Во исполнение пункта 10 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 января 2023 г. N Пр-6 по итогам встречи Президента Российской Федерации с матерями военнослужащих - участников специальной военной операции, состоявшейся 25 ноября 2022 г., с предложением создания общественных пространств, арт-объектов, школьных музеев, посвященных участникам специальной военной операции, проявившим отвагу, мужество и героизм и проведения в школах уроков по этой теме, Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России (далее - Департамент) направляет для использования в работе методические рекомендации по созданию в музеях образовательных организаций разделов, посвященных участникам специальной военной операции (далее - Методические рекомендации).
Дополнительно Департамент рекомендует принять участие в номинации "Экскурсия по экспозиции "Военнослужащие - участники специальной операции, проявившие отвагу, мужество и героизм" Всероссийского конкурса активистов школьных музеев среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья "Россия - моя Родина" 2023 года и в номинации "Экскурсовод экспозиции "Военнослужащие - участники специальной операции, проявившие отвагу, мужество и героизм" Всероссийского конкурса школьных музеев Российской Федерации 2023 года (далее - Конкурсы).
Департамент просит направить методические рекомендации и информацию о Конкурсах в образовательные организации всех типов, находящиеся на территории субъекта Российской Федерации, разместить указанную информацию на официальных сайтах образовательных организаций, а также проинформировать родителей (законных представителей) обучающихся.
Приложение: 5 л. на 1 экз.
Заместитель директора |
А.И. Лыжин |
Методические рекомендации
по созданию в музеях образовательных организаций разделов, посвященных участникам специальной военной операции
1. Нормативно-правовые и организационные основы создания и деятельности музеев образовательных организаций
Музей образовательной организации - обобщающее название структурного подразделения или общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, созданного при образовательной организации Российской Федерации, независимо от формы собственности, выполняющего учебно-воспитательные функции музейными средствами. В общепринятой практике используется традиционное название "Школьный музей".
В структуре образовательных организаций школьные музеи являются центрами гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Школьные музеи накапливают и используют в образовательно-воспитательном процессе значительные материалы по истории страны и края, связанные со знаменательными датами, историческими, культурными и природными особенностями территории, выдающимися земляками.
В настоящее время деятельность музеев образовательных организаций (школьных музеев) регламентируют следующие законы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2021 г.);
- Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (ред. от 11.06.2021 г.);
- Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" (ред. от 11.06.2021 г.);
- Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (ред. от 08.12.2020 г.).
Создание и паспортизация музеев образовательных организаций осуществляется в соответствии с локальными актами:
- Методические рекомендации о создании и функционировании структурных подразделений образовательных организаций, выполняющих учебно-воспитательные функции музейными средствами, утвержденные Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения от 9 июля 2020 г.;
- Положение о паспортизации школьных музеев Российской Федерации, утвержденное Приказом Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения от 29 апреля 2021 г. N 9-ОД.
Перечень документов, необходимых для руководства и использования в работе руководителю музея образовательной организации (школьному музею), размещены на сайте ФГБОУ ДО "Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей" (далее - ФГБОУ ДО ФЦДО): https://fcdtk.ru/page/1642593997676-shkolnye-muzei-normativnaya-baza
Информация о порядке регистрации музеев образовательных организаций на портале школьных музеев ФГБОУ ДО ФЦДО размещена на сайте ФГБОУ ДО ФЦДО https://fcdtk.ru/page/1649422510607-poryadok-registracii-muzeev-obrazovatelnyh-organizacij-v-reestre-shkolnyh-muzeev
2. Актуализация тематики экспозиций, посвящённых участникам специальной военной операции, проявившим отвагу, мужество и героизм
Актуальность патриотического воспитания средствами музейной педагогики на сегодняшний день приобретает особое значение. Усиление воспитательного потенциала деятельности, организуемой на базе школьных музеев, созвучно реальным вызовам современности и направлено на формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России и подвиги российского народа.
Важной задачей на современном этапе является сохранение исторической памяти, прославление героев и защитников Родины, предотвращение попыток фальсификации исторических событий.
Создание экспозиций в действующих школьных музеях или создание школьного музея, посвященного Героям - участникам специальной военной операции (далее - СВО) должно иметь в основе общие принципы создания музеев (экспозиций в музеях) образовательных организаций. При этом следует руководствоваться не только музейными правилами, но и принципами музейной педагогики. К их числу относятся:
- историзм;
- формирование исторического сознания;
- изучение и сохранение социальной памяти;
- предметность и наглядность; формирование понятия памятника;
- развитие интереса и инициативности у различных групп школьников различными методами и приемами.
Музеи, посвященные участникам СВО должны рассматриваться как мемориальные музеи, созданные в память о выдающемся человеке. В целях соблюдения принципа историзма, мемориальный музей желательно создавать в том месте, здании, в котором жил или учился человек, или в месте совершения героических действий.
Разновидностью мемориального музея являются историко-биографические музеи, где могут храниться подлинные вещи, принадлежавшие изучаемому лицу. Эти музеи играют важную роль в выявлении и уточнении различных фактов биографии своего героя, в популяризации его жизни и деятельности среди учащихся.
3. Рекомендации по созданию музея, экспозиций, разделов в музее, посвящённых участникам специальной военной операции
Документально музей оформляется локальным нормативным актом образовательной организации. Директор образовательной организации и руководитель школьного музея несут полную ответственность за сохранность фондов и деятельность музея.
Для создания экспозиции, или раздела школьного музея, посвященного участникам СВО, руководителю музея образовательной организации рекомендуется осуществить следующий порядок действий:
1. определить основную идею раздела экспозиции, разработать концепцию раздела музея;
2. определить направленность исследований, формы и методы исследований музейных предметов для организации исследовательской работы;
3. определить основные формы и методы работы с учётом традиций и изменяющихся обстоятельств;
4. организовать поиск материалов для создания экспозиции (фото-, видеоматериалы, документы, личные вещи и т.д.);
5. определить основные формы сотрудничества с педагогами школы, родителями, жителями района;
6. составить план экспозиции с размещением в нем витрин, стендов, шкафов, подиумов, подставок, турникетов и др.
7. выполнить эскизный проект (цифровой или художественный);
8. оформить раздел в экспозиционно-выставочном зале.
Активу музея образовательной организации (обучающиеся образовательной организации) под руководством руководителя школьного музея и (или) педагога необходимо:
1. в процессе поисково-исследовательской деятельности провести поиск и сбор вещественных и документальных предметов, относящихся к землякам - участникам СВО;
2. вести постоянный контакт с семьями, сослуживцами, товарищами участников СВО;
3. составить летопись и хронологию событий;
4. провести систематизацию и обобщение материалов;
5. оформить раздел в экспозиционно-выставочном зале.
Педагогам, руководителю школьного музея при организации работы актива обучающихся обратить особое внимание на установление постоянного контакта с семьями, сослуживцами, товарищами участников СВО. При этом необходимо определить педагогически целесообразный и корректный инструментарий исследовательской работы, формы и методы проведения исследований с учетом актуальности событий.
При создании экспозиций, экскурсий, организации образовательной деятельности рекомендуется руководствоваться рекомендациями, размещенными по ссылке: https://fcdtk.ru/page/1648471119172-materialy-po-napolneniyu-portala-metodicheskie-materialy
4. Рекомендуемые формы и практики
Для патриотического воспитания школьников на примерах Героев СВО рекомендуется использовать как традиционные формы, так и современные проекты, реализующиеся в Российской Федерации. Примерами могут служить следующие практики.
Уроки мужества
Цель уроков: сохранение памяти о подвигах наших бойцов, встречи с участниками - ветеранами СВО, патриотическое воспитание на примере Героев СВО.
Создание экскурсий по экспозициям
Собранные экспонаты объединяются в экспозиции, посвященные освобождению наших исконных российских территорий, присоединению, восстановлению их в Российской Федерации. Экскурсии по экспозициям посвящаются памяти героев, которые за это сражались, недопущению нацизма.
Проект "Парта Героя"
Целью проекта является формирование патриотического мировоззрения у обучающихся школ, путем создания воспитательной среды по изучению истории жизни выдающихся и героических выпускников своего образовательного учреждения. "Парта Героя" - это ученический стол, на котором могут быть размещены фотографии Героя, информация о фактах его биографии и заслугах.
При формировании экспозиций рекомендуется применять современные подходы и использовать цифровые инструменты для создания контента: мультимедийное и звуковое оборудование для демонстрации видеофильмов, музыкального и голосового сопровождения.
При создании инфраструктуры школьных музеев рекомендуется использовать возможности мероприятия Федерального проекта "Успех каждого ребенка" Национального проекта "Образование" по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата Федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", методические рекомендации размещены по ссылке https://novmesta.fedcdo.ru/documents/ в разделе "Нормативные документы", папка "2021 год".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2023 г. N 06-278 "О направлении информации"
Опубликование:
-