г. Краснодар |
|
15 июля 2020 г. |
Дело N А53-22261/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Гиданкиной А.В. и Калашиковой М.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белоусовой Е.В., при участии в судебном заседании, проводимом с применением системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Ростовской области (судья Бондарчук Е.В.) от акционерного общества "Донэнерго" (ИНН 6163089292, ОГРН 1076163010890) - Кульбекова Ю.С. (доверенность от 30.12.2019), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172) - Алимурадова А.А. (доверенность от 18.06.2020), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27 января 2020 года (судья Бондарчук Е.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2020 года (судьи Соловьева М.В., Емельянов Д.В., Филимонова С.С.) по делу N А53-22261/2019, установил следующее.
АО "Донэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - антимонопольный орган) от 17.04.2019 N 061/04/9.21-685/19 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 600 тыс. рублей административного штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечён межрегиональный отдел по надзору за электрическими станциями и сетями Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Решением суда от 27 января 2020 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25 марта 2020 года, признано незаконным и отменено постановление антимонопольного органа от 17.04.2019 N 061/04/9.21-685/19 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований общества. По мнению заявителя, в случае, если объект заявителя присоединен по третьей категории надежности, в целях изменения категории надежности своих энергопринимающих устройств заявитель должен обращаться в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой имеется присоединение. Технологическое присоединение объекта по второй категории надежности возлагает на сетевую организацию обязанность по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств именно по данной категории.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы кассационной жалобы, представитель общества поддержал доводы отзыва на жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и суды установили, что в адрес филиала общества - Миллеровские межрайонные электрические сети 17.07.2018 поступила заявка ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - предприятие) на технологическое присоединение ранее подключенного к сетям общества, расположенного по адресу: Ростовская обл., п. Чертково, ул. Зеленопольская, 1-А.
Заявка обусловлена изменением категории надежности объекта электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя (с третьей категории надежности на вторую).
В адрес предприятия общество 02.08.2018 направило проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 238/18/ММЭС/МРЭС с приложением технологических условий.
В адрес общества 13.08.2018 поступило письмо предприятия о несогласии с проектом договора, а также изменения пункт 1 договора N 238/18/ММЭС/МРЭС.
24 августа 2018 года общество направило в адрес предприятия письмо с предложением подписать договор в направленной редакции, в связи с наличием дизельной генераторной установки АД-20С-Т400-2РН предприятия с максимальной мощностью 25 кВА, для обеспечения резервного источника питания.
6 сентября 2018 года в адрес общества повторно поступило несогласие предприятия с проектом договора.
3 октября 2018 года общество повторно предложило предприятию заключить договор в редакции направленной оферты.
7 декабря 2018 года общество направило в адрес предприятия письмо о целесообразности подачи заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "РЖД", поскольку электросеевое хозяйство ОАО "РЖД" находится на наименьшем расстоянии от границ участка предприятия.
В антимонопольный орган поступило обращение предприятия с жалобой на действия общества, выразившиеся в нарушении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
По факту поступившей жалобы антимонопольный орган возбудил административное дело и 17.04.2019 составил протокол об административном правонарушении N 061/04/9.21685/2019.
4 июня 2019 года антимонопольный орган вынес постановление N 061/04/9.21-685/2019, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, назначено наказание в виде 600 тыс. рублей административного штрафа.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в суд с заявлением.
Признавая незаконным и отменяя постановление антимонопольного органа от 17.04.2019 N 061/04/9.21-685/19, суды руководствовались положениями статьи 9.21 КоАП РФ, статей 21 и 26 Федерального Закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) и Правилами N 861.
Суды пришли к выводу о том, что обеспечение категории электроснабжения может производится как от сетей сетевой организации так и путем установки собственного резервного питания электроснабжения. Указав в заявке одну точку поставки от сетей сетевой организации, заявитель выбрал вариант с обеспечением питания от собственных источников резервного питания. Потребитель услуг обязан обеспечить поддержание автономного резервного источника питания, необходимость установки которого определена в процессе технологического присоединения, в состоянии готовности к его использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики если необходимость установки автономных резервных источников питания возникла после завершения технологического присоединения, то потребитель услуг обязан обеспечить его установку и подключение в порядке, установленном Правилами N 861. Для обеспечения категории от двух источников электроснабжения (точек присоединения), заявитель имел возможность подать заявки в разные сетевые организации, однако не воспользовался данным правом.
Между тем, суды не учли следующего.
Согласно пункту 2 Правил N 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 Правил N 861 (в редакции, относящейся к спорному периоду) изменение категории надежности электроснабжения осуществляется путем подачи заявки юридическим лицом, которое имеет намерение изменить категорию надежности.
Как указано в пункте 3 Правил N 861, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В подпункте "а" (2) пункта 25 Правил N 861 определен порядок распределения обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Согласно пункту 14(1) Правил N 861 технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.
Для энергопринимающих устройств, отнесенных ко второй категории надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что ВРУ-0,4 кВ многофункциональная телерадиовещательная опора, расположенная в Ростовской области, п. Чертково, принадлежащая ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", относится к категории заявителя, поименованного в пункте 12(1) Правил N 861 (максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет до 150 кВт включительно).
При рассмотрении заявки предприятия у общества возникли разногласия относительно распределения обязанностей по осуществлению технологических мероприятий, направленных на обеспечение второй категории надежности (создание независимых резервных источников снабжения электрической энергией).
Положения пунктов 2, 3, подпункта "а" (2) пункта 25, пункт 31 (6) Правил N 861 предусматривают, что категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, и технологическое присоединение объекта заявителя по второй категории надежности возлагает на сетевую организацию обязанность по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств именно по данной категории и по выполнению мероприятий по технологическому присоединению (созданию независимых резервных источников снабжения электрической энергией) до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. В соответствии с повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Возложение на предприятие создание резервного источника питания для осуществления технологических мероприятий, направленных на обеспечение второй категории надежности, является нарушением пунктов 2, 3, подпункта "а"(2) пункта 25 Правил N 861, предусматривающих, что данная обязанность возложена на сетевую организацию.
Отказ общества в технологическом присоединении энергопринимающих устройств предприятия, ранее подключенных к сетям общества по третьей категории надежности энергоснабжения, по второй категории надежности энергоснабжения образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом повторного совершения однородного правонарушения - постановление управления от 11.07.2017 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Поскольку судом установлены все обстоятельства по делу, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить обжалуемые судебные акты на основании частей 1 и 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27 января 2020 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2020 года по делу N А53-22261/2019 отменить. В удовлетворении заявления АО "Донэнерго" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Мацко |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. В соответствии с повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Возложение на предприятие создание резервного источника питания для осуществления технологических мероприятий, направленных на обеспечение второй категории надежности, является нарушением пунктов 2, 3, подпункта "а"(2) пункта 25 Правил N 861, предусматривающих, что данная обязанность возложена на сетевую организацию.
Отказ общества в технологическом присоединении энергопринимающих устройств предприятия, ранее подключенных к сетям общества по третьей категории надежности энергоснабжения, по второй категории надежности энергоснабжения образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом повторного совершения однородного правонарушения - постановление управления от 11.07.2017 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 июля 2020 г. N Ф08-5244/20 по делу N А53-22261/2019