г. Краснодар |
|
22 июля 2020 г. |
Дело N А32-41444/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Калашниковой М.Г. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Краснодаргоргаз" - Цыкало Е.Г. (доверенность от 25.12.2019), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Шамрай С.А., извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Краснодаргоргаз" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2020 по делу N А32-41444/2019, установил следующее.
АО "Краснодаргоргаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 14.08.2019 по делу N 023/04/9.21-989/2019 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в виде штрафа в размере 1 млн рублей; признании недействительным представления от 14.08.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП, установленного постановлением управления от 16.05.2019 по делу N 023/04/9.21-989/2019.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Шамрай С.А.
Решением суда от 19.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.03.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела подтверждено виновное совершение обществом административного правонарушения.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, суды нарушили нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Податель жалобы указывает, что общество по независящим от него причинам не имеет возможности осуществить фактическое присоединение, поскольку заказчик не исполнил обязательства, принятые им по договору подключения (технологического присоединения) и не доказал факт создания и безопасность, созданной им сети газопотребления.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, заместителем руководителя управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 01.08.2019 N 023/04/9.21-989/2019 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП. В протоколе указано, что в управление поступило обращение гр. Шамрай С.А. на действия общества. Из обращения следует, что между заявителем и обществом заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения от 27.08.2018 N 106759-Т.П.(т) (далее - договор).
Предметом договора является обязанность общества выполнить действия по подключению (технологическому присоединению) индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Прованская, 22 (далее - объект) к сети газораспределения, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению). В соответствии с пунктом 3 договора срок исполнения мероприятий составляет 274 дня с момента заключения настоящего договора.
Таким образом, мероприятия по технологическому присоединению объектов капитального строительства к сетям газораспределения должны быть выполнены 28.05.2019.
На основании изложенного управление пришло к выводу о том, что обществом не соблюден срок, установленный пунктом 3 договора, а также нарушен подпункт "в" пункта 98 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила подключения).
Общество является субъектом естественных монополий по виду деятельности услуг по транспортировке природного газа по трубопроводам.
При таких обстоятельствах управление пришло к выводу о наличии в действиях общества признаков совершения правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП.
Протокол составлен в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола (т. 1, л. д. 65).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя управления вынесено постановление от 14.08.2019 по делу N 023/04/9.21-989/2019 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП в виде штрафа в размере 1 млн рублей.
Также по результатам рассмотрения дела обществу выдано представление от 14.08.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП, установленного постановлением управления от 16.05.2019 по делу N 023/04/9.21-989/2019. Согласно представлению обществу предписано осуществить действия по созданию сети газораспределения до точки подключения на границе земельного участка заявителя в целях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства Шамрай С.А. к сетям газораспределения в рамках заключенного договора.
Считая незаконными постановление о привлечении к административной ответственности и представление, общество оспорило их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 71, 198 - 201, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 2.1, 4.3, 4.6, 9.21, 29.13 КоАП, Правилами подключения.
Суды установили, что в соответствии с пунктом 3 договора срок исполнения мероприятий составляет 274 дня с момента заключения данного договора. Таким образом, мероприятия по технологическому присоединению объектов капитального строительства к сетям газораспределения должны быть выполнены 28.05.2019. Обществом не соблюден срок, установленный пунктом 3 договора, а также нарушен подпункт "в" пункта 98 Правил подключения.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что нарушение установленного императивно срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны сетевой организации свидетельствует о наличии в действиях общества события правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП, поскольку обществом допущено повторное нарушение Правил подключения, за что общество было привлечено ранее к административной ответственности (вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2018 по делу N А32-35328/2018 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП; на момент совершения нового правонарушения, не истек период, когда общество считалось подвергнутым административному наказанию).
Суды указали, что общество как лицо, являющееся субъектом естественных монополий по виду деятельности услуг по транспортировке природного газа по трубопроводам, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП. Имея возможность для соблюдения установленных законом требований по проведению мероприятий по технологическому присоединению, общество не приняло необходимых мер по соблюдению публично-правовой обязанности. Наличие всех названных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы заявителя о том, что общество не имеет возможности осуществить фактическое присоединение по независящим от него причинам, поскольку заказчик не исполнил обязательства, принятые им по договору о подключении и не доказал безопасность, созданной им сети газопотребления. Апелляционный суд указал на то, что ссылки общества на неисполнение обязательств со стороны заказчика не исключают обязанности общества по подтверждению принятия всех необходимых мер для исполнения своих публично-правовых обязанностей и обязанностей по заключенному с потребителем договору. Суд исходил из того, что пунктом 2.3.1 договора на выполнение строительно-монтажных работ от 04.03.2019 также была установлена обязанность подрядчика - общества по выполнению работ в сроки, указанные в договоре. Обществом, являющимся профессиональным участником соответствующих отношений, монополистом в части услуг по транспортировке природного газа по трубопроводам, не представлено доказательств принятия необходимых мер в целях недопущения совершения правонарушения. В частности, не представлены доказательства осуществления работы с заказчиком, направления разъяснительных писем, оформления изменений к договору, а также разрешения разногласий по исполнению договора в судебном порядке. Таким образом, в нарушение статей 65, 67, 68 Кодекса общество не представило доказательств, опровергающих выводы управления, в том числе, в части вины в совершении правонарушения. Установленная частью 4 статьи 210 Кодекса обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 Кодекса обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
С учетом обоснованности выводов управления о допущенном обществом правонарушении, в силу статьи 29.13 КоАП суды сделали вывод о соответствии закону выданного представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Суды не установили предусмотренных статьями 198 - 201 Кодекса оснований для удовлетворения заявления общества, а также оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным с учетом пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности. Суды учли, что общество не признает наличие вины в допущенном правонарушении. Суды также не установили оснований для снижения назначенного обществу размера штрафа, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 1 млн рублей. Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Между тем, судебные инстанции не учли следующего.
В соответствии со статьей 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Часть 2 ст. 9.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Неисполнение обществом обязанности по подтверждению принятия всех необходимых мер для исполнения своих публично-правовых обязанностей и обязанностей по заключенному с потребителем договору, выразившейся в непредставлении доказательств осуществления работы с заказчиком, направления разъяснительных писем, оформления изменений к договору, а также разрешения разногласий по исполнению договора в судебном порядке, не образует состав правонарушения субъектом естественной монополии Правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
Управление в постановлении о привлечении к ответственности указало, что общество не осуществило мероприятия по подключению объекта Шамрай С.А. в срок согласно пункту 3 договора от 27.08.2018 N 106759-Т.П.(т) в соответствиями с требованиями подпункта "в" пункта 98 Правил, согласно которому исполнитель обязан осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя.
Согласно техническим условиям от 21.08.2018 на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства по адресу: г. Краснодар, ул. Прованская, 22 (первичная газификация) предусмотрен перечень мероприятий по подключению, выполняемых исполнителем и заявителем. Так, заявитель: выполняет проектирование и строительство газопровода низкого давления от проектируемого газопровода низкого давления на границе земельного участка по ул. Прованской, 22 до газоиспользующего оборудования газифицируемого жилого дома; предусмотреть установку вставки изолирующей (диэлектрической) на внутреннем сгоне после крана перед газовыми приборами, имеющими электрооборудование; до ввода в эксплуатацию заключить договор на техническое и аварийное обслуживание внутридомового газового оборудования со специализированной организацией; предусмотреть оснащение объекта капитального строительства прибором учета расхода используемого природного газа.
На основании договора от 04.03.2019 на выполнение строительно -монтажных работ N 106759-СМР, который заключен обществом и Шамрай С.А., заказчик обязан предоставить подрядчику (обществу) документы, которые должны входить в состав исполнительно-технической документации, подготавливаемой после выполнения строительно-монтажных работ в количестве 13 наименований. Вместе с тем, общество указало, что, несмотря на неоднократные уведомления Шамрай С.А. о необходимости предоставить недостающие документы, данная обязанность заказчиком не исполнена, что лишает исполнителя возможности предоставить объект на мониторинг (т. 1, л. д. 56).
Таким образом, общество ссылается на невыполнение Шамрай С.А. технических условий.
Из анализа постановления о привлечении общества к ответственности и представления от 14.08.2019 следует, что выявленное управлением правонарушение выразилось в неосуществлении мероприятий по фактическому технологическому присоединению объекта капитального строительства Шамрай С.А. к сетям газораспределения. Управление не указало, какие мероприятия не выполнило общество. Управление сделало вывод о наличии вины общества в неосуществлении мероприятий по подключению, документально не опровергнув доводы общества о непредоставлении заявителем установленных договором документов, что лишает общество как исполнителя возможности предоставить объект на мониторинг и подключить объект Шамрая С.А.
Так как выводы судов о наличии в действиях общества состава правонарушения основаны на неправильном толковании норм материального права, то принятые по делу судебные акты подлежат отмене.
Поскольку при рассмотрении дела судами установлены все обстоятельства по делу, но имеет место неправильное применение норм права, суд кассационной инстанции считает возможным отменить решение и постановление апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления общества о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности и представления.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2020 по делу N А32-41444/2019 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление о наложении штрафа и представление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14.08.2019 по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-989/2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
М.Г. Калашникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Часть 2 ст. 9.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Неисполнение обществом обязанности по подтверждению принятия всех необходимых мер для исполнения своих публично-правовых обязанностей и обязанностей по заключенному с потребителем договору, выразившейся в непредставлении доказательств осуществления работы с заказчиком, направления разъяснительных писем, оформления изменений к договору, а также разрешения разногласий по исполнению договора в судебном порядке, не образует состав правонарушения субъектом естественной монополии Правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июля 2020 г. N Ф08-4648/20 по делу N А32-41444/2019
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4648/20
06.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1516/20
19.12.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-41444/19
14.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-41444/19