В соответствии с пунктом 20 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Психолог в социальной сфере".
2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 682н "Об утверждении профессионального стандарта "Психолог в социальной сфере" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2013 г., регистрационный N 30840).
3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Министр |
А.О. Котяков |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 октября 2023 г.
Регистрационный N 75620
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 14 сентября 2023 г. N 716н
Профессиональный стандарт
Психолог в социальной сфере
/------------------\
| 12 |
\------------------/
Регистрационный номер
I. Общие сведения
Оказание социально-психологического сопровождения и /------------\
психологической помощи населению | 03.008 |
__________________________________________________________ \------------/
(наименование вида профессиональной деятельности) код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Улучшение психического состояния, восстановление способности к адаптации в среде жизнедеятельности отдельных лиц и социальных групп, профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в их поведении |
Группа занятий:
Руководители служб в сфере социального обеспечения |
Психологи |
||
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
Деятельность по оказанию помощи на дому для лиц с ограниченными возможностями развития, душевнобольным и наркозависимым |
|
Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая |
|
Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам |
|
Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки |
|
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
А |
Деятельность по социально-психологическому сопровождению и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам |
6 |
Психологическое и социально-психологическое сопровождение граждан и социальных групп |
А/01.6 |
6 |
Психологическая помощь семьям с детьми и их социально-психологическое сопровождение |
А/02.6 |
6 |
|||
Разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия отдельных лиц и социальных групп |
А/03.6 |
6 |
|||
Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, психологическое сопровождение профессиональной деятельности |
А/04.6 |
6 |
|||
В |
Организация предоставления и управление предоставлением социально-психологического сопровождения и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам |
7 |
Организация предоставления социально-психологического сопровождения социально уязвимым слоям населения и получателям социальных услуг и оказания им психологической помощи |
В/01.7 |
7 |
Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды жизнедеятельности отдельных лиц и социальных групп |
В/02.7 |
7 |
|||
Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения |
В/03.7 |
7 |
|||
Подготовка и координация работы межведомственных групп по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам |
В/04.7 |
7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Деятельность по социально-психологическому сопровождению и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам |
Код |
А |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Психолог в социальной сфере Психолог Практический психолог Социальный психолог Клинический психолог |
| |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат или Высшее образование - бакалавриат (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации 3 |
Другие характеристики |
- |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Психологи |
||
- |
||
Психолог |
||
|
Психология |
|
Конфликтология |
||
Психолого-педагогическое образование |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Психологическое и социально-психологическое сопровождение граждан и социальных групп |
Код |
А/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Информирование социального окружения о средствах и методах психологической поддержки граждан, в том числе посредством современных информационных технологий (создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях) |
Проведение комплексной психологической диагностики с целью оценки структуры личности, наличия патопсихологических особенностей, бытовых и профессиональных навыков, потребностно-мотивационной и эмоциональной сфер, а также для инвалидов (детей-инвалидов) - психологической готовности к реабилитации или абилитации | |
Определение основных направлений психологической и социально-психологической помощи в коррекции психологического состояния в соответствии с результатами проведенной психологической диагностики и обследования | |
Выявление условий, затрудняющих становление личности граждан, и коррекция их посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации (абилитации) | |
Подготовка психологических заключений и предоставление консультаций по результатам психологического обследования гражданам, в том числе родителям (законным представителям) детей до 18 лет | |
Разработка и реализация плана оказания адресной социально-психологической помощи в коррекции психологического состояния граждан для адаптации в социальной среде на основе индивидуальной программы предоставления социальных услуг и индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, ребенка-инвалида | |
Разработка и реализация плана социально-психологического сопровождения и оказания психологической помощи получателям социальных услуг, имеющим ограничения жизнедеятельности, в том числе инвалидам (детям-инвалидам) в целях повышения реабилитационного потенциала и личностного развития | |
Оказание психологической помощи и поддержки гражданам и социальным группам - получателям срочных социальных услуг, услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) посредством социально-психологического и психологического консультирования | |
Оказание консультационной психологической помощи анонимно (в том числе с использованием телефона доверия) лицам, находящимся в кризисном или остром психологическом состоянии, направленной на развитие умения справляться с изменившимися условиями жизни, принимать на себя ответственность | |
Психологическое сопровождение процесса реабилитации (абилитации) инвалидов и детей-инвалидов | |
Коррекция неадекватных проявлений внутренней картины болезни и инвалидности, формирование у инвалидов (детей-инвалидов) психологической направленности на реабилитацию и абилитацию | |
Реализация психокоррекционной работы с целью адаптации граждан в среде обитания (обществе), преодоления или ослабления отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении | |
Разработка прогноза и рекомендаций коррекционной работы | |
Проведение психологических тренингов по формированию и развитию личностных качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации | |
Разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия населения | |
Осуществление социально-психологического патронажа в соответствии с планом-графиком посещений | |
Разработка и реализация тематических планов и/или программ работы групп взаимоподдержки, клубов общения, курирование групп взаимоподдержки, клубов общения и руководство их работой с целью оказания помощи гражданам (социальным группам) в выходе из состояния дискомфорта, поддержания и укрепления психического здоровья, повышения стрессоустойчивости, уровня психологической культуры в сфере межличностных отношений и общения | |
Осуществление мер психологической поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе разработка рекомендаций по повышению мотивации к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству, полному разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышению адаптации к существующим условиям, реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния | |
Проведение профориентационной работы в соответствии с требованиями стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования | |
Обеспечение конфиденциальности полученных в результате деятельности сведений о физических лицах 7 | |
Ведение документации и служебной переписки в соответствии с требованиями к отчетности, качеству ее представления | |
Необходимые умения |
Разрабатывать планы реализации психологического сопровождения, психологических услуг и психологической помощи гражданам и социальным группам |
Применять методы психологического консультирования, психологической диагностики | |
Консультировать ближайшее окружение инвалидов (детей-инвалидов) по вопросам психологической реабилитации и абилитации, обучать их способам применения полученных знаний по психологической реабилитации в домашних условиях | |
Выявлять и анализировать психическое состояние и индивидуальные психологические особенности личности, влияющие на поведение и взаимоотношения с окружающими людьми | |
Определять в ходе беседы имеющиеся у получателя социальных услуг проблемы и диагностировать уровень его мотивации к их преодолению | |
Составлять программы психологической реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов и граждан, реализующих раздел индивидуальной программы реабилитации или абилитации, по социальной, профессиональной реабилитации | |
Подбирать и применять набор диагностических методик и диагностического инструментария в соответствии с возрастными особенностями личности | |
Оказывать комплексные услуги медико-социальной реабилитации и абилитации совместно с членами мультидисциплинарной бригады | |
Подбирать и применять методы создания условий для полноценного психологического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в развитии личности | |
Анализировать полученные в результате диагностики данные, составлять психологическое заключение | |
Разрабатывать мероприятия по психологической реабилитации в программу реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов | |
Проводить коррекционные мероприятия в соответствии с планом индивидуальной коррекционной работы на основе современных методик, форм и методов | |
Оценивать эффективность проведенных коррекционных мероприятий | |
Фиксировать результаты проведения психологической коррекции в рабочей документации | |
Проводить психологический тренинг с целью снятия последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности; привития социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности; формирования адаптации к изменяющимся условиям, мотивации членов их семей на ведение здорового образа жизни | |
Проводить мероприятия по повышению мотивации безработных граждан к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству; снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации; повышению адаптации к существующим условиям | |
Проводить работу, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности граждан | |
Проводить занятия в целях снятия состояния острого психологического дискомфорта/стресса, снижения психологического дискомфорта и уровня агрессии/страха | |
Оказывать психологическую поддержку лицам для выхода из трудных жизненных ситуаций | |
Разрабатывать программы индивидуальной работы с учетом конкретных профессиональных задач | |
Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации | |
Обрабатывать и хранить персональные данные физических лиц | |
Использовать современные технологии работы с базами данных и информационными системами (компьютерными программами, информационно-поисковыми системами) | |
Оформлять профессиональную документацию и отчетность | |
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и реализацию социально-психологического сопровождения граждан и социальных групп, психологической помощи гражданам и социальным группам |
Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации | |
Программы, направленные на обеспечение реализации в регионе комплекса услуг ранней помощи; порядок разработки и реализации индивидуальной программы ранней помощи | |
Методы и способы оценки психического состояния людей | |
Методики (инструкции, программы) организации и проведения коррекционных мероприятий в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями | |
Методики применения специального оборудования и компьютерных программ при проведении диагностики и коррекции психологического состояния личности | |
Методы мотивации к активности, здоровому образу жизни, психологической поддержки жизненного тонуса личности | |
Основные методы содействия в мобилизации физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов личности для выхода из кризисного состояния | |
Методы формирования мотивации к труду и обучению | |
Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), психологические аспекты рискологии, психология горя, потери, утраты | |
Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия) | |
Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе), психология этнических общностей, конфликтология | |
Психология семьи и семейных отношений (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) | |
Психология зависимости, девиантология | |
Возрастная психология, основы геронтологии | |
Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени) | |
Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи) | |
Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации | |
Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг | |
Типологии проблем разной этиологии (социальных, социально-медицинских, социально-правовых, педагогических) у граждан | |
Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп | |
Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации | |
Основы психологического консультирования (виды, формы, методы) | |
Основы проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, эффекты) | |
Современные требования к отчетности и качеству представления документации | |
Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными физических лиц | |
Другие характеристики |
Соблюдать требования профессиональной этики |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Психологическая помощь семьям с детьми и их социально-психологическое сопровождение |
Код |
А/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка и реализация индивидуальных программ психологического сопровождения граждан, в том числе законных представителей несовершеннолетних детей |
Консультативная, психологическая помощь и социально-психологическое сопровождение лиц из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот | |
Психологическое консультирование родителей или лиц, их замещающих, по вопросам семейных отношений, психолого-педагогической помощи несовершеннолетним в преодолении социально-психологических проблем | |
Реализация психологической помощи, направленной на активизацию потенциала членов семей с детьми, признанными нуждающимися в социальном обслуживании и/или реабилитации (абилитации) | |
Оказание психологической помощи и социально-психологического сопровождения семьям, воспитывающим детей-инвалидов | |
Психологическая помощь и социально-психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей, испытывающих трудности в социальной адаптации | |
Оказание профилактической психологической помощи семье и ребенку | |
Установление и поддержание необходимых контактов, в том числе с членами семей, воспитывающих детей, испытывающих трудности в социальной адаптации, учебными заведениями или работодателями | |
Формирование совместно с ведомствами социально-реабилитационного пространства, в том числе с участием ближайшего окружения семей с детьми | |
Разработка рекомендаций и проведение занятий с целью содействия семьям с детьми в развитии навыков, необходимых для решения социальных и личных проблем | |
Проведение психологического обследования семей с детьми (в том числе, анкетирования и тестирования) | |
Проведение психологической подготовки кандидатов в замещающие семьи, а также психологической подготовки детей к устройству в замещающую семью | |
Подготовка психологического заключения о возможности стать замещающими родителями | |
Оказание консультационной психологической помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка | |
Необходимые умения
|
Устанавливать контакт с разными категориями семей с детьми, в том числе с использованием русского жестового языка |
Подбирать эффективные формы и методы психологической помощи семьям с детьми в соответствии с поставленными задачами | |
Разрабатывать и реализовывать программы в форме групповых и индивидуальных психологических занятий для семей с детьми по вопросам отклонений в поведении и развитии детей (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры) | |
Проводить консультирование по психологическим проблемам функционирования замещающих семей | |
Применять способы и методы психологической поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов | |
Разрабатывать рекомендации по организации социально-реабилитационного пространства для семей с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, и согласовывать их со специалистами межведомственной группы и ближайшим окружением семьи | |
Оказывать психологическую поддержку семьям с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации | |
Проводить психологические и социально-психологические мероприятия по активизации собственных реабилитационных ресурсов членов семей с детьми, признанными нуждающимися в социальном обслуживании и (или) реабилитации | |
Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации | |
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи семьям с детьми | |
Обрабатывать и хранить персональные данные физических лиц | |
Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку | |
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей |
Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и реализацию социально-психологического сопровождения, психологической помощи семьям с детьми | |
Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации | |
Порядок предоставления социальных услуг | |
Основы социальной психологии, психологии малых групп, психологии личности | |
Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация) | |
Особенности адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях | |
Основы русского жестового языка как лингвистической системы | |
Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг | |
Возрастная психология (характеристика возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения развития), педагогическая психология, основы геронтологии, психодиагностика, патопсихология | |
Психология семьи (структура, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений) | |
Психология горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм | |
Психология кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении | |
Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей | |
Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания, в том числе социокультурные группы глухих) | |
Инструментарий, методы работы с семьей | |
Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству представления документации | |
Границы компетенции разных специалистов, работающих с семьей, границы автономности семьи / вмешательства со стороны специалистов | |
Другие характеристики
|
Соблюдать требования профессиональной этики |
Принимать все меры для восстановления внутрисемейных связей, подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью 8 |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия отдельных лиц и социальных групп |
Код |
А/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия
|
Проведение мероприятий по профилактике асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, подростковой и молодежной преступности |
Проведение мероприятий по информационно-психологической безопасности личности в информационном обществе | |
Проведение работы по психологической поддержке детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении | |
Разработка плана мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних | |
Информирование общественности о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", телефоны службы анонимного консультирования абонентов | |
Необходимые умения
|
Разрабатывать психолого-педагогические программы профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми |
Проводить социально-психологическую профилактику и коррекцию девиаций и аддикций поведения, программы коррекции и предупреждения асоциального поведения, в том числе с использованием русского жестового языка среди неслышащих | |
Разрабатывать методические материалы по реализации программ профилактической психологической работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения | |
Применять современные технологии социально-психологической профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми | |
Оказывать индивидуализированную психологическую помощь семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, на основе приоритета воспитания ребенка в родной семье | |
Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации | |
Разрабатывать программы профилактики интернет-зависимости у подростков, предупреждения рисков их вовлечения в социально неодобряемые действия и противоправную деятельность | |
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и реализацию социально-психологического сопровождения, психологической помощи семьям с детьми |
Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации | |
Меры профилактики асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, подростковой и молодежной преступности | |
Меры профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | |
Меры профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в социальной сфере в соответствии с современными цивилизационными вызовами | |
Меры профилактики интернет-зависимости у подростков, предупреждения рисков их вовлечения в социально неодобряемые действия и противоправную деятельность | |
Методы индивидуализированной психологической помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации | |
Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг | |
Основы социальной и психологической реабилитации | |
Основы русского жестового языка как лингвистической системы | |
Другие характеристики |
Соблюдать требования профессиональной этики |
3.1.4. Трудовая функция
Наименование |
Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, психологическое сопровождение профессиональной деятельности |
Код |
А/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия
|
Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, планов психологического обеспечения управления и психологического сопровождения профессиональной деятельности |
Проведение в трудовом коллективе опросов и исследований в связи с должностными обязанностями | |
Выявление и анализ неблагоприятных психологических факторов в профессиональной деятельности | |
Проведение с сотрудниками психологической работы, включающей формирование психологических качеств, способствующих выполнению поставленных задач, психологической устойчивости к действию психотравмирующих факторов | |
Осуществление профилактики межличностных и межгрупповых конфликтов на основе изучения факторов, влияющих на эффективность и качество труда, работоспособность и удовлетворенность работников | |
Проведение психологических тренингов в целях повышения эффективности работы сотрудников организации (тренинги командообразования, групповой сплоченности) | |
Оказание индивидуальной психологической помощи специалистам органов и организаций социальной сферы в предупреждении и разрешении профессиональных и личностных проблем | |
Проведение адресной работы по повышению социально-психологической компетентности, коррекции неадаптивного поведения и эмоциональных расстройств | |
Выявление потребностей обучения и развития персонала организаций | |
Осуществление сопровождения различных форм профессионального обучения | |
Консультирование по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом | |
Разработка и реализация в пределах должностных обязанностей программы инструктирования персонала организации (учреждения) по вопросам оказания на объекте помощи инвалидам (детям-инвалидам) и маломобильным группам населения | |
Разработка рекомендаций по предупреждению негативных психофизиологических, стрессовых состояний, аварий и несчастных случаев | |
Необходимые умения
|
Осуществлять документационное и методическое сопровождение деятельности по оказанию психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, психологического обеспечения управления и психологического сопровождения профессиональной деятельности |
Планировать и проводить комплексную психологическую диагностику работников органов и организаций социальной сферы для определения особенностей психической сферы, включая интеллект, способности, склонности, возможности | |
Проводить психологическую подготовку персонала применительно к конкретным видам задач, в том числе по формированию психологической устойчивости к действию психотравмирующих факторов | |
Проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности персонала организаций в соответствии с требованиями к виду профессиональной деятельности | |
Применять на практике методы андрагогики, индивидуальной и групповой работы для психологической помощи сотрудникам и повышения эффективности профессиональной деятельности | |
Определять и оптимизировать факторы, влияющие на удовлетворенность работников условиями труда и их мотивацию к профессиональному росту | |
Проводить оценку эффективности оказания психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, психологического обеспечения управления и психологического сопровождения профессиональной деятельности | |
Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации | |
Оформлять документацию, осуществлять служебную переписку в соответствии с требованиями к документам | |
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность по оказанию психологической помощи в организациях социальной сферы |
Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации | |
Социальная психология, психология малых групп, методология индивидуальных консультаций и тренингов (специфика, виды, длительность) | |
Порядок предоставления социальных услуг | |
Методы и способы психодиагностики и психологического консультирования, обучения взрослых | |
Методы общей психологической подготовки сотрудников | |
Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг | |
Основные теории оказания психологической помощи персоналу организаций | |
Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров | |
Психология личности, организационная психология, психология управления, психология маркетинга, конфликтология | |
Прикладная психология | |
Основы геронтологии, психологии общения | |
Требования к конфиденциальности информации, хранению и использованию персональных данных | |
Другие характеристики |
Соблюдать требования профессиональной этики |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Организация предоставления и управление предоставлением социально-психологического сопровождения и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам |
Код |
В |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Начальник отдела Руководитель центра Руководитель службы Директор центра психолого-педагогической поддержки Руководитель центра психологической поддержки |
| |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - специалитет или магистратура или Высшее образование - специалитет или магистратура (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности |
Требования к опыту практической работы |
Не менее трех лет в сфере социальной защиты и социального обслуживания или в сфере образования |
Особые условия допуска к работе |
К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
Другие характеристики |
- |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Руководители служб в сфере социального обеспечения |
||
- |
||
|
Начальник отдела (функционального в прочих областях деятельности) |
|
Руководитель педагогических программ |
||
|
Психология |
|
Конфликтология |
||
Психолого-педагогическое образование |
||
Клиническая психология |
||
Психология служебной деятельности |
||
Педагогика и психология девиантного поведения |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Организация предоставления социально-психологического сопровождения социально уязвимым слоям населения и получателям социальных услуг и оказания им психологической помощи |
Код |
В/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия
|
Разработка планов предоставления социально-психологической помощи получателям социальных услуг и психологической помощи социально уязвимым слоям населения, осуществление контроля за их реализацией |
Консультирование по различным вопросам, связанным с предоставлением социально-психологической помощи | |
Координация, планирование предоставления социально-психологической помощи детям, их родителям (законным представителям), молодежи в целях повышения психологической защищенности молодого поколения | |
Контроль за предоставлением социально-психологической помощи детям, их родителям (законным представителям), молодежи в целях повышения психологической защищенности молодого поколения | |
Координация, планирование психологической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, молодых граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы, молодежи, нуждающейся в поддержке в связи с безработицей | |
Контроль за психологической реабилитацией несовершеннолетних правонарушителей, молодых граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы, молодежи, нуждающейся в поддержке в связи с безработицей | |
Оказание помощи в создании оптимальных условий для развития интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей, нуждающихся в социально-психологической защите | |
Обеспечение и контроль повышения профессиональной компетенции и квалификации специалистов, оказывающих социальные услуги | |
Организация и контроль проведения работы по психологическому консультированию, в том числе по вопросам семейных отношений, психолого-педагогической помощи, проблемам психологического здоровья | |
Организация работы по проведению диагностики состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании | |
Организация и контроль обеспечения конфиденциальности полученных в результате деятельности сведений о клиенте | |
Обобщение полученной информации, формирование прогноза степени благополучия состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании | |
Разработка программ психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения | |
Необходимые умения |
Применять принципы и методы управления деятельностью по предоставлению социально-психологических услуг и психологической помощи социально уязвимым слоям населения |
Разрабатывать нормативные требования к реализации разных видов социально-психологического сопровождения и психологической помощи (консультирование, диагностика, коррекция, профилактика и просвещение) | |
Применять технологии управления в области психологической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, молодых граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы, молодежи, нуждающейся в поддержке в связи с безработицей | |
Разрабатывать систему мероприятий, направленных на профилактику асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, психологическую поддержку детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении, обеспечивать и контролировать их реализацию | |
Применять методы сбора и анализа данных исследования динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании | |
Управлять механизмом формирования прогноза степени благополучия состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании | |
Разрабатывать программы профилактической и психокоррекционной работы, направленные на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения | |
Устанавливать и поддерживать контакты с образовательными организациями, социальными службами, учреждениями здравоохранения, органами внутренних дел, учреждениями уголовно-исполнительной системы (следственными изоляторами, воспитательными колониями и уголовно-исполнительными инспекциями) | |
Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации | |
Оформлять необходимую документацию, отчетность, служебную переписку в соответствии с требованиями | |
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и информационными системами (компьютерными программами, информационно-поисковыми системами) | |
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания, правовые основы оказания разных видов психологической помощи |
Документы, необходимые в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления социально-психологической помощи | |
Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации | |
Менеджмент организации, психология управления и правила управления персоналом | |
Регламенты межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне | |
Методы организации предоставления и управления предоставлением социально-психологического сопровождения и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам | |
Система социальных служб на территории, инфраструктура социальной защиты детства | |
Стандарты оформления документации, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения | |
Система профилактики негативных социальных явлений, подростковой и молодежной преступности | |
Система психологической помощи по вопросам семейных отношений, психолого-педагогической помощи, проблемам психологического здоровья | |
Методы диагностики обстоятельств, вызывающих потребность в социальном обслуживании, нарушений социализации, реабилитации | |
Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг | |
Методы и методики, способы и технологии психологической работы, их отличия, специфика их применения | |
Другие характеристики |
Соблюдать требования профессиональной этики |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды жизнедеятельности отдельных лиц и социальных групп |
Код |
В/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка программ и плана-графика проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания отдельных лиц (социально-психологического патронажа) на основе индивидуальной программы сопровождения |
Разработка и утверждение целей и задач проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания отдельных лиц, определение необходимого методического инструментария | |
Организация проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания отдельных лиц и анализа полученных данных | |
Разработка психологических рекомендаций по минимизации социальных рисков | |
Проведение оценки эффективности работы специалистов социальной сферы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания | |
Учет и фиксация проведенных работ в документации | |
Необходимые умения
|
Оценивать риски и факторы социальной и психологической напряженности |
Разрабатывать методы психологической оценки в целях мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания | |
Организовывать работу группы специалистов по оказанию психологической помощи лицам по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания с целью снижения социальной и психологической напряженности | |
Разрабатывать аналитические материалы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания | |
Организовывать профилактическую работу по снижению социальной и психологической напряженности среды проживания | |
Организовывать индивидуальное и групповое консультирование по проблемам снижения напряженности среды проживания | |
Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации | |
Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку | |
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания, правовые основы оказания разных видов психологической помощи |
Порядок предоставления социальных услуг | |
Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации | |
Основы психологической безопасности среды | |
Социальная психология, психология малых групп | |
Психология личности | |
Психология кризисных состояний | |
Психология экстремальных ситуаций, психологические основы рискологии, психология горя, потери, утраты | |
Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения | |
Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи | |
Проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды | |
Современные направления молодежных движений | |
Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг | |
Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды | |
Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству представления документации | |
Другие характеристики |
Соблюдать требования профессиональной этики |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование |
Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения |
Код |
В/03.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия
|
Разработка программы психологического просвещения населения |
Подготовка информации (буклетов, бюллетеней, листовок) о перечне психологических услуг и возможности их получения | |
Проведение мероприятий научно-практического, методического, организационного и обучающего характера по проблемам психологического просвещения, повышения уровня базовых психологических знаний населения | |
Организация психологического просвещения и консультирования граждан, направленного на формирование сознательного подхода к выбору профессии на основе комплексного изучения личности с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей, интересов, склонностей | |
Организация работы по созданию системы психологического просвещения работников органов и организаций социальной сферы | |
Организация и проведение бесед, лекций, встреч с гражданами с целью формирования у них потребности в психологических знаниях (основах самопознания, самовоспитания, закономерностей и условий благоприятного психического развития) и их использовании в интересах развития собственной личности или в интересах близких людей | |
Организация просветительной работы по профилактике негативных явлений, подростковой и молодежной преступности | |
Организация просветительной работы по психологическим основам противодействия угрозам современной информационно-телекоммуникационной среды | |
Подготовка для средств массовой информации сведений о психологических услугах в социальной сфере (пресс-релизы, интервью, передачи на теле- и радиоканалах) | |
Разъяснение различных психологических технологий работы с подростками и молодежью специалистам системы социальной защиты, органов образования, правоохранительных органов и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав | |
Организация групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг | |
Привлечение к участию в психологическом просвещении граждан, успешно завершивших программы психологической помощи | |
Обобщение и оценка результатов работы по психологическому просвещению в целях ее совершенствования, разработки и распространения методических рекомендаций | |
Учет и фиксация проведенных работ в документации | |
Необходимые умения |
Анализировать обращения и запросы населения, учреждений социального обслуживания населения по вопросам психологического просвещения |
Разрабатывать план и программу психологического просвещения с учетом результатов мониторинга психологической безопасности и комфортности среды | |
Создавать информационные материалы в целях психологического просвещения населения | |
Осуществлять организацию мероприятий, проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации граждан в получении психологической помощи | |
Проводить психологическую информационно-просветительную деятельность среди населения | |
Использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги) | |
Применять методы преодоления коммуникативных, образовательных, этнических, конфессиональных барьеров и барьеров в проведении психологического просвещения | |
Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации | |
Подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностей оказания психологических услуг | |
Оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека | |
Применять современные технологии работы с информацией, сетевыми ресурсами, информационными системами и программами | |
Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку | |
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания, правовые основы оказания разных видов психологической помощи |
Нормативные правовые акты, регламентирующие оказание социальных услуг, услуг по реабилитации и/или абилитации инвалидов | |
Задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы | |
Порядок предоставления социальных услуг | |
Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг | |
Психология личности, основы геронтологии, психологии общения, психодиагностика, патопсихология | |
Социальная психология, психология малых групп | |
Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания) | |
Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи | |
Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды | |
Технологии психологической работы с десоциализированными группами подростков и молодежи | |
Современные направления молодежных движений | |
Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды | |
Психология кризисных состояний, психологические аспекты рискологии, психология горя, потери, утраты | |
Психология экстремальных ситуаций | |
Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству представления документации | |
Другие характеристики |
Соблюдать требования профессиональной этики |
3.2.4. Трудовая функция
Наименование |
Подготовка и координация работы межведомственных групп по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам |
Код |
В/04.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Создание условий для выявления проблем межведомственного характера в социальной сфере |
Подготовка предложений по формированию мультидисциплинарной группы специалистов для оказания комплексной социальной, в том числе психологической, помощи отдельным лицам и социальным группам | |
Разработка совместно со специалистами междисциплинарного профиля программ оказания комплексной, в том числе психологической, помощи и социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам на основе межведомственного взаимодействия | |
Консультирование и психологическая подготовка специалистов по основам межведомственного взаимодействия и предоставления психологической помощи, оказания социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам | |
Проведение психологической оценки эффективности деятельности специалистов по предоставлению психологической помощи, оказанию социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам в ходе межведомственного взаимодействия | |
Привлечение профильных специалистов - переводчиков русского жестового языка с целью оказания адресной помощи лицам с нарушением слуха | |
Учет и фиксация в документах результатов работы | |
Необходимые умения
|
Подбирать эффективные формы и методы психологической подготовки специалистов к межведомственному характеру работы в соответствии с поставленными задачами |
Разрабатывать программы подготовки специалистов по основам межведомственного взаимодействия в ходе оказания социальной, в том числе психологической, помощи и социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам | |
Осуществлять подготовку специалистов по межведомственному взаимодействию с учетом их уровня квалификации | |
Оценивать необходимость привлечения переводчика русского жестового языка в случае недостаточного уровня владения жестовым языком у штатных специалистов | |
Консультировать отдельных специалистов по вопросам межведомственного взаимодействия | |
Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации | |
Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку | |
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и информационными системами для решения вопросов организации межведомственного взаимодействия, предоставления психологической помощи, оказания социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам | |
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания, правовые основы оказания разных видов психологической помощи |
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья | |
Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации | |
Социальная психология, психология малых групп | |
Методология командной работы | |
Порядок предоставления социальных услуг | |
Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг | |
Психология личности | |
Психология управления, организационная психология | |
Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств | |
Технологии работы в команде, организации деятельности специалистов разных ведомств | |
Методы активизации социальных, психологических ресурсов для подготовки специалистов межведомственного взаимодействия | |
Техники эффективной коммуникации со специалистами | |
Конфликтология (виды конфликтов, способы разрешения) | |
Технология разрешения конфликтов | |
Другие характеристики |
Соблюдать требования профессиональной этики |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", город Москва | |
Ректор |
Марголис Аркадий Аронович |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
------------------------------
1Общероссийский классификатор занятий.
2Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
3Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
4Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
5Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
6Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
7Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
8Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для психологов в социальной сфере Минтруд утвердил новый профстандарт, который будет действовать с 1 сентября 2024 г. до 1 сентября 2030 г. Уточнены трудовые функции, квалификационные требования.
Профстандарт 2013 г. утратит силу.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 сентября 2023 г. N 716н "Об утверждении профессионального стандарта "Психолог в социальной сфере"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 октября 2023 г.
Регистрационный N 75620
Вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 19 октября 2023 г. N 0001202310190011