г. Краснодар |
|
22 июля 2020 г. |
Дело N А53-38653/2019 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Трифоновой Л.А., без вызова и участия истца - общества с ограниченной ответственностью Фирма "С.А.С." (ИНН 2311003008, ОГРН 1022303614552), ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2020 по делу N А53-38653/2019, установил следующее.
ООО Фирма "С.А.С." (далее - истец, фирма) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - ответчик, железная дорога) о взыскании 41 801 рубля 58 копеек неустойки за просрочку доставки грузов.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судом изготовлено мотивированное решение от 14.01.2020.
Решением от 14.01.2020 иск удовлетворен в части, с ответчика в пользу истца взыскано 10 450 рублей 39 копеек неустойки, 1000 рублей расходов по уплате государственной пошлины, в остальной части в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что нарушение перевозчиком сроков доставки грузов доказано. Размер подлежащей взысканию неустойки уменьшен судом со ссылкой на нормы статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Постановлением апелляционного суда от 16.03.2020 решение от 14.01.2020 отменено, с ответчика в пользу истца взыскано 20 900 рублей 79 копеек неустойки, 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по иску, 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, в остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить апелляционное постановление и оставить в силе решение, ссылаясь на то, что судом апелляционной инстанции не учтены положения пункта 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом" (далее - Правила исчисления сроков доставки грузов). По транспортной железнодорожной накладной N ЭМ969136 вагоны следовали через Московский железнодорожный узел, в связи с этим срок доставки увеличивается на сутки.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что 16.07.2019 в адрес фирмы произведена отправка грузов железнодорожным транспортом в соответствии с транспортной железнодорожной накладной N ЭМ969136 (вагоны NN 50435577 20, 50708056 20, 50053875 20), продукция - бензин. Срок доставки груза - 24.07.2019.
Согласно календарным штемпелям в указанной накладной вагоны прибыли на станцию 26.07.2019.
Ссылаясь на то, что доставка груза осуществлена железной дорогой с просрочкой, фирма начислила неустойку, предусмотренную статьей 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), в размере 41 801 рубль 58 копеек.
Неисполнение железной дорогой требования об уплате неустойки привело к судебному спору.
По смыслу статьи 792 Кодекса и статьи 33 Устава перевозчик обязан доставить груз по назначению в установленные сроки.
На основании статьи 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 Устава обстоятельств.
Частью 1 статьи 29 Устава предусмотрено, что вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
Суд первой инстанции с учетом пункта 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов сделал вывод о необоснованном начислении фирмой неустойки в сумме 20 900 рублей 79 копеек, установив при этом, что просрочка доставки груза по транспортной железнодорожной накладной N ЭМ969136 составила 1 день. Размер подлежащей взысканию неустойки уменьшен судом на основании заявления железной дороги о применении положений статьи 333 Кодекса.
Отменяя решение и увеличив подлежащий взысканию размер неустойки, руководствуясь статьей 15 Устава, пунктами 2, 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов, пунктом 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39 и пунктами 1.4, 2.1.1 постановления ФЭК Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что перевозчик самостоятельно устанавливает сроки доставки грузов, следовательно, должен знать, что вагоны будут проходить через станции Московского узла, в связи с чем, в сроки доставки указанные сутки должны быть включены изначально; маршрут следования в целях исчисления сроков доставки и определения провозной платы является нормативно установленным. В транспортной железнодорожной накладной N ЭМ969136 указано, что срок доставки истекает 24.07.2019, однако, фактически груз доставлен 26.07.2019, то есть с пропуском 2 дня. Сведений о том, что железная дорога в названной накладной ошибочно не учла прохождение вагонов через Московский железнодорожный узел, ею не представлено, поэтому оснований для увеличения срока доставки на основании пункта 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов не имеется.
Проверив в порядке статей 286, 287 АПК РФ законность судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, арбитражный суд кассационной инстанции пришел к выводу о соответствии выводов, содержащихся в апелляционном постановлении, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку суд апелляционной инстанции не допустил существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые повлияли бы на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов основания для отмены или изменения апелляционного постановления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2020 по делу N А53-38653/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.А. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отменяя решение и увеличив подлежащий взысканию размер неустойки, руководствуясь статьей 15 Устава, пунктами 2, 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов, пунктом 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39 и пунктами 1.4, 2.1.1 постановления ФЭК Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что перевозчик самостоятельно устанавливает сроки доставки грузов, следовательно, должен знать, что вагоны будут проходить через станции Московского узла, в связи с чем, в сроки доставки указанные сутки должны быть включены изначально; маршрут следования в целях исчисления сроков доставки и определения провозной платы является нормативно установленным. В транспортной железнодорожной накладной N ЭМ969136 указано, что срок доставки истекает 24.07.2019, однако, фактически груз доставлен 26.07.2019, то есть с пропуском 2 дня. Сведений о том, что железная дорога в названной накладной ошибочно не учла прохождение вагонов через Московский железнодорожный узел, ею не представлено, поэтому оснований для увеличения срока доставки на основании пункта 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов не имеется."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июля 2020 г. N Ф08-4095/20 по делу N А53-38653/2019
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4095/20
16.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-441/20
14.01.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38653/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38653/19