г. Краснодар |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А32-39437/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЦБУ" (ИНН 2315181153, ОГРН 1132315003193) и заинтересованного лица - Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2308007718, ОГРН 1022301212878), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦБУ" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 по делу N А32-39437/2019, установил следующее.
ООО "ЦБУ" (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ГУ - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 4, г. Краснодар (далее - учреждение фонд) о признании недействительным решения от 30.05.2019 N 96 в части отказа в принятии к зачету 1 670 рублей расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Решением от 17.12.2019, суд удовлетворил заявленное обществом требование. Решение суда мотивировано тем, что поскольку больничный лист по уходу за ребенком открыт до дня увольнения работника, пособие по временной нетрудоспособности оплачивается так, как если бы работник не увольнялся, а продолжал работать в организации.
Постановлением от 17.03.2020 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 17.12.2019 и отказал в удовлетворении заявленного обществом требования. Постановление апелляционной инстанции мотивировано тем, что суд первой инстанции неверно установил обстоятельства рассматриваемого дела, а также неверно истолковал положения части 2 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 17.03.2020, оставить в силе решение суда от 17.12.2019. Заявитель кассационной жалобы полагает, что суд апелляционной инстанции ошибочно расценил рассматриваемый страховой случай, как уход за больным членом семьи, когда заболевание наступило в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы; рассматриваемый страховой случай наступил дo увольнения работника, то есть в период работы по трудовому договору, поэтому, по мнению страхователя, пособие выплачивается за все дни нетрудоспособности работника и рассчитывается по общим правилам. По мнению общества, если больничный лист по уходу за ребенком открыт в день увольнения работника или до этой даты, то законные основания для исключения периода, приходящегося после увольнения, отсутствуют и пособие по временной нетрудоспособности оплачивается по общим правилам за весь период временной нетрудоспособности.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, фонд провел выездную проверку общества по вопросам правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения, в ходе которой установил, что пособие по временной нетрудоспособности Кириченко Я.В. с 23.04.2018 по 03.05.2018 по уходу за ребенком по листку нетрудоспособности N 284678766328 выплачено с нарушением пункта 1.1 статьи 9 Закона N 255-ФЗ, поскольку пособие следовало начислить по дату увольнения, то есть по 28.04.2018 (1 670 рублей).
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки учреждение приняло решение от 30.05.2019 N 96, в частности об отказе в принятии к зачету понесенных обществом расходов на выплату Кириченко Я.В. страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособностью и в связи с материнством в сумме 1670 рублей.
Полагая, что решение фонда в оспариваемой части является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) установлено, что обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
В силу части 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 12 Закона N 165-ФЗ).
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем ( пункт 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов осуществляется фондом в отношении страхователей, которым в данном случае является общество.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Законом N 255-ФЗ, который определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ) (часть 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях: 1) утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения; 2) необходимости осуществления ухода за больным членом семьи; 3) карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольную образовательную организацию, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным; 4) осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении; 5) долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Таким образом, закон разделяет пособия, уплачиваемые в связи с утратой трудоспособности самим работником (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ) от других видов пособий, названных в данной норме права.
Удовлетворяя заявленное обществом требование, суд первой инстанции сделал вывод о том, что если больничный лист по уходу за ребенком открыт в день увольнения работника или до этой даты, пособие по временной нетрудоспособности оплачивается так, как если бы работник не увольнялся, а продолжал работать в организации, в связи с чем период нетрудоспособности после увольнения Кириченко Я.В. подлежит оплате работодателем. При этом суд первой инстанции указал, что 01.03.2018 Кириченко Я.В. предоставила обществу заявление об увольнении с 15.03.2018, и в этот же день 01.03.2018 ей был выдан листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком. Период временной нетрудоспособности по уходу за ребенком составил с 01.03.2018 по 20.03.2018.
Повторно рассмотрев дело по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что основанием для принятия фондом решения в оспариваемой части явился вывод учреждения о нарушении обществом положений пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ, согласно которому пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска.
Из анализа названных норм права следует, что в период после прекращения трудового договора выплата пособия допускается только в случае наличия у самого работника заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы. Осуществление работником после прекращения трудового договора ухода за больным членом семьи Закон N 255-ФЗ не признает страховым случаем, с наступлением которого у страховщика возникает обязанность осуществить страховое обеспечение.
Пунктом 41 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок N 624н), которым регулируется порядок выдачи листков нетрудоспособности, предусмотрено, что при заболевании ребенка в период, когда мать (иной член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком) не нуждается в освобождении от работы (ежегодные оплачиваемые отпуска, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, отпуск без сохранения заработной платы), листок нетрудоспособности по уходу за ребенком (в случае, когда он продолжает нуждаться в уходе) выдается со дня, когда мать (иной член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком) должна приступить к работе.
Суд апелляционной инстанции установил, что судом первой инстанции указан период временной нетрудоспособности по уходу за ребенком с 01.03.2018 по 20.03.2018, а дата увольнения Кириченко Я.В. 15.03.2018, тогда как периодом временной нетрудоспособности Кириченко Я.В. по уходу за ребенком является период с 23.04.2018 по 03.05.2018, а датой увольнения Кириченко Я.В. - 28.04.2018, указал на неправильно установленные судом первой инстанции фактические обстоятельства.
Таким образом, исследовав фактические обстоятельства по делу, оценив представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц, установив, что датой увольнения работника общества Кириченко Я.В. является 28.04.2018, правильно применив к установленным по данному делу обстоятельствам нормы Закона N 165-ФЗ и Закона N 255-ФЗ, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что именно с 28.04.2018 Кириченко Я.В. не нуждалась в освобождении от работы, в связи с чем, у общества отсутствовали основания для начисления и выплаты Кириченко Я.В. с 28.04.2018 по 03.05.2018 пособия по уходу за ребенком на основании листка нетрудоспособности N 284678766328 и, отменив решение суда первой инстанции, обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленного им требования.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 по делу N А32-39437/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции установил, что судом первой инстанции указан период временной нетрудоспособности по уходу за ребенком с 01.03.2018 по 20.03.2018, а дата увольнения Кириченко Я.В. 15.03.2018, тогда как периодом временной нетрудоспособности Кириченко Я.В. по уходу за ребенком является период с 23.04.2018 по 03.05.2018, а датой увольнения Кириченко Я.В. - 28.04.2018, указал на неправильно установленные судом первой инстанции фактические обстоятельства.
Таким образом, исследовав фактические обстоятельства по делу, оценив представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц, установив, что датой увольнения работника общества Кириченко Я.В. является 28.04.2018, правильно применив к установленным по данному делу обстоятельствам нормы Закона N 165-ФЗ и Закона N 255-ФЗ, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что именно с 28.04.2018 Кириченко Я.В. не нуждалась в освобождении от работы, в связи с чем, у общества отсутствовали основания для начисления и выплаты Кириченко Я.В. с 28.04.2018 по 03.05.2018 пособия по уходу за ребенком на основании листка нетрудоспособности N 284678766328 и, отменив решение суда первой инстанции, обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленного им требования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 июля 2020 г. N Ф08-5087/20 по делу N А32-39437/2019