В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Рязанской городской Думы от 18 февраля 2010 года N 58-I "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Рязани", руководствуясь статьями 39, 41 Устава муниципального образования - городской округ город Рязань, решением Рязанской городской Думы от 29.05.2023 N 133-III "О досрочном прекращении полномочий главы администрации города Рязани Е.Б. Сорокиной", постановлением администрации города Рязани от 30.05.2023 N 7435 "Об исполнении обязанностей главы администрации города Рязани", администрация города Рязани постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики города Рязани на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Отделу по связям со средствами массовой информации администрации города Рязани (Жалыбина Т.В.) опубликовать настоящее постановление на официальном сайте администрации города Рязани в сети Интернет www.admrzn.ru.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
И.о. главы администрации |
В.Е. Артемов |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
администрации
города Рязани
от 13 октября 2023 г. N 13260
Основные направления
бюджетной и налоговой политики города Рязани на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Рязани на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны в соответствии с требованиями статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и решения Рязанской городской Думы от 18.02.2010 N 58-I "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Рязани", с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в 2022 - 2023 годах.
В основу бюджетной и налоговой политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов положены стратегические цели, сформулированные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", "майскими" указами Президента Российской Федерации, Стратегией социально-экономического развития города Рязани до 2030 года, утвержденной решением Рязанской городской Думы от 21.06.2021 N 108-III, а также с учетом прогноза социально-экономического развития города Рязани на 2024 - 2026 годы.
При разработке Основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены положения следующих документов:
- Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов;
- Основных направлений бюджетной и налоговой политики Рязанской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, используемых при составлении проекта бюджета города Рязани на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета на 2024 - 2026 годы. Основные направления бюджетной и налоговой политики обеспечивают преемственность основных целей бюджетной и налоговой политики, определенных в предшествующем периоде. Базовым принципом бюджетной и налоговой политики является обеспечение сбалансированности бюджета, решение текущих и перспективных задач наиболее эффективным способом.
Исходя из текущей экономической ситуации при формировании проекта бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов необходимо учитывать мероприятия по управлению бюджетными рисками и повышению операционной эффективности планирования и исполнения бюджета, в том числе создания (в случае необходимости) бюджетного резерва. В этой связи необходимо определение четких приоритетов расходования средств, продолжение применения мер, направленных на развитие доходной базы и на совершенствование долговой политики.
Главными рисками, которые могут возникнуть в ходе реализации бюджетной и налоговой политики города Рязани, являются:
- изменения норм федерального и областного законодательства, влекущие за собой снижение доходов и (или) увеличение расходов бюджета города Рязани;
- ухудшение общеэкономической ситуации в Рязанской области и городе Рязани, приводящее к уменьшению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета города;
- удорожание стоимости привлечения заемных средств.
При наступлении указанных рисков могут потребоваться дополнительные меры по минимизации их негативных последствий.
Бюджетное планирование будет осуществляться на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития города Рязани на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, позволяющего минимизировать риск неисполнения принятых расходных обязательств и предполагающего создание условий для повышения доходов бюджета.
1. Итоги реализации налоговой политики города Рязани в 2022 году и первой половине 2023 года
Налоговая политика в 2022 году в условиях вынужденной перестройки устоявшихся хозяйственных связей, обусловленной внешним санкционным давлением, была направлена на сохранение доходов бюджета города Рязани, развитие налогового потенциала, достижение целей, определенных документами стратегического планирования.
Несмотря на все сложности прошедшего года, благодаря действенным стимулирующим мерам, направленным на поддержку приоритетных отраслей экономики и бизнеса, на их адаптацию к новым реалиям, удалось обеспечить исполнение бюджета города с позитивным результатом. По итогам года объем налоговых и неналоговых доходов вырос относительно прошлого года на 772,2 млн. рублей (14,0%) и составил 6 285,3 млн. рублей, плановые назначения исполнены на 109,2%.
Исполнение бюджета города Рязани в I квартале 2023 году было осложнено введением института единого налогового счета (ЕНС) и сопровождающимися операциями по его сальдированию в виде направления сумм излишне уплаченных налогов на погашение задолженности в бюджеты всех уровней. По мере балансирования единого сальдо ЕНС ситуация выровнялась и выразилась в устойчивой положительной динамике поступлений собственных доходов бюджета, что, в свою очередь, свидетельствует о стабилизации экономики и расширении потенциала развития. По итогам 9 месяцев налоговые и неналоговые доходы поступили в объеме 4 152,3 млн. рублей, что выше показателя предшествующего налогового периода на 402,1 млн. рублей (10,7%). Плановые назначения отчетного периода превышены на 501,7 млн. рублей (13,7%). Исполнение плана в целом по бюджету обеспечено дополнительными поступлениями налоговых доходов в объеме 325,6 млн. рублей (10,2%), из которых налог на доходы физических лиц - 261,8 млн. рублей, акцизы - 3,9 млн. рублей, налог на имущество физических лиц - 64,2 млн. рублей, земельный налог - 11,2 млн. рублей. Невыполнение плана сложилось по специальным налоговым режимам для субъектов малого бизнеса на совокупную сумму 10,5 млн. рублей по причине недопоступления налога по патентной системе налогообложения. Неналоговые доходы обеспечили сверхплановые поступления в объеме 176,0 млн. рублей (39,6%) за счет дивидендов по акциям (68,3 млн. рублей), арендных платежей за землю и имущество (35,1 млн. рублей), доходов от размещения нестационарных торговых объектов (12,7 млн. рублей), доходов от продажи муниципального имущества и земельных участков (59,7 млн. рублей).
Налоговая политика в 2022 году - I полугодии 2023 года осуществлялась по следующим направлениям:
1. Меры поддержки бизнеса в условиях санкционного давления, граждан, участвующих в специальной военной операции.
В целях стабилизации экономической ситуации главой администрации города Рязани был утвержден план первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития города Рязани в условиях внешнего санкционного давления от 23.05.2022 N 02/1/1-03-10 в составе следующих мероприятий:
- мораторий на осуществление контрольных (надзорных) мероприятий в рамках муниципального контроля;
- расширение перечня мест для ежедневной торговли сельскохозяйственной продукцией для рязанских товаропроизводителей на территории города Рязани;
- увеличение количества мест для проведения ярмарок на территории города Рязани;
- проведение мониторинга цен на социально значимые продовольственные товары, на непродовольственные товары первой необходимости и мониторинга их запасов в предприятиях торговли;
- обеспечение продления договоров без проведения торгов на размещение нестационарных торговых объектов, являющихся временными сооружениями, с хозяйствующими субъектами, заключившими договоры по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона, в случае окончания срока их действия и надлежащего исполнения заключенных ранее договоров на землях и земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена;
- предоставление отсрочек уплаты арендной платы по действующим договорам муниципального имущества, заключенным с субъектами малого и среднего предпринимательства с 01.07.2022 по 30.09.2022;
- предоставление рекламораспространителям отсрочки уплаты ежегодных платежей по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, обязанность по внесению которых возникает в период с 14.07.2022 по 31.12.2022, с погашением до 31.12.2023;
- увеличение срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;
- продление срока действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;
Приняты муниципальные правовые акты, направленные на поддержку граждан, участвующих в специальной военной операции:
- граждане, призванные в рамках частичной мобилизации, освобождены от уплаты земельного налога за налоговый период 2021 года в отношении одного земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении (решение Рязанской городской Думы от 27.10.2022 N 233-III "О внесении изменения в Положение о земельном налоге, утвержденное решением Рязанского городского Совета от 24.11.2005 N 384-III);
- на период прохождения военной службы или оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на вооруженные силы Российской Федерации, предоставлена отсрочка физическим лицам, предпринимателям, юридическим лицам, если единственный учредитель является руководителем и призван на военную службу, по внесению платежей за арендуемое муниципальное имущество (распоряжение администрации города Рязани от 21.12.2022 N 1754-р "О предоставлении отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, на период прохождения военной службы или оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и расторжении договоров аренды без применения штрафных санкций").
2. Оценка налоговых расходов.
В соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", постановлением администрации города Рязани от 25.11.2019 N 4881 "Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов города Рязани и Порядка оценки налоговых расходов города Рязани", приказом финансово-казначейского управления администрации города Рязани от 20.09.2021 N 41о/д "Об утверждении перечня налоговых расходов на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов" утвержден перечень налоговых расходов, по которому проведена оценка объемов и эффективности налоговых расходов муниципального образования - городской округ город Рязань за 2022 год.
За 2022 год величина предоставленных налоговых льгот (налоговые расходы) составила 5 399,0 тыс. рублей. Структура объема налоговых расходов выглядит следующим образом: земельный налог - 1 448,0 тыс. рублей (26,8%), налог на имущество физических лиц - 3 951,0 тыс. рублей (73,2%). Относительно предыдущего года выпадающие доходы бюджета, обусловленные налоговыми расходами увеличились на 400 тыс. рублей: в части льгот по земельному налогу, предоставленных индивидуальным и коллективным собственникам гаражей - на 86 тыс. рублей, в части льгот, предоставленных членам многодетных семей по налогу на имущество и земельному налогу - на 319 тыс. рублей. На 5 тыс. рублей уменьшилась сумма льгот, предоставленных по земельному налогу ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны. Все предоставленные налоговые льготы носят социальный характер и направлены на повышение уровня жизни населения, что соответствует Стратегии социально-экономического развития города Рязани. По итогам оценки налоговые расходы признаны эффективными и не требуют отмены.
3. Мероприятия по сохранению налогового потенциала, повышению качества администрирования доходов.
В целях актуализации налогооблагаемой базы и изыскания дополнительных доходов:
- проведены мероприятия по формированию перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень). В 2022 году на предмет фактического использования рассмотрено 17 544 объекта, направлены предложения по включению в Перечень на 2023 год по 484 объектам, уточнено фактическое использование 462 объектов, ранее включенных в Перечень. В 2023 года на предмет фактического использования рассмотрено 26 388 объектов, направлены предложения по включению в Перечень на 2024 год по 2 767 объектам, уточнено фактическое использование 268 объектов;
- обеспечено участие в работе по проведению в 2022 году нового тура кадастровой оценки земель. Администрацией города Рязани предоставлена информация в ГБУ РО "Центр кадастровой оценки" о ценообразующих факторах, влияющих на кадастровую стоимость, имеющихся в распоряжении органов местного самоуправления. Проведен сравнительный анализ результатов нового тура государственной кадастровой оценки в городе Рязани в разрезе сегментации земель с учетом их использования на основании данных, предоставленных ГБУ РО "Центр кадастровой оценки", а также в разрезе наиболее крупных налогоплательщиков согласно отчету об итогах государственной кадастровой оценки. В целях корректировки кадастровой стоимости отдельных земельных участков выработаны и направлены в адрес ГБУ РО "Центр кадастровой оценки" предложения по рассмотрению особенностей подходов к применению методов оценки в самом весомом сегменте "Производственная деятельность, хранение и обработка сельхозпродукции, коммунальное обслуживание, объекты придорожного сервиса, АЗС, недропользование, объекты гражданской обороны";
- в 2023 году в рамках проведения нового тура кадастровой оценки объектов недвижимости обеспечено участие администрации города Рязани в виде предоставления сведений о ценообразующих факторах. Проведен анализ предварительных результатов государственной кадастровой оценки всех объектов недвижимости, учтенных в едином государственном реестре недвижимости в разрезе функциональных групп, по результатам которого в адрес ГБУ РО "Центр государственной кадастровой оценки" направлены замечания в отношении снижения кадастровой стоимости коммерческих объектов (по 547 объектам);
- ежегодно проводится индексация базовых ставок арендной платы на землю на прогнозируемый уровень инфляции;
- в связи с внесением принципиальных изменений в общие требования по прогнозированию поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных проводимой Минфином России работой по созданию единой цифровой системы администрирования доходов на базе ГИИС УОФ "Электронный бюджет" (постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации"), главными администраторами доходов бюджета разработаны и утверждены соответствующими распорядительными документами новые редакции методик прогнозирования доходов бюджета с учетом новых требований;
- проводятся мероприятия в рамках Программы оздоровления государственных финансов Рязанской области на 2018 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Рязанской области от 28.09.2018 N 454-р;
- реализуются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования - городской округ город Рязань, предусмотренные Соглашением о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, заключенным между министерством финансов Рязанской области и администрацией города Рязани;
- реализован план мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости бюджета города Рязани на 2022 год, утвержденный главой администрации города Рязани от 01.04.2022 N 02/1/1-03-07.
2. Итоги реализации бюджетной политики города Рязани в 2022 году и первом полугодии 2023 года
Несмотря на серьёзные вызовы, с которыми столкнулась в 2022 году российская экономика в связи с введением беспрецедентных санкций, ситуация в городе Рязани оставалась достаточно стабильной. В сложившихся экономических условиях основным результатом реализации бюджетной политики стали:
1. Сохранение сбалансированности и устойчивости бюджета.
Доходы бюджета в 2022 году получены в объеме 18 477,7 млн. рублей, с ростом к 2021 году на 26% (+ 3 850,5 млн. рублей), из них налоговые и неналоговые доходы - 6 285,3 млн. рублей, с ростом к 2021 году на 14% (+ 772,2 млн. рублей).
Существенную роль в обеспечении сбалансированности бюджета и растущих расходных обязательств муниципального образования играет финансовая поддержка из вышестоящих бюджетов. Объем межбюджетных трансфертов в бюджет города Рязани за 2022 год составил 12 192,4 млн. рублей с ростом к уровню 2021 года на 34%.
Расходы исполнены в объеме 18 656,8 млн. рублей, с ростом к 2021 году на 25% (+ 3 787,2 млн. рублей).
По итогам 2022 года бюджет исполнен с дефицитом 179,1 млн. рублей или 2,8% к собственным доходам бюджета при планируемом дефиците 732,7 млн. рублей (9,7%).
В первом полугодии 2023 года доходы поступили в размере 7 220,7 млн. рублей, из них налоговые и неналоговые доходы - 2 477,0 млн. рублей, рост к уровню 2022 года составил 146,8 млн. рублей (6,3%). Расходы исполнены в объеме 8 197,2 млн. рублей, с ростом к первому полугодию 2022 года на 25,8% (+ 1 679,8 млн. рублей). Бюджет 2023 года запланирован с дефицитом в объеме 962,0 млн. рублей, что не превышает ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2. Повышение эффективности управления бюджетными средствами за счет реализации национальных проектов, предусмотренных указами Президента РФ от 07.05.2018 N 204 и от 21.07.2020 N 474. Город Рязань в 2022 году участвовал в реализации четырех национальных проектов, расходы по которым составили 3 333,9 млн. рублей;
В 2023 году на территории города реализуются пять национальных проектов, на их финансовое обеспечение запланировано 2 479,0 млн. рублей. В I полугодии 2023 года на финансирование мероприятий национальных проектов направлено 729,5 млн. рублей.
3. Повышение качества бюджетного процесса, эффективности и результативности бюджетных расходов на основе реализации муниципальных программ по основным направлениям социально-экономического развития.
В 2022 году доля расходов бюджета в рамках муниципальных и ведомственных программ составила 99,3%. Бюджет в 2022 году был сформирован и исполнен на основе 17 муниципальных и 3 ведомственных целевых программ, которые повышают эффективность расходования средств за счет выполнения количественных и качественных целевых показателей, характеризующих достижение целей и решение задач, утвержденных в программах. В 2023 году также осуществляется реализация 17 муниципальных программ и 3 ведомственных программ, доля программных расходов бюджета составляет более 99%. Формирование бюджета на основе муниципальных программ позволяет гарантированно обеспечить финансовыми ресурсами действующие расходные обязательства, прозрачно и конкурентно распределять имеющиеся денежные средства.
4. Исполнение в полном объеме действующих расходных обязательств на реализацию мероприятий в социальной сфере.
Стабильное исполнение доходной части бюджета прошлого года позволило в полном объеме обеспечить все социальные обязательства, в том числе по выплате заработной платы, обеспечению деятельности бюджетных учреждений.
Администрация города продолжает работу по увеличению количества мест в детских дошкольных учреждениях. На строительство двух детских садов в районах Семчино и Кальное, рассчитанных на 224 ребенка каждый, было направлено 399,0 млн. рублей, из них 395,0 млн. рублей - средства областного бюджета. Кроме того, на завершение строительства пристройки к детскому саду N 136 (80 мест) и яслей на ул. Бугровка (60 мест) за счет средств бюджета города израсходовано 11,4 млн. рублей.
В связи с увеличением численности детей школьного возраста по-прежнему актуальной остается проблема нехватки мест в общеобразовательных учреждениях. Для ее решения на строительство школы (N 76) на 1100 мест в районе Кальное направлено 714,4 млн. рублей, из которых 342,6 млн. рублей за счет федерального бюджета, 364,7 млн. рублей - областного бюджета. Школа открыла свои двери для детей в марте 2023 года. Также в 2022 году начато строительство школы в районе ЖК "Олимпийский" на 1100 мест. Расходы на эти цели составили 236,8 млн. рублей, в том числе 234,5 млн. рублей - средства областного бюджета. Строительство школы продолжается, срок сдачи - в 2024 году.
В целях развития муниципальной сети учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры на реконструкцию детской школы искусств N 5 направлено 108,4 млн. рублей, из них 107,3 млн. рублей средства федерального и областного бюджетов.
В рамках реализации мероприятий по модернизации школьных систем образования проведен капитальный ремонт с оснащением необходимым оборудованием четырех школ (N 22, 33, 47, 62) с объемом расходов за счет средств бюджетов всех уровней - 239 млн. рублей. Кроме того, на установку охранных сигнализаций и систем видеонаблюдения в данных школах направлено 4,6 млн. рублей, и еще 22,7 млн. рублей за счет средств бюджета города - на благоустройство территорий указанных учреждений.
Всего на капитальный ремонт и приобретение оборудования в учреждениях образования в отчетном году направлено 308,2 млн. рублей и 123,5 млн. рублей соответственно, в том числе за счет бюджетов вышестоящих уровней - 210,6 и 117,5 млн. рублей.
Во исполнение положений Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" было организовано бесплатное горячее питание всех учащихся начальных классов из расчета 88,33 рублей в день. Расходы на обеспечение питанием 27162 детей данной категории составили 372,3 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального и областного бюджетов - 262,3 млн. рублей, городского бюджета - 110,0 млн. рублей.
Кроме того, на обеспечение бесплатным питанием детей школьного возраста из малообеспеченных, многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей мобилизованных граждан, а также детей военнослужащих, погибших в ходе специальной военной операции, за счет средств бюджета города направлено 75,3 млн. рублей. До 1 октября 2022 года 5849 детей 5 - 11 классов, входящих в городскую льготную категорию, получали питание на 96,52 рубля в день, и 3350 детей 1 - 4 классов - второй завтрак (либо полдник) в дополнение к горячему питанию согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" из расчета 8,19 рублей в день. С 1 октября 2022 года стоимость основного питания была увеличена до 103,33 рублей, полдника - до 15,00 рублей, а с 1 января 2023 года - до 113,4 и 15,83 рублей соответственно.
5. Реализация первоочередных задач в социальной сфере, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, от 1 июня 2012 года N 761 (далее - указы Президента Российской Федерации 2012 года).
В 2022 году бюджетом было обеспечено достижение целевых показателей уровня заработной платы всех категорий работников бюджетной сферы, определенных указами Президента Российской Федерации 2012 года. По итогам первого полугодия 2023 года расходы на оплату труда указанных выше категорий работников осуществляются с учетом сохранения соотношения уровня заработной платы, достигнутого в 2022 году.
6. Сохранение всех оказываемых дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи граждан в соответствии с действующим законодательством.
В целях реализации муниципальной программы "Обеспечение социальной поддержкой, гарантиями и выплатами отдельных категорий граждан" городом реализуется комплекс мер, направленных на повышение качества жизни граждан города, имеющих право на социальную поддержку, на основе принципов адресности и действительной нуждаемости: предоставление благотворительного питания, оказание единовременной материальной помощи, обеспечение бесплатным питанием детей первого - второго года жизни из малообеспеченных семей и т.д.
7. Проведение взвешенной долговой политики, а именно:
- направление свободного остатка денежных средств на едином счете бюджета на досрочное погашение долговых обязательств;
- замещение кредитных ресурсов с высокой ставкой кредитами с более низкой ставкой;
- оптимизация структуры долга по срокам погашения и равномерного распределения долговой нагрузки на бюджет города;
- привлечение свободных остатков средств на счетах учреждений и "дешевого" казначейского кредита на покрытие временных кассовых разрывов;
- принятое в 2022 году на федеральном уровне решение о предоставлении бюджетных кредитов на замещение кредитов коммерческих банков. Привлечение бюджетного кредита в сумме 572 млн. рублей по ставке 0,1% годовых на погашение долговых обязательств в 2022 году позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга на 25 млн. рублей;
Принятые меры позволили снизить в 2022 году стоимость обслуживания долговых обязательств на 65 млн. рублей.
Кроме того, за счет дополнительно полученных сверх предусмотренных кассовым планом налоговых и неналоговых доходов объем кредитных ресурсов, предусмотренных к привлечению в соответствии с программой заимствований в 2022 году, был уменьшен на 159,9 млн. рублей.
Размер муниципального долга на 1 января 2023 года составил 2 589,0 млн. рублей или 41,2% к объему собственных доходов без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов (при плане 2 748,9 млн. рублей) и не превысил верхний предел долга, установленный решением о бюджете на 2022 год. Несмотря на рост муниципального долга, в настоящее время он находится на безопасном уровне (ниже 50%). Просроченные долговые обязательства города Рязани отсутствуют.
8. Повышение вовлеченности граждан в систему муниципального управления в целях реализации инициативного бюджетирования.
В 2022 году было реализовано 29 инициативных проектов, осуществляемых за счет средств бюджета города Рязани, софинансирования из областного бюджета, а также добровольных пожертвований граждан, на общую сумму 50,6 млн. рублей. В 2023 году ведутся работы по 50 проектам, на их реализацию запланировано 165,7 млн. рублей;
9. Повышение уровня открытости информации о муниципальных финансах, показателях бюджета и отчета о его исполнении. Развитие и наполнение инструмента "Бюджет для граждан", увеличение объема информации об исполнении бюджета, доступной в сети Интернет.
3. Основные направления налоговой политики на 2024 - 2026 годы
Основные направления налоговой политики сформированы в условиях постепенного смещения от антикризисной политики к достижениям структурных трансформаций в экономике. Сохраняется главный акцент на повышение эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшение качества администрирования с сопутствующим повышением собираемости налогов. Сохраняется преемственность приоритетов бюджетного цикла 2023 - 2025 годов.
Основными целями налоговой политики города Рязани в плановом периоде являются: развитие благоприятной среды для инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, расширение предпринимательского сегмента экономики, совершенствование методов администрирования, повышение эффективности использования доходного потенциала для обеспечения устойчивого роста объемов муниципального бюджета. Для достижения целей налоговой политики необходимо решение следующих задач:
1. Развитие инструментов бюджетного планирования. Повышение качества управления доходами бюджета. Совершенствование системы администрирования доходов бюджета:
- совершенствование методологических основ формирования бюджета, долгосрочного прогнозирования. Своевременное приведение нормативных правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с федеральным, региональным бюджетным законодательством;
- развитие методик прогнозирования доходов бюджетов главными администраторами доходов в целях повышения объективности планирования;
- совершенствование взаимодействия с главными администраторами доходов: по формированию проекта бюджета в рамках представления главными администраторами доходов прогнозных показателей в соответствии с формализованными методиками прогнозирования доходов и согласования их с финансовым органом муниципального образования, по исполнению бюджета посредством ведения кассового плана, согласования предложений по уточнению бюджетных назначений;
- повышение качества управления бюджетом, реалистичность планирования, осуществление контроля за полным и своевременным поступлением доходов;
- ежемесячный мониторинг поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета в разрезе источников и крупных налогоплательщиков, выявление возможных причин недопоступления доходов;
- повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за выполнение плановых показателей поступления доходов в городской бюджет. Активизация деятельности органов муниципального финансового контроля в данном направлении;
- совершенствование и развитие программного обеспечения взаимодействия с налоговыми органами по обработке и использованию информации о распределении поступлений в бюджет по видам налогов с единого налогового счета налогоплательщиков, о ежедневном сальдировании ЕНС и его результатах на отчетную дату (отчетность формата "Дашборт"), о состоянии налоговой недоимки;
- регламентирование работы администраторов доходов по взысканию дебиторской задолженности по неналоговым платежам в бюджет;
- улучшение качества администрирования неналоговых доходов: обеспечение главными администраторами доходов исполнения бюджетных назначений по администрируемым источникам, реализация комплекса мер по взысканию дебиторской задолженности путем осуществления претензионно-исковой деятельности, возбуждения исполнительных производств на основании судебных актов, взаимодействия со службой судебных приставов в рамках заключенного соглашения по принудительному исполнению исполнительных документов, своевременное списание безнадежной к взысканию задолженности по неналоговым платежам;
- своевременная актуализация данных учета и отчетности об объемах дебиторской задолженности путем проведения ее инвентаризации и принятия решений, направленных на реализацию предусмотренных федеральными стандартами положений;
- совершенствование правовых основ для проведения мониторинга задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджет города;
- проведение мониторинга налоговой недоимки и дебиторской задолженности по неналоговым платежам в бюджет города Рязани. Использование результатов мониторинга задолженности для осуществления контроля за своевременной реализацией процедур по взысканию долгов (досудебной, судебной и в рамках исполнительного производства).
2. Развитие инвестиционного потенциала и благоприятного инвестиционного климата:
- создание благоприятного инвестиционного климата, в том числе за счет мер налогового стимулирования, устранения административных барьеров внедрения бизнес-проектов, предоставления помощи по информационно-консультационному и организационному содействию инвестору;
- внедрение новых механизмов привлечения инвестиций в экономику города: развитие муниципально-частного партнерства, в том числе в порядке концессионного участия, привлечение граждан к софинансированию проектов по благоустройству города;
- создание необходимой среды для развития процессов цифровизации. Рассмотрение возможностей предоставления поддержки налогоплательщикам, работающим в сфере IT-технологий, науки, защиты информации;
- развитие внутреннего и въездного туризма. Продолжение работы по созданию системы информирования туристов о туристических ресурсах посредством подготовки информационных материалов о туристических маршрутах, брендирования туристических ресурсов города, создания и обновления аудио-, видео- и электронной продукции, банка фото- и видеоматериалов, банка данных информации о городе Рязани, организации инфо-туров и пресс-туров, организации и проведения туристических фестивалей, изготовления информационных конструкций с целью обозначения объектов туристического показа. Повышение качества туристических услуг путем организации и проведения обучающих мероприятий и повышения квалификации для специалистов сферы туризма (конкурсов, семинаров, мастер-классов, конференций, воркшопов).
3. Оказание поддержки наиболее уязвимому сегменту экономики - малому и среднему предпринимательству:
- сохранение установленных и принятие при необходимости новых мер налогового стимулирования для представителей наиболее пострадавших отраслей экономики;
- проведение анализа структуры налогоплательщиков в разрезе специальных режимов налогообложения;
- создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса, за счет улучшения администрирования доходов и внедрения новых информационных технологий;
- проведение работы по обеспечению комфортного для налогоплательщиков режима получения муниципальных услуг;
- создание условий для добровольной и своевременной уплаты налогов;
- проведение информационно-разъяснительных кампаний о возможностях, предусмотренных законодательством для ведения предпринимательской деятельности, действующих налоговых режимах, о законодательном расширении видов деятельности и льготных условий налогообложения для малого и среднего бизнеса, в том числе в сфере информационных технологий, туризма, образования, социальных услуг, культуры, экологии. Взаимодействие с налоговыми органами в части организации мероприятий по информированию субъектов малого бизнеса об изменениях в налоговом законодательстве, по адаптированию к изменениям системы налоговых расчетов в условиях введения института единого налогового платежа. Организация проведения тематических семинаров на площадке администрации города Рязани;
- выявление административных проблем, мешающих развитию малого бизнеса и вовлечению частного капитала в экономику.
4. Социальная поддержка населения и отдельных категорий граждан:
Сохранение действующих льготных категорий по земельному налогу:
- ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны;
- инвалидам боевых действий;
- многодетным семьям;
- сиротам;
- родителям и супругам погибших военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел.
Сохранение льготных категорий по налогу на имущество физических лиц:
- многодетным семьям;
- гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации.
Содействие повышению финансовой грамотности, цифровых навыков граждан.
Сохранение дифференцированных ставок налогообложения по налогу на имущество физических лиц в зависимости от величины кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Рассмотрение возможности установления дополнительных налоговых преференций и мер поддержки для социально незащищенных категорий граждан, для граждан, призванных на военную службу в Вооруженные силы Российской Федерации по мобилизации, а также принимающих добровольное участие в специальной военной операции (далее - участники СВО).
Развитие единой централизованной помощи участникам СВО и их семьям. Кураторское сопровождение данных категорий граждан.
5. Максимальная реализация доходного потенциала бюджета города Рязани:
- работа по актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
- защита имущественных интересов муниципального образования в процессе судебного оспаривания кадастровой стоимости земельных участков;
- обеспечение вовлечения в оборот земельных участков, свободных от прав собственности и арендных отношений;
- выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, правоустанавливающие документы на которые оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- реализация мероприятий по регистрации гражданами прав на гаражи, а также земельные участки, на которых они расположены, в упрощенном порядке ("гаражная амнистия") в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2021 N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- выявление фактов нецелевого использования земель;
- проведение анализа состояния муниципального имущества и принятие управленческих решений по вовлечению в оборот (приватизация, перепрофилирование, сдача в аренду, списание, передача на иной уровень собственности) неиспользуемого имущества;
- проведение мероприятий по развитию застроенных территорий;
- проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий, подготовка предложений по их структурной модернизации (реорганизация, ликвидация, приватизация);
- проведение анализа использования по назначению имущества, закрепленного за подведомственными учреждениями и унитарными предприятиями;
- реализация инструментов муниципального контроля за соблюдением требований законодательства на территории муниципального образования - городской округ город Рязань;
- выполнение мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Рязанской области на 2018 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Рязанской области от 28.09.2018 N 454-р;
- максимальное использование механизмов межведомственного взаимодействия, направленного на соблюдение платежной дисциплины, обеспечение эффективной работы межведомственной комиссии по укреплению финансовой дисциплины юридических и физических лиц с участием налоговых органов, службы судебных приставов, органов внутренних дел;
- консолидация усилий и координация деятельности с налоговыми органами по мобилизации дополнительных доходов в бюджет города, легализация "теневой" заработной платы, проведение информационной кампании, направленной на повышение налоговой грамотности налогоплательщиков, их побуждение к своевременному исполнению налоговых обязательств. Привлечение в информационную налоговую кампанию средств городской рекламы в виде баннеров, электронных экранов, средств массовой информации и доступных интернет-ресурсов, в том числе социальных сетей и мессенджеров, с целью минимизации возникновения рисков налоговых нарушений по причине неосведомленности граждан.
6. Оценка эффективности налоговых расходов:
- совершенствование методик оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования - городской округ город Рязань в соответствии с общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований";
- ежегодное формирование перечня налоговых расходов;
- централизованный сбор, обработка и учет информации о налоговых расходах, предоставленных по решениям Рязанской городской Думы;
- проведение ежегодной оценки налоговых расходов соответствующими кураторами налоговых расходов - ответственными исполнителями муниципальных программ;
- подготовка ежегодного отчета об оценке налоговых расходов, его использование для формирования налоговой политики;
- установление, корректировка или отмена налоговых расходов в соответствии со Стратегией социально-экономического развития города Рязани до 2030 года и муниципальными программами.
4. Цели и задачи бюджетной политики на 2024 - 2026 годы
Подходы к формированию бюджетной политики и расходов бюджета города Рязани на 2024 - 2026 годы основаны на внедрении новой системы стратегического планирования города Рязани. Стратегические цели, задачи и направления муниципальной политики определены в Стратегии социально-экономического развития города Рязани до 2030 года, утвержденной решением Рязанской городской Думы от 21.06.2021 N 108-III. Целью бюджетной политики на предстоящие годы является обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости, снижение долговой нагрузки бюджета города Рязани. В сложившихся экономических условиях для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Обеспечение реализации мероприятий, направленных на достижение национальных целей развития Российской Федерации.
2. Повышение эффективности использования бюджетных средств за счет:
- приоритизации расходов в целях финансового обеспечения обязательств, связанных с достижением целевых показателей муниципальных программ муниципального образования, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов;
- повышения эффективности распределения бюджетных средств, применения ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости и обеспеченности источниками финансирования;
- поддержания оптимальных объемов и структуры расходов на реализацию функций и обязательств постоянного характера с учетом актуальных социальных, рыночных, технологических и иных реалий;
- поиска внутренних резервов по оптимизации бюджетных расходов в целях обеспечения финансирования приоритетных направлений;
- анализа осуществляемых расходных обязательств в целях исключения направления средств на выполнение полномочий, не отнесенных к полномочиям городского округа;
- принятия новых расходных обязательств с учетом их эффективности и возможных сроков и механизмов реализации исключительно при наличии дополнительных доходов бюджета города Рязани для их гарантированного исполнения в целях снижения риска неисполнения (либо исполнения в неполном объеме) действующих расходных обязательств;
- оптимизации инвестиционных расходов с учетом их очередности и приоритетности, первоочередное включение в расходы объектов, софинансирование которых осуществляется из бюджетов других уровней и по которым имеются ранее принятые обязательства;
- поддержания оптимальных объемов и структуры бюджетных расходов на реализацию функций и полномочий органов местного самоуправления муниципального образования;
- активного привлечения муниципальными учреждениями города внебюджетных ресурсов, средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и их направления, в том числе, на поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с майскими указами Президента Российской Федерации 2012 года;
- применения нормативов материально-технического обеспечения органов местного самоуправления и муниципальных казенных учреждений при планировании бюджетных ассигнований, снижения неэффективных трат, пересмотр бюджетных затрат на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд и нужд муниципальных учреждений;
- применения предусмотренных федеральным законодательством конкурентных способов осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений муниципального образования, образующих экономию бюджетных средств при сохранении качественных характеристик приобретаемых товаров, работ и услуг; недопущение образования просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь по обязательствам социально-значимого характера;
- повышения качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств;
- повышения операционной эффективности использования бюджетных средств, в том числе с использованием механизмов казначейского сопровождения бюджетных средств;
- повышения эффективности управления ликвидностью единого счета бюджета путем привлечения остатков средств на единый счет бюджета;
- повышения эффективности предоставления субсидий посредством мониторинга достижения показателей результативности их предоставления, а также обеспечения публичности информации о субсидиях, предоставляемых из бюджета, с учетом требований бюджетного законодательства Российской Федерации.
3. Формирование мероприятий и показателей муниципальных программ муниципального образования, позволяющих участвовать в федеральных проектах, входящих в состав национальных проектов, мероприятиях индивидуальной программы, государственных программах с целью привлечения бюджетных средств бюджетов других уровней на решение вопросов местного значения.
4. Сохранение достигнутого уровня предоставления муниципальных услуг (работ) и недопущение снижения качества их предоставления в целях обеспечения комфортных условий для проживания населения в городе.
5. Вовлечение организаций, не являющихся муниципальными учреждениями, в процесс оказания муниципальных услуг, в том числе путем использования механизма социального заказа на оказание муниципальных услуг.
6. Осуществление контроля за расходованием средств в рамках осуществления внутреннего муниципального финансового контроля и систематического ведомственного контроля, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений, а также предварительного контроля, способствующего укреплению финансовой дисциплины и снижению бюджетных рисков при исполнении бюджета.
7. Повышение устойчивости бюджета города Рязани путем ограничения дефицита бюджета, обеспечение безопасного уровня муниципального долга и расходов на его обслуживание.
8. Обеспечение открытости и прозрачности бюджетного процесса, вовлечение в него граждан, расширение практики общественного участия граждан в управлении муниципальными финансами и поддержка проектов местных инициатив. Включение механизма инициативного бюджетирования в процедуру разработки и последующей реализации отдельных муниципальных программ.
5. Основные подходы к формированию расходов бюджета города Рязани на 2024 - 2026 годы
Формирование объема расходов бюджета на 2024 - 2026 годы будет осуществляться исходя из следующих основных подходов:
1. В качестве "базовых" объемов бюджетных ассигнований бюджета города Рязани на 2024 - 2026 годы будут приняты бюджетные ассигнования, утвержденные решением Рязанской городской Думы от 15.12.2022 N 301-III "Об утверждении бюджета города Рязани на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
2. "Базовые" объемы бюджетных ассигнований будут уточнены с учетом:
- уменьшения объемов бюджетных ассигнований по расходным обязательствам ограниченного срока действия, а также в связи с изменением контингента получателей бюджетных средств;
- увеличения бюджетных ассигнований на мероприятия "длящегося" характера, возникшие в ходе исполнения бюджета в 2023 году;
- увеличения бюджетных ассигнований в связи с индексацией законодательно установленных публичных нормативных обязательств на прогнозный уровень инфляции и увеличения контингента получателей бюджетных средств в соответствии с нормативными правовыми актами города Рязани;
- увеличения бюджетных ассигнований на поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников в социальной сфере в соответствии с указами Президента Российской Федерации 2012 года;
- увеличения бюджетных ассигнований на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, на которых не распространяется действие указов Президента Российской Федерации, на прогнозный уровень инфляции, аналогично решениям, принятым на федеральном уровне;
- увеличения бюджетных ассигнований на доведение минимальной оплаты труда работников бюджетной сферы до установленного на федеральном уровне показателя;
- увеличения бюджетных ассигнований, связанных с содержанием учреждений бюджетной сферы, на прогнозный уровень инфляции;
- увеличения бюджетных ассигнований на коммунальные услуги в связи с ростом тарифов.
3. Уточнение установленного объема бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий национальных проектов.
4. Уточнение объема бюджетных инвестиций в рамках муниципальных программ исходя из реальных возможностей бюджета по их финансовому обеспечению. Приоритетными для включения в бюджетные инвестиции будут объекты с высокой степенью готовности, объекты, софинансируемые из вышестоящих бюджетов, а также объекты, имеющие высокую социальную значимость.
5. Выделение дополнительных бюджетных ассигнований на обеспечение функционирования вновь созданных дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, введенных в эксплуатацию в 2023 году.
6. Основные направления бюджетной политики на 2024 - 2026 годы в сфере управления муниципальным долгом
В целях обеспечения стабильного исполнения бюджета города Рязани, повышения кредитного рейтинга, характеризующего городской округ как надежного заемщика, своевременно выполняющего долговые обязательства, в 2024 - 2026 годах будет проводиться взвешенная долговая политика, направленная на оптимизацию объема муниципального долга.
Долговая политика в городском округе, как и ранее, будет исходить из принципа сбалансированности бюджета, и направлена на:
- поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне в целях своевременного и полного выполнения долговых обязательств;
- распределение долговой нагрузки на городской округ с целью обеспечения ежемесячной сбалансированности бюджета в соответствии со сроками погашения бюджетных обязательств городского округа;
- обеспечение своевременного и полного учета долговых обязательств;
- осуществление работы с Правительством Рязанской области по привлечению бюджетных кредитов с целью сокращения расходов на обслуживание муниципального долга;
- использование механизма привлечения средств краткосрочного бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, полученного из УФК по Рязанской области, в целях покрытия временных кассовых разрывов бюджета города, а также снижения расходов на обслуживание муниципального долга;
- минимизация стоимости заимствований посредством привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий;
- продолжение практики эффективного управления свободными остатками средств на счетах муниципальных учреждений города Рязани;
- своевременное исполнение принятых обязательств по погашению и обслуживанию муниципального долга, поддержание на высоком уровне деловой репутации города Рязани как заемщика средств при привлечении кредитных ресурсов;
- мониторинг текущей ситуации по исполнению бюджета города с целью определения возможности досрочного погашения долговых обязательств;
- соблюдение требований бюджетного законодательства в части параметров дефицита и муниципального долга;
- повышение устойчивости бюджета путем снижения уровня долговой нагрузки за счет замещения среднесрочных кредитов на долгосрочные;
- обеспечение открытости (прозрачности) информации о муниципальном долге города Рязани в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Рязани от 13 октября 2023 г. N 13260 "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики города Рязани на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Опубликование:
официальный сайт Администрации г. Рязани www.admrzn.ru 18 октября 2023 г.