город Ростов-на-Дону |
|
16 марта 2020 г. |
дело N А53-38653/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ереминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от ответчика - представитель Шлёнских Ю.Л., доверенность от 14.05.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Фирма "С.А.С." на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.01.2020 по делу N А53-38653/2019
по иску ООО "Фирма "С.А.С."
к ответчику - ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании пени
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ФИРМА "С.А.С." обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании пени в размере 41801 руб. 58 коп.
Дело рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 14.01.2020 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 10450 руб. 39 коп. пени. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Решение мотивировано тем, что перевозчиком допущена просрочка доставки груза. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств, к ответчику применена ответственность в виде взыскания пени, предусмотренная статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. С учетом нормы пункта 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 07.08.2015 N 245, просрочка доставки груза по транспортной железнодорожной накладной N ЭМ969136 составила 1 день, в связи с чем, требование о взыскании пени в сумме 20900 руб. 79 коп. удовлетворению не подлежит. При определении размера пени, подлежащей взысканию, суд в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшил ее размер.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что просрочка доставки груза составила 2 дня, сумма пени составляет 41801 руб. 58 коп. Извещение о задержке вагонов грузополучателю не вручалось, акт общей формы к железнодорожной накладной не приложен. Нарушение срока доставки груза допущено по вине ОАО "Российские железные дороги". Довод о том, что груз следовал через Московский узел несостоятелен. Перевозчик самостоятельно устанавливает срок доставки, в связи с чем, должен был предусмотреть и определить срок с учетом пункта 5.9 Правил исчисления сроков доставки.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ООО "Фирма "С.А.С." не явился. Общество о судебном заседании извещено надлежащим образом.
Представитель ответчика в заседании доводы жалобы не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя ответчика, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 16.07.2019 в адрес ООО Фирма "С.А.С." произведена отправка грузов железнодорожным транспортом в соответствии с транспортной железнодорожной накладной ЭМ969136 (вагоны N 50435577 20, 50708056 20, 50053875 20), продукция - бензин.
Срок доставки груза по транспортной железнодорожной накладной - 24.07.2019. Согласно календарным штемпелям в накладной вагоны прибыли на станцию 26.07.2019.
В связи с просрочкой доставки груза истцом на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации начислена пеня в размере 41801 руб. 58 коп.
Поскольку оплата пени не произведена, ООО "Фирма "С.А.С." обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Аналогичная норма закреплена статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", согласно которой перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части 1 статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (в редакции, действующей на дату осуществления перевозки) за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
В части 1 статьи 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 06.10.2005 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
По общему правилу перевозчик обязан доказать отсутствие своей вины в задержке грузов.
Согласно пункту 5.9. Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 07.08.2015 N 245, сроки доставки увеличиваются на 1 сутки при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов, или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов, или при следовании грузов транзитов через эти узлы.
Судом первой инстанции установлено, что по накладной N ЭМ969136 вагоны N 50435577, N 50708056, N 50053875 принятые к перевозке на ст. Яничкино МСК ж.д. назначением на ст. Титаровка Северо-Кавказской ж.д., проследовали транзитом через станцию Перово МСК ж.д.
Данная станция относится к станциям Московского железнодорожного узла (Тарифное руководство N 4 книга 1 "Тарифные расстояния между станциями на участках железных дорог").
Факт проследования вагона станции, входящей в состав Московского железнодорожного узла, подтверждается маршрутом по отправке N ЭМ969136 и натурным листом поезда.
Согласно календарным штемпелям в накладной вагоны приняты к перевозке 16.07.2019, прибыли на станцию 26.07.2019.
С учетом нормы пункта 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 07.08.2015 N 245, просрочка доставки груза по транспортной железнодорожной накладной N ЭМ969136 составила 1 день, в связи с чем, в удовлетворении требования о взыскании пени в сумме 20900 руб. 79 коп. арбитражным судом отказано.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьей 15 Устава плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозку грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика.
Согласно пункту 2 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки груза считаются за полные.
Согласно пункту 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерство путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39, расчетную дату истечения срока доставки груза в графе "срок доставки истекает" заполняет сам перевозчик.
В соответствии с пунктом 5.9 Правил сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных настоящими Правилами, увеличиваются на сутки при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского узла или прибытии грузов на железнодорожные станции этого узла или при следовании грузов транзитом через этот узел.
Таким образом, перевозчик самостоятельно устанавливает сроки доставки грузов в соответствии с названными выше правилами, следовательно, должен знать, что вагоны будут проходить через станции Московского узла, в связи с чем, в сроки доставки указанные сутки должны быть включены изначально.
В соответствии с пунктом 1.4 постановления ФЭК Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5 плата за перевозку грузов по инфраструктуре РЖД исчисляется за расстояние, определяемое в соответствии с Тарифным руководством N 4.
В соответствии с пунктом 2.1.1 постановления ФЭК Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5 плата при перевозке грузов определяется за расстояние по кратчайшему направлению, если грузы провозятся грузовой или большой скоростью.
Тарифное расстояние перевозки определяется по Тарифному руководству N 4, издаваемому отдельно, с учетом особенностей определения кратчайших расстоянии при перевозке грузов по отдельным участкам российских железных дорог, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в соответствии со ст. 15 Устава.
Таким образом, маршрут следования в целях исчисления сроков доставки и определения провозной платы является нормативно установленным.
В свою очередь Тарифное руководство N 4 четко устанавливает алфавитный список станций ОАО "РЖД", в соответствующих таблицах указываются близлежащие к ним станции, тарифное расстояние между станциями. В связи с этим по каждой накладной зная станцию отправления и станцию назначения можно рассчитать нормативный маршрут и сроки доставки.
Перевозчик на станции отправления должен просчитать маршрут следования исходя из тарифного руководства, расстояние маршрута и сроки его прохождения.
Исходя из расстояния маршрута перевозчик на станции отправления рассчитывает сроки доставки груза на основании Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом и указывает данные сроки в железнодорожной накладной.
При расчете сроков доставки на станции отправления перевозчик учитывает, в том числе обстоятельства касающиеся отправления грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского железнодорожных узлов или прибытия грузов на такие станции или при следовании грузов транзитом через эти узлы.
Если маршрутом следования в соответствии с тарифным руководством предусмотрено прохождение подобных станций, то перевозчик на станции отправления учитывает это обстоятельство и добавляет к нормативному сроку доставки еще 1 сутки.
На дату составления железнодорожной накладной ЭМ969136 ОАО "Российские железные дороги" должны были быть учтены все вышеуказанные обстоятельства и определен срок доставки груза.
В транспортной железнодорожной накладной ЭМ 969136 ОАО "Российские железные дороги" указано, что срок доставки истекает 24.07.2019, фактически груз 26.07.2019, то есть с пропуском 2 дня.
С учетом изложенного, оснований для увеличения срока доставки на основании пункта 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом не имеется.
В данном случае, ОАО "Российские железные дороги" было изначально известно о следовании вагона через Московский узел, следовательно, перевозчик должен был самостоятельно увеличить срок доставки.
Указанный вывод соответствует позиции Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 28.11.2019 по делу N А53-27334/2019.
Наличие обстоятельств, предусмотренных в статье 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, не установлено.
Таким образом, в связи с нарушением перевозчиком срока доставки груза, ООО "Фирма "С.А.С." в порядке статьи 97 Устава обоснованно заявлено требование о взыскании пени в размере 41801 руб. 58 коп.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки (штрафа, пени) является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, подлежащая уплате должником кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды (пункт 2 статьи 333 Кодекса).
Согласно пункту 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Как видно из материалов дела, ответчиком заявлено об уменьшении подлежащей взысканию неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в отзыве на иск (отзыв - л.д. 33-35).
В соответствии с пунктом 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ). Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами (например, на основании статей 317.1, 809, 823 ГК РФ) сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 77 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом, в том числе, положениями Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Исходя из установленного статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации размера неустойки - 9 % за каждые сутки просрочки и суммы провозной платы, следует, что сумма подлежащей взысканию неустойки является чрезмерно высокой.
Принимая во внимание, что неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, при этом неустойка не должна служить средством обогащения кредитора за счет должника, с учетом незначительного периода просрочки исполнения обязательств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоразмерности заявленной к взысканию неустойки последствиям нарушения ответчиком обязательств.
Размер предъявленной к взысканию нестойки в сумме 41801 руб. 58 коп. подлежит уменьшению в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации до 20900 руб. 79 коп.
Поскольку обжалуемое решение подлежит отмене, судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе подлежат перераспределению между сторонами по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.01.2020 по делу N А53-38653/2019 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в пользу ООО "Фирма "С.А.С." (ИНН 2311003008, ОГРН 1022303614552) 20900 руб. 79 коп. неустойки, 2000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску, 3000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Еремина О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-38653/2019
Истец: ООО ФИРМА "С.А.С."
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги - филиала "РЖД"
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4095/20
16.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-441/20
14.01.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38653/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38653/19