г. Краснодар |
|
23 июля 2020 г. |
Дело N А32-35173/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Драган Ю.С. (доверенность от 11.03.2020), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации муниципального образования Тимашевский район (ИНН 2353011258, ОГРН 1022304839182), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования Тимашевский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 по делу N А32-35173/2019, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования Тимашевский район (далее - администрация), в котором просило:
- признать незаконным отказ администрации, выраженный в уведомлении от 17.06.2019 N 141-3755/19-05, в предоставлении в аренду сроком на 11 месяцев земельного участка с кадастровым номером 23:31:0000000:1597;
- возложить на администрацию обязанность в десятидневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу направить в адрес общества проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:31:0000000:1597, сроком на 11 месяцев, с предложением о заключении соответствующего договора.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020, заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ администрации от 17.06.2019 N 141-3755/19-05 в предоставлении в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 23:31:0000000:1597. На администрацию возложена обязанность в десятидневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу подготовить и направить заявителю подписанный проект договора аренды земельного участка. Суд первой инстанции отклонил ходатайство администрации о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, управления Росреестра по Краснодарскому краю и министерства природных ресурсов Краснодарского края. Судебные акты мотивированы следующим. Земельный участок с кадастровым номером 23:31:0000000:1597 относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности, и иного специального назначения, имеет вид разрешенного использования - железнодорожный транспорт, право публичной собственности на него не зарегистрировано (выписка из ЕГРН от 11.06.2019 N 99/2019/266133609). С учетом положений статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) суды указали, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района. В материалы дела представлены письменные пояснения департамента, согласно которым органом, уполномоченным на предоставление испрашиваемого обществом в аренду земельного участка, является администрация, а также договор от 13.11.2017 N 3100012149 аренды земельных участков несельскохозяйственного назначения, из содержания которого следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:31:0000000:1597 ранее предоставлялся администрацией обществу. Данные обстоятельства позволили судам заключить об отсутствии у администрации предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении в аренду обществу испрашиваемого земельного участка. Отклоняя доводы администрации, апелляционной суд указал на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих об изменении уникальных характеристик (конфигурация, площадь, категория земель, вид разрешенного использования) спорного земельного участка с момента его предоставления в аренду (2017 год).
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит решение и постановление апелляционного суда отменить. Податель жалобы указывает, что земельный участок с кадастровым номером 23:31:0000000:1597 расположен за чертой населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения и занят полезащитными лесными полосами, что подтверждено планом графического учета земель хозяйств Тимашевского района. Указанные сведения подтверждают обстоятельства, связанные с отнесением испрашиваемого участка к лесным насаждениям, предназначенным для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений и свидетельствуют о наличии права собственности Краснодарского края на этот участок, возникшего в силу закона. Таким образом, у администрации отсутствуют правовые основания для распоряжения земельным участком с кадастровым номером 23:31:0000000:1597, образованным из участка, занятого защитными лесными насаждениями, входящими в состав земель сельскохозяйственного назначения, относящихся в силу норм Закона N 137-ФЗ к собственности субъекта Российской Федерации. Суды без достаточных оснований отклонили ходатайство администрации о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица управления Росреестра по Краснодарскому краю.
Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.
В судебном заседании представитель общества полагал, что основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов отсутствуют.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, основании постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"" общество осуществляет реализацию инвестиционного проекта "Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла" в рамках комплексного инвестиционного проекта "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла".
Размещение объекта предусмотрено схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 384-р.
Общество в лице дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта обратилось в администрацию с заявлением от 27.05.2019 N 803-ИРД о предоставлении в аренду сроком на 11 месяцев земельного участка с кадастровым номером 23:31:0000000:1597.
Уведомлением от 17.06.2019 N 141-3755/19-05 администрация сообщила об отказе в предоставлении обществу спорного участка в аренду. Отказ мотивирован отсутствием у администрации полномочий по распоряжению испрашиваемым участком, поскольку в его границах расположены лесные насаждения и внутрихозяйственная дорога. Распоряжение земельными участками сельскохозяйственного назначения, занятыми лесополосами и внутрихозяйственными дорогами, отнесено к компетенции уполномоченного органа субъекта Российской Федерации - Краснодарского края (абзац четвертый пункта 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Общество, полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду не соответствует закону и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 1 и 2 статьи 201 Кодекса для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
На основании подпункта 27 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления его для осуществления деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса закрепляет обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора аренды (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направить принятое решение заявителю.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов.
Отказ в предоставлении обществу государственной услуги (предоставление земельного участка с кадастровым номером 23:31:0000000:1597 в аренду без торгов) мотивирован отсутствием у администрации права распоряжения данным участком, относящимся к землям сельскохозяйственного назначения, занятого лесополосами и внутрихозяйственной дорогой.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что право государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:31:0000000:1597 не разграничено, государственная регистрация права собственности Краснодарского края не произведена, указанный участок относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности, и иного специального назначения и имеет вид разрешенного использования - железнодорожный транспорт, что подтверждено выпиской из ЕГРН от 11.06.2019 N 99/2019/266133609 (л. д. 10 - 14).
Руководствуясь положениями Закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") и Земельного кодекса, суды пришли к выводу об отсутствии у администрации оснований для отказа в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка в аренду. Доказательств, свидетельствующих о принадлежности спорного участка к землям сельскохозяйственного назначения, материалы дела не содержат. Данное обстоятельство исключает возможность применения пункта 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ. Кроме того, департамент (уполномоченный представитель публичного собственника - Краснодарского края) представил отзыв, в котором указал на наличие у администрации полномочий для предоставления спорного земельного участка (л. д. 78 - 80). Судебные инстанции учитывали также договор от 13.11.2017 N 3100012149 аренды земельных участков несельскохозяйственного назначения, из содержания которого следует, что участок с кадастровым номером 23:31:0000000:1597 ранее был предоставлен администрацией обществу. Субъектный состав настоящего спора суды определили правильно.
Доводы жалобы администрации не опровергают выводы судов относительно компетентного органа, наделенного полномочиями по распоряжению спорным земельного участком, а также не учитывают положения норм земельного законодательства (статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ и 39.6 Земельного кодекса). В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на определенные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 Кодекса. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Кодекса). Кассационная жалоба не содержит обоснованных доводов, свидетельствующих о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 22.10.2019 и апелляционного постановления от 04.02.2020 по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса).
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 по делу N А32-35173/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.