г. Краснодар |
|
17 июля 2020 г. |
Дело N А32-14131/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии представителей заявителя - Федерального государственного унитарного предприятия "Центр "Звездный"" (ИНН 7702019559, ОГРН 1027739642523) - Бабенковой Ю.С. (доверенность от 11.03.2020), Министерства природных ресурсов Краснодарского края - Калякина Р.В. (доверенность от 26.12.2019), рассмотрев кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Центр "Звездный"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу N А32-14131/2019, установил следующее.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Центр "Звездный"" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) от 13.03.2019 N 202-06.3-27-7289 в предоставлении лесного участка в аренду без проведения аукциона общей площадью 0,366 га (участок N 1 площадью 0,03 га, участок N 2 площадью 0,336 га) имеющий местоположение: Краснодарский край, Новороссийское лесничество, Абраусское участковое лесничество (квартал N 71A, номера учетной записи в государственном лесном реестре 23-13-01-08-00057 и 23-13-01-08-00058), испрашиваемых для осуществления рекреационной деятельности;
о возложении на министерство обязанности в течение месяца с момента вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения путем предоставления предприятию данного лесного участка.
Решением от 17.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.02.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды установили, что впервые предприятие обратилось в министерство 12.03.2018, однако, в удовлетворении заявления отказано на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), так как заявление подано раньше трех месяцев до истечения срока действия договора аренды от 18.11.2008 N 70/06-08. Относительно обращения от 11.12.2018 министерством принят отказ от 15.01.2019 N 202-06.3-27-805/19, который в рамках настоящего дела не рассматривается. Предприятие неоднократно допускало нарушения условий договора: пункта 3.4.4, которым на арендатора возложена обязанность по подаче лесной декларации в установленном порядке ежегодно. Более того, постановление от 05.06.2014 N 96-П о назначении заявителю административного наказания за нарушение правил пожарной безопасности подтверждает несоблюдение арендатором пункта 3.4.6 договора по осуществлению противопожарного обустройства лесного участка.
В кассационной жалобе предприятие просит решение от 17.10.2019 и постановление апелляционного суда от 11.02.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав в обоснование своих доводов, что использование земельного участка арендатором осуществлялось в строгом соответствии с договором аренды, проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы, и требованиями лесного законодательства. За год до истечения срока действия договора аренды предприятие направило в министерство заявление о намерении заключить новый договор без проведения торгов, основывая свои требования на части 1 статьи 74 Лесного кодекса, пункте 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), пункте 8.5 договора, осуществляя в течение оставшегося срока поддержку и фактическую помощь министерству в постановке участка на кадастровый учет, тогда как данная обязанность возложена на собственника земельного участка.
К административной ответственности арендатор привлекался один раз за весь период владения лесным участком, выявленное правонарушение общественной опасности не представляло. Заявитель полагает, что им соблюдены все сроки и условия подачи заявления о заключении нового договора аренды спорного земельного участка без проведения торгов.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы жалобы, министерство просило оставить в силе судебные акты.
Изучив материалы дела, заслушав процессуальных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, 18.03.2008 ГУ КК "Комитет по лесу" и предприятие заключили договор N 70/06-08 аренды лесного участка общей площадью 0,366 га (участок N 1 площадью 0,03 га, участок N 2 площадью 0,336 га) имеющий местоположение: Краснодарский край, Новороссийское лесничество, Абраусское участковое лесничество (квартал N 71A, номера учетной записи в государственном лесном реестре 23-13-01-08-00057, 23-13-01-08-00058) для осуществления рекреационной деятельности.
12 марта 2018 года предприятие обратилось в адрес министерства с заявлением о продлении договора аренды лесного участка без проведения торгов. Письмом от 23.03.2018 N 202-06.3-8080/18 министерство со ссылкой на статью 74 Лесного кодекса отказало в связи с несвоевременностью обращения заявителя.
11 декабря 2018 года предприятие повторно обратилось в адрес министерства с аналогичным заявлением. Письмом от 15.01.2019 N 2020-06.3-27-805/19 заявителю отказано в оказании государственной услуги. Отказ мотивирован тем, что в отношении испрашиваемых лесных участков невозможно установить сведения о государственном кадастровом учете, фактическое расположение объектов не соответствует проекту освоения лесов. В нарушение пункта 3.4.4 договора заявителем не обеспечена ежегодная подача лесных деклараций в 2016-2017 гг. В 2014 году заявитель привлекался к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности.
28 февраля 2019 года предприятие в третий раз обратилось в адрес министерства по тому же вопросу. Письмом от 13.03.2019 N 202-06.3-27-7289/19 министерство отказало в предоставлении земельного участка в связи с пропуском срока подачи такого заявления согласно пункту 2 статьи 74 Лесного кодекса.
Ссылаясь на незаконность действий заинтересованного лица, выраженных в письме от 13.03.2019 N 202-06.3-27-7289/19, заявитель обратился в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 Кодекса для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 74 Лесного кодекса арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
На основании части 2 статьи 74 Лесного кодекса гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений; отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом; отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка; лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 данного Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Пунктами 3.4.4, 3.4.6 договора аренды от 18.11.2008 N 70/06-08 на арендатора возложена обязанность по подаче лесной декларации в установленном порядке ежегодно; а также обязанность по осуществлению противопожарного обустройства лесного участка.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, суды двух инстанций установили, что предприятие не обеспечило подачу ежегодной лесной декларации за периоды 2016-2017 годы. Кроме того, в дело представлено постановление от 05.06.2014 N 96-П (т. 2, л. д. 4 - 7) о назначении заявителю административного наказания за нарушение правил пожарной безопасности, что является нарушением положений статьи 74 Лесного кодекса и условий договора.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций об отсутствии у заявителя права на заключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов, надлежит признать верным, поскольку нарушение условий ранее заключенного договора имело место неоднократно.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам, и нормы права применены судами правильно.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам жалобы апелляционной, были предметом изучения суда апелляционной инстанции, основаны на неверном толковании заявителем норм материального и процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Государственная пошлина по кассационной жалобе уплачена заявителем в федеральный бюджет при ее подаче (платежное поручение от 26.03.2020 N 1188).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу N А32-14131/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 2 статьи 74 Лесного кодекса гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений; отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом; отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка; лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 данного Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, суды двух инстанций установили, что предприятие не обеспечило подачу ежегодной лесной декларации за периоды 2016-2017 годы. Кроме того, в дело представлено постановление от 05.06.2014 N 96-П (т. 2, л. д. 4 - 7) о назначении заявителю административного наказания за нарушение правил пожарной безопасности, что является нарушением положений статьи 74 Лесного кодекса и условий договора."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 июля 2020 г. N Ф08-4873/20 по делу N А32-14131/2019