город Ростов-на-Дону |
|
05 марта 2020 г. |
дело N А32-30892/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от ответчика: представитель Горбунов Е.Е. по доверенности от 14.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива "Натурпродукт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.11.2019 по делу N А32-30892/2019 по иску Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края к ответчику Сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему кооперативу "Натурпродукт" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - Министерство, заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему кооперативу "Натурпродукт" (далее - кооператив, СППК "Натурпродукт") о взыскании 49 500 000 руб.
Решением от 25.11.2019 суд удовлетворил требования министерства, взыскал с кооператива "Натурпродукт" 49500000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, СППК "Натурпродукт" обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе кооператив просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что им не было допущено условий предоставления гранта; выделенные Министерством денежные средства в виде гранта израсходованы СППК "Натурпродукт" в рамках соглашения на цели, определенный данным соглашением. Кроме того, кооператив указал, что отношения по купле-продаже оборудования у ООО "АгроЦентр "Триумф" на основании договоров N N 3,4 от 11.01.2018 являются предметом судебного разбирательства в рамках дел N А32-39646/2019, в рамках которого между сторонами достигнуто мировое соглашение. На расчетный счет ООО "Агроцентр "Триумф" от СППК "Натурпродукт" 03.02.2019 были перечислены денежные средства в сумме 808707,50 рублей, устранившие фактическую задолженность по договору поставки N 4 от 11.01.2018; 11.02.2019 на расчетный счет ООО "Агроцентр "Триумф" от СППК "Натурпродукт" были перечислены денежные средства в сумме 400000 рублей, частично устранившие фактическую задолженность по договору поставки N 3 от 11.01.2018.
Представитель СППК "Натурпродукт" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом представленных дополнений, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебном заседании ходатайствует о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Протокольным определением суд в порядке статьи 286 АПК РФ приобщил к материалам дела представленные документы - копию мирового соглашения, утвержденного по делу N А32-39646/2019, копии платежных поручений N 2 от 11.02.2020, N 8 от 03.02.2020, N 7 от 05.12.2019.
В судебное заседание не явились представители Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
От Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в суд поступили возражения на апелляционную жалобу.
Суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя истца.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 16 час. 30 мин. 27.02.2020. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя кооператива, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, между СППК "Натурпродукт" и Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края заключено Соглашение N 2213 от 20.12.2017 о предоставлении мер государственной поддержки начинающим сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы, осуществляющим свою деятельность не более 12 месяцев с даты регистрации.
В рамках Соглашения министерством кооперативу "Натурпродукт" перечислен грант в размере 49 500 000 рублей 00 копеек.
В связи с выявленными нарушениями условий получения и использования гранта Министерство обратилось в арбитражный суд с иском к кооперативу для возвращения средства гранта в краевой бюджет.
Статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Поскольку соглашение о предоставлении гранта начинающим сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы, осуществляющим свою деятельность не более 12 месяцев, предполагает расходование бюджетных средств на предоставление гранта, отношения сторон подлежат регулированию нормами бюджетного законодательства.
Частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно статье 34 (Принцип эффективности использования бюджетных средств) Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии со статьей 158 (Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств) Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; обеспечение соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Согласно абзацу 2 пункта 7 статьи 78 БК РФ порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим и физическим лицам. В частности эти акты должны содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении. Если получатель субсидии не возвращает денежные средства по требованию контролирующего органа в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом и соглашением о предоставлении субсидии, то орган, выдавший субсидию, принимает меры по взысканию субсидии в судебном порядке.
В случае нарушения получателями предусмотренных названной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 ноября 2017 г. N 836 утвержден "Порядок предоставления грантов начинающим сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы, осуществляющим свою деятельность не более 12 месяцев с даты регистрации".
Соглашение N 2213 от 20.12.2017 заключено между министерством и кооперативом в соответствии с указанным порядком.
Порядком N 836 установлено условие получения гранта - грантополучатель обязуется оплачивать не менее 10 процентов стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов.
В соответствии с подпунктом 3.2.4 пункта 3.2 Соглашения Грантополучатель обязуется соблюдать условия предоставления гранта, предусмотренные пунктом 2.1 Соглашения.
В соответствии с подпунктом 3.2.8 пункта 3.2 Соглашения Грантополучатель обязуется предоставлять в министерство копии платежных документов, подтверждающих оплату расходов по плану расходов в размере не менее 10 процентов от стоимости каждого наименования статей расходов за счет собственных средств, заверенные Грантополучателем (представляются по мере реализации плана расходов).
Таким образом, оплата собственными средствами грантополучателя должна производиться одновременно с оплатой средствами гранта.
В соответствии с планом расходов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива СППК "Натурпродукт" в 2018 году были выданы следующие разрешения на перечисление денежных средств с расчетного счета участника программы на расчетный счет физического или юридического лица:
N 1/18 - приобретение автономного молочного завода на сумму 32 857 942,50 рублей (п. 1 Плана расходов);
N 2/18 - приобретение оборудования для убоя скота и переработки мяса на сумму 12 633 367,50 рублей (п. 2 Плана расходов);
N 3/18 - приобретение автомобиля ГАЗель "Бизнес" авторефрижератора на сумму 1 381 590 рублей (п. 4 Плана расходов);
N 4/18 - приобретение автомобиля LADA Granta авторефрижератор на сумму 899 100 рублей (п. 5 Плана расходов);
N 5/18 - приобретение автомобиля ГАЗ-3309 на сумму 1 728 000 рублей (п. 3 Плана расходов).
Изложенное свидетельствует об исполнении министерством обязательств по предоставлению гранта в полном объеме.
Кооперативом при приобретении автономного молочного завода (разрешение N 1/18) из необходимой суммы собственных средств 3 650 882,50 рублей оплачено 0,0 рублей.
При приобретении оборудования для убоя скота и переработки мяса (разрешение N 2/18) из необходимой суммы собственных средств 1 403 707,50 рублей кооперативом также оплачено 0,0 рублей.
При таких обстоятельствах, министерством пришло к выводу о том, что кооперативом допущено нарушение условий, предусмотренных п. 2.1.2. Соглашения от 20 декабря 2017 г. N 2213 и п.п. 7 п. 5 Порядка N836.
В соответствии с п. 2.1.7 Соглашения, грант предоставляется кооперативу при условии обеспечения прироста объема продукции, реализованной кооперативом, по состоянию на 31 декабря года, следующего за годом предоставления грантовой поддержки, не менее 10 процентов от объема реализованной продукции в году, предшествующем году получения гранта.
В предоставленном кооперативом отчете о достижении показателей результативности и целевом расходовании гранта СППК "Натурпродукт" финансово-хозяйственная деятельность в 2018 году кооперативом не велась.
С учетом совокупности приведенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что кооперативом допущено нарушение условий получения гранта, являющееся основанием для возврата гранта в бюджет.
Таким образом, материалами дела подтверждена обоснованность требований министерства о взыскании с ответчика гранта в размере 49 500 000 руб.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы кооператива о том, что им не было допущено условий предоставления гранта.
Согласно статьям 67, 68 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу. Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В нарушение ст.ст. 65, 67, 68 АПК РФ кооперативом не представлено надлежащих доказательств, опровергающих установленные и подтвержденные материалами дела нарушения условий получения гранта в виде неоплаты части расходов из собственных средств и недостижения прироста объема продукции.
В обоснование жалобы кооператив указал, что выделенные Министерством денежные средства в виде гранта израсходованы СППК "Натурпродукт" в рамках соглашения на цели, определенный данным соглашением. При этом отношения по купле-продаже оборудования у ООО "АгроЦентр "Триумф" на основании договоров N N 3,4 от 11.01.2018 являются предметом судебного разбирательства в рамках дел N А32-39646/2019, в рамках которого между сторонами достигнуто мировое соглашение. На расчетный счет ООО "Агроцентр "Триумф" от СППК "Натурпродукт" 03.02.2019 были перечислены денежные средства в сумме 808707,50 рублей, устранившие фактическую задолженность по договору поставки N 4 от 11.01.2018; 11.02.2019 на расчетный счет ООО "Агроцентр "Триумф" от СППК "Натурпродукт" были перечислены денежные средства в сумме 400000 рублей, частично устранившие фактическую задолженность по договору поставки N 3 от 11.01.2018.
Приведенные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
СППК "Натурпродукт" в нарушение Порядка N 836 и условий Соглашения не произвел оплату собственными средствами расходов в общей сумме 5 054 590,0 рублей, а именно:
при приобретении автономного молочного завода (разрешение N 1/18) (договор N3 от 11.01.2018 между СППК "Натурпродукт" и ООО "АгроЦентр "Триумф" на сумму 36 508 825 рублей) из необходимой суммы собственных средств 3 650 882,50 рублей оплачено 0,0 рублей в то время, как средства гранта расходованы в сумме 32 857 942,50 рублей, что составляет 90%, средства переведены ООО "АгроЦентр "Триумф" в полном объеме;
при приобретении оборудования для убоя скота и переработки мяса (разрешение N 2/18) (договор N 4 от 11.01.2018 между СППК "Натурпродукт" и ООО "АгроЦентр "Триумф" на сумму 14 037 075 рублей из необходимой суммы собственных средств 1 403 707,50 рублей оплачено 0,0 рублей в то время, как средствами гранта оплачена сумма 12 633 367,50 рублей, что составляет 90% от суммы договора, средства переведены ООО "АгроЦентр "Триумф".
Обстоятельства последующего урегулирования отношений между кооперативом и ООО "АгроЦентр Триумф" не опровергают допущенного кооперативом нарушения, поскольку оборудование было приобретено без использования кооперативом собственных средств в необходимом объеме.
Из требований Порядка N 836 и условий Соглашения следует, что собственные средства должны быть оплачены непосредственно при приобретении оборудования и перечислении средств гранта.
Кроме того, министерством было выявлено также нарушение в виде недостижения прироста объема продукции, реализованной кооперативом, по состоянию на 31 декабря года, следующего за годом предоставления грантовой поддержки, не менее 10 процентов от объема реализованной продукции в году, предшествующем году получения гранта.
В предоставленном отчете о достижении показателей результативности и целевом расходовании гранта СППК "Натурпродукт" финансово-хозяйственная деятельность в 2018 году кооперативом не велась, что министерство обоснованно квалифицировало как нарушение условий получения гранта и является дополнительным основанием для его возврата в краевой бюджет.
Порядком N 836 установлено, что возврату в краевой бюджет подлежат гранты в случаях нарушения грантополучателем требований (условий) их предоставления, установленных настоящим Порядком и соглашением, в том числе в случаях:
нецелевого использования гранта;
представления недостоверных сведений и документов;
непредставления или неполного представления документов в уполномоченный орган, предусмотренных пунктом 22 настоящего Порядка;
не достижения показателей результативности;
неисполнения или ненадлежащего исполнения грантополучателем обязательств, предусмотренных соглашением.
Ссылки кооператива на сложившиеся обстоятельства осуществления предпринимательской деятельности, в том числе в части споров с поставщиком оборудования, не могут быть приняты судом в качестве опровергающих обоснованность требований министерства.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с положениями абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Разрабатывая бизнес-план, принимая решение об участи в программе по получению гранта, заключая соответствующее соглашение, включая в него соответствующие условия достижения определенных показателей эффективности, СППК "Натурпродукт" тем самым принял на себя обязательства при получении гранта, которые должен был исполнить в соответствии с требованиями статьи 309 ГК РФ в полном объеме.
Оценка возможности достижения показателей эффективности должна производиться получателем гранта на стадии подачи заявки; риски по недостижению показателей эффективности относятся на получателя субсидии.
При этом достижение показателей эффективности (прироста объема реализованной продукции) заложено в качестве одной из целей предоставления гранта.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.06.2007 N 366-О-П со ссылкой на Постановление от 24.02.2004 N3-П, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов. Выявление сторонами деловых просчетов, которые не были учтены на стадии заключения договора, при его исполнении на определенных в нем условиях, являются рисками предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Решение суда от 25.11.2019 является законным и обоснованным.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по делу относятся на кооператив.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.11.2019 по делу N А32-30892/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30892/2019
Истец: Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края
Ответчик: Сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив "Натурпродукт", СППК "НАТУРПРОДУКТ"
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7573/2021
20.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4700/20
05.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-774/20
25.11.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-30892/19