Приказ Прокуратуры Пермского края от 1 ноября 2022 г. N 239
"Об осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов при исполнении наказания в виде лишения свободы и содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
10 апреля, 2 октября 2023 г.
О внесении изменений в приказ см. Приказ Прокуратуры Пермского края от 2 октября 2023 г. N 206
Текст приводится без учета названных изменений
В целях обеспечения действенного прокурорского надзора за исполнением законов при исполнении наказания в виде лишения свободы и содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, повышения его эффективности и результативности, руководствуясь статьей 18 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Отделу по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний прокуратуры Пермского края (далее - отраслевой отдел), прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее - специализированные прокуроры), прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в следственных изоляторах (далее - СИЗО), рассматривать надзор за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы, администрациями мест содержания заключенных под стражей как одно из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры по защите конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, транзитно-пересыльных пунктах при исправительных учреждениях.
Исходя из этого:
1.1. Начальнику отраслевого отдела, специализированным прокурорам, прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в следственных изоляторах, организовать ежемесячные проверки законности содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, содержащихся в СИЗО, в соответствии с Модельным планом проведения проверок соблюдения законов администрациями следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых и исполнении наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, в них содержащихся, утвержденным настоящим приказом, а также лично не реже 2 раз в год проводить проверки в каждом поднадзорном учреждении.
Немедленно освобождать своим постановлением каждого заключенного под стражу без законных оснований, а также лиц, срок содержания которых под стражей истек.
1.2. Специализированным прокурорам в соответствии с Модельным планом проведения проверок соблюдения законов администрациями исправительных и лечебно-профилактических учреждений, утвержденным настоящим приказом, организовать ежемесячные проверки в исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, а также лично не реже 2 раз в год проводить проверки в каждом поднадзорном учреждении.
1.3. Начальнику отраслевого отдела, специализированным прокурорам, прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в СИЗО, при проведении надзорных мероприятий в исправительных, лечебно-профилактических учреждениях и СИЗО не оставлять без внимания факты использования недозволенных мер воздействия и незаконного применения администрациями указанных учреждений, должностными лицами уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; незаконного водворения в карцеры, штрафные изоляторы, одиночные камеры, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, перевода в строгие условия содержания; незаконного применения мер поощрения; неоказания медицинской помощи; ненадлежащего материально-бытового обеспечения; нарушения трудовых прав осужденных; воспрепятствования подозреваемым, обвиняемым и осужденным в обжаловании действий и решений должностных лиц, нарушивших их права.
1.4. Отраслевому отделу, специализированным прокурорам, прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в СИЗО, в соответствии с компетенцией не реже 1 раза в полугодие практиковать внезапные проверки исправительных лечебно-профилактических учреждений и СИЗО в период с 22.00 час. до 06.00 час., а также в выходные и праздничные дни с той же периодичностью, привлекать к проведению проверок специалистов, аппарат уполномоченного по правам человека в Пермском крае, ГУФСИН России по Пермскому краю, обеспечив системный надзор за состоянием законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы.
1.4.1. Анализ состояния законности в поднадзорных учреждениях проводить не реже 1 раза в квартал, в целях повышения достоверности его результатов, усиления эффективности надзорных мероприятий расширить и постоянно совершенствовать практику анонимного анкетирования подозреваемых (обвиняемых) и осужденных по актуальным вопросам соблюдения их прав, обеспечения режима содержания под стражей и исполнения наказания в виде лишения свободы.
Подпункт 1.4.2 изменен с 10 апреля 2023 г. - Приказ Прокуратуры Пермского края от 10 апреля 2023 г. N 49
1.4.2. При посещении в процессе проверок исправительных, лечебно-профилактических учреждений и СИЗО для получения правдивой информации о допускаемых нарушениях, установления источников такой информации наряду с организацией личных приемов практиковать:
- контрольные опросы лиц, получивших телесные повреждения, подвергнутых взысканиям, применению физической силы, специальных средств и оружия, обращавшихся с жалобами на применение недозволенных мер воздействия, нарушение личной безопасности, притеснение со стороны администрации, других осужденных, подозреваемых (обвиняемых);
- беседы с подозреваемыми (обвиняемыми) и осужденными, привлекаемыми к труду; лицами, находящимися на различных профилактических учетах; проходящими стационарное лечение, в том числе в условиях дневного стационара; обращавшихся с обоснованными жалобами; осужденными, содержащимися в запираемых помещениях (ШИЗО (ДИЗО), ПКТ, ЕПКТ, ОК, ОСУОН); подозреваемыми (обвиняемыми), содержащимися в карцерах;
- просмотр видеозаписей с камер наблюдения и переносных видеорегистраторов.
Личные приемы, контрольные опросы и беседы проводить, как правило, в отсутствие представителей администрации, соблюдая необходимые меры безопасности.
В ходе личных приемов, контрольных опросов и бесед особое внимание уделять вопросам соблюдения права на личную безопасность, делегирования полномочий администрации осужденным (лицам, содержащимся под стражей), соблюдения принципа равенства правового статуса лиц, находящихся в условиях принудительного содержания.
При поступлении повторного обращения по вопросам нарушения права на личную безопасность, содержащего доводы, противоречащие полученной в ходе ранее проведенной проверки информации, в обязательном порядке предоставлять заявителю возможность знакомиться с ней, комментировать ее, представлять дополнительные доказательства своей позиции. При ознакомлении заявителя учитывать требования о недопустимости разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну.
1.4.3. Принимать исчерпывающие меры, направленные на устранение выявленных нарушений, принципиально реагировать на факты выявления признаков преступлений, реализуя полномочия, предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Добиваясь безусловного исполнения законных требований прокурора, при наличии оснований возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, активнее пользоваться правом на обращение в суд, не реже 1 раза в квартал анализировать причины неисполнения решений суда, принятых по исковым заявлениям прокурора, результаты анализа обсуждать со всеми заинтересованными органами и учреждениями, совместно планируя и реализуя дополнительные меры, направленные на восстановление законности.
1.4.4. Обеспечивая комплексность надзорных мероприятий, информацию о планируемых проверках заблаговременно доводить до сведения руководителей отделов и управлений прокуратуры Пермского края, прокуроров городов и районов, природоохранных прокуроров по месту дислокации учреждений, сообщать вышеуказанным прокурорам с учетом их компетенции о выявленных признаках нарушений действующего федерального законодательства, законов о противодействии коррупции.
1.4.5. Осуществляя надзор за соблюдением законодательства о режиме содержания под стражей и отбывания наказания в виде лишения свободы, добиваться выполнения возложенных на подозреваемых (обвиняемых) и осужденных обязанностей, реализации их прав и законных интересов.
Уделять особое внимание: недопустимости делегирования полномочий администрации осужденным (лицам, содержащимся под стражей), а также создания привилегированных условий содержания отдельным лицам; соблюдению требований о раздельном содержании; различным условиям исполнения наказания в исправительных учреждениях.
Подпункт 1.4.6 изменен с 10 апреля 2023 г. - Приказ Прокуратуры Пермского края от 10 апреля 2023 г. N 49
1.4.6. Обеспечить учет и тщательную выездную проверку всех фактов травмирования, смертей, попыток совершения самоубийств, отказа от приема пищи лиц, содержащихся в СИЗО, исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, применения в отношении них физической силы, специальных средств и оружия, поступления к прокурору обращений о применении недозволенных мер, нарушениях права на обеспечение личной безопасности.
Вести учет поступивших в администрацию учреждений заявлений об обеспечении личной безопасности, проверять полноту и своевременность принятых по заявлениям мер.
Осуществляя проверочные мероприятия, кроме прочего, устанавливать причины и условия, способствовавшие получению травм, гибели подозреваемых, обвиняемых и осужденных, совершению ими попыток самоубийства, возникновению угроз личной безопасности, принимать меры к их устранению.
Вышеуказанные проверки проводить в течение 30 суток с момента поступления соответствующей информации, принимая меры, направленные на обеспечение достоверности и полноты необходимых сведений.
О вышеуказанных событиях, их обстоятельствах, результатах проверок сообщать в отраслевой отдел в порядке, предусмотренном организационно-распорядительными документами прокуратуры Пермского края, руководствоваться последними при определении объема проверочных мероприятий, методики их проведения.
Ежеквартально проводить сверку данных прокуратуры и учреждений о случаях применения физической силы, специальных средств, оружия, принципиально реагируя на укрывательство таких фактов.
Систематически, не реже 1 раза в полугодие, анализировать причины и условия, способствовавшие нарушению в учреждениях уголовно-исполнительной системы требований закона о порядке и об основаниях применения физической силы, специальных средств и оружия. Исходя из анализа осуществлять необходимые дополнительные надзорные мероприятия, направленные на обеспечение законности в данной сфере.
Ежемесячно проводить сверку списочного состава лиц, отбывающих наказание в колониях-поселениях и участках, функционирующих как колонии-поселения, записей книг регистрации сообщений о преступлениях и журналов регистрации информаций о происшествиях поднадзорных исправительных учреждений с информацией из медицинских учреждений государственной системы здравоохранения по месту дислокации исправительных учреждений.
1.4.7. При проведении проверок в обязательном порядке посещать штрафные помещения (ШИЗО (ДИЗО), ПКТ, ЕПКТ, ОК), ТПП, не оставлять без внимания вопросы законности отбывания наказания осужденными в строгих условиях содержания, давать оценку случаям дезорганизации деятельности учреждений и иных протестных действий осужденных.
В ходе таких проверок инициировать проведение медицинского осмотра осужденных на предмет выявления у них телесных повреждений.
В обязательном порядке проверять законность и обоснованность нахождения осужденных в ШИЗО свыше 15 суток (при неоднократном привлечении к дисциплинарной ответственности).
1.4.8. Тщательно изучать материалы проверок о наложении дисциплинарных взысканий, проверяя наличие для этого оснований, соблюдение порядка их применения, проверять и давать надлежащую оценку доводам соответствующих жалоб осужденных. Незаконно наложенные дисциплинарные взыскания отменять незамедлительно.
Изучая дисциплинарную практику, принимать меры к выявлению нарушений, за которые лица не понесли ответственности, а также фактов несоответствия наказания содеянному и личности нарушителя.
Считать одним из приоритетных направлений работы проверку соблюдения законности при применении мер поощрения.
1.4.9. Систематически, не реже 1 раза в полугодие, анализировать состояние законности в сфере соблюдения трудовых прав осужденных, используя результаты анализа для совершенствования надзора.
При проверках анализировать соответствие отчетных показателей вывода осужденных на работу фактическому положению дел, принципиально реагировать на нарушения трудовых прав осужденных на своевременную и полную оплату, законное привлечение к труду, безопасные условия производственной деятельности, а также при установлении норм труда и отдыха.
Не реже 1 раза в полугодие в каждом учреждении проводить проверки законности привлечения осужденных к труду с привлечением специалистов.
Принимать все необходимые меры, направленные на устранение нарушений, принципиально реагируя на факты выявления правонарушений, предусмотренных ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и преступлений, предусмотренных ст. 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
1.4.10. Тщательно проверять законность и эффективность проведения в учреждениях обысков и досмотров, полноту мер, направленных на пресечение оборота запрещенных предметов и веществ, пресечение каналов их доставки в учреждение, в этих целях:
- практиковать присутствие прокурора при проведении обысков, обеспечив обязательное присутствие прокурора при проведении указанных мероприятий с привлечением сотрудников отряда специального назначения ГУФСИН России по Пермскому краю;
- не реже 1 раза в год в каждом поднадзорном учреждении инициировать внезапные обыски;
- при проверках на постоянной основе изучать архивные записи с переносных видеорегистраторов и камер видеонаблюдения, зафиксировавшие процесс проведения обысков и досмотров;
- изучать материалы проверок по фактам изъятия запрещенных предметов и веществ, а также по фактам отказа лиц от медицинского освидетельствования на состояние опьянения; медицинские документы в медицинских частях и больницах, в которых может быть зафиксирована информация об оказании медицинской помощи в связи с отравлениями наркотическими средствами, психотропными, токсическими веществами и алкоголем;
- знакомиться с результатами оперативно-разыскных мероприятий, направленных на выявление и пресечение использования средств сотовой и цифровой связи, перепиской с органами внутренних дел по поводу изъятых средств сотовой и цифровой связи, а также расследования дистанционных преступлений;
- осматривать помещения в целях установления оставленных администрацией учреждения без внимания мест, которые могут использоваться в качестве тайников.
В целях выявления укрытых от учета фактов употребления наркотических средств, психотропных, токсических веществ и алкоголя наладить систематические, не реже 1 раза в квартал, сверки с учреждениями здравоохранения, оказывающими услуги наркологической медицинской помощи и осуществляющими освидетельствование граждан для установления признаков опьянения.
Систематически, не реже 1 раза в полугодие, анализировать деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы по пресечению оборота запрещенных предметов и веществ, планируя и реализуя дополнительные надзорные и координационные мероприятия, направленные на повышение ее эффективности.
1.4.11. При изучении уровня материально-бытового обеспечения осужденных оценивать достоверность декларируемых данных о лимите наполняемости учреждений, выявляя учтенные при его определении площади, не приспособленные для использования по назначению.
Мерами прокурорского реагирования добиваться безусловного соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия, норм питания, жилой и санитарной площади, обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных необходимыми помещениями, мебелью и инвентарем, вещевым имуществом.
Тщательно проверять соблюдение гарантированных прав осужденных, подозреваемых (обвиняемых) на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.
1.4.12. Осуществляя надзор за соблюдением прав подозреваемых (обвиняемых) и осужденных в сфере медико-санитарного обеспечения, акцентировать внимание на лицензировании медицинской деятельности, обеспеченности специалистами, медицинскими препаратами и лекарственными средствами, укомплектованности медицинских частей и больниц необходимым инвентарем и оборудованием, своевременности проведения диагностических мероприятий, оказания медицинской помощи, соответствии ее установленным стандартам, соблюдении требований о периодических медицинских осмотрах и медицинском наблюдении отдельных категорий подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Практиковать привлечение к проверкам специалистов ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).
Проверять все случаи освобождения осужденных из исправительных учреждений в связи с заболеванием, препятствующим отбыванию наказания.
Систематически, не реже 1 раза в полугодие, анализировать состояние законности в указанной сфере, причины смертности спецконтингента, корректируя надзорные мероприятия.
1.4.13. Средствами прокурорского надзора устранять формализм в организации воспитательной работы и профилактической деятельности, обеспечить достоверность характеризующих документов, предоставляемых в суд с ходатайствами осужденных об освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы.
При получении информации городских (районных) прокуроров о выявлении фактов расхождения выданных исправительными учреждениями психологических характеристик в отношении лиц, освободившихся из мест лишения свободы, с результатами психологических диагностик, проведенных в период отбывания наказания, не связанного с лишением свободы, в течение 30 суток проводить в соответствующем исправительном (лечебно-профилактическом) учреждении проверку соблюдения уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего воспитательную работу с осужденным.
1.4.14. Осуществляя надзор за соблюдением законодательства об оперативно-разыскной деятельности и определяя объем проверочных мероприятий, учитывать, что в соответствии со ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации задачами оперативно-разыскной деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
1.4.15. Результаты проверок оформлять справками с отражением статистических данных и информации о содержании проверочных мероприятий, проведенных в соответствии с модельным планом, а также количества изученных личных дел осужденных, подозреваемых и обвиняемых.
2. Специализированным прокурорам, прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в СИЗО:
2.1. Копии справок и докладных записок, подготовленных по результатам проверок соблюдения уголовно-исполнительного законодательства, копии соответствующих актов прокурорского реагирования и информаций об их исполнении незамедлительно направлять в прокуратуру края.
2.2. Докладную записку о результатах исполнения настоящего приказа в соответствии с компетенцией представлять в отраслевой отдел по итогам работы за полугодие и год к 10 января и 10 июля начиная с 10.01.2023.
3. Начальнику отраслевого отдела контрольными мерами, надзорными мероприятиями отдела обеспечить исполнение настоящего приказа, безусловную реализацию модельных планов специализированными прокурорами, а также прокурорами, осуществляющими надзор за исполнением законов в СИЗО.
3.1. Не реже 1 раза в квартал организовывать силами отраслевого отдела проведение в соответствии с модельными планами контрольных проверок соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в исправительных, лечебно-профилактических учреждениях и СИЗО с наиболее низким уровнем состояния законности, принимая в таких проверках непосредственное участие.
В процессе проверки оценивать организацию прокурорского надзора в соответствующей прокуратуре.
3.2. Обеспечить проведение контрольных проверок фактов травмирования, смертей, попыток совершения самоубийства, отказа от приема пищи лиц, содержащихся в СИЗО, исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, применения в отношении них физической силы, специальных средств и оружия, давая оценку полноте и достоверности предоставленной прокурорами информации, качеству проводимых проверок.
При проверках практиковать повторные опросы лиц, содержащихся в учреждениях, и сотрудников администрации, используя в том числе возможности видео-конференц-связи.
3.3. Обеспечить сквозной контроль разрешения обращений на недозволенные меры воздействия, посягательства на личную безопасность, направленных прокурорам из аппарата прокуратуры края.
В целях проверки законности и обоснованности принятых по обращениям решений практиковать повторные опросы лиц, содержащихся в учреждениях, и сотрудников администрации, используя в том числе возможности видео-конференц-связи.
3.4. Оперативно инициировать проведение служебных проверок в отношении прокурорских работников, недобросовестно исполняющих свои служебные обязанности, привлечение их к ответственности.
3.5. На основе полугодового планирования обеспечить реализацию комплекса мероприятий по повышению деловой квалификации прокурорских работников специализированных прокуратур, прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением законов в СИЗО, а также отраслевого отдела, в том числе проведение учебно-методических семинаров, оказание практической и методической помощи, стажирование.
3.6. Обеспечить системную проверку законности правовых актов ГУФСИН России по Пермскому краю, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением наказания в виде лишения свободы и содержанием под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
3.7. Не реже 1 в полугодие проводить проверки соблюдения законодательства при исполнении наказания в виде лишения свободы, содержании под стражей подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, а также осуществлении ведомственного контроля в ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУЗ МСЧ-59, обращая особое внимание на организацию ведомственного контроля за деятельностью учреждений, исполняющих уголовное наказание, и следственных изоляторов по вопросам организации работы и финансирования.
В каждом случае выявления в исправительных, лечебно-профилактических учреждениях, СИЗО и филиалах медико-санитарной части длящихся, системных нарушений проверки исполнения требований закона о ведомственном контроле в ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУЗ МСЧ-59 организовывать незамедлительно.
3.8. Не реже 1 раза в квартал проверять в ГУФСИН России по Пермскому краю соблюдение законодательства, регулирующего перевод осужденных из одного исправительного учреждения в другое.
3.9. По итогам полугодия и года обобщать состояние законности и практики прокурорского надзора за соблюдением уголовно-исполнительного законодательства, а также деятельности по рассмотрению обращений граждан в указанной сфере.
Результаты докладывать прокурору Пермского края не позднее 25 января и 25 июля начиная с 25.01.2023.
4. Признать утратившими силу приказы прокурора Пермского края от 15.09.2021 N 198 "О совершенствовании надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов", от 17.12.2021 N 289 "О внесении изменений в приказ прокурора Пермского края от 15.09.2021 N 198 "О совершенствовании надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов".
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя прокурора Пермского края, курирующего вопросы отдела по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний.
Приказ направить заместителям прокурора края, начальникам управлений и отделов прокуратуры Пермского края, прокурорам городов, районов, специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Прокурор края |
П.В. Бухтояров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Прокуратуры Пермского края от 1 ноября 2022 г. N 239 "Об осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов при исполнении наказания в виде лишения свободы и содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Вступает в силу с 1 ноября 2022 г.
Опубликование:
-
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Прокуратуры Пермского края от 2 октября 2023 г. N 206
Изменения вступают в силу с 2 октября 2023 г.
Текст приводится без учета названных изменений
Приказ Прокуратуры Пермского края от 10 апреля 2023 г. N 49
Изменения вступают в силу с 10 апреля 2023 г.