Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города
от 18.10.2023 N 1355-п
Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Нефтеюганск на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Нефтеюганск на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Основные направления) подготовлены в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Нефтеюганске, утверждённым решением Думы города Нефтеюганска от 25.09.2013 N 633-V.
При подготовке Основных направлений учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.02.2023, Указов Президента Российской Федерации от 2012 года, Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, Основных направлений налоговой, бюджетной и долговой политики Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Основные результаты налоговой и бюджетной политики в 2022 году и 1 полугодии 2023 года
Основными итогами успешно реализованной налоговой и бюджетной политики являются показатели устойчивости бюджета, гарантированное выполнение в полном объеме всех социальных обязательств.
В целях обеспечения сбалансированности местного бюджета, повышения качества и эффективности управления финансовыми ресурсами постановлением администрации города Нефтеюганска от 21.01.2022 N 75-п "О мерах по реализации решения Думы города Нефтеюганска от 22.12.2021 N 51-VII "О бюджете города Нефтеюганска на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов" утвержден план мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов бюджета муниципального образования город Нефтеюганск на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, эффект от которого по итогам года составил 12 083,2 тыс. рублей. Основной эффект по доходам получен в результате следующих мероприятий: продажа земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов в сумме 8 786,5 тыс. рублей, снижение дебиторской задолженности в сумме 2 836,7 тыс. рублей, поддержка и стимулирование деятельности субъектов малого предпринимательства в сумме 460,0 тыс. рублей
В продолжение работы, направленной на обеспечение устойчивости бюджета города Нефтеюганска, в текущем году принят аналогичный план мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов бюджета города Нефтеюганска на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, ожидаемый эффект по доходам в 2023 году составит 10 095,0 тыс. рублей. Исполнение данных мероприятий за 1 полугодие 2023 года составило 5 351,2 тыс. рублей.
Кроме того, для увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета города Нефтеюганска реализовывались мероприятия в рамках деятельности рабочей группы по мобилизации дополнительных доходов в местный бюджет. По результатам данных мероприятий в 2022 году арендаторы по арендной плате за земельные участки оплатили задолженность в сумме 680,7 тыс. рублей, и арендаторы по арендной плате от сдачи имущества оплатили задолженность в сумме 9 446,8 тыс. рублей.
В рамках реализации требований статьи 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления администрации города Нефтеюганска от 31.08.2020 N 128-нп "О формировании перечня и оценки налоговых расходов муниципального образования город Нефтеюганск" департаментом финансов администрации города Нефтеюганска проведена оценка эффективности налоговых расходов за 2022 год. Оценка проведена на основании перечня налоговых расходов, в котором определена принадлежность каждого налогового расхода целям муниципальных программ, направлениям социально-экономической политики города, определены типы налоговых расходов в зависимости от целевой категории (стимулирующие, технические, социальные). В перечень включены 28 налоговых расходов в виде налоговых льгот, пониженных ставок и налоговых вычетов, установленных решениями Думы города Нефтеюганска о местных налогах.
Общая сумма действующих налоговых расходов (льгот) за 2022 год составила 20 496,7 тыс. рублей, из них 14 487,3 тыс. рублей (71%) налоговые расходы стимулирующего характера, 6 009,4 тыс. рублей (29%) социального характера.
По совокупности значений критериев, используемых для оценки эффективности, действие 1 стимулирующего и 5 социальных налоговых расходов по налогу на имущество физических лиц в 2022 году признаны эффективными и соответствуют целям социально-экономического развития муниципального образования город Нефтеюганск на период до 2030 года по созданию условий для повышения качества жизни населения города. Уровень востребованности составил 100% (12 715 плательщиков воспользовались правом освобождения от уплаты налога). По итогам оценки предложено сохранить налоговые расходы в виде освобождения от уплаты.
По оценке эффективности 22 налоговых расходов земельного налога действие 6 социальных и 16 стимулирующих налоговых расходов признаны эффективными и соответствуют целям социально-экономического развития муниципального образования городской округ города Нефтеюганска на период до 2030 года - создание условий для повышения качества жизни населения города. Уровень востребованности составил 100% (517 плательщиков воспользовались правом освобождения от уплаты налога).
В качестве дополнительной меры поддержки наиболее пострадавшим отраслям от последствий распространения коронавирусной инфекции принято решение Думы города Нефтеюганска от 27.04.2022 N 127-VII "О внесении изменения в решение Думы города Нефтеюганска "О налоге на имущество физических лиц" о снижении налоговой ставки с 2% до 1,9% в отношении объектов недвижимости, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации на срок по 31.12.2023.
В текущем периоде продолжалась практика применения взвешенного подхода к предоставлению новых налоговых льгот с учетом результатов оценки эффективности их предоставления, соответствия целям муниципальных программ и социально-экономической политики города Нефтеюганска.
Межведомственная комиссия по проблемам оплаты труда в городе Нефтеюганске является постоянно действующим коллегиальным органом по ликвидации задолженности в части выплаты заработной платы, повышения уровня реальной заработной платы, установления справедливой оплаты труда, легализации системы отношений, связанных с установлением и осуществлением работодателем выплат работникам за их труд. В межведомственной комиссии по проблемам оплаты труда по ликвидации задолженности по выплате заработной платы за 2022 год приняли участие 5 организаций города Нефтеюганска, в которых образовалась задолженность по выплате заработной платы. В рамках межведомственного взаимодействия администрации города Нефтеюганска, Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и руководства предприятий в 2022 году задолженность по заработной плате работникам погашена в размере более 36 млн. рублей.
В части расширения налоговой базы путем максимального вовлечения объектов недвижимости в налоговый оборот в рамках межведомственной комиссии по выявлению незарегистрированных объектов недвижимого имущества уточнены сведения о характеристиках объектов недвижимости - 119 земельных участков, в связи с чем приняты соответствующие постановления. Выявлено 36 земельных участков, используемых не в соответствии с их видом разрешённого использования. А также, проводится на постоянной основе разъяснительная работа с собственниками имущества, в целях побуждения их к регистрации прав на объекты недвижимости.
Бюджетная деятельность в сфере расходов была направлена, в первую очередь, на обеспечение стабильного функционирования бюджетной сети и объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры. Исполнение расходов в 2022 году осуществлялось в полном объеме в соответствии с принятыми обязательствами и составило 95,2% от годового плана. Наибольшую долю расходов в функциональном разрезе, как в абсолютном, так и в относительном выражении занимают расходы на образование. По итогам 2022 года они исполнены в сумме 5 097 222,4 тыс. рублей, что составляет 39,3% в общих расходах бюджета. Также преобладающими и вторыми по значимости в структуре расходов бюджета города являются расходы на "Жилищно-коммунальное хозяйство", они занимают 35% от общего объема расходов бюджета и исполнены в сумме 4 540 804,7 тыс. рублей.
Расходы бюджета города на 2022 год имеют программную структуру, основу которого составляют 16 муниципальных программ, охватывающих все сферы деятельности муниципального образования. На их реализацию в отчетном 2022 году было направлено 12 776 474,0 тыс. рублей, что составляет 95,4% к уточненному плану. Удельный вес программно-целевых расходов сложился в размере 98,6% к общему объему исполненных расходов.
В 2022 году муниципальное образование участвовало в реализации 5-ти национальных проектов, определенных Указом Президента Российской Федерации. В 4-х муниципальных программах осуществлялись расходы на реализацию мероприятий 9-ти региональных проектов, направленных на достижение результатов и целевых показателей федеральных (национальных) проектов. Исполнение по расходам на реализацию национальных проектов составило 3 662 920,7 тыс. рублей.
В соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, начиная с 2021 года, запланировано ежегодное проведение обзора бюджетных расходов, по результатам которого выявленные внутренние резервы предлагаются к перераспределению на приоритетные направления расходов. В 2022 году проведен обзор расходов по двум муниципальным учреждениям, информация о результатах проведения обзоров расходов и предложения, проработанные с главными распорядителями бюджетных средств, рассмотрены на Комиссии по вопросам повышения эффективности бюджетных расходов и учтены при составлении проекта бюджета города.
В целях совершенствования бюджетного процесса города Нефтеюганска и в связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации, разработаны изменения в решение Думы города Нефтеюганска "Об утверждении Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Нефтеюганске", принятые решением Думы города Нефтеюганска от 14.04.2022 N 125-VII.
Для привлечения большего количества граждан Нефтеюганска к участию в обсуждении вопросов формирования бюджета города с использованием механизмов инициативного бюджетирования на официальном сайте администрации города Нефтеюганска в разделе "Бюджет для граждан" "Инициативное бюджетирование" размещаются извещения о проведении конкурсного отбора проектов инициативного бюджетирования в городе Нефтеюганске.
В 2022 году в бюджете были предусмотрены по инициативному бюджетированию расходы по объектам: "Организация стрит-ритейла в городе Нефтеюганске", "Благоустроим каждый двор", "Наш двор", "Комфортный город (9 микрорайон, земли общего пользования вокруг домов 9, 10, 12, 13, 14, 15)", "Город детства 9 микрорайон, дом N 5", "Благоустройство мест общего пользования 12 микрорайона между домами N 16 и N 23". Все объекты реализованы, кроме одного объекта - "Благоустроим каждый двор", где срок выполнения работ по муниципальному контракту перенесен до 31.05.2023 в связи сезонностью работ по устройству контейнерных площадок.
В 2023 году в результате объявленного конкурса поддержаны инициативные проекты "Молодежное пространство "В_Месте", "Фестиваль уличной культуры и спорта "Тепло", "Малыши-крепыши", "Солнышко", "Устройство парковки в 11А микрорайоне".
В рамках задачи по дальнейшему повышению прозрачности бюджета и бюджетного процесса продолжена работа по размещению информации о бюджете города на официальном сайте органов местного самоуправления города Нефтеюганска в разделе "Бюджет и финансы". Все разделы постоянно пополняются актуальной информацией. Для быстрого поиска отдельно выделен раздел "Бюджет для граждан", где в доступной и наглядной форме представлена информация по проекту бюджета города и по его исполнению. В течение года в постоянном режиме размещалась и предоставлялась информация о бюджетных данных и бюджетном процессе города на едином портале бюджетной системы Российской Федерации государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2016 N 243н.
В сфере управления муниципальным долгом деятельность муниципалитета была направлена на проведение взвешенной долговой политики. В 2022 году и 1 полугодии текущего года бюджетная сбалансированность была обеспечена привлечением остатка средств на счете по учету средств бюджета и бюджетным кредитом из бюджета автономного округа. Муниципальный долг (остаток бюджетного кредита) по состоянию на 01.01.2022 составлял 33 577,6 тыс. рублей, в отчетном периоде данная задолженность была погашена полностью. Коммерческие заимствования отсутствовали, долги по муниципальным гарантиям на 01.01.2023 отсутствуют. По результатам оценки долговой устойчивости муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры муниципальное образование город Нефтеюганск отнесено к группе заёмщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
Таким образом, на протяжении 2022 года и 1 полугодия 2023 года город Нефтеюганск продолжал последовательно решать поставленные задачи на данный период с учетом изменений бюджетного законодательства.
Бюджетная политика на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов будет ориентирована на сохранение преемственности целей и задач, определенных в предыдущем плановом периоде.
3. Основные направления налоговой политики
Формирование доходов бюджета города будет находиться в прямой зависимости от предстоящих изменений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, реальной оценки макроэкономических показателей, фактически складывающейся ситуации с поступлением доходов, от показателей прогноза социально-экономического развития города Нефтеюганска.
Налоговая политика перспективного периода так же, как и предыдущих периодов направлена на продолжение проведения целенаправленной и эффективной работы с федеральными, окружными и местными администраторами, на повышение уровня собираемости налогов, сокращению недоимки, усилению налоговой дисциплины.
В 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов в качестве мероприятий, требующих целенаправленной и систематической работы, в частности, определены:
- мониторинг законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с целью приведения в соответствие с ним муниципальных правовых актов;
- мониторинг уровня собираемости налогов;
- мониторинг налоговых платежей, уплачиваемых крупными организациями с целью прогнозирования налоговых поступлений;
- совершенствование управления дебиторской задолженностью по доходам: определение главными администраторами доходов порядка действия подведомственных администраторов доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет на всех этапах работы с дебиторской задолженностью, начиная с момента истечения срока уплаты соответствующего платежа в бюджет и заканчивая мероприятиями по ее принудительному взысканию; установление администраторами доходов бюджета регламента реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, разработанного в соответствии с общими требованиями Министерства финансов Российской Федерации;
- продолжение работы по эффективному межведомственному взаимодействию, целями которого являются повышение уровня собираемости имущественных налогов, снижение недоимки, достижение высокой степени достоверности информации об объектах недвижимого имущества;
- проведение индивидуальной работы с налогоплательщиками, допускающими выплаты официальной заработной платы в размере ниже прожиточного минимума в рамках межведомственной комиссии по проблемам оплаты труда, по легализации заработной платы;
- продолжение работы по вопросам повышения собираемости налоговых и неналоговых платежей, поступающих в местный бюджет, комиссией по мобилизации дополнительных доходов в бюджет города Нефтеюганска;
- проведение ежегодной оценки эффективности налоговых расходов с последующим формированием предложений по сокращению или отмене неэффективных налоговых льгот и преференций, пересмотр условий их предоставления.
4. Основные направления бюджетной политики
Бюджетная политика в сфере расходов будет направлена на решение приоритетных вопросов, стоящих перед муниципалитетом, при условии сохранения социальной ориентированности бюджета.
При формировании проекта бюджета города Нефтеюганска на 2024 - 2026 годы для достижения целей бюджетной политики особое внимание следует уделить решению следующих основных задач:
- безусловное исполнение действующих расходных обязательств, недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками;
- участие в реализации региональных проектов, основанных на национальных и федеральных проектах;
- совершенствование подходов к формированию муниципальных программ;
- расширение практики реализации инициативных проектов;
- продолжение практики проведения обзоров бюджетных расходов, по результатам которых выявляемые внутренние резервы будут направлены на перераспределение на приоритетные направления деятельности;
- обеспечение открытости и прозрачности бюджета и бюджетного процесса;
- осуществление взвешенной долговой политики.
5. Заключительные положения
Реализация этих мер будет являться необходимым условием повышения эффективности системы управления муниципальными финансами и, как следствие, минимизации рисков несбалансированности бюджета города в долгосрочном периоде.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации г. Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 октября 2023 г. N 1355-п "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.