г. Краснодар |
|
18 июля 2020 г. |
Дело N А63-19602/2019 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Драбо Т.Н., рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края (ИНН 2635037744, ОГРН 1022601949831) на принятые в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.01.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2020 по делу N А63-19602/2019, установил следующее.
Комитет Ставропольского края по делам архивов (ИНН 2634043495, ОГРН 1022601938480; далее - комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края (далее - фонд) от 27.08.2019 N 036S19190016921.
Решением суда от 10.01.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.04.2020, заявление комитета удовлетворено со ссылкой на отсутствие оснований для привлечения комитета к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), поскольку комитет самостоятельно устранил нарушение после получения акта фонда, из которого страхователю стало известно о наличии расхождений в сведениях персонифицированного учета; фонд не направлял комитету уведомление об устранении нарушений в пятидневный срок.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился фонд с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Закон N 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н) не содержат положения, предусматривающие возможность освобождения страхователей от ответственности в случае предоставления формы СЗВ-М с нарушением установленного срока. В представленной 03.10.2017 комитетом исходной форме СЗВ-М за сентябрь 2017 года отсутствовали сведения об одном застрахованном лице, в связи с чем уведомление комитету не направлялось; данная ошибка выявлена не комитетом, а фондом. Дополняющая форма СЗВ-М за сентябрь 2017 года представлена комитетом лишь 25.07.2019, т. е. с существенным нарушением установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока (в данном случае - 16.10.2017).
В отзыве на кассационную жалобу комитет просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в установленный законом срок (03.10.2017) комитет представил в фонд исходные формы СЗВ-М на застрахованных лиц за сентябрь 2017 года.
Фонд провел проверку по вопросу достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета и установил, что в нарушение пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ комитет не представил в фонд сведения по исходной форме СЗВ-М за сентябрь 2017 года в отношении одного застрахованного лица.
По результатам проверки фонд составил акт от 19.07.2019 N 036S18190015325 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, и принял решение от 27.08.2019 N 036S19190016921 о привлечении комитета к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде 500 рублей штрафа.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации комитет обжаловал решение фонда в арбитражный суд.
Определением суда от 14.10.2019 заявление комитета принято, возбуждено производство по делу, рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства; дело в судах первой и апелляционной инстанций рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В суде кассационной инстанции дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили заявление комитета, исходя из следующего.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Данным нормам корреспондирует обязанность органов пенсионного фонда обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, определенных Законом N 27-ФЗ и предоставленных работодателями и застрахованными лицами, а также праву требовать своевременное и правильное представление указанной информации и осуществлять контроль за правильностью представления сведений плательщиками страховых взносов, в том числе по их учетным данным (статья 16 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, статьей 15 Закона N 27-ФЗ и Инструкцией N 766н страхователю предоставлено право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (абзац 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно абзацу 2 пункта 39 Инструкции N 766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 39 Инструкции N 766н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и применения в отношении него финансовых санкций является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Суды установили, что исходную форму СЗВ-М комитет представил в фонд в установленный законом срок. По результатам проверки (сверки) персонифицированных сведений о застрахованных лицах, представленных комитетом за 2017 год по форме СЗВ-М за отчетные периоды 2017 года и формы СЗВ-СТАЖ, фонд установил, что в нарушение пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ комитет не представил сведения исходной формы СЗВ-М за сентябрь 2017 года в отношении одного застрахованного лица. Выявленное нарушение зафиксировано в акте от 19.07.2019 N 036S18190015325.
При этом уведомление о выявленных расхождениях фонд в адрес комитета не направил. Дополняющая форма СЗВ-М представлена комитетом в фонд 25.07.2019 до вынесения фондом решения от 27.08.2019 N 036S19190016921. Доказательства получения комитетом уведомления фонда об устранении ошибок и несоответствий в материалы дела не представлены.
Установив, что исправление комитетом ошибки имело место в отсутствие уведомления фонда о выявленных нарушениях и после получения акта фонда, из которого страхователю стало известно о наличии расхождений в сведениях персонифицированного учета, суды сделали верный вывод, что получив акт проверки и исправив выявленные фондом расхождения, комитет реализовал свое право на исправление выявленной фондом ошибки, что исключает применение к комитету финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Суды верно указали, что такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы с учетом части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов фонда.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении данного дела, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, суды установили на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств, которым дана оценка в соответствии с нормами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основания для удовлетворения кассационной жалобы фонда отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.01.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2020 по делу N А63-19602/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что исходную форму СЗВ-М комитет представил в фонд в установленный законом срок. По результатам проверки (сверки) персонифицированных сведений о застрахованных лицах, представленных комитетом за 2017 год по форме СЗВ-М за отчетные периоды 2017 года и формы СЗВ-СТАЖ, фонд установил, что в нарушение пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ комитет не представил сведения исходной формы СЗВ-М за сентябрь 2017 года в отношении одного застрахованного лица. Выявленное нарушение зафиксировано в акте от 19.07.2019 N 036S18190015325.
...
Установив, что исправление комитетом ошибки имело место в отсутствие уведомления фонда о выявленных нарушениях и после получения акта фонда, из которого страхователю стало известно о наличии расхождений в сведениях персонифицированного учета, суды сделали верный вывод, что получив акт проверки и исправив выявленные фондом расхождения, комитет реализовал свое право на исправление выявленной фондом ошибки, что исключает применение к комитету финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 июля 2020 г. N Ф08-5548/20 по делу N А63-19602/2019