г. Краснодар |
|
24 июля 2020 г. |
Дело N А20-653/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фирма "СЭМ"" (ИНН 0714000091, ОГРН 1020700747946) - Куважуковой О.И. (доверенность от 29.03.2019), в отсутствие заинтересованного лица - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711026775, ОГРН 1020700001794) и третьего лица - Управления федерального казначейства по Кабардино- Балкарской Республике (ИНН 0711054758, ОГРН 1020700749871), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино- Балкарской Республики от 06.12.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 по делу N А20-653/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью фирма "СЭМ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным составленного комиссией Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики (далее - фонд) акта внеплановой тематической проверки общества от 15.01.2019, признании недействительным предписания фонда от 12.02.2019 N 0269 о возврате (возмещении) 16 005 905 рублей 90 копеек средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использованных не по целевому назначению, уплате 1 600 590 рублей 59 копеек штрафов за нецелевое использование средств ОМС (10% от средств, использованных не по целевому назначению) и устранении нарушений, выявленных в ходе внеплановой тематической проверки общества за период деятельности с 01.01.2017 по 01.10.2018.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике (далее - казначейство).
Решением суда от 06.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.03.2020, заявленные требования удовлетворены, с фонда в пользу общества взыскано 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Судебные акты мотивированы тем, что общество оказало медицинскую помощь застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, денежные средства обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), перечисленные на расчетный счет общества в качестве оплаты медицинских услуг, оказанных по программе ОМС, фактически израсходованы на оплату поставленных расходных материалов для проведения процедур гемодиализа и медицинские препараты, следовательно, со стороны общества выполнены условия тарифного соглашения и оплата иных расходов с расчетного счета, на который поступают денежные средства ОМС, что не может являться нецелевым использованием денежных средств в значении, которое придается Бюджетным кодексом Российской Федерации; акт проверки и предписание нарушает права и законные интересы общества.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился фонд с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в установленный срок общество не направляло заявку на авансирование, поэтому оплачивало расходы за оказанную медицинскую помощь застрахованным по ОМС лицам за свой счет с расчетного счета N 40702810560330002085. Расходы общества по расчетному счету N 40702810560330002085 произведены с нарушением пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ). Установлено использование обществом средств ОМС на цели, не предусмотренные тарифным соглашением.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации казначейство не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество включено в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и действует на основании выданной Министерством здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики лицензии от 26.12.2016 N ЛО-07- 01-000920.
На основании приказа от 11.01.2019 N 6 с 11.01.2019 по 15.01.2019 фонд провел внеплановую тематическую проверку общества по вопросу обоснованности произведенных расходов средств ОМС по статье "Увеличение стоимости основных средств", в том числе "Медицинское оборудование расходования средств ОМС" за период с 01.01.2017 по 30.09.2018, в ходе которой выявил нецелевое использование 16 005 905 рублей 90 копеек денежных средств по причине частичной уплаты 9 659 888 рублей - за медицинское оборудование MPT Siemens Magnetom ESSENZA, 2 619 772 рублей 23 копеек - на приобретение ремонтного набора для МРТ-оборудования (Z 420 repair kit Z 420 for Ez в количестве 1 шт., блок MARS 1 в количестве 1 шт.), 1 226 245 рублей 67 копеек - за системы бесперебойного электроснабжения на базе ИБП PyramidPDSP-33080 в комплекте с АКБ и аккумуляторным стеллажом, 2 500 тыс. рублей - на строительство блока А медицинского диагностического центра.
По результатам проверки фонд составил акт внеплановой тематической проверки общества от 15.01.2019 (содержащий требование о возврате денежных средств, уплате штрафа, а также указание на начисление пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за неисполнение содержащихся в акте требований) и выдал обществу предписание от 12.02.2019 N 0269 о необходимости в течение десяти рабочих дней со дня предъявления предписания возвратить в бюджет фонда 16 005 905 рублей 90 копеек использованных не по целевому назначению средств ОМС и уплатить 1 600 590 рублей 59 копеек штрафа.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало акт от 15.01.2019 и предписание фонда от 12.02.2019 N 0269 в арбитражный суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили требования общества, исходя из следующего.
Согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (пункт 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Суды установили, что основанием для вынесения оспариваемых акта и предписания послужили выводы фонда о нецелевом использовании средств ОМС, обусловленные тем, что с расчетного счета, на который поступали средства ОМС, общество произвело оплату расходов на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше ста тысяч рублей за единицу и на строительство здания.
Суды указали, что общество включено в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и в спорный период оказывало медицинскую помощь застрахованным лицам в рамках территориальной программы ОМС на основании заключенных со страховыми медицинскими организациями договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС от 30.12.2016 N 070566, от 30.12.2016, от 01.07.2016 N 1647ОММУ036.
Суды установили, что общество имеет два расчетных счета: N 40702810660330000806 и 40702810560330002085. С 01.01.2017 по 30.09.2018 на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, обществу на расчетный счет N 40702810660330000806 поступило 14 716 500 рублей средств ОМС, в том числе в 2017 году - 9 585 450 рублей, за январь - сентябрь 2018 года - 5 131 050 рублей.
При этом авансирование расходов общества на оказание медицинских услуг застрахованным лицам по ОМС не осуществлялось, денежные средства на расчетный счет N 40702810660330000806 перечислялись только после оказания медицинской помощи застрахованным лицам и не ранее, чем через 30 дней после отчетного месяца. По указанной причине расходы на оказание медицинской помощи застрахованным лицам по ОМС общество производило за свой счет, с расчетного счета N 40702810560330002085, на котором имелись денежные средства.
Действующим законодательством, регулирующим отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, не предусмотрено открытие отдельного счета, с которого должно производиться расходование денежных средств на программу ОМС.
Вместе с тем, в соответствии с принятой учетной политикой (приказ от 29.12.2015 N 13) общество ведет раздельный учет расходов, в том числе средств ОМС.
Суды установили, что расходование денежных средств в размере, выделенном фондом в спорном периоде, фактически произведено в соответствии со структурой тарифа в проверенном периоде в размере выделенных фондом денежных средств, что подтверждено первичными документами, представленными обществом в ходе судебного разбирательства. Данными первичными документами опровергаются выводы фонда о нецелевом расходовании средств ОМС; сумма средств, полученных обществом на оплату медицинской помощи по ОМС, соответствует стоимости, оказанной обществом медицинской помощи по ОМС в спорном периоде. Доказательства обратного фонд не представил.
Суды учли разъяснения Министерства Финансов Российской Федерации, изложенные в письме от 21.01.2014 N 02-10-11/1763, согласно которым для определения нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, в каждой конкретной ситуации необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлекшее данное нарушение, и привести полные доводы в подтверждение выводов о нарушении.
Суды установили, что в данном случае медицинская помощь оказана застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой ОМС, денежные средства ОМС, перечисленные на расчетный счет общества в качестве оплаты медицинских услуг, оказанных по программе ОМС, фактически израсходованы на оплату поставленных расходных материалов для проведения процедур гемодиализа и медицинские препараты, следовательно, общество выполнило условия тарифного соглашения, поэтому оплата иных расходов с расчетного счета, на который поступают денежные средства ОМС, не может являться нецелевым использованием денежных средств в значении, которое придается Бюджетным кодексом Российской Федерации, в связи с чем оспариваемые акт проверки от 15.01.2019 и предписание фонда от 12.02.2019 N 0269 нарушают права и законные интересы общества.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявление общества.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы фонда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.12.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 по делу N А20-653/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды учли разъяснения Министерства Финансов Российской Федерации, изложенные в письме от 21.01.2014 N 02-10-11/1763, согласно которым для определения нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, в каждой конкретной ситуации необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлекшее данное нарушение, и привести полные доводы в подтверждение выводов о нарушении.
Суды установили, что в данном случае медицинская помощь оказана застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой ОМС, денежные средства ОМС, перечисленные на расчетный счет общества в качестве оплаты медицинских услуг, оказанных по программе ОМС, фактически израсходованы на оплату поставленных расходных материалов для проведения процедур гемодиализа и медицинские препараты, следовательно, общество выполнило условия тарифного соглашения, поэтому оплата иных расходов с расчетного счета, на который поступают денежные средства ОМС, не может являться нецелевым использованием денежных средств в значении, которое придается Бюджетным кодексом Российской Федерации, в связи с чем оспариваемые акт проверки от 15.01.2019 и предписание фонда от 12.02.2019 N 0269 нарушают права и законные интересы общества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июля 2020 г. N Ф08-4807/20 по делу N А20-653/2019