Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Муниципальная программа
"Развитие физической культуры и спорта в городе Казани на 2024-2028 годы"
(утв. постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 6 октября 2023 г. N 3004)
I. Паспорт программы
Наименование программы |
Муниципальная программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Казани на 2024-2028 годы" (далее - Программа) |
Муниципальный заказчик |
Муниципальное казенное учреждение "Комитет физической культуры и спорта Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет физической культуры и спорта) |
Основной разработчик Программы |
Комитет физической культуры и спорта |
Исполнители Программы |
Комитет физической культуры и спорта, бюджетные и автономные учреждения, подведомственные Комитету физической культуры и спорта; Муниципальное казенное учреждение "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Муниципальное казенное учреждение "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Муниципальное казенное учреждение "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Муниципальное казенное учреждение "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" |
Цель Программы |
Развитие физической культуры и массового спорта на территории муниципального образования, формирование культуры и ценностей здорового образа жизни населения города |
Задачи Программы |
1. Привлечение детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, дальнейший отбор наиболее перспективных учащихся для подготовки спортивного резерва г. Казани, Республики Татарстан и Российской Федерации. 2. Создание доступных условий для занятий физической культурой и спортом различных категорий населения по месту жительства, развитие и популяризация массового спорта. 3. Повышение эффективности управления в сфере физической культуры и спорта |
Сроки и этапы реализации Программы |
2024-2028 годы |
Перечень подпрограмм |
1. Развитие дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта в городе Казани (приложение N 3). 2. Развитие массовой физической культуры и спорта в городе Казани (приложение N 4). 3. Управление в сфере физической культуры и спорта (приложение N 5). |
Объемы финансирования с разбивкой по годам и источникам |
Общий объем финансирования по Программе - 7523288,70 тыс. рублей, из них: за счет средств бюджета г. Казани - 6442892,00 тыс. рублей, в том числе: в 2024 году - 1282503,20 тыс. рублей; в 2025 году - 1290097,20 тыс. рублей; в 2026 году - 1290097,20 тыс. рублей; в 2027 году - 1290097,20 тыс. рублей; в 2028 году - 1290097,20 тыс. рублей; за счет внебюджетных средств - 1080396,70 тыс. рублей, в том числе: в 2024 году - 214364,42 тыс. рублей; в 2025 году - 216508,07 тыс. рублей; в 2026 году - 216508,07 тыс. рублей; в 2027 году - 216508,07 тыс. рублей; в 2028 году - 216508,07 тыс. рублей. Возможно привлечение спонсорских средств. Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании проекта бюджета г. Казани на соответствующий финансовый год и плановый период |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Реализация целей и задач Программы позволит достичь к концу 2028 года следующих показателей: - повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни; - увеличение удельного веса населения в возрасте от 3 до 79 лет, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности до 70,4%; - увеличение количества участвующих в общегородских спортивно-массовых мероприятиях до 200 тыс. чел.; - сохранение количества обучающихся и улучшение качества подготовки спортсменов в спортивных школах, подведомственных Комитету; - увеличение доли спортсменов-разрядников в спортивных школах до 49,75%; - увеличение процента тренеров, имеющих высшую, первую и вторую квалификационные категории, в общей численности тренеров до 55,5%; - увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения до 30%; - увеличение показателя обеспеченности жителей спортивной инфраструктурой до 44,5% |
II. Характеристика сферы реализации Программы, в том числе проблемы, на решение которых направлена Программа
Программа разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Республики Татарстан, нормативно-правовыми актами г. Казани и направлена на формирование у населения (особенно у детей, подростков и молодежи) интереса и потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом, формирование навыков здорового образа жизни, повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
2.1. В области физической культуры и спорта.
Наблюдается положительная динамика в области развития и постепенного совершенствования спортивной инфраструктуры. На сегодня в г. Казани насчитывается 2242 спортивных сооружения.
В ближайшее время для улучшения материально-технической базы и стабильной эксплуатации спортивных сооружений запланировано проведение проектных работ по строительству двух специализированных спортивных объектов (физкультурно-оздоровительный комплекс по спортивной гимнастике и акробатике на территории жилого комплекса "Салават Купере" и Центр баскетбола в жилом комплексе "Весна"), В каждом из комплексов планируется разместить универсальные и тренажерные спортивные залы, которые будут доступны для развития спорта высших достижений и посещения жителями города.
Рассматривается возможность строительства плавательного бассейна в жилом комплексе "Жилплощадка" г. Казани.
В 2022 году передан на баланс муниципального образования г. Казани новый спортивный комплекс для проведения тренировок и соревнований по лыжным гонкам и биатлону в жилом массиве Мирный г. Казани.
Комитетом физической культуры и спорта совместно с районными администрациями формируется перечень потребности строительства универсальных спортивных площадок на территории г. Казани. Также на сегодня имеется потребность дополнительного финансирования на строительство и капитальный ремонт хоккейных коробок на сумму 535 млн руб.
Разработан и реализуется с 2022 года проект "Спорт - единое пространство". Его цель - социальная поддержка отдельных категорий граждан при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, предоставляемых муниципальными спортивными учреждениями, а также повышение качества жизни граждан старшего поколения в городе Казани.
Положительными сторонами этого проекта являются:
- определение категорий граждан для организации возможности льготного посещения спортивных объектов.
- внедрение данного проекта во всех спортивных объектах города Казани независимо от ведомственной принадлежности.
Вся подробная информация о работе муниципальных объектов, в которых организована работа по предоставлению безвозмездного времени и проводятся занятия с участием инструкторов по адаптивной физической культуре, размещена на сайте www.kzn.ru.
Активно ведется работа по привлечению частных инвестиций в рамках строительства по государственно-частному партнерству.
Рассматривается вопрос строительства в Советском районе г. Казани малобюджетного быстровозводимого и энергоэффективного физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном по ул. Латышских Стрелков в рамках государственно-частного партнерства по частной инициативе (концессионное соглашение).
Современная материально-техническая база спортивных школ позволяет повысить качество организации тренировочного процесса и улучшить результаты занимающихся на соревнованиях различного уровня.
С 01.01.2023 вступил в силу Федеральный закон от 30.04.2021 N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", предусматривающий перевод государственных и муниципальных спортивных школ в организации дополнительного образования.
В настоящее время в г. Казани функционирует 17 муниципальных спортивных школ с общей численностью спортсменов, обучающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, по 45 видам спорта - 16986 чел., из них:
- 1072 спортсмена - на спортивно-оздоровительном этапе (6,31% от общего количества занимающихся);
- 9171 спортсмен - на этапе начальной подготовки (54%);
- 6490 спортсменов - на тренировочном этапе спортивной специализации (38,2%);
- 253 спортсмена - на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства (1,49%).
Обучающиеся спортивных школ становятся участниками и победителями многих всероссийских и международных соревнований.
В настоящее время подготовка сборных команд проходит на базе трех федеральных спортивно-тренировочных центров по подготовке сборных команд (Центр гимнастики, Центр гребных видов спорта, Дворец водных видов спорта).
Для подготовки спортсмена высокого уровня нужны квалифицированные кадры, готовые работать по новым требованиям и применять новые технологии. В связи с чем актуальным остается вопрос подготовки высококвалифицированных тренеров-преподавателей, спортивных врачей и других специалистов, решать который планируется совместно с Поволжским государственным университетом физической культуры, спорта и туризма, который является основной базой подготовки специалистов спортивной отрасли.
Кроме того, на сегодня проблемным вопросом является возрастной состав тренеров-преподавателей. Несмотря на то, что за последние годы наметилась положительная тенденция в сторону омоложения тренерского состава, средний возраст тренеров-преподавателей составляет 39 лет. Решать данный вопрос предполагается с помощью поднятия престижа работы тренеров и привлечения молодых специалистов в спортивные школы путем приглашения лучших выпускников вузов спортивного профиля. На сегодня в спортивных школах г. Казани уже работают 14 молодых специалистов.
2.2. В области развития массовой физической культуры и спорта в городе Казани.
Большое внимание уделяется здоровому образу жизни, созданию условий для развития массового спорта и привлечению горожан к систематическим занятиям физической культурой.
В соответствии с календарным планом физкультурных и спортивных мероприятий в г. Казани проводится более 115 общегородских спортивных мероприятий. Общее количество участников составляет более 180 тысяч человек.
С каждым годом растет интерес казанцев к занятиям физической культурой и спортом, о чем свидетельствует участие все большего количества населения в традиционных массовых спортивных мероприятиях.
Наиболее крупными спортивно-массовыми мероприятиями, организуемыми в г. Казани, являются:
- "Лыжня России" - самое массовое спортивное мероприятие в России, участниками которого могут стать не только спортсмены-профессионалы, но и любители;
- День бега "Кросс нации" - самое масштабное по количеству участников и географическому охвату спортивное мероприятие на территории Российской Федерации. С каждым годом "Кросс нации" становится все более значимым событием в спортивной жизни всей страны;
- Открытый Казанский лыжный марафон (с 2017 г.), ежегодно проходящий в жилом массиве Юдино, на базе стадиона "Локомотив". Мероприятие в последние годы проходило в рамках Всероссийской серии лыжных марафонов Russialoppet;
- Всероссийские соревнования юных футболистов "Кожаный мяч" (с 2017 г.) - детско-юношеские соревнования по футболу в России. За 2022 год в соревнованиях приняли участие 4020 юных футболистов из 201 команды. На сегодня команды формируются на базе общеобразовательных школ, подростковых клубов, спортивных школ и клубов по месту жительства, а соревнования проводятся в трех возрастных группах и являются самыми массовыми соревнованиями по футболу на территории Российской Федерации;
- Всероссийские соревнования юных хоккеистов клуба "Золотая шайба" имени А.В. Тарасова (с 2017 г.). На сегодня (по данным за 2022 год) команды формируются на базе общеобразовательных школ, подростковых клубов, спортивных школ и клубов по месту жительства, а соревнования проводятся в четырех возрастных группах;
- Спартакиада общеобразовательных учреждений среди семи административных районов г. Казани по 11 видам спорта. Спортсмены соревновались в таких видах спорта, как легкая атлетика, легкоатлетический кросс, плавание, бадминтон, настольный теннис, шахматы, баскетбол, легкоатлетическая эстафета, волейбол, лыжные гонки и мини-футбол;
- "Казанский марафон" - ежегодный широкомасштабный забег, в котором на старт выходит порядка 10 тысяч человек из разных регионов России. Трасса основного марафона в 42,2 км и трех забегов-спутников (полумарафон, 10 км и 3 км) была организована в один круг;
- Спартакиада среди пенсионеров и ветеранов "Третий возраст". Соревнование служит отбором на республиканский этап. Проводится среди семи административных районов г. Казани. В нем принимает участие более 100 человек;
- Спартакиада "Школьная Лига". Проводится среди семи административных районов г. Казани по 11 видам спорта. К участию не допускаются воспитанники спортивных школ г. Казани. Спортсмены соревновались в таких видах спорта, как легкая атлетика, флорбол, плавание, бадминтон, настольный теннис, шахматы, баскетбол, легкоатлетическая эстафета, волейбол, лыжные гонки и мини-футбол.
Вышеперечисленные мероприятия позволили увеличить число систематически занимающихся физической культурой и спортом жителей г. Казани в возрасте от 3 до 79 лет (по данным на 01.01.2022) на 52,8% (613740 чел.).
В г. Казани ведется работа по повышению массовости занятий физической культурой и спортом, направленная на привлечение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно проводятся:
- Спартакиада "Сильные духом";
- соревнования по конному спорту среди лиц с ОВЗ;
- соревнования по плаванию "Заплыв мужества", "Преодолей себя";
- соревнования для детей с синдромом Дауна "Победим вместе" и т.д.
Все проводимые мероприятия позволяют увеличить долю лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения до 29,5 процента.
Также все муниципальные спортивные объекты оснащены необходимым оборудованием для нахождения лиц с ОВЗ. Помимо этого в учреждениях работают инструкторы по адаптивной физической культуре.
В то же время дальнейшему развитию отрасли препятствуют следующие факторы:
- диспропорции в развитии спортивной инфраструктуры: сохраняется ее неравномерность в различных районах города, что не способствует активному вовлечению населения в занятия физической культурой и спортом. Это особенно важно и с точки зрения обеспечения массовости занятий физической культурой и спортом по месту жительства, работы, учебы как важной меры по улучшению демографической ситуации. Необходимо создавать условия для занятий спортом во дворах - в шаговой доступности для населения;
- отсутствие свободных земельных участков в черте муниципального образования г. Казани для строительства спортивных объектов;
- невозможность использования для строительства типовых проектов других спортивных сооружений;
- необходимость учета при строительстве жилых комплексов полного спектра спортивной инфраструктуры, а не только устройства спортивных площадок.
2.3. Риски, связанные с реализацией программы.
При реализации муниципальной программы и для достижения поставленных в ней целей необходимо учитывать возможные социальные, финансово-экономические и административные риски. Важнейшими условиями успешной реализации муниципальной программы являются минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных направлений и целевых показателей.
Социальные риски обусловлены в том числе определенным дефицитом высококвалифицированных кадров в сфере физической культуры и спорта, что может снизить качество предоставляемых населению услуг.
Финансово-экономические риски представляют собой невыполнение в полном объеме принятых Программой финансовых обязательств в связи с изменением социально-экономической ситуации. Наличие этого фактора может привести к невозможности достижения целевых показателей Программы по отдельным направлениям. Способом ограничения финансово-экономических рисков является ежегодная корректировка финансовых показателей программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов.
Административный риск связан с неэффективным управлением муниципальной программой, что может привести к невыполнению целей и задач Программы, обусловленному:
- срывом мероприятий и недостижением целевых показателей;
- неэффективным использованием ресурсов.
Способами ограничения административного риска являются:
- усиление контроля за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией Программы;
- своевременная корректировка мероприятий Программы.
Принятие мер по управлению рисками осуществляется государственным заказчиком - координатором Программы на основе мониторинга реализации муниципальной программы и оценки ее эффективности и результативности.
III. Цель и задачи Программы, описание ожидаемых конечных результатов, сроки и этапы ее реализации
Целью Программы является развитие физической культуры и массового спорта на территории муниципального образования, формирование культуры и ценностей здорового образа жизни населения города.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- привлечение детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, дальнейший отбор наиболее перспективных учащихся для подготовки спортивного резерва г. Казани, Республики Татарстан и Российской Федерации;
- создание доступных условий для занятий физической культурой и спортом различных категорий населения по месту жительства, развитие и популяризация массового спорта;
- повышение эффективности управления в сфере физической культуры и спорта.
Для вовлечения населения (особенно детей и подростков) в активные занятия физической культурой и спортом и пропаганды здорового образа жизни реализуется подпрограмма "Развитие дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта в городе Казани" (далее - Подпрограмма-1).
Подпрограмма-1 предусматривает выполнение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья, повышение физической активности детей и подростков.
Для развития массовой физической культуры и спорта, укрепления здоровья населения, продвижения спортивного имиджа столицы реализуется подпрограмма "Развитие массовой физической культуры и спорта в городе Казани" (далее - Подпрограмма-2).
Подпрограмма-2 предусматривает выполнение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья, повышение физической активности детей и подростков, а также предусматривает выполнение мероприятий, направленных на повышение физической активности и подготовленности всех возрастных групп населения, создание условий для полноценного отдыха и здорового досуга, развитие и популяризацию массового спорта, приобщение различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Подпрограмма "Управление в сфере физической культуры и спорта" (далее - Подпрограмма-3) направлена на повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан г. Казани, пропаганду здорового образа жизни населения, научное, информационно-методическое обеспечение сферы физической культуры и спорта.
Перечень индикаторов оценки результатов в разрезе целей и задач Программы приведен в приложении N 1 к Программе.
Срок реализации Программы: 2024-2028 годы.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансовое обеспечение реализации Программы предполагает использование средств бюджета муниципального образования г. Казани в размере 6442892,00 тыс. рублей, 1080396,70 тыс. рублей - за счет внебюджетных источников финансирования. Общий объем финансирования по Программе составляет 7523288,70 тыс. рублей.
Год |
Бюджет муниципального образования г. Казани, тыс. рублей |
Внебюджетные средства, тыс. рублей |
2024 |
1282503,20 |
214364,42 |
2025 |
1290097,20 |
216508,07 |
2026 |
1290097,20 |
216508,07 |
2027 |
1290097,20 |
216508,07 |
2028 |
1290097,20 |
216508,07 |
Итого |
6442892,00 |
1080396,70 |
Основными источниками внебюджетных средств муниципальных учреждений физической культуры и спорта являются платные услуги, ежегодно утверждаемые постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, перечень которых регламентируется постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 24.05.2012 N 3274 "О платных услугах муниципальных учреждений, получающих ассигнования из бюджета г. Казани".
Внебюджетные средства поступают путем перечисления на лицевые счета муниципальных учреждений физической культуры и спорта, открытые в территориальном органе Департамента казначейства Республики Татарстан на основании разрешения на открытие казначейских счетов по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности, предусмотренные для зачисления и расходования средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Органами, осуществляющими контроль за расходованием внебюджетных средств муниципальных учреждений физической культуры и спорта, являются Комитет и территориальный орган Департамента казначейства Республики Татарстан. Отчет об использовании внебюджетных средств формируется по следующим формам в программном комплексе "Барс Web-своды":
- 0503155а - "Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций";
- 19 - "Сведения по поступлениям доходов от оказания платных услуг".
В случае поступления финансовой поддержки в виде спонсорской или благотворительной помощи от юридических и физических лиц средства учитываются на счете "Гранты, премии, добровольные пожертвования" и отражаются в отчетах формы 0503155а.
На 2024-2028 годы объем сформирован с учетом планируемого расширения спектра оказываемых платных услуг в муниципальных учреждениях физической культуры и спорта.
Финансовое обеспечение Программы в разрезе реализуемых подпрограмм представлено в приложении N 2 к Программе.
Ресурсное обеспечение реализации Программы носит прогнозный характер и подлежит ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета муниципального образования г. Казани.
V. Механизм реализации Программы
В реализации Программы принимают участие все структуры Комитета, подведомственные учреждения, администрации районов Исполнительного комитета г. Казани, отвечающие за ход реализации Программы по закрепленным направлениям деятельности. Привлечение в качестве исполнителей организаций, не находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по согласованию.
Ответственным за достижение ожидаемых результатов Программы является Комитет, который в ходе реализации комплекса мероприятий осуществляет мониторинг целевых индикаторов Программы, обеспечивает взаимодействие основных исполнителей и осуществляет контроль за ходом реализации программных мероприятий и эффективным использованием средств непосредственными исполнителями. Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе муниципальных контрактов и муниципальных заданий, заключаемых заказчиком Программы со всеми исполнителями программных мероприятий, в строгом соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан. Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за качественное и своевременное их выполнение, целевое и рациональное использование финансовых средств.
Муниципальный заказчик Программы направляет в комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г. Казани, Финансовое управление Исполнительного комитета г. Казани:
- ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о реализации муниципальной программы по установленной форме;
- ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, - статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации муниципальной программы, а также об эффективности использования финансовых средств.
Соисполнители Программы ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Комитет отчет об исполнении Программы по установленной форме (приложение N 2 к постановлению).
VI. Оценка социальной, экономической эффективности Программы
Социальная эффективность Программы будет достигнута за счет:
- устойчивого развития и повышения эффективности спортивной инфраструктуры;
- формирования у населения, особенно у детей, подростков и молодежи, интереса и потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом, формирования навыков здорового образа жизни, повышения уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
- создания гражданам равных условий для занятий физической культурой и спортом независимо от их социального положения;
- создания эффективной системы профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди молодежи путем привлечения к занятиям физической культурой и спортом;
- создания эффективной системы и условий подготовки для достижения спортсменами высоких результатов на республиканских, российских, международных соревнованиях и Олимпийских играх;
- популяризации и развития различных видов спорта, включая национальные виды;
- развития олимпийских видов спорта и подготовки спортивного резерва в сборные команды России.
Экономическая эффективность Программы основана на:
- достижении повышения производительности труда как результата снижения заболеваемости населения и увеличения продолжительности жизни;
- повышении эффективности расходования бюджетных средств за счет создания образовательного кластера в области физической культуры и спорта;
- повышении инвестиционной привлекательности г. Казани и Республики Татарстан как региона проведения крупных международных и всероссийских соревнований;
- переходе к самоокупаемости наиболее востребованных видов физкультурных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.