Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 416434-8 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статьи 6 и 7 Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (в части совершенствования полномочий органов государственного жилищного надзора при осуществлении контроля за проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 15 августа 2023 года (протокол N 119, пункт 12) рассмотрел проект федерального закона N 416434-8 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статьи 6 и 7 Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (в части совершенствования полномочий органов государственного жилищного надзора при осуществлении контроля за проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах), внесенный Правительством Российской Федерации (далее-законопроект).
Законопроектом разработан во исполнение абзаца четвертого подпункта "м" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24 августа 2022 г. N Пр-1483 ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 21 июня 2022 г. и направлен на совершенствование контроля за использованием денежных средств, аккумулированных на специальных счетах.
Законопроектом предлагается дополнить Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) положением об обязанности собственников помещений в многоквартирном доме в случае формирования ими фонда капитального ремонта на специальном счете принимать на общем собрании решение о включении в перечень услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме услуги по строительному контролю, в том числе о предельно допустимой стоимости этой услуги (проектируемые дополнения в часть 5.1 статьи 189 ЖК РФ).
Исходя содержания предлагаемых изменений, собственники помещений в многоквартирном доме будут обязаны заключить договор оказания услуги по строительному контролю при проведении капитального ремонта.
При этом в соответствии со статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае осуществления капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. При этом в качестве застройщика, который самостоятельно осуществляет строительный контроль, могут выступать сами собственники помещений в многоквартирном доме. В этом случае, договор оказания такой услуги не требуется.
Учитывая положения вышеуказанной нормы, таким собственникам следует предоставить право принятия на их общем собрании решения о выборе лица, которое будет осуществлять строительный контроль при проведении капитального ремонта общего имущества в их многоквартирном доме.
Проектируемые изменения, касающиеся обязательного заключения договора на оказание услуг по строительному контролю в случае формирования собственниками фонда капитального ремонта на специальном счете, не предусматривают установление гарантийного срока (проектируемый пункт 2 части 4 статьи 177 ЖК РФ).
При этом частью 2 статьи 182 ЖК РФ предусмотрена обязанность регионального оператора по заключению всех договоров для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту с подрядными организациями с обязательным установлением гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы.
В связи с изложенным, необходимо установить равные условия договора для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту с подрядными организациями с обязательным установлением гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы, как для формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, так и для формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Также проектируемыми нормами законопроекта органы государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации наделяются полномочием по ведению реестра протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, содержащих решение о проведении капитального ремонта, представленных владельцами специальных счетов наряду с уведомлением о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Согласно части 1 статьи 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Частью 4 статьи 172 ЖК РФ определена обязанность органа государственного жилищного надзора по ведению реестра уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов.
Согласно части 1.1 статьи 46 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.
На этом основании решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах уже учтены в подразделе "Реестр сведений о голосовании" раздела "Контроль за размещением информации" и в подразделе "Реестр сведений по капитальному ремонту" раздела "Капитальный ремонт" личного кабинета органа государственного жилищного надзора в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Создание еще одного реестра фактически приведет к дублированию соответствующей информации в ГИС ЖКХ.
Принимая во внимание изложенное, Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 416434-8 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статьи 6 и 7 Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
С.А. Пахомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.