г. Краснодар |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А01-4063/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Чернецкой Олеси Игоревны (ИНН 010507523822, ОГРН 317010500013535), заинтересованного лица - Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (ИНН 0105038026, ОГРН 1020100701884), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Чернецкой Олеси Игоревны на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.01.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020 по делу N А01-4063/2019, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Чернецкая Олеся Игоревна (далее - предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (далее - Управление) о признании незаконным постановления от 13.11.2019 N 28-Л о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 125 000 рублей штрафа.
Решением суда первой инстанции от 24.01.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.03.2020, в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
До рассмотрения кассационной жалобы предприниматель заявил ходатайство об отложении судебного заседания.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для его удовлетворения.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе. При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Таким образом, нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не требуют обязательного присутствия участвующих в деле лиц в суде кассационной инстанции.
Предприниматель извещен о времени и месте судебного заседания. Новые доказательства по делу суд кассационной инстанции в силу названных норм закона принимать и исследовать не вправе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании лицензии от 15.08.2017 N 43 предприниматель осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Майкоп, ул. Хакурате 224 (далее - многоквартирный дом).
В связи с поступлением обращения физических лиц в период с 04.10.2019 по 11.10.2019 Государственной жилищной инспекцией Республики Адыгея (далее - инспекция) проведена внеплановая выездная проверка предпринимателя по вопросам соблюдения лицензионных требований при управлении многоквартирным домом и исполнения предписания от 19.07.2019 N 21-5.
В ходе проведения проверки установлено, что в многоквартирном доме рассохлись оконные переплеты, покоробились и расшатаны в углах, часть оконных приборов повреждена и отсутствует; в отдельных местах отсутствует остекление; дверные полотна осели и имеют неплотный притвор по периметру коробки, приборы частично утрачены, неисправны, наличники повреждены.
Кроме того, также установлено, что в санузлах имеет место отпадение отделочного слоя стен и потолков; следы увлажнения поверхности перекрытия в комнатах для умывания, расположенных на 3-м, 4-м этажах; в душевых, расположенных на 1-м этаже, имеется разрушение защитного слоя бетона, плит перекрытий и оголение арматуры; маршевые плиты лестниц имеют трещины и обнажение арматуры; облицовка стен керамической плиткой душевых, санузлов, умывальных комнат местами отсутствует, раствор основания разрушен; масляная окраска стен и потолков кухонь имеет потемнения и загрязнения окрасочного слоя; отслоение и вздутие, отдельными местами отслоение краски. В ходе визуального осмотра санитарных комнат установлено, что кроме умывальников имеется поддон для душа, при этом защита помещения от разбрызгивания воды из душа отсутствует; на момент осмотра на кафельном полу выявлено наличие воды около поддона, что приводит к протечкам в нижерасположенное помещение.
В ходе проведения проверки инспекцией также обнаружено отсутствие звена водосточной трубы. При осмотре мест общего пользования (лестничных клеток, коридоров) выявлены неисправности системы электроснабжения; имеются провесы и скрутки проводов, плафоны на осветительных приборах отсутствуют, выключатели неисправны.
При проведении инспекцией осмотра наружных несущих стен многоквартирного дома установлено разрушение и выветривание материала стен (кирпича) фасада здания, отслоение и отпадение штукатурки стен отдельными местами, выветривание швов, выпадение отдельных кирпичей, отпадение и отслоение штукатурки стен в помещениях душевых комнат 1-го этажа. Кроме того, установлено наличие трещин в перемычках, неисправности отмостки в отдельных местах, а также разрушение кирпичной кладки наружной несущей стены, повлекшее уменьшение ее толщины с 380 мм до 250 мм. В ходе проведения осмотра также установлено наличие трещин кладки, разрушение защитного слоя бетона плит перекрытия с оголением арматуры, коррозия арматуры.
Выявление в ходе внеплановой проверки фактов ненадлежащего выполнения предпринимателем лицензионных требований послужило основанием для составления инспекцией в отношении заявителя протокола об административном правонарушении от 13.11.2019 N 28-Л и вынесения постановления от 13.11.2019 N 28-Л о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса в виде 125 000 рублей штрафа.
Предприниматель, не согласившись с указанным постановлением, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 2 статьи 14.1.3 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Примечанием 1 к данной статье Кодекса установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, в том числе обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, является, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Согласно пункту 14 Правил результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).
Техническое состояние элементов общего имущества, а также выявленные в ходе осеннего осмотра неисправности и повреждения отражаются в документе по учету технического состояния многоквартирного дома (журнале осмотра).
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу об осуществлении предпринимателем деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований, а именно невыполнению требований, предусмотренных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6, а также Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290. В свою очередь указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях предпринимателя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса.
Доводы предпринимателя о том, что выявленные нарушения обусловлены нарушением установленных законом требований при строительстве многоквартирного дома, а также о том, что принимаются меры к устранению недостатков, изучены судами и правомерно отклонены как необоснованные. При этом суды указали, что доказательства, свидетельствующие о выполнении предпринимателем полного комплекса мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, в том числе проведения необходимых осмотров и составления актов, инициирования соответствующих ремонтных работ, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, суды указали, что обстоятельства по проверке приняты управлением во внимание при назначении заявителю меры административного наказания.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судами правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.01.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020 по делу N А01-4063/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.