г. Краснодар |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А32-30892/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности (ИНН 2308030019, ОГРН 1022301205926) - Криницкой С.А. (доверенность от 01.07.2020), в отсутствие заинтересованного лица - сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива "Натурпродукт" (ИНН 2377000625, ОГРН 1172375091107), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива "Натурпродукт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2020 по делу N А32-30892/2019, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к СППК "Натурпродукт" (далее - кооператив) о взыскании 49 500 тыс. рублей.
Решением от 25.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.03.2020, суд удовлетворил заявленное министерство требование. Судебные акты мотивированы наличием правовых оснований для взыскания с кооператива суммы ранее предоставленного ему гранта в связи с выявленными нарушениями условий порядка и соглашения о его предоставлении.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных министерством требований. Заявитель кассационной жалобы полагает, что решение суда Краснодарского края от 25.11.2019 по настоящему делу вынесено до окончания срока использования средств гранта, что нарушает права кооператива и ставит под угрозу всю его деятельность; доказательства досудебного урегулирования спора министерство не представило; предписания о необходимости устранения недостатков в использовании денежных средств гранта министерство кооперативу не направляло. Кооператив представил суду доказательства использования гранта исключительно для оплаты необходимых расходов, указанных кооперативом в обоснование получения гранта, при этом вывод судов о необходимости оплаты приобретенного товара частично собственными средствами кооператива одновременно с оплатой средствами гранта, необоснован. Суды не указали, какие именно нарушения условий соглашения, заключенного кооперативом и министерством при получении спорной суммы денежных средств, нарушены кооперативом.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя кооператива, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, кооператив и министерство заключили соглашение от 20.12.2017 N 2213 о предоставлении мер государственной поддержки начинающим сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы, осуществляющим свою деятельность не более 12 месяцев с даты регистрации (далее - Соглашение от 20.12.2017 N 2213).
В рамках Соглашения от 20.12.2017 N 2213 министерство платежным поручением от 22.12.2017 N 326766 (том 1, л. д. 116) перечислило кооперативу грант в размере 49 500 тыс. рублей.
В связи с выявленными нарушениями условий получения и использования гранта министерство письмом от 20.02.2019 N 206-03-05/1484/19 сообщило кооперативу о необходимости возвратить спорную сумму гранта, в связи с выявленными нарушениями условий Соглашения от 20.12.2017 N 2213.
Поскольку кооператив в добровольном порядке спорные денежные средства не возвратил, министерство обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с кооператива средств гранта в краевой бюджет.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об обоснованности заявленных министерством требований. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 78 Кодекса предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно статье 34 Кодекса принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии со статьей 158 Кодекса главный распорядитель бюджетных средств обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе обеспечением результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; обеспечением соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Согласно статье 78 Кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Кодекса в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 7 статьи 78 Кодекса).
В части 3 статьи 78 Кодекса предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим и физическим лицам. В частности эти акты должны содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении. Если получатель субсидии не возвращает денежные средства по требованию контролирующего органа в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом и соглашением о предоставлении субсидии, то орган, выдавший субсидию, принимает меры по взысканию субсидии в судебном порядке.
В случае нарушения получателями предусмотренных статьей 78 Кодекса условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 статьи 78 Кодекса (пункт 3.1 статьи 78 Кодекса).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.11.2017 N 836 утвержден Порядок предоставления грантов начинающим сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы, осуществляющим свою деятельность не более 12 месяцев с даты регистрации (далее - Порядок N 836).
Судебные инстанции установили, что Соглашение от 20.12.2017 N 2213 о предоставлении мер государственной поддержки заключено министерством и кооперативом в соответствии с Порядком N 836, подпунктом 7 пункта 5 которого установлено, что кооператив обязуется оплачивать не менее 10 процентов стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов.
Аналогичное условие предоставления гранта установлено подпунктом 2.1.2 пункта 2.1 раздела 2 "Условия предоставления гранта" Соглашения от 20.12.2017 N 2213.
В соответствии с подпунктом 3.2.4 пункта 3.2 Соглашения от 20.12.2017 N 2213 кооператив обязуется соблюдать условия предоставления гранта, предусмотренные пунктом 2.1 соглашения.
В силу подпункта 3.2.8 пункта 3.2 Соглашения от 20.12.2017 N 2213 кооператив обязуется представлять министерству заверенные кооперативом копии платежных документов, подтверждающие оплату расходов по плану расходов в размере не менее 10 процентов от стоимости каждого наименования статей расходов за счет собственных средств (представляются по мере реализации плана расходов).
Судебные инстанции установили, что в соответствии с планом расходов на развитие материально-технической базы кооператива в 2018 году министерство выдало следующие разрешения на перечисление денежных средств с расчетного счета кооператива: N 1/18 на приобретение автономного молочного завода на сумму 32 857 942 рубля 50 копеек (пункт 1 плана расходов); N 2/18 на приобретение оборудования для убоя скота и переработку мяса на сумму 12 633 367 рублей 50 копеек (пункт 2 плана расходов); N 3/18 на приобретение автомобиля ГАЗель "Бизнес" авторефрижератора на сумму 1 381 590 рублей (пункт 4 плана расходов); N 4/18 на приобретение автомобиля LADA Granta авторефрижератор на сумму 899 100 рублей (пункт 5 плана расходов); N 5/18 на приобретение автомобиля ГАЗ-3309 на сумму 1 728 тыс. рублей (пункт 3 плана расходов).
При этом, как установили судебные инстанции, кооператив при приобретении автономного молочного завода (разрешение N 1/18) и оборудования для убоя скота и переработки мяса (разрешение N 2/18), не уплатил собственные денежные средства в сумме предусмотренной Соглашением - 3 650 882 рубля 50 копеек и 1 403 707 рублей 50 копеек, соответственно. Документально данный вывод кооператив не опроверг.
Таким образом, установив фактические обстоятельства при рассмотрении данного дела, судебные инстанции сделали правильный вывод о нарушении кооперативом условий предоставления гранта, предусмотренных пунктом 2.1.2. Соглашения от 20.05.2017 N 2213 и подпунктом 7 пункта 5 Порядка N 836.
Судебные инстанции установили также, что в соответствии с пунктом 2.1.7 Соглашения от 20.05.2017 N 2213, грант предоставлялся кооперативу при условии обеспечения прироста объема продукции, реализованной кооперативом, по состоянию на 31 декабря года, следующего за годом предоставления грантовой поддержки, не менее 10 процентов от объема реализованной продукции в году, предшествующем году получения гранта. Согласно представленному кооперативом отчету о достижении показателей результативности и целевом расходовании гранта, кооперативом финансово-хозяйственная деятельность в 2018 году не велась, установленные пунктом 2.1.7 Соглашения от 20.05.2017 N 2213 условия предоставления гранта в виде обеспечения прироста объема продукции, реализованной кооперативом, не достигнуты. Доказательства обратного кооператив не представил.
При таких обстоятельствах, сделав правильный вывод том, что кооператив допустил нарушение условий получения гранта, что является основанием для возврата полученных денежных средств в бюджет Краснодарского края, суды обоснованно взыскали с кооператива ранее предоставленный министерством грант в размере 49 500 тыс. рублей.
Суд кассационной инстанции не принял довод кооператива о том, что он не должен был использовать собственные денежные средства, приобретая вышеуказанные автономный молочный завод и оборудование за счет средств гранта, поскольку указанный довод не опровергает выявленные министерством нарушения условий предоставления гранта, установленные Порядком N 836 и Соглашением от 20.12.2017 N 2213.
Довод кооператива о несоблюдении министерством досудебного порядка урегулирования спора, отклоняется судом кассационной инстанции.
На основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Для данного спора обязательный досудебный порядок его урегулирования не предусмотрен.
В соответствии с Соглашением от 20.12.2017 N 2213 все споры, которые могут возникнуть в рамках реализации указанного соглашения или в связи с ним, стороны решают путем переговоров. Если сторонам не удается достигнуть согласия в разрешении спорных вопросов, любая из них вправе обратиться в Арбитражный суд Краснодарского края. Соглашением от 20.12.2017 N 2213 на министерство не возложена обязанность по направлению претензии кооперативу. При толковании условий Соглашения от 20.12.2017 N 2213 суды не установили, что стороны обязались соблюдать претензионный порядок, фактически обязательные элементы процедуры досудебного порядка не согласованы (сроки направления претензий, порядок их рассмотрения).
В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления его с другими условиями и смыслом договора в целом.
Кроме того, как видно из материалов дела, министерство письмом от 20.02.2019 N 206-03-05/1484/19 (том 1, л. д. 102 - 103) сообщило кооперативу о необходимости возвратить спорную сумму гранта, в связи с выявленными нарушениями условий Соглашения от 20.12.2017 N 2213.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2020 по делу N А32-30892/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему кооперативу "Натурпродукт" из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 27.04.2020 N 5 государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции установили, что в соответствии с планом расходов на развитие материально-технической базы кооператива в 2018 году министерство выдало следующие разрешения на перечисление денежных средств с расчетного счета кооператива: N 1/18 на приобретение автономного молочного завода на сумму 32 857 942 рубля 50 копеек (пункт 1 плана расходов); N 2/18 на приобретение оборудования для убоя скота и переработку мяса на сумму 12 633 367 рублей 50 копеек (пункт 2 плана расходов); N 3/18 на приобретение автомобиля ГАЗель "Бизнес" авторефрижератора на сумму 1 381 590 рублей (пункт 4 плана расходов); N 4/18 на приобретение автомобиля LADA Granta авторефрижератор на сумму 899 100 рублей (пункт 5 плана расходов); N 5/18 на приобретение автомобиля ГАЗ-3309 на сумму 1 728 тыс. рублей (пункт 3 плана расходов).
При этом, как установили судебные инстанции, кооператив при приобретении автономного молочного завода (разрешение N 1/18) и оборудования для убоя скота и переработки мяса (разрешение N 2/18), не уплатил собственные денежные средства в сумме предусмотренной Соглашением - 3 650 882 рубля 50 копеек и 1 403 707 рублей 50 копеек, соответственно. Документально данный вывод кооператив не опроверг.
Таким образом, установив фактические обстоятельства при рассмотрении данного дела, судебные инстанции сделали правильный вывод о нарушении кооперативом условий предоставления гранта, предусмотренных пунктом 2.1.2. Соглашения от 20.05.2017 N 2213 и подпунктом 7 пункта 5 Порядка N 836.
...
Суд кассационной инстанции не принял довод кооператива о том, что он не должен был использовать собственные денежные средства, приобретая вышеуказанные автономный молочный завод и оборудование за счет средств гранта, поскольку указанный довод не опровергает выявленные министерством нарушения условий предоставления гранта, установленные Порядком N 836 и Соглашением от 20.12.2017 N 2213.
...
В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления его с другими условиями и смыслом договора в целом."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 июля 2020 г. N Ф08-4700/20 по делу N А32-30892/2019
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7573/2021
20.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4700/20
05.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-774/20
25.11.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-30892/19