г. Краснодар |
|
10 августа 2020 г. |
Дело N А32-43407/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Захарова В.В., Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН 2308076951, ОГРН 1022301228630) - Фроловой О.В. (доверенность от 02.06.2020), в отсутствие заинтересованного лица - администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района (ИНН 2365012062, ОГРН 1082365001663), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального казенного учреждения Туапсинского городского поселения "Управление капитального строительства" (ИНН 2365019780, ОГРН 1122365001197), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020 по делу N А32-43407/2019, установил следующее.
Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее -департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района (далее - администрация) о взыскании 55 584 444 рублей 68 копеек в возмещение ущерба, причинённого Краснодарскому краю.
Определением от 05.12.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - муниципальное казенное учреждение "Управление капительного строительство" администрации Туапсинского городского поселения.
Решением суда от 23.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.06.2020, в удовлетворении исковых требований департамента отказано.
Судебные акты мотивированы отсутствием доказательств нецелевого расходовании администрацией средств краевого бюджета, полученных в качестве субсидий.
Департамент обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 23.03.2020 и постановление апелляционной инстанции от 17.06.2020, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что суды не дали должной оценки доказательствам нарушения администрацией соглашений от 17.09.2014 N 03-28/14-11, от 08.07.2015 N 03-28/15-01 и от 10.06.2016 N ГС-2. Администрацией не достигнут показатель результативности использования субсидии в части газификации одного населённого пункта, а именно в установленные указанными соглашениями сроки газопровод высокого давления от ГРС "Туапсе" к ГГРП 4 в г. Туапсе в эксплуатацию не введён, в результате -улучшение условий жизни населения города за счёт обеспечения его природным газом не произошло. Администрацией не обеспечен надлежащий строительный контроль (технический надзор) за ходом строительства (выполнением работ) объекта "Газопровод высокого давления от ГРС "Туапсе" к ГГРП 4 в г. Туапсе", соблюдением строительных норм и правил при строительстве объекта в рамках муниципального контракта, чем интересам краевого бюджета причинён реальный ущерб в результате отсутствия контроля со стороны администрации за качеством принимаемых работ и документов, а также неправомерного расходования администрацией краевых средств (в нарушение требований гражданского, градостроительного законодательства, а также законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд) - объект построен с нарушениями проектно-сметной документации, не введён в эксплуатацию по истечении более 2 лет, и не обеспечивается его дальнейшая эксплуатация по газоснабжению населения.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя департамента, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, постановлениями Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 N 961, от 14.10.2013 N 1183 утверждена подпрограмма "Газификация Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие топливно-энергетического комплекса" (далее - Подпрограмма), которой определен порядок, условия, правовые основы предоставления местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края субсидий из краевого бюджета на софинансирование расходных обязательств по организации газоснабжения населения (газопроводов, распределительных газопроводов).
Реализация Подпрограммы предусмотрена в один этап (2014 - 2017 годы) - в рамках постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1183) и с 2016 по 2021 год - в рамках постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 N 961. Координатором и ответственным за выполнение мероприятий постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1183 определено Министерство промышленности и энергетики Краснодарского края, постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 N 961 - Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.
Постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.02.2014 N 92 утвержден порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления Краснодарского края по вопросам местного значения в рамках реализации государственной программы Краснодарского края "Развитие топливно-энергетического комплекса" (далее - Порядок), которым установлены критерии оценки реализации Подпрограммы: ввод построенных газопроводов и количество газифицируемых населенных пунктов, протяженность построенных сетей газоснабжения (газопроводов).
Порядком определены также условиями предоставления и распределения субсидии, согласно которым субсидии предоставляются органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края на организацию газоснабжения населения (строительство подводящих газопроводов, распределительных газопроводов). Предоставление субсидий в приоритетном порядке определено на завершение начатых строительством объектов за счет средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства краевого бюджета.
Министерство промышленности и энергетики Краснодарского края и администрация 17.09.2014 заключили соглашение о порядке взаимодействия по предоставлению субсидии из краевого бюджета в 2014 году, выделяемой на реализацию мероприятий подпрограммы "Газификация Краснодарского края (2014 - 2016 годы)" государственной программы Краснодарского края "Развитие топливно-энергетического комплекса" N 03-28/14-11 (далее - Соглашение N 03-28/14-11), предметом которого является осуществление совместных действий по предоставлению и расходованию субсидий из краевого бюджета бюджету Туапсинского городского поселения на финансирование прошедших дополнительный отбор двух инвестиционных проектов (строительство подводящих газопроводов, распределительных газопроводов) в общей сумме 63 077 100 рублей, в том числе 49 423 400 рублей на реализацию инвестиционного проекта (объекта) "Газопровод высокого давления от ГРС "Туапсе" к ГГРП 4 в г. Туапсе" (44 481 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета; 4 942 400 рублей за счет средств местного бюджета).
Суды учли, что в рамках Соглашения 03-28/14-11 администрация приняла на себя обязательство газифицировать один населенный пункт посредством строительства газопровода протяженностью 4,8 км при осуществлении надлежащего технического контроля за ходом строительства (пункт 3.2.9); участвовать в работе комиссий по приемке объекта и вводу его в эксплуатацию в установленные сроки, провести регистрацию права муниципальной собственности на завершенные строительством объекты (пункт 3.2.10); осуществить возврат полученной субсидии при несоблюдении условий соглашения (пункт 3.2.14).
Пунктом 3.2.5.1 Соглашения 03-28/14-11 установлены последствия непредставления установленных документов, неисполнения обязательств обязательства по эффективному и целевому использованию субсидий (пункт 3.2.12), значения показателей результативности предоставления субсидии: протяженность построенных сетей газоснабжения (км) и количество газифицируемых населенных пунктов (ед.) (пункт 3.2.13).
Положениями пункта 4 Соглашения 03-28/14-11 определена ответственность сторон, в частности: за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из данного Соглашения, стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Краснодарского края (пункт 4.1); в случае нецелевого и неэффективного использования средств, предоставленных в рамках данного Соглашения, недостоверности сведений, представленных Министерству, за нарушения в реализации инвестиционных проектов, а также неисполнение других обязательств, принятых в соответствии с данным Соглашением, администрация несет ответственность согласно действующего законодательства Российской Федерации (пункт 4.2).
Министерство промышленности и энергетики Краснодарского края и администрация 08.07.2015 заключили соглашение о порядке взаимодействия по представлению субсидий из краевого бюджета в 2015 году, выделяемой на реализацию мероприятий подпрограммы Краснодарского края "Развитие топливно-энергетического комплекса" N 03-28/15-01 (далее - Соглашение N 03-28/15-01), предметом которого является осуществление совместных действий по предоставлению и расходованию субсидий из краевого бюджета бюджету Туапсинского городского поселения на финансирование прошедшего отбор инвестиционного проекта "Газопровод высокого давления от ГРС "Туапсе" к ГГРП 4 в г. Туапсе" в общей сумме 12 355 800 рублей, в том числе 11 120 200 рублей за счет средств краевого бюджета, 1 235 600 рублей за счет средств местного бюджета.
В рамках Соглашения N 03-28/15-01 администрация приняла на себя обязательство участвовать в работе комиссий по приемке объекта и вводу его в эксплуатацию в установленные сроки, провести регистрацию права муниципальной собственности на завершенные строительством объекты; обязалась газифицировать один населенный пункт посредством строительства газопровода протяженностью 0,51 км при осуществлении надлежащего технического контроля за ходом строительства (пункт 3.2.9); осуществить возврат полученной субсидии при несоблюдении условий данного Соглашения (пункт 3.2.14).
Соглашением N 03-28/15-01 установлены последствия непредставления установленных документов, неисполнения обязательств (пункт 3.2.5.1), обязательства по эффективному и целевому использованию субсидий (пункт 3.2.12), значения показателей результативности предоставления субсидии (пункт 3.2.13), протяженность построенных сетей газоснабжения (км) и количество газифицируемых населенных пунктов (ед.).
Положениями пункта 4 Соглашения N 03-28/15-01 определена ответственность сторон: за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из настоящего соглашения, стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Краснодарского края (пункт 4.1); в случае нецелевого и неэффективного использования средств, предоставленных в рамках настоящего соглашения, недостоверности сведений, представленных Министерству, за нарушения в реализации инвестиционных проектов, а также неисполнение других обязательств, принятых в соответствии с данным соглашением, администрация несет ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации (пункт 4.2).
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и муниципальное образование Туапсинское городское поселение Туапсинского района 10.06.2016 заключили соглашение N ГС-2 о предоставлении субсидий из краевого бюджета местному бюджету на софинансирование расходных обязательств органа местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края (далее - Соглашение N ГС-2), предметом которого является предоставление муниципальному образованию Туапсинское городское поселение субсидии из краевого бюджета на оплату денежных обязательств, неисполненных в 2015 году в рамках реализации мероприятия "Газопровод высокого давления от ГРС "Туапсе" к ГГРП 4 в г. Туапсе" по Соглашению N 3-28/15-01. Сумма субсидии, перечисляемой в бюджет муниципального образования Туапсинское городского поселения, определена в размере 11 105 817 рублей, которая равна сумме неисполненного денежного обязательства по их предоставлению в 2015 году" (с учетом финансирования данных расходных обязательств за счет средств местного бюджета в 2015 году).
Соглашение N ГС-2 установило сроки и порядок предоставления отчетности об использовании субсидии (пункт 2.3.4), обязательства по эффективному и целевому использованию субсидии (пункты 2.3.2, 2.3.3), обязательства по достижению показателей результативности предоставления субсидии (пункт 2.3.5), установленных Соглашением N 03-28/15-01.
Положениями пункта 4 Соглашения N ГС-2 определена ответственность сторон: за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из соглашения, стороны обязались нести ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Краснодарского края (пункт 4.1); за достоверность представляемых сведений, за целевое использование субсидии возложено на муниципальное образование Туапсинское городского поселения (пункт 4.2); за несоблюдение муниципальным образованием Туапсинское городского поселения условий предоставления субсидии Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края обязалось представить в Министерство финансов Краснодарского края информацию об установлении указанных фактов для принятия решения о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) в установленном им порядке (пункт 4.3); за неиспользование или нецелевое использование средств краевого бюджета, предоставленных в рамках настоящего соглашения, муниципальное образование Туапсинское городское поселение обязалось нести ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 4.4); за недостижение муниципальным образованием Туапсинское городское поселение значений показателей результативности предоставления субсидии, а также эффективности ее использования - стороны пришли к согласию, что сумма субсидии подлежит взысканию в краевой бюджет в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 4.5).
Как видно из материалов дела, 55 584 444 рублей 68 копеек из краевого бюджета в рамках реализации мероприятий инвестиционного проекта (объекта) "Газопровод высокого давления от ГРС "Туапсе" к ГГРП 4 в г. Туапсе" перечислены: платежными поручениями от 24.04.2015 N 224, 20.06.2016 N 775337, 21.06.2016 N 801211, 22.07.2016 N 416474, 01.09.2016 N 83906. Всего расходование бюджетных средств на оплату строительно-монтажных работ по объекту "Газопровод высокого давления от ГРС "Туапсе" к ГГРП 4 в г. Туапсе" администрацией за период 2014-2016 года осуществлено на общую сумму 67 934 700 рублей 68 копеек, в том числе 55 584 444 рублей 68 копеек средств краевого бюджета на "организацию газоснабжения населения".
Суды установили, что для непосредственной реализации мероприятий по выполнению строительно-монтажных работ по объекту "Газопровод высокого давления от ГРС "Туапсе" к ГГРП 4 в г. Туапсе" 26.11.2014 администрация (заказчик) и ООО Фирма "Жилстрой" (подрядчик) заключили муниципальный контракт N 50 (далее - контракт N 50), цена которого составила 61 779 170 рублей (с учетом налога на добавленную стоимость), из них: 49 423 400 рублей в 2014 году (из средств краевого бюджета -44 481 060 рублей, из местного бюджета - 4 942 340 рублей); 12 355 770 рублей в 2015 году (из средств краевого бюджета - 11 120 193 рубля, из средств местного бюджета - 1 235 577 рублей).
Контрактом N 50 определено: цена контракта является твердой и определена на весь срок исполнения контракта (пункт 2.2); снижение цены контракта по соглашению сторон без изменения предусмотренных условиями контракта объема и иных условий (пункт 2.3); начало работ - с момента подписания контракта, окончание работ - 6,5 месяцев с момента подписания контракта; расчет за выполненные работы производятся безналичным путем на расчетный счет подрядчика: авансовый платеж в размере 30% от стоимости контракта с момента фактического начала работ на строительной площадке, с предоставлением счета на оплату.
Финансирование за выполненные работы по контракту N 50 производится в пределах лимита финансирования на 2014 - 2015 годы на условиях софинансирования в рамках Муниципальной программы "Газификация г. Туапсе на 2014 - 2017 годы": в 2014 году - по мере поступления средств из краевого бюджета в местный бюджет за фактически выполненные работы после подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), счета (счета-фактуры), акта приемки выполненных работ комиссией, предоставленных подрядчиком одновременно, при условии предоставления исполнительной документации по объекту, оформленной в соответствии с законодательством в срок до 25.12.2014); окончательный расчет по мере поступления средств из краевого бюджета в местный бюджет после полного выполнения объемов работ, на основании актов выполненных работ и затрат по форме N КС-2, справки по форме N КС-3 и акта приемки законченного строительством объекта, при условии предоставления исполнительной документации по объекту, оформленной в установленном порядке, после подписания заказчиком акта выполненных работ и акта приемки законченного строительством объекта, представленных подрядчиком одновременно.
ООО Фирма "Жилстрой" по контракту N 50 приняло на себя обязательство выполнить работы в соответствии с описанием закупки (приложение N 1), проектно-сметной документацией, данным контрактом и сроки установленные контрактом (пункт 1.3). Администрация обязана принять надлежаще выполненный и готовый объект, оплатить его в соответствии с условиями контракта (пункт 1.2); качественно выполнить все строительно-монтажные работы по объекту, в пределах твердой цены, в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом, приложениями к нему (описанием объекта закупки, проектно-сметной документацией), и сдать объект заказчику в срок, предусмотренный контрактом; обеспечить производство работ в полном соответствии со сметной документацией и описанием объекта закупки, рабочими чертежами и действующими строительными нормами и правилами; качество выполнения всех работ в соответствии с технической документацией и действующими нормами и техническими условиями; своевременное устранение за свой счет недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации объекта (60 месяцев с даты подписания акта сдачи-приемки результатов работ по объекту); представить заказчику всю исполнительную документацию о выполненных работах по объекту в соответствии с утвержденными формами в установленный заказчиком срок.
Согласно условиям контракта N 50 администрация обязалась: оформить и передать подрядчику разрешения на производство работ; осуществлять строительный контроль (технический надзор) за выполнением работ на объекте, назначив своего представителя приказом; участвовать в освидетельствовании скрытых работ; осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения и соответствием установленной контрактом твердой цене, а также качеством материалов и оборудования; обеспечить финансирование работ по объекту в пределах твердой цены контракта и фактически выделенных бюджетных ассигнований по объекту на соответствующий финансовый год; провести экспертизу результатов работ, выполненных подрядчиком, и оформить результаты в виде заключения.
Также контрактом N 50 определена возможность внесения изменения в проектную документацию, не меняя при этом параметров объекта, характера и объемов работ, предусмотренных настоящим контрактом.
Пунктом 13 контракта N 50 предусмотрено: работы, подлежащие закрытию, принимаются заказчиком, при этом готовность принимаемых ответственных конструкций, скрытых работ и систем подтверждается подписанием представителем заказчика и подрядчика актов освидетельствования конструкций и скрытых работ; осуществлять сдачу, приемку и проверку оборудования, материалов и выполнения работ на объекте; сдачу выполненных работ подрядчиком, приемку их заказчиком оформлять актом формы N КС-2 (сдает подрядчик, принимает представитель заказчика, назначенный приказом и заказчик), справкой формы N КС-3 (подписывает заказчик и подрядчик).
Согласно контракту N 50 выполненные работы подписываются актом приемки объекта приемочной комиссией. Работы, предъявленные к выполнению, подтверждать исполнительной документацией и журналом по форме КС-6, который сдается заказчику.
Приказом от 06.11.2014 N 113 муниципального казенного учреждения Туапсинского городского поселения "Управление капитального строительства" (далее - МКУ "УКС") определено должностное лицо, на которое были возложены обязанности по осуществлению технического надзора за выполнением работ на объекте "Газопровод высокого давления от ГРС "Туапсе" к ГГРП 4 в г. Туапсе".
Суды установили, что администрация, на основании актов о приемке выполненных работ формы N КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3, счетов на оплату и счетов-фактур за период с 15.12.2014 по 29.08.2016 приняла работы по контракту N 50 на общую сумму 67 934 700 рублей 68 копеек, в том числе: 55 584 444 рублей 68 копеек средства краевого бюджета, предусмотренные на строительно-монтажные работы в рамках соглашений о предоставлении субсидий из краевого бюджета; 6 178 517 рублей средства местного бюджета на строительно-монтажные работы в части софинансирования; 6 171 739 рублей средства местного бюджета в части мероприятий по развитию газификации. Акты выполненных работ подписаны и скреплены печатью администрации, МКУ "УКС" (строительный контроль) и ООО Фирма "Жилстрой" без претензий по объему, качеству и срокам выполнения работ.
Кроме того, администрация приняла решение от 26.01.2015 о приостановке работ по контракту N 50 в связи с просрочкой исполнения своих обязательств министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, которое не исполнило обязательство по предъявлению администрацией форм КС-2 и КС-3 проводить оплату выполненных работ (финансирование). Представлен акт выполненных работ от 15.12.2014 N 1 на оплату 49 423 400 рублей, из них 44 481 060 рублей за счет средств краевого бюджета, 4 942 340 рублей за счет средств местного бюджета. Произведена оплата по платежному поручению от 10.12.2014 N 123575 в сумме 4 942 340 рублей.
В доказательство даты выполнения министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края обязанности по перечислению субсидий представлено платежное поручение от 24.05.2015 N 224.
Работы на строительстве объекта возобновлены 30.04.2015 и 08.07.2015.
Администрация с ООО Фирма "Жилстрой" подписали дополнительное соглашение от 31.12.2015 N 5 о продлении работ в рамках контракта N 50: срок исполнения работ с 26.11.2014 по 09.06.2015.
Согласно формам N КС-2 и N КС-3 от 29.08.2016 работы по строительству объекта выполнены на 100% с просрочкой исполнения обязательств на 201 календарный день.
Объект капитального строительства сдан в эксплуатацию (акт от 22.11.2019 N 1), в отношении объекта произведена регистрация права собственности (выписка ЕГРН от 29.03.201923:00:0000000:1269-23/013/2019-1, документ основания - постановление от 03.09.2019 N 978).
Администрация заключила договор аренды газопровода высокого давления от 01.07.2019 N 383/2019 (далее - Договор 383/2019) с ООО "Туапсегоргаз", согласно которому администрация передала ООО "Туапсегоргаз" газопровод высокого давления от ГРС "Туапсе" к ГГРП 4 в г. Туапсе.
В соответствии с частью 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, является только неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля имеют право направлять объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2).
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, департамент, проведя проверку администрации по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности, связанной со строительством объекта - Газопровод высокого давления от ГРС "Туапсе" к ГГРП 4 в г. Туапсе, пришел к выводу о том, что администрацией не исполнены обязательства в рамках Соглашений N 03-28/14-11, 03-28/15-01, ГС-2 и контракта N 50, в связи с чем департамент 19.02.2018 выдал администрации предписание N 17-029 о возмещении ущерба, нанесенного Краснодарскому краю в сумме 55 584 444 рублей 68 копеек, в срок до 31.05.2018. Доказательства исполнения предписания департамента от 19.02.2018 N 17-029, в материалы дела не представлены.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Суды учли, что материалами дела подтверждается нарушение срока выполнения работ по строительству объекта - "Газопровод высокого давления от ГРС "Туапсе" к ГГРП 4 в г. Туапсе", которое допущено ввиду несвоевременного перечисления денежных средств из краевого бюджета координатором, в данном случае - Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (просрочка составила 130 дней). Обязанности по перечислению субсидий выполнены министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края только 24.05.2015, работы по контракту N 50 возобновлены и подписано дополнительное соглашение N 5 о продлении срока выполнения работ в рамках контракта.
С учетом установленных по делу обстоятельств судебные инстанции правомерно указали, что объект строительства - газопровод высокого давления от ГРС "Туапсе" к ГГРП 4 в г. Туапсе построен, сдан в эксплуатацию (акт от 22.11.2019 N 1) и передан во временное владение и пользование ООО "Туапсегоргаз" с целевым назначением - обслуживание газопровода, для надежного и бесперебойного газоснабжения на срок до 30.06.2044.
Доказательства передачи объекта, не отвечающего качества и требования безопасности, предъявляемым к таким объектам, в материалы дела не представлены.
Отклоняя доводы департамента о том, что администрацией не приняты меры по осуществлению строительного контроля при возведении объекта, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что в силу решения Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2017 по делу N А32-21513/2017 (принято до начала проверки департамента), согласно которому суд по исковому заявлению администрации обязал ООО "СК ""Жилстрой"" (образовано путем реорганизации в форме выделения из ООО Фирма "Жилстрой"" (подрядчик), регистрация выделенного юридического лица состоялась 04.05.2016) передать администрации исполнительную документацию по контракту N 50, произвести врезки муфтой в газопроводы в соответствии со сметным расчетом, восстановить изоляцию на месте врезки отвода на участке подземного газопровода ПК 18+79,42. Наряду с этим, с ООО "СК "Жилстрой"" в пользу администрации взысканы 9 790 496 рублей 62 копеек пеней и 926 687 рублей 55 копеек штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту N 50.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2017 по делу N А32-21513/2017 оставлено без изменений постановлениями Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2018 и Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.06.2018. Ссылка департамента на тот факт, что судом указанным доводам не дана оценка, не подтверждается материалами дела.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае доказательства, свидетельствующие о нецелевом расходовании администрацией средств краевого бюджета, полученных в качестве субсидий, в материалах дела отсутствуют.
При этом суды учли, что объект построен, право собственности в отношении него зарегистрировано и объект эксплуатируется, сторонами не оспаривается.
В силу положений статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательными условиями удовлетворения требований о взыскании вреда, причиненного действиями органов государственной власти и их должностных лиц, являются противоправность соответствующих действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у потерпевшего неблагоприятными последствиями.
Судебные инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии в силу названных обстоятельств убытков на указанную департаментом в исковом заявлении сумму, отсутствует и причинно-следственная связь между действиями администрации и такой заявленной как убытки Краснодарского края суммой.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для отказа департаменту в удовлетворении заявленных требований о взыскании с администрации 55 584 444 рублей 68 копеек.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020 по делу N А32-43407/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
В.В. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями пункта 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
...
В силу положений статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательными условиями удовлетворения требований о взыскании вреда, причиненного действиями органов государственной власти и их должностных лиц, являются противоправность соответствующих действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у потерпевшего неблагоприятными последствиями."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 августа 2020 г. N Ф08-5851/20 по делу N А32-43407/2019