г. Краснодар |
|
22 июля 2020 г. |
Дело N А32-18784/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И. при участии в судебном заседании от истца - министерства природных ресурсов Краснодарского края (ОГРН 1092312004113, ИНН 2312161984) - Крохмаля Д.А. (доверенность от 26.12.2019), от ответчика - акционерного общества производственно-деревообрабатывающего комплекса "Апшеронск" (ОГРН 1022303445603, ИНН 2325014338) - Типикина Д.А. (доверенность от 09.03.2018), рассмотрев кассационную жалобу министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 по делу N А32-18784/2019, установил следующее.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) подало в Арбитражный суд Краснодарского края иск к акционерному обществу производственно-деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск" (далее - общество) о расторжении договора от 09.09.2014 N 7-ИНВ аренды лесных участков общей площадью 8856,6 га, расположенных по адресам (месторасположение): Краснодарский край, лесничество Афипское, участковое лесничество Смоленское: квартал 27 А площадью 144,0 га, квартал 30А площадью 104,0 га, квартал 32А выделы 1-37, 40-47 площадью 230,8 га, кварталы 41А, 42А, квартал 43А выделы 1-4, 6-36 площадью 420,8 га, участковое лесничество Убинское: квартал 7А площадью 219,0 га, квартал 9А площадью 252,0 га, кварталы 23А-25А, 28А, 29А площадью 1013,0 га, кварталы 26А, 27А,38А, 41А-43А площадью 1053,0 га, кварталы 37А, 39А, 40А площадью 409,0 га, квартал 15Б площадью 286,0 га, кварталы 16Б, 18Б площадью 356,0 га, кварталы 19Б, 20Б площадью 298,0 га, кварталы 29Б, 35Б-37Б площадью 798,0 га, кварталы ЗЗБ, 34Б, 41Б-43Б площадью 1095,0 га, кварталы 47Б, 48Б, 51Б, 52Б площадью 976,0 га, кварталы 45Б, 46Б, 49Б, 50Б, 53Б, 54Б площадью 1202,0 га, и договора аренды от 09.09.2014 N 8-ИНВ лесных участков общей площадью 14 620,0 га, расположенных по адресам (месторасположение): Краснодарский край, лесничество Джубгское, Лермонтовское участковое лесничество: кварталы 1А-ЗА, 5А-7А площадью 799,0 га, кварталы 10А-14А площадью 603,0 га, кварталы 8А, 9А, 16А-18А площадью 610,0 га, кварталы 19А-22А, ЗЗА, 34А площадью 984,0 га, кварталы 24А, 25А, 37А, 38А площадью 437,0 га, кварталы 29А, 32А, 42А-44А площадь 734,0 га, кварталы 45А. 65А-71А площадью 1035,0 га, кварталы 62А, 64А площадью 216,0 га, кварталы 88А-92А площадью 769,0 га, кварталы 1Б-ЗБ площадью 114,0 га, кварталы 4Б, 5Б площадью 69,0 га, квартал 9Б площадью 49,0 га, кварталы 11Б, 12Б площадью 91,0 га, кварталы 14Б-16Б площадью 157,0 га, квартал 25Б площадью 92,0 га, Дефановское участковое лесничество: кварталы 12-15, 22, 24, 25, 42 площадью 1169,0 га, кварталы 16-19, 26-28, 44, 45 площадью 1030,0 га, кварталы 59-62, 89 площадью 683,0 га, кварталы 63-67, 94-97 площадью 1235,0 га, кварталы 88, 90, 93, 102-105 площадью 839,0 га, кварталы 107-109 площадью 414,0 га, кварталы 112-114, 130, 131 площадью 637,0 га, кварталы 123-125 площадью 410,0 га, кварталы 126-129, 132, 133, 135-137, 141, 142 площадью 1173,0 га, кварталы 134, 140 площадь 271,0 га (далее - договоры аренды-1,-2, лесные участки-1,-2), о понуждении к возврату по актам приема-передачи лесных участков в пригодном для дальнейшего их использования состоянии.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019, в удовлетворении иска отказано со следующей мотивировкой. Основанием заключения договоров аренды-1,-2 земельных участков-1,-2 послужил инвестиционный проект "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организации выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей общества" (далее - инвестиционный проект), включенный в перечень приоритетных проектов. Расторжение договоров аренды-1,-2 является излишней мерой воздействия на общество. Иные средства воздействия не исчерпаны, а сохранение договорных отношений целесообразно и выгодно для обеих сторон. Существенные нарушения условий договоров аренды-1,-2 не допущены, ущерб министерству или представляемому им публично-правовому образованию не причинен. Решение об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных не принято. Общество реализует инвестиционный проект.
Министерство обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов. Основания досрочного расторжения договоров аренды-1,-2 по инициативе арендодателя существуют. Арендатором существенно нарушен срок реализации инвестиционного проекта (более чем на один год). Общество было предупреждено о необходимости исполнения договорных обязанностей в разумный срок. Министерством исполнены обязанности по обеспечению инвестиционного проекта лесными ресурсами. Вступившим в законную силу судебным актом по другому делу обществу отказано в понуждении министерства к согласованию отчета о завершении инвестиционного проекта.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 12.03.2009 N 128 реализуемый обществом инвестиционный проект включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. На основании приказа департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 30.12.2008 N 1209 об утверждении заявки общества реализацию инвестиционного проекта и соглашения о намерениях реализации инвестиционного проекта от 20.11.2009 министерство (арендодатель) и общество (арендатор) 09.09.2014 заключили договоры аренды-1,-2 лесных участков-1,2 на 49 лет с 09.09.2014 по 08.09.2063. По требованию министерства договоры аренды-1,-2 лесных участков-1,-2 могли быть расторгнуты по решению суда в случае нарушения обществом сроков реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год по этапам его реализации (пункты 5.3, 6.3.1). Договоры аренды-1,-2 зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22-23.10.2014 (записи с номерами регистрации 23-23-51/2501/2014-654, 23-23-51/2501/2014-652). По актам приема-передачи от 09.09.2014 лесные участки-1,-2 переданы обществу.
Целью инвестиционного проекта является организация лесозаготовок и комплексной переработки древесного сырья, направленной на производство плит МДФ, изделий из плит МДФ, сухих строганных пиломатериалов твердолиственных пород, а также переработка древесных отходов на основе развития лесозаготовительных и деревообрабатывающих мощностей. Одной из задач инвестиционного проекта является организация производства глубокой химико-механической и механической переработки древесины с высокой добавленной стоимостью, пользующейся устойчивым спросом на внутреннем и внешних рынках (плиты МДФ шлифованной, плиты МДФ ламинированной, ламината и сухих пиломатериалов твердолиственных пород в объеме соответственно 74,580 тыс. куб. м, 148,728 тыс. куб. м, 70,083 тыс. куб. м и 75,0 тыс. куб. м). Общество должно было выйти на проектную мощность по производству продукции в 2015 году (раздел 3 инвестиционного проекта), после чего ежегодно реализовывать товарную продукцию в названных объемах (раздел 6).
В ходе реализации инвестиционного проекта из-за возникших проблем с обеспечения нового производства сырьем в 2013 году размер годовой учетной лесосеки увеличен до 310,6 тыс. куб м. При выходе на проектную мощность заводу требуется около 600 тыс. куб. м древесного сырья. Предприятие арендует в Краснодарском крае лесные участки общей площадью 293 тыс. га с годовой расчетной лесосекой 274,6 тыс. куб. м. Остальная древесина поставляется на предприятие от сторонних лесозаготовителей Процесс предоставления участков лесного фонда под реализацию инвестиционного проекта предприятия в течение этого времени был сопряжен с задержками и разногласиями, что в значительной степени не позволяло выйти на заявленные объемы лесозаготовки, что в свою очередь также влияло на возможность своевременной реализации инвестиционного проекта по этапам. В течение 2012-2014 годов имелся спор о необходимости замены выделенных предприятию участков лесного фонда в Туапсинском лесничестве ввиду их фактической непригодности для реализации инвестиционного проекта. В 2014 году министерство предоставило обществу дополнительные участки лесного фонда в Джубгском и Афипском лесничествах.
С начала реализации инвестиционного проекта суммарный объем капитальных вложений общества по состоянию на момент подачи иска составил более 10,963 млрд. рублей. Объем инвестиций превысил ранее запланированный показатель (9,7524 млрд. рублей) на 12 %. Полностью завершены строительно-монтажные работы, установлено технологическое оборудование по производству плит, МДФ, введены в эксплуатацию все важнейшие объекты. Начат новый выпуск продукции в тестовом режиме. На предприятие создано около 500 рабочих мест с годовым фондом заработной платы порядка 125 млн. рублей.
По заключению от 16.10.2017 департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края объект "Организация производства древесноволокнистых плит (МДФ) на производственной базе общества" соответствует требованиям технических регламентов, принят по акту приемки и введен в эксплуатацию приказом общества от 31.01.2018. От органа местного самоуправления получено разрешение на ввод производственного комплекса в эксплуатацию, на построенные объекты получены свидетельства о праве собственности.
Министерство направило в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации письмо от 10.05.2017 N 202-14182/17-063 с предложением об исключении инвестиционного проекта общества из перечня приоритетных проектов в области освоения лесов. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в направленном главе администрации (губернатору) Краснодарского края письме от 07.06.2017 N 2В-36601/13 выразило просьбу о проверке целесообразности исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных с учетом того, что инвестиционный проект является крупнейшим проектом лесопромышленного комплекса, ориентированным на глубокую переработку низкосортного древесного сырья.
В ответном письме N 01-580/17-02 от 07.07.2017 глава администрации (губернатор) Краснодарского края сообщил о нецелесообразности исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных с учетом того, что инвестиционный проект является одним из крупнейших проектов, реализуемых в Южном федеральном округе, и имеет статус одобренного администрацией Краснодарского края. Общество как предприятие является значимым для промышленного комплекса Краснодарского края в целом, обеспечивает полный цикл от заготовки и переработки древесины до готовой продукции.
Министерство направило обществу претензию от 03.09.2018 N 202-06.3-25538/18 с предложением о расторжении договоров аренды-1,-2 лесных участков-1,-2 по истечении установленного в предписании от 10.11.2016 N 202-24026/16-06.3 срока исполнения обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры. В качестве оснований расторжения договоров указано на истечение 09.03.2015 срока разработки и представления проекта освоения лесов в целях получения положительного заключения государственной экспертизы и отставание по этапам реализации инвестиционного проекта, указанным в его концепции, более чем на 1 год. Претензия оставлена обществом без удовлетворения.
Общество в октябре 2018 года обратилось в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации за разъяснением о присвоении инвестиционному проекту статуса оконченного. В ответе обществу указано на то, что решение о нарушении приоритетного инвестиционного проекта принимается Минпромторгом России на основании решения о завершении заинтересованного органа субъекта Российской Федерации.
Мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов признаны соответствующими заявленным целям и разрешенному виду использования лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, лесохозяйственному регламенту Афипского лесничества, Лесному плану Краснодарского края (заключения от 21.01.2019 N 40, 41).
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения министерства в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) предусмотрено регулирование имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статьи 3). К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом (часть 4 статьи 71).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 Гражданского кодекса). По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель), в силу статей 606, 610, 614 Гражданского кодекса, обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование. Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Договор, в силу статей 450, 619 Гражданского кодекса, может быть расторгнут по соглашению сторон, а также по требованию одной из сторон по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором. По требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.
Если основанием расторжения договора аренды является неисполнение арендатором возложенных на него обязанностей, арендодатель до обращения в суд с иском о досрочном расторжении договора обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (часть третья статьи 619 Гражданского кодекса), а также предложение о расторжении договора (пункт 2 статьи 452 Гражданского кодекса). Право требовать расторжения договора возникает у арендодателя лишь в том случае, если в разумный срок арендатор не устранит соответствующие нарушения, а требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса допускается досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя только на основании решения суда при существенном нарушении условий договора арендатором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса). Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 23 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что досрочное расторжение договора аренды земельного участка возможно лишь в случае представления арендодателем суду доказательств нарушения арендатором договорных условий, квалифицированного как существенное нарушение договора. Не может служить основанием для удовлетворения требования арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение (его последствия) устранено арендатором в разумный срок.
Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419, определены процедура подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов, порядок контроля за ходом реализации инвестиционного проекта, основания для исключения приоритетного инвестиционного проекта из перечня и связанного с этим расторжения договора аренды лесного участка, а также процедура исключения проекта из перечня. Включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов является основанием для заключения заинтересованным органом и уполномоченным органом договора аренды лесного участка, включенного в перечень, без проведения аукциона в соответствии с лесным законодательством (пункт 15). Одним из оснований досрочного расторжения договора аренды лесного участка, помимо прочего, являются нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год и невыполнение им обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (подпункт "д" пункта 11). Контроль за ходом реализации инвестиционного проекта осуществляет заинтересованный орган, а объектом контроля является выполнение обязательств инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры (пункт 18). Невыполнение предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе реализации инвестиционного проекта, заинтересованный орган принимает решение о направлении заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, которое может принять решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня и направить его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка. Расторжение договора аренды лесного участка может быть осуществлено также по основаниям, установленным лесным законодательством (подпункт "д" пункта 11, пункт 19). Аналогичные правила предусмотрены Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили о следующем. Договоры аренды-1,-2 заключались специально для целей реализации инвестиционного проекта со статусом приоритетный. Расторжение договоров допускалось в связи с нарушением обязательств по реализации инвестиционного проекта (нарушением графика его реализации). Такое расторжение возможно только после исключения инвестиционного проекта из перечня. В обратном случае могла быть создана правовая и фактическая неопределенность. С учетом специфики регулируемых правоотношений расторжение договоров аренды-1,-2 лесных участков-1,-2 по приведенным министерством основаниям недопустимо, несмотря на допущенные обществом нарушения срока реализации инвестиционного проекта более чем на один год. Инвестиционный проект не исключен из перечня приоритетных инвестиционный проектов. Обществом приняты меры по реализации приоритетного инвестиционного проекта и осуществляется признание инвестиционного проекта оконченным. Министерством несвоевременно и не в полной мере исполнены обязанности по обеспечению инвестиционного проекта лесными ресурсами. Основания досрочного расторжения договоров аренды-1,-2 по инициативе министерства отсутствуют.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 по делу N А32-18784/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419, определены процедура подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов, порядок контроля за ходом реализации инвестиционного проекта, основания для исключения приоритетного инвестиционного проекта из перечня и связанного с этим расторжения договора аренды лесного участка, а также процедура исключения проекта из перечня. Включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов является основанием для заключения заинтересованным органом и уполномоченным органом договора аренды лесного участка, включенного в перечень, без проведения аукциона в соответствии с лесным законодательством (пункт 15). Одним из оснований досрочного расторжения договора аренды лесного участка, помимо прочего, являются нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год и невыполнение им обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (подпункт "д" пункта 11). Контроль за ходом реализации инвестиционного проекта осуществляет заинтересованный орган, а объектом контроля является выполнение обязательств инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры (пункт 18). Невыполнение предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе реализации инвестиционного проекта, заинтересованный орган принимает решение о направлении заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, которое может принять решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня и направить его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка. Расторжение договора аренды лесного участка может быть осуществлено также по основаниям, установленным лесным законодательством (подпункт "д" пункта 11, пункт 19). Аналогичные правила предусмотрены Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июля 2020 г. N Ф08-1244/20 по делу N А32-18784/2019