воспитания в сфере охраны окружающей среды |
Повышен уровень экологической грамотности населения Архангельской области, привлечено внимание к вопросам экологической направленности, к участию в проводимых акциях, мероприятиях |
Показатель N 1 |
2.1.6 |
Обеспечение воспроизводства, развития и рационального использования минерально-сырьевой базы ОПИ, подземных вод для удовлетворения потребностей экономики и населения Архангельской области |
Удовлетворены потребности экономики и населения Архангельской области, открыты месторождения подземных вод на участках недр местного значения для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения и месторождения ОПИ на участках недр местного значения |
Показатель N 3 |
2.1.7 |
Охрана и рациональное использование животного мира, сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов |
Обеспечена деятельность министерства природных ресурсов в части исполнения переданных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и охотничьих ресурсов, подведомственных учреждений в части исполнения переданных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов, проведены мероприятия по предотвращению угрозы нападения волка |
Показатель N 2 |
2.1.8 |
Охрана, сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения Архангельской области |
Проведены мероприятия по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Архангельской области, по предотвращению негативного воздействия вод в части переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, мероприятий по берегоукреплению р. Северной Двины в Соломбальском территориальном округе на участке от ул. Маяковского до ул. Кедрова г. Архангельска |
Показатель N 4 |
4. Финансовое обеспечение государственной программы
Наименование государственной программы, структурного элемента/ |
Объем финансового обеспечения по годам реализации (тыс. рублей) |
|||
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
Всего |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Государственная программа (всего), в том числе: |
2 210 901,2 |
1 389 455,3 |
1 473 786,8 |
5 074 143,3 |
Областной бюджет |
2 155 253,7 |
1 335 041,5 |
1 419 373,0 |
4 909 668,2 |
Консолидированные бюджеты муниципальных образований Архангельской области |
66 611,7 |
51 027,7 |
51 027,7 |
168 667,1 |
Внебюджетные источники |
44 000,0 |
44 000,0 |
44 000,0 |
132 000,0 |
Региональный проект "Чистая страна", в том числе: |
456 128,2 |
- |
- |
456 128,2 |
Областной бюджет |
456 128,2 |
- |
- |
456 128,2 |
Региональный проект "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", в том числе: |
277 756,8 |
- |
- |
277 756,8 |
Областной бюджет |
277 756,8 |
- |
- |
277 756,8 |
Комплекс процессных мероприятий "Экологическая безопасность, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области", в том числе: |
1 477 016,2 |
1 389 455,3 |
1 473 786,8 |
4 340 258,3 |
Областной бюджет |
1 421 368,7 |
1 335 041,5 |
1 419 373,0 |
4 175 783,2 |
Консолидированные бюджеты муниципальных образований Архангельской области |
66 611,7 |
51 027,7 |
51 027,7 |
168 667,1 |
Внебюджетные источники |
44 000,0 |
44 000,0 |
44 000,0 |
132 000,0 |
5. Показатели государственной программы в разрезе муниципальных образований Архангельской области
Наименование муниципального образования Архангельской области |
Базовое значение |
Значение показателя по годам |
|||
значение |
год |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
|
- |
- |
- |
- |
- |
-". |
7. В Положении о порядке проведения конкурса на предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, городских поселений Архангельской области на реализацию мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами:
1) наименование изложить в следующей редакции:
"Положение
о порядке проведения конкурса на предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений Архангельской области на реализацию мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами";
2) в пункте 1:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяет порядок проведения конкурса и условия предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений Архангельской области (далее соответственно - органы местного самоуправления, муниципальные образования, местный бюджет) на реализацию мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - конкурс, субсидия, ТКО).";
б) дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:
"Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с мероприятием (результатом) "Созданы площадки для накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, оборудованные контейнерами (бункерами) для накопления ТКО, в том числе для раздельного накопления ТКО" (далее - мероприятие), комплекса процессных мероприятий "Экологическая безопасность, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области", являющегося структурным элементом государственной программы Архангельской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области".".
8. Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, городских поселений Архангельской области на содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов исключить.
9. В Порядке предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами:
1) наименование изложить в следующей редакции:
"Порядок
предоставления субсидий региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами";
2) в пункте 1:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"1. Настоящий Порядок, разработанный в соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492 (далее - общие требования), областным законом от 16 декабря 2019 года N 205-13-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, оснований для предоставления таких льгот и порядка компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами", устанавливает порядок и условия предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - ТКО, субсидия).";
б) дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:
"Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с мероприятием (результатом) "Произведено возмещение недополученных доходов регионального оператора по обращению с ТКО, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО" (далее соответственно - мероприятие) комплекса процессных мероприятий "Экологическая безопасность, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области", являющегося структурным элементом государственной программы Архангельской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области".";
3) в подпункте 2 пункта 6.1 и абзаце первом пункта 12 слова "со статьей 78" заменить словами "с пунктом 1 статьи 78".
10. Порядок предоставления субсидии из областного бюджета бюджету Онежского муниципального района Архангельской области на проведение предварительных инженерных изысканий для оценки возможности разработки проектной документации по реконструкции полигона твердых коммунальных отходов в Онежском муниципальном районе Архангельской области исключить.
11. Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, городских поселений Архангельской области на обустройство объектов размещения твердых коммунальных отходов исключить.
12. Порядок предоставления субсидии на обеспечение деятельности по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с твердыми коммунальными отходами исключить.
13. Порядок предоставления субсидии в связи со снижением размера платы за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами вследствие снижения норматива накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области исключить.
14. Порядок предоставления субсидии из областного бюджета бюджету городского округа Архангельской области "Мирный" на разработку проектно-сметной документации на ликвидацию объектов накопленного экологического ущерба исключить.
15. Дополнить новым Порядком предоставления субсидии акционерному обществу "Архангельский экологический оператор" для финансового обеспечения расходов, связанных с организацией выполнения работ в целях реализации концессионных соглашений на создание комплексов обработки, утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области, следующего содержания:
"УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Архангельской области
от 11 октября 2013 г. N 476-пп
Порядок
предоставления субсидии акционерному обществу "Архангельский экологический оператор" для финансового обеспечения расходов, связанных с организацией выполнения работ в целях реализации концессионных соглашений на создание комплексов обработки, утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок, разработанный в соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492 (далее - общие требования), определяет порядок и условия предоставления из областного бюджета субсидии акционерному обществу "Архангельский экологический оператор" (далее - организация, получатель субсидии) для финансового обеспечения расходов, связанных с организацией выполнения работ в целях реализации концессионных соглашений на создание комплексов по обработке, утилизации и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области (далее соответственно - субсидия, комплекс):
комплекс обработки и утилизации твердых коммунальных отходов мощностью 70 000 тонн в год, расположенный по адресу: Архангельская область, Котласский район, муниципальное образование "Черемушское";
комплекс обработки, утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов мощностью 60 000 тонн в год, расположенный по адресу: Архангельская область, Няндомский район;
комплекс обработки, утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов мощностью 275 000 тонн в год, расположенный по адресу: Архангельская область, Холмогорский район.
Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с мероприятием (результатом) "Обеспечена реализация концессионных соглашений по созданию комплексов по обработке, утилизации и захоронению ТКО на территории Архангельской области" (далее - мероприятие) комплекса процессных мероприятий "Экологическая безопасность, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области", являющегося структурным элементом государственной программы охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов.
Сведения о субсидии размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в разделе единого портала) не позднее 15-го рабочего дня, следующего за днем принятия закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (областного закона о внесении изменений в областной закон об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период).
2. Целью предоставления субсидии является организация выполнения работ в целях реализации концессионных соглашений.
Средства субсидии предоставляются получателю субсидии на следующие расходы:
1) на оплату труда работников организации (в том числе страховые взносы, компенсации проезда к месту отдыха, командировочные расходы, специальную оценку условий труда);
2) на производственные услуги: медицинские и предрейсовые осмотры работников организации, расходы по охране труда и технике безопасности, банковские гарантии, предусмотренные в соответствии с финансовой моделью по объекту в Котласском муниципальном округе Архангельской области);
3) на приобретение горюче-смазочных материалов;
4) на приобретение основных средств и расходных материалов, в том числе офисной мебели и оборудования, канцелярских, хозяйственных материалов и инвентаря;
5) на арендную плату за пользование земельными участками, помещениями и оплату коммунальных, эксплуатационных, административно-хозяйственных услуг;
6) на автомобильное страхование;
7) на услуги связи и интернета, мобильную связь, услуги по ремонту и обслуживанию автотранспорта, информационные технологии;
8) на вспомогательные услуги (расходы на оплату юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, публикация в средствах массовой информации, услуги по организации закупок, участие в конкурсах, аукционах, прочие вспомогательные услуги, в том числе государственная пошлина по выпуску и регистрации дополнительных эмиссий акций (в рамках увеличения уставного капитала), налоги и сборы, прочие выплаты по операционной деятельности (услуги кредитной организации (банка), почтовые, нотариальные).
3. Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидии, является министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - министерство).
4. Предоставление субсидии осуществляется министерством в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета и доведенными лимитами бюджетных обязательств.
Субсидия предоставляется министерством получателю субсидии для финансового обеспечения расходов, связанных с организацией выполнения работ в целях реализации концессионных соглашений на создание комплексов.
5. Субсидия носит целевой характер и не может быть направлена на другие цели.
II. Условия и порядок предоставления субсидии
6. Министерство не позднее 20 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего Порядка направляет организации уведомление о возможности подачи заявления на предоставление субсидии (далее - заявление) посредством заказного почтового отправления или вручения уполномоченному представителю такой организации.
7. Для заключения договора организация представляет в министерство следующие документы (далее - документация):
1) заявление о заключении договора, включающее в себя:
а) сведения о получении (неполучении) средств из областного бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами Архангельской области на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка;
б) согласие на публикацию (размещение) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации об организации, о подаваемом заявлении;
2) документы, подписанные держателем реестра акционеров акционерного общества и заверенные (скрепленные) печатью (при наличии печати) указанного держателя реестра, подтверждающие отсутствие в уставном капитале акционерного общества по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора, доли участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых являются государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышающей 25 процентов;
3) документы, подтверждающие полномочия лица, представляющего интересы заявителя, в случае, если данное лицо не является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени заявителя;
4) план расходования денежных средств в 2024 году на осуществление хозяйственной деятельности организации, подписанный генеральным директором (далее - план расходования), с указанием потребности организации по месяцам.
8. Для заключения договора организация вправе представить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, выданную не ранее чем за 30 календарных дней до дня подачи документации, предусмотренной пунктом 7 настоящего Порядка.
Министерство самостоятельно запрашивает документ, указанный в абзаце первом настоящего пункта, в случае, если заявитель не представил его по собственной инициативе, в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.
9. Документ, предусмотренный подпунктом 1 пункта 7 настоящего Порядка, составляется в свободной форме и представляется в одном экземпляре.
Документ, предусмотренный подпунктом 2 пункта 7 настоящего Порядка, представляется в виде подлинника.
Документы, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 7 настоящего Порядка, представляются в виде копий, заверенных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
10. Заявитель в целях заключения договора должен отвечать следующим требованиям:
1) не являться получателем средств из областного бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами Архангельской области на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка;
2) не являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых являются государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 25 процентов.
Заявитель должен соответствовать условиям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 настоящего пункта, на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором подано заявление на предоставление субсидии.
Положения пункта 17 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации к заявителю в рамках настоящего Порядка не применяются.
11. Заявление и документация, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка, представляются в министерство одним из следующих способов:
1) лично или через представителя;
2) заказным почтовым отправлением.
Заявитель несет ответственность за достоверность представляемых документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Датой представления заявления считается дата его регистрации в установленном порядке в министерстве, если данное заявление представлено лично или через представителя, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту отправления заявления, при направлении заказным почтовым отправлением.
13. Организация вправе отозвать заявление или документацию на основании письменного обращения в любой момент до заключения договора.
Документы, представленные по собственной инициативе, подлежат возврату.
Датой отзыва заявления или документации считается дата регистрации в министерстве соответствующего письменного обращения организации.
14. Министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления, документации, предусмотренной пунктом 7 настоящего Порядка, и документа, предусмотренного пунктом 8 настоящего Порядка (в случае представления их заявителем по собственной инициативе), принимает решение об отказе в заключении договора в следующих случаях:
1) оформление документации, предусмотренной пунктом 7 настоящего Порядка, с нарушением требований пунктов 7 и 9 настоящего Порядка;
2) представление документации, предусмотренной пунктом 7 настоящего Порядка, не в полном объеме;
3) представление документации, предусмотренной пунктом 7 настоящего Порядка, содержащей недостоверные сведения;
4) несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 10 настоящего Порядка.
15. Решение об отказе в заключении договора направляется заявителю в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения.
Решение министерства об отказе в заключении договора может быть обжаловано заявителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
16. В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в заключении договора, предусмотренных пунктом 14 настоящего Порядка, министерство в течение 15 рабочих дней со дня поступления документации, предусмотренной пунктом 7 настоящего Порядка, и документа, предусмотренного пунктом 8 настоящего Порядка, принимает решение о заключении договора и направляет заявителю для рассмотрения и подписания проект договора.
Проект договора с получателем субсидии составляется в соответствии с типовой формой договора о предоставлении субсидии, утверждаемой постановлением министерства финансов Архангельской области в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и общими требованиями, с указанием следующих условий:
1) сроки (периодичность) перечисления субсидии;
2) условия о согласовании новых условий договора или о расторжении договора при недостижении согласия по новым условиям в случае уменьшения министерству ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в договоре;
3) согласие получателя субсидии, лиц, получающих средства на основании договоров, заключенных с получателями субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление в отношении них проверки главным распорядителем как получателем бюджетных средств соблюдения порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результатов предоставления субсидии, а также проверки органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения получателем субсидии порядка и условий предоставления субсидии в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и на включение таких положений в договор;
4) запрет приобретения получателем субсидии, а также иными юридическими лицами, получающими средства на основании договоров, заключенных с получателем субсидии, за счет полученных из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением результатов предоставления этих средств иных операций, определенных правовым актом.
17. Получатель субсидии в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта договора представляет в министерство договор, подписанный со своей стороны в двух экземплярах.
В случае если получатель субсидии не представил в министерство подписанный договор в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, министерство принимает решение об аннулировании решения о заключении договора и о предоставлении субсидии получателю.
18. Размер субсидии определяется в соответствии с представленным планом расходования.
19. Субсидия предоставляется получателю субсидии частями ежемесячно в соответствии с предоставляемыми получателем субсидии заявкой на предоставление субсидии с указанием суммы потребности в средствах субсидии (далее - заявка) и планом расходования субсидии с указанием потребности организации по месяцам.
Заявка и план расходования субсидии с указанием потребности организации по месяцам представляются получателем субсидии в министерство в период с 15 по 20 число месяца, предшествующего месяцу получения субсидии.
20. Министерство в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки, предусмотренной пунктом 19 настоящего Порядка, проверяет ее и принимает одно из следующих решений:
1) о предоставлении субсидии;
2) об отказе в предоставлении субсидии.
21. Основаниями для принятия решения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 20 настоящего Порядка, являются:
1) представление документов, предусмотренных пунктом 19 настоящего Порядка, не в полном объеме;
2) представление документов, предусмотренных пунктом 19 настоящего Порядка, содержащих недостоверные сведения;
3) нарушение сроков представления заявки, указанных в пункте 19 настоящего Порядка.
В случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении субсидии министерство издает распоряжение о предоставлении субсидии и в течение 10 рабочих дней со дня поступления на лицевой счет министерства средств областного бюджета на предоставление субсидии, но не ранее дня получения подписанных получателем субсидии двух экземпляров договора, и перечисляет на расчетный счет, открытый получателем субсидии в кредитной организации, платежом в размере, определенном в соответствии с пунктом 19 настоящего Порядка.
Министерство в течение трех рабочих дней со дня принятия решения уведомляет получателя субсидии о принятом решении.
III. Требования к отчетности и осуществление контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственность за их нарушение
22. Результатом предоставления субсидии является организация выполнения работ в целях реализации концессионных соглашений на создание комплексов.
Показателем результата предоставления субсидии является отсутствие сведений в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц о ликвидации организации или ее банкротстве по состоянию на 1 января 2025 года (100 процентов).
Оценка достижения значения показателя результата использования субсидии осуществляется министерством по итогам 2024 года на основании отчетов о достижении значения показателя результата использования субсидии, представляемого получателем субсидии в срок не позднее 30 апреля 2025 года.
23. Получатель субсидии представляет в министерство отчетность по формам и в сроки, определенные договором.
24. Мониторинг достижения результата предоставления субсидии осуществляется исходя из достижения значений результата предоставления субсидии, определенных соглашением, и событий, отражающих факт завершения соответствующего мероприятия по получению результата предоставления субсидии (контрольная точка), в порядке и по формам, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации.
25. Неиспользованные в 2024 году средства субсидии получатель субсидии обязан вернуть в областной бюджет в срок не позднее 1 февраля 2025 года.
26. Министерством осуществляются проверки соблюдения получателем субсидии и лицами, указанными в пункте 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результатов предоставления субсидии.
Органы государственного финансового контроля Архангельской области осуществляют проверки получателя субсидии и лиц, указанных в пункте 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Министерством проводятся проверки в соответствии с Положением о порядке осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 18 февраля 2014 года N 58-пп (далее - Порядок осуществления финансового контроля), согласно ежегодному плану осуществления финансового контроля, утвержденному министерством на текущий финансовый год.
Получатель субсидии отчитывается о достижении значений показателя результативности предоставления субсидии, устанавливаемых в соответствии с пунктом 22 настоящего Порядка, на основании анализа отчетности, представленной получателем субсидии в сроки, установленные Порядком осуществления финансового контроля.
Проведение министерством проверок в отношении получателей субсидий, находящихся в процедуре банкротства в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", осуществляется за отчетный квартал в соответствии с Порядком осуществления финансового контроля.
Для подтверждения достижения показателей результативности, предусмотренных пунктом 22 настоящего Порядка, при проведении проверок в министерство представляются документы и (или) копии документов, заверенные уполномоченным лицом получателя субсидии и печатью (при наличии), определенные в договоре.
27. В случае выявления министерством нарушений получателями субсидий порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результатов предоставления субсидии, средства субсидий подлежат возврату в областной бюджет в течение 10 рабочих дней со дня предъявления министерством соответствующего требования.
В случае выявления получателем субсидии нарушений порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результатов предоставления субсидии, получатель субсидии в течение трех рабочих дней со дня выявления нарушений направляет в министерство соответствующее уведомление. Уведомление составляется в свободной форме и содержит сведения о сумме и объемах выявленных нарушений.
Министерство в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления предъявляет получателю субсидии требование о возврате субсидии. Средства субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 10 рабочих дней со дня предъявления министерством соответствующего требования.
28. При невозврате средств субсидии в срок, установленный пунктами 25 или 27 настоящего Порядка, министерство в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в пунктах 25 или 27 настоящего Порядка, обращается в суд с исковым заявлением о взыскании субсидии, а также пени за просрочку ее возврата.
Указанный в абзаце первом настоящего пункта срок для обращения в суд не является пресекательным.".
16. Дополнить новым Порядком предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений Архангельской области на разработку проектной документации по созданию объектов обращения с твердыми коммунальными отходами некапитального строительства (объекты перегрузки твердых коммунальных отходов с местом временного накопления твердых коммунальных отходов) следующего содержания:
"УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Архангельской области
от 11 октября 2013 г. N 476-пп
Порядок
предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений Архангельской области на разработку проектной документации по созданию объектов обращения с твердыми коммунальными отходами некапитального строительства (объекты перегрузки твердых коммунальных отходов с местом временного накопления твердых коммунальных отходов)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок, разработанный в соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяет порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений Архангельской области (далее соответственно - местный бюджет, муниципальное образование) на разработку проектной документации по созданию объектов обращения с твердыми коммунальными отходами некапитального строительства (объекты перегрузки твердых коммунальных отходов с местом временного накопления твердых коммунальных отходов) (далее соответственно - субсидия).
Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с мероприятием (результатом) "Разработаны проектные документации по созданию объектов обращения с ТКО некапитального строительства (объекты перегрузки ТКО с местом временного накопления ТКО)" (далее соответственно - мероприятие) комплекса процессных мероприятий "Экологическая безопасность, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области", являющегося структурным элементом государственной программы Архангельской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области".
2. Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидии, является министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - министерство).
3. Предоставление субсидии осуществляется министерством в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.
4. Получатели и общий объем субсидий устанавливаются областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
II. Условия предоставления и размер субсидии
5. Субсидия предоставляется местному бюджету при соблюдении следующих условий:
1) наличие утвержденной муниципальной программы муниципального образования на текущий финансовый год, в которой предусмотрено мероприятие, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;
2) наличие в местном бюджете (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии с учетом предельного уровня софинансирования из областного бюджета, определяемого постановлением Правительства Архангельской области на очередной финансовый год и плановый период;
3) наличие сметы или расчета стоимости проведения мероприятия, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, с приложением подтверждающих расчет коммерческих предложений;
4) наличие технического задания на проведение мероприятия, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;
5) заключение соглашения между министерством и муниципальным образованием о предоставлении из областного бюджета субсидии местному бюджету в соответствии с типовой формой соглашения, утверждаемой постановлением министерства финансов Архангельской области (далее - соглашение);
6) возврат муниципальным образованием средств субсидии в случаях, предусмотренных пунктом 17 Правил, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, городских и сельских поселений Архангельской области, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 26 декабря 2017 года N 637-пп (далее - Правила).
6. Объем субсидии местному бюджету рассчитывается по следующей формуле:
Ci = С М / К * Кмо* Кр,
где:
Ci - объем субсидии бюджету i-го муниципального образования, тыс. рублей;
С М - общий объем субсидий, предусмотренный в областном бюджете на соответствующий финансовый год, тыс. рублей;
К - общее количество объектов перегрузки, для которых необходимо разработать проектную документацию, штук;
Кмо - количество объектов перегрузки в муниципальном образовании, для которых необходимо разработать проектную документацию, штук;
Кр - предельный уровень софинансирования из областного бюджета расходного обязательства муниципального образования на разработку проектной документации.
III. Порядок предоставления субсидии
7. Для заключения соглашения муниципальное образование представляет в министерство следующие документы:
1) заявление о предоставлении субсидии в свободной форме;
2) копию утвержденной муниципальной программы муниципального образования на текущий финансовый год, в которой предусмотрено мероприятие, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;
3) выписку из решения представительного органа муниципального образования о местном бюджете, подтверждающую наличие в местном бюджете (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии с учетом предельного уровня софинансирования из областного бюджета, определяемого постановлением Правительства Архангельской области на очередной финансовый год и плановый период.
Документы, предусмотренные подпунктами 2 и 3 настоящего пункта, должны быть заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Орган местного самоуправления муниципального образования несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в направленных документах.
8. Министерство осуществляет рассмотрение заявки в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления и принимает одно из следующих решений:
1) о заключении соглашения;
2) об отказе в заключении соглашения.
Решение министерства может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
9. Министерство принимает решение, предусмотренное подпунктом 2 пункта 7 настоящего Порядка, в следующих случаях:
1) представление заявки, не соответствующей требованиям, предусмотренным пунктом 7 настоящего Порядка;
2) представление документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, не в полном объеме;
3) муниципальное образование не указано в качестве получателя субсидии в областном законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;
4) представление документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, содержащих недостоверные сведения.
10. При отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка, министерство принимает решение, предусмотренное подпунктом 1 пункта 8 настоящего Порядка.
11. В случае принятия решения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 8 настоящего Порядка, министерство заключает соглашение с муниципальным образованием в соответствии с типовой формой соглашения, утверждаемой постановлением министерства финансов Архангельской области, содержащее условия, предусмотренные подпунктом 2 пункта 7 Правил.
Министерство перечисляет субсидию в порядке межбюджетных отношений на счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в местный бюджет.
Операции с указанными средствами осуществляются в установленном органами местного самоуправления порядке кассового обслуживания исполнения местного бюджета.
12. При принятии решения о передаче Управлению Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу полномочия получателя средств областного бюджета по перечислению субсидий, предоставляемых из областного бюджета, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, указанное полномочие осуществляется в порядке, определенном Федеральным казначейством.
IV. Осуществление контроля за использованием субсидии
13. Орган местного самоуправления муниципального образования представляет в министерство отчетность в порядке и в сроки, которые предусмотрены соглашением.
14. Показателем результата использования субсидии является проектная документация на создание объектов обращения с твердыми коммунальными отходами некапитального строительства (объекты перегрузки твердых коммунальных отходов с местом временного накопления твердых коммунальных отходов, мусороперегрузочные станции).
Оценка эффективности использования субсидии осуществляется министерством на основании анализа отчетности, представленной органом местного самоуправления муниципального образования.
Ответственность за нецелевое использование средств субсидии несут органы местного самоуправления муниципального образования.
15. Контроль за целевым использованием средств субсидии осуществляется министерством и органами государственного финансового контроля Архангельской области в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
16. При выявлении факта нецелевого использования средств субсидии орган местного самоуправления муниципального образования обязан в течение 30 рабочих дней со дня его уведомления министерством и (или) органами государственного финансового контроля возвратить средства субсидии, которые использовались не по целевому назначению.
В случае нецелевого использования средств субсидии органом местного самоуправления муниципального образования и (или) совершения иных бюджетных правонарушений бюджетные меры принуждения к получателю субсидии, совершившему бюджетные нарушения, применяются в порядке и по основаниям, установленным бюджетным законодательством.
17. Финансовая ответственность муниципального образования за недостижение целевых значений показателей результата использования субсидии определяется в соответствии с Правилами.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Архангельской области от 9 октября 2023 г. N 975-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Архангельской области от 11 октября 2013 года N 476-пп"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Изменения, утвержденные настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета начиная с бюджетов на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 гг.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 17 октября 2023 г. N 2900202310170002