г. Краснодар |
|
16 июля 2020 г. |
Дело N А32-50038/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С. при участии в судебном заседании от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивченко Владимира Михайловича (ИНН 233005105543, ОГРННИП 307233035900019 - Ермакова Г.А. (доверенность от 07.11.2019), в отсутствие представителей органа, осуществляющие публичные полномочия, - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации муниципального образования Динской район, управления имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 по делу N А32-50038/2018, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Иванченко Владимир Михайлович (далее - глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным изложенного в письме от 04.09.2018 N 52-39264/18-32-12 решения об отказе в предоставлении в аренду на новый срок земельного участка площадью 244 563 кв. м с кадастровым номером 23:07:0602014:92, расположенного по адресу (местоположение): Краснодарский край, Динской район, в границах земель СПК "Красная Звезда", участок N 55, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, (далее - земельный участок) и о понуждении к предоставлению земельного участка в аренду на 49 лет.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Динской район, управление имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019, изложенное в письме от 04.09.2018 N 52-39264/18-32-12 решение об отказе в предоставлении в аренду на новый срок земельного участка признано незаконным. Департамент присужден к направлению главе хозяйства подписанного проекта договора аренды земельного участка. В удовлетворении остальной части заявления отказано. Судебные акты мотивированы следующим. Глава хозяйства владеет земельным участком площадью 22 035 кв. м с кадастровым номером 23:07:0602014:31, расположенным по адресу (местоположение): Краснодарский край, Динской район, в границах земель СПК "Красная Звезда", (далее - исходный земельный участок) на праве аренды с 1995 года. Образование из него земельного участка (с кадастровым номером 23:07:0602014:92) связано с выделом участка под водным объектом (балкой). В Единый государственный реестр недвижимости подлежала внесению запись об обременении земельного участка правом аренды одновременно с постановкой земельного участка на кадастровый учет. Отсутствие такой записи не лишает главу хозяйства права на заключение договора аренды земельного участка на новый срок. Информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устранённых нарушениях законодательства при использовании земельного участка отсутствует.
Департамент обжаловал решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-Арбитражный процессуальный кодекс) приведя следующие основания проверки законности судебных актов суда первой и апелляционной инстанций. На момент обращения главы хозяйства в департамент обременение в виде аренды в отношение земельного участка не зарегистрировано. После образования земельного участка глава хозяйства не обращался в департамент с заявлением о его предоставлении. Глава хозяйства не имеет права на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов. Судебные акты приняты без учета изменений земельного законодательства.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что администрация муниципального образования Динской район (арендодатель) и глава хозяйства (арендатор) заключили договор от 29.08.1995 N 886 аренды исходного земельного участка, площадь которого составляла 20 га (пашни) для сельскохозяйственного использования на 3 года. Право собственности Краснодарским краем на исходный земельный участок зарегистрировано 30.06.2006 (запись с номером регистрации 23-23-31/008/2006-668). Дополнительным соглашением от 13.08.2008 N 0700000447 площадь исходного земельного участка увеличена до 26,6599 га, а срок аренды продлен до 29.08.2018 (запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.11.2008 с номером регистрации 23-23-31/082/2008-156). Глава хозяйства обратился в департамент с заявлением о предоставлении исходного земельного участка на новый срок. Департамент принял изложенное в письме от 19.07.2017 N 52-23879/17-32-20 решение об отказе в предоставлении исходного участка ввиду наличия в его границах водного объекта - балки.
Глава хозяйства обеспечил изготовление и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории без участка под водным объектом. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 25.06.2018 под кадастровым номером 23:07:0602014:92. Глава хозяйства повторно обратился в департамент с заявлением о заключения договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов. В акте государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" от 08.04.2019 N 112 указано на отсутствие у земельного участка признаков нарушений земельного законодательства и условий договора аренды. Департамент принял изложенное в письме от 04.09.2018 N 52-39264/18-32-12 решение об отказе в предоставлении земельного участка, посчитав несохранившимся обременение в виде аренды в пользу главы хозяйства в отношении этого участка. Правом на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов, по мнению департамента, хозяйства не обладает.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения департамента в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
По общему правилу, установленному положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в действующей с 01.03.2015 редакции, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6). Без проведения торгов договор аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, заключается в случае его предоставления арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого участка. При этом заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано до дня истечения срока действия ранее заключенного договора (подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6). Возможность реализации предусмотренного подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса права не поставлена в зависимость от способа заключения первоначального договора аренды (на торгах или без их проведения).
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса, оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), в соответствии с пунктами 1, 4 статьи 10 которого лица, которым земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства при использовании такого участка, вправе приобрести его в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
В силу пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Норма пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса направлена на установление гарантий для арендатора в случае образования земельных участков из арендуемого и обремененного его правами участка, по существу на сохранение права аренды на прежних условиях (аналогичная правовая позиция поддерживается Верховным Судом Российской Федерации (определения от 19.03.2019 N 303-КГ18-21258, от 17.11.2015 N 306-КГ15-8301, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019),утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019).
Порядок по внесению в Единый государственный реестр недвижимости записи об обременении правом аренды вновь образованного земельного участка установлен частью 12 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которому в случае, если в отношении исходного объекта недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрированы ограничения прав и обременения такого объекта недвижимости, на основании заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые из него объекты недвижимости и одновременно с такими государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав осуществляются государственная регистрация ограничений прав и обременений образуемых объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения переходят (сохраняются) в отношении образованных объектов.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили о следующем. Земельный участок образован из исходного земельного участка, который находился в аренде у главы хозяйства с 29.08.1995. Глава хозяйства не утратил право на получение земельного участка в аренду на новый срок без проведения торгов. Оспариваемое решение департамента не соответствует закону и нарушает права главы хозяйства.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 по делу N А32-50038/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Норма пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса направлена на установление гарантий для арендатора в случае образования земельных участков из арендуемого и обремененного его правами участка, по существу на сохранение права аренды на прежних условиях (аналогичная правовая позиция поддерживается Верховным Судом Российской Федерации (определения от 19.03.2019 N 303-КГ18-21258, от 17.11.2015 N 306-КГ15-8301, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019),утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019).
Порядок по внесению в Единый государственный реестр недвижимости записи об обременении правом аренды вновь образованного земельного участка установлен частью 12 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которому в случае, если в отношении исходного объекта недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрированы ограничения прав и обременения такого объекта недвижимости, на основании заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые из него объекты недвижимости и одновременно с такими государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав осуществляются государственная регистрация ограничений прав и обременений образуемых объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения переходят (сохраняются) в отношении образованных объектов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 июля 2020 г. N Ф08-1836/20 по делу N А32-50038/2018
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1836/20
20.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21243/19
23.09.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50038/18
18.09.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50038/18