г. Краснодар |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А61-6380/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - прокурора Промышленного района г. Владикавказа, заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "ФармЛидер" (ИНН 9717054694, ОГРН 1177746157270), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФармЛидер" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 03.03.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2020 по делу N А61-6380/2019, установил следующее.
Прокурор Промышленного района г. Владикавказа (далее - прокурор, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ФармЛидер" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда первой инстанции от 03.03.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.05.2020, заявленные прокурором требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса в виде 100 000 рублей штрафа. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании лицензии от 19.04.2019 N ФС-99-02-007134 общество осуществляет фармацевтическую деятельность, в том числе организацию оптовой торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, оптовую торговлю, хранение, перевозку лекарственных препаратов для медицинского применения.
Для осуществления лицензионной деятельности общество использует помещения, расположенные по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. 4-я Промышленная 3, литер "Г", помещения N 2-2а, N 26, N 2в, N 2г, N 2д, N 2е, N 2ж на основании договора аренды от 01.02.2019 N 2/2019.
Прокуратурой с привлечением специалиста Территориального органа Росздравнадзора по Республике Северная Осетия - Алания 04.12.2019 проведена проверка деятельности общества на предмет соблюдения лицензионных требований.
В ходе проведения проверки установлены нарушения обществом требований действующего законодательства, а именно: помещения для хранения лекарственных средств не оборудованы кондиционерами и другим оборудованием, позволяющим обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств, либо форточками, фрамугами, вторыми решетчатыми дверьми; стеллажами, шкафами, в том числе, несгораемыми.
Кроме того, из представленной обществом описи материальных ценностей на 24 наименования оборудования для осуществления фармацевтической деятельности в наличии имеется только 16 (66%).
В ходе проведения проверки также установлено, что складское помещение, в котором хранится лекарственный препарат - этиловый спирт, концентрат для приготовления раствора для наружного применения 95%, не оборудовано несгораемыми поддонами; хранение спирта этилового осуществляется на деревянных поддонах.
Хранение крупных емкостей с лекарственным препаратом - этиловым спиртом, концентратом для приготовления раствора для наружного применения 95%, объемами 5 литров, 10 литров, 21,5 литров осуществляется в несколько рядов по высоте.
Прокуратурой также установлено, что площадь помещений, используемых для хранения лекарственных препаратов, не соответствует объему хранимых лекарственных препаратов, их хранение осуществляется на улице под навесом и без навеса, на открытом пространстве, подвергаясь воздействию атмосферных осадков и перепаду температур.
Для хранения лекарственного препарата - этилового спирта, концентрата для приготовления раствора для наружного применения 95%, используются площади, не указанные в лицензии на осуществление фармацевтической деятельности от 19.04.2019 N ФС-99-02-007134 и в договоре аренды от 01.02.2019 N 2/201. Используемые площади не соответствуют установленным требованиям, хранение лекарственных препаратов осуществляется на площадках вне помещений хранения, без оснащения необходимым оборудованием и приборами для регистрации параметров воздуха.
Указанные обстоятельства в совокупности послужили основанием для вынесения прокуратурой постановления от 24.12.2019 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, направленного с иными материалами проверки в арбитражный суд для разрешения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса.
Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием к указанной статье Кодекса установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Статьей 54 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" установлено, что оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами, в том числе, по правилам надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение), осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 данного Положения.
Из содержания подпункта пункта 5 Положения следует, что лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать лицензионным требованиям, к которым, в том числе, относятся наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций); соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами для медицинского применения, требований статей 53 и 54 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения; соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Согласно пункту 3 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н (далее - Правила N 706н), в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
В силу пункта 4 Правил N 706н помещения для хранения лекарственных средств должны быть оборудованы кондиционерами и другим оборудованием, позволяющим обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств, либо помещения рекомендуется оборудовать форточками, фрамугами, вторыми решетчатыми дверьми.
Пунктом 5 Правил N 706н установлено, что помещения для хранения лекарственных средств должны быть обеспечены стеллажами, шкафами, поддонами, подтоварниками.
В силу пункта 7 Правил N 706н помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами).
Согласно пункту 17 Правил N 706н складские помещения для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств должны быть оборудованы несгораемыми и устойчивыми стеллажами и поддонами, рассчитанными на соответствующую нагрузку.
В силу пункта 53 Правил N 706н бутыли, баллоны и другие крупные емкости с легковоспламеняющимися и легкогорючими лекарственными средствами должны храниться на полках стеллажей в один ряд по высоте. Запрещается их хранение в несколько рядов по высоте с использованием различных прокладочных материалов.
Пунктом 23.1 Правил N 706н установлено, что площадь складских помещений должна соответствовать объему хранимых лекарственных средств, но составлять не менее 150 м2, включая зону приемки лекарственных средств; зону для основного хранения лекарственных средств; зону экспедиции; помещения для лекарственных средств, требующих особых условий хранения.
Согласно пункту 10 Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.12.2010 N 1222н и действовавших в спорный период, при проведении погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена защита поступающих лекарственных средств от атмосферных осадков, воздействия низких и высоких температур.
В силу пунктов 11 - 13 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 N 646н, субъект обращения лекарственных препаратов для осуществления деятельности по хранению лекарственных препаратов должен иметь необходимые помещения и (или) зоны, а также оборудование для выполнения операций с лекарственными препаратами, обеспечивающие их хранение в соответствии с требованиями данного документа.
Помещения для хранения лекарственных препаратов должны обладать вместимостью и обеспечивать безопасное раздельное хранение и перемещение лекарственных препаратов.
Площадь помещений, используемых производителями лекарственных препаратов и организациями оптовой торговли лекарственными препаратами, должна соответствовать объему хранимых лекарственных препаратов и составлять не менее 150 м2.
При вынесении судебных актов суды пришли к выводу о доказанности факта осуществления обществом предпринимательской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований, и, как следствие, о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса.
При этом суды отклонили доводы заявителя о несоответствии постановления от 24.12.2019 о возбуждении дела об административном правонарушении требованиям закона, указав, что в нем содержатся предусмотренные законом необходимые сведения.
Вместе с тем при вынесении судебных актов судами не учтено следующее.
В силу пункта 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса дело об административном правонарушении считается возбужденным, в том числе с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума N 10), установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь статьей 29.4 Кодекса, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу.
При выявлении указанных обстоятельств в судебном заседании суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 и частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Согласно пункту 10 постановления Пленума N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Из материалов дела следует, что в постановлении прокурора от 24.12.2019 отсутствует резолютивная часть, в которой должно содержаться указание на факт возбуждения дела об административном правонарушении. В указанном постановлении содержится просительная часть о привлечении лица к административной ответственности, наличие которой в таком постановлении не предусмотрено законом.
В данном постановлении не указано, что дело об административном правонарушении возбуждено.
Соответственно лицу, в отношении которого ведется административное производство, не доведено, что прокурором в отношении этого лица административное дело непосредственно возбуждено.
При таких обстоятельствах положения статей 25.1, 25.11, 28.1, 28.2, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в части прав лица, привлекаемого к административной ответственности, не соблюдены.
Исходя из этого, судебными инстанциями неправильно применены нормы материального права.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 данной статьи.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 03.03.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2020 по делу N А61-6380/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ФармЛидер" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 10 постановления Пленума N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
...
Из материалов дела следует, что в постановлении прокурора от 24.12.2019 отсутствует резолютивная часть, в которой должно содержаться указание на факт возбуждения дела об административном правонарушении. В указанном постановлении содержится просительная часть о привлечении лица к административной ответственности, наличие которой в таком постановлении не предусмотрено законом.
В данном постановлении не указано, что дело об административном правонарушении возбуждено.
Соответственно лицу, в отношении которого ведется административное производство, не доведено, что прокурором в отношении этого лица административное дело непосредственно возбуждено.
При таких обстоятельствах положения статей 25.1, 25.11, 28.1, 28.2, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в части прав лица, привлекаемого к административной ответственности, не соблюдены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 июля 2020 г. N Ф08-5334/20 по делу N А61-6380/2019