Постановление Администрации города Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 октября 2023 г. N 1610
"Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
В соответствии с Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 19.02.2014 N 582, руководствуясь ст. 33 Устава муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрация города Лабытнанги постановляет:
1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившим силу постановление Администрации города Лабытнанги от 17.10.2022 N 1616 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики в муниципальном образовании городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2024 года.
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Вестник Заполярья" и разместить на официальном сайте Администрации города Лабытнанги.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Администрации города Лабытнанги, начальника муниципального учреждения "Департамент финансов Администрации города Лабытнанги".
Глава города Лабытнанги |
М.А. Трескова |
Утверждены
постановлением Администрации
города Лабытнанги
от 17 октября 2023 г. N 1610
Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
I. Общие положения
В соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 19.02.2014 N 582 (далее - основные направления, муниципального образования город Лабытнанги, г. Лабытнанги, муниципальное образование, городской округ) основные направления являются базой для формирования бюджета г. Лабытнанги на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов и определяют стратегию действий в части доходов, расходов бюджета и межбюджетных отношений. Целью основных направлений является определение сценарных условий, используемых при составлении проекта местного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета муниципального образования.
При формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены основные положения:
указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474);
соглашения, заключаемого в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, предусматривающего меры социально-экономического развития и оздоровления муниципальных финансов;
прогноза социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов;
стратегии социально-экономического развития города Лабытнанги до 2030 года.
II. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2022 году
Результаты реализации налоговой политики за 2022 год
В отчетном периоде деятельность в сфере доходов местного бюджета была направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования в условиях восстановления экономической активности после преодоления негативных последствий для экономики, обусловленных распространением коронавирусной инфекции и ведением антироссийских санкций, а также на мобилизацию налоговых доходов муниципального образования.
Таблица 1
Анализ доходов бюджета муниципального образования за 2020 - 2022 годы
Показатель |
2020 год |
|
2021 год |
|
2022 год |
|||
объем поступлений млн. рублей |
доля |
объем поступлений млн. рублей |
доля |
объем поступлений млн. рублей |
доля |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
Налоговые доходы | ||||||||
Налоги на прибыль, доходы |
469 |
71% |
491 |
69% |
635 |
71% |
||
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
16 |
3% |
19 |
3% |
24 |
3% |
||
Налоги на совокупный доход |
146 |
22% |
161 |
23% |
201 |
22% |
||
Налоги на имущество |
19 |
3% |
27 |
4% |
22 |
3% |
||
Государственная пошлина, сборы |
9 |
1% |
8 |
1% |
12 |
1% |
||
Всего |
659 |
|
705 |
|
894 |
|
||
Неналоговые доходы | ||||||||
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
82 |
75% |
149 |
82% |
95 |
67% |
||
Платежи при пользовании природными ресурсами |
10 |
9% |
8 |
4% |
7 |
5% |
||
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства |
7 |
6% |
5 |
3% |
27 |
19% |
||
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
4 |
4% |
13 |
7% |
4 |
3% |
||
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
6 |
5% |
6 |
3% |
7 |
5% |
||
Прочие неналоговые доходы |
1 |
1% |
1 |
1% |
1 |
1% |
||
Всего |
110 |
|
182 |
|
141 |
|
Общий объем мобилизованных налоговых и неналоговых доходов за 2022 год в местный бюджет составил 1 035 млн. рублей или 8% от общего объема доходов бюджета. В сравнении с 2021 годом доля налоговых и неналоговых доходов увеличилась на 148 млн. рублей. Из них налоговые платежи составили 894 млн. рублей, неналоговые - 141 млн. рублей. Увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов в 2022 году связано с объединением муниципального образования город Лабытнанги с муниципальным образованием п. Харп в соответствии с Законом ЯНАО от 23.04.2021 N 32-ЗАО "О преобразовании муниципального образования поселок Харп и муниципального образования город Лабытнанги путем их объединения и организации местного самоуправления на территории городского округа город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа", а также взысканием задолженности за прошлые налоговые периоды.
В целях поддержки налогоплательщиков, осуществляющих виды деятельности находящиеся в зоне риска, в муниципальном образовании был реализован ряд экономических мер, оказавших влияние на уровень исполнения бюджета по доходам, в частности:
1. постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.06.2022 N 557-П "О продлении срока уплаты налогов и авансовых платежей по налогам в 2022 году" (далее - постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа) в 2022 году были продлены на 6 месяцев организациям и индивидуальным предпринимателям, включенным по состоянию на 01 марта 2022 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" сроки уплаты следующих налогов (авансовых платежей по налогам) поступающих в местный бюджет:
а) единого сельскохозяйственного налога и налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2021 год;
б) авансовых платежей за первый квартал и первое полугодие 2022 года по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
в) авансовых платежей за первый и второй кварталы 2022 года по земельному налогу;
г) авансового платежа за первое полугодие 2022 года по единому сельскохозяйственному налогу;
д) налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, срок уплаты которого приходится на первый, второй кварталы и июль 2022 года.
На 6 месяцев был продлен срок уплаты авансового платежа за второй квартал 2022 года по земельному налогу и авансового платежа за полугодие 2022 года по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения некоммерческими организациями, включенными по состоянию на 01 марта 2022 года в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. N 1290 "О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций".
2. Оказана имущественная поддержка в виде предоставления отсрочки на период с 01.06.2022 по 31.12.2022 по уплате арендных платежей за использование муниципального имущества, переданного в аренду ресурсоснабжающим организациям ОАО "Тепло-Энергетик" и АО "Харп-Энерго-Газ".
Вместе с тем системная работа, направленная на увеличение налогооблагаемой базы, повышение собираемости налоговых и неналоговых доходов, сокращение дебиторской задолженности по налоговым и неналоговым платежам была продолжена.
В 2022 году в целях мобилизации доходов местного бюджета обеспечена плановая работа межведомственной комиссии по мобилизации доходов бюджета (далее - Комиссия) и межведомственной рабочей группы по вопросам легализации заработной платы и трудовых отношений граждан, привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности в хозяйствующих субъектах, расположенных на территории муниципального образования.
В соответствии с Планом мероприятий по мобилизации доходов бюджета муниципального образования, утвержденным Комиссией, в 2022 году проведены плановые мероприятия по:
1) выявлению организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории муниципального образования без постановки на налоговый учет по месту осуществления своей деятельности;
2) выявлению недвижимого имущества, земельных участков, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке и вовлечение их в налогооблагаемый оборот;
3) взысканию задолженности по налоговым и неналоговым доходам местного бюджета;
4) легализации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории муниципального образования.
В 2022 году в системе бюджетной отчетности внедрены новые дополнительные формы и показатели дебиторской задолженности на отчетные даты, необходимые для оперативного анализа и своевременного принятия мер по минимизации задолженности, а также представления данных о состоянии задолженности по запросу государственных, контрольных и надзорных органов. Задолженность детализируется по видам доходов, причинам образования и списания, предусмотрена возможность раскрытия информации о причинах возникновения и принятых мерах по урегулированию.
В целях снижения задолженности по налоговым и неналоговым доходам бюджета во взаимодействии и на основании данных ФНС России осуществлялось активное прямое взаимодействие с неплательщиками. Должникам, в организации направлены письма о необходимости погасить задолженность. Руководителями муниципальных учреждений и предприятий городского округа проведена индивидуальная работа по урегулированию задолженности более двух тысяч работников муниципального сектора экономики
В результате плановой межведомственной, административной и персонифицированной работы в 2022 году дебиторскую задолженность по доходам бюджета удалось сократить более чем на 39 303 тыс. руб., в том числе по налогам на 33 883 тыс. руб., неналоговым доходам на 5 420 тыс. руб.
Результаты реализации бюджетной политики за 2022 год
Бюджетные ассигнования местного бюджета распределяются по муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности расходов. В 2022 году было реализовано 19 программ на сумму 12 389,3 млн. рублей (99,7% от общих расходов бюджета). Муниципальными программами охвачены все отрасли муниципального управления. Наибольшую долю в структуре муниципальных программ составляют расходы на социальную сферу.
Оценка эффективности реализации муниципальных программ проводится на основе анализа выполнения целевых показателей, установленных в муниципальных программах, а также полноты использования финансовых средств. В результате проведенной оценки реализация всех муниципальных программ за 2022 год признана эффективной.
Сведения о достижении значений целевых показателей муниципальной программ муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа "Управление муниципальными финансами" за 2022 год
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателей эффективности реализации |
|
план |
факт |
||
Финансовое обеспечение расходных обязательств |
% |
90 |
95,93 |
Доля просроченной кредиторской задолженности в общем объеме расходов местного бюджета |
% |
0 |
0 |
Доля расходов бюджета, формируемых в рамках муниципальных программ |
% |
95 |
99,68 |
Исполнение местного бюджета по налоговым и неналоговым доходам к первоначально утвержденному уровню |
% |
100 |
130,77 |
Процент выполнения контрольных мероприятий (ревизий, проверок) к общему количеству запланированных мероприятий |
штук |
45 |
45 |
Уровень обжалования результатов контрольных мероприятий |
% |
15 |
0 |
Доля расходов по исполнению судебных актов (исполнительных листов) по обращению взыскания на средства местного бюджета |
% |
1 |
0,11 |
Доля учреждений, не соблюдающих требования для выполнения мероприятий, предусмотренных Соглашением между департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа и МО г. Лабытнанги о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета МО г. Лабытнанги |
% |
0 |
0 |
Качественное обеспечение (сопровождение) программных продуктов, направленных на обеспечение бюджетного процесса в МО г. Лабытнанги |
% |
100 |
100 |
Обеспечение публикации в сети Интернет информации о системе (результатах) управления муниципальными финансами |
% |
100 |
100 |
Количество муниципальных учреждений, имеющих надлежащее качество организации и осуществления бюджетного процесса |
штук |
6 |
8 |
Отношение объема муниципального долга к доходам местного бюджета без учета безвозмездных поступлений на конец отчетного периода |
% |
50 |
0 |
Отсутствие просроченных долговых обязательств местного бюджета |
% |
100 |
100 |
В 2022 году введение экономических и финансов х санкций со сторон западных стран внесли коррективы в исполнение местного бюджета.
Основные направления бюджетной и налоговой политики сформированы в условиях реализации принятых на федеральном, окружном уровнях мер,
обеспечивающих повышение устойчивости экономики к внешним вызовам.
Основные направления на долгосрочную перспективу сохраняют преемственность реализуемых мер, направленных на повышение эффективности использования доходного потенциала для обеспечения заданных темпов экономического роста, обеспечение эффективности управления бюджетными расходами, безусловное исполнение принятых социальных обязательств, финансовое обеспечение реализации приоритетных для муниципального образования задач, поддержку предпринимательской активности.
В 2022 году на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в муниципальном образовании городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа направлено 1 116 млн. рублей, в том числе:
обеспечения жильем молодых семей в сумме 94 млн. рублей, социальные выплаты получили 51 семья;
приобретение квартир в муниципальную собственность, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в сумме 555 млн. рублей, приобретена 91 квартира;
возмещение за жилые помещения, изымаемые из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу в сумме 432 млн. рублей, субсидии получили 138 семей;
предоставление социальных выплат для расселения граждан из строений, не предназначенных для проживания (балки) в сумме 35 млн. рублей, социальную выплату получили 8 семей.
В 2022 году снесено 14 объектов аварийного жилищного фонда и 24 строений, не предназначенных для проживания (балки) на сумму 13 млн. рублей общей площадью 5 278,39 м 2.
На проведение работ по капитальным и текущим ремонтам жилищного фонда в 2022 году направлено 214 млн. рублей:
выполнен капитальный ремонт 37 многоквартирных домов (строительно-монтажные работы по 21 объекту, разработана и произведена проектно-сметная документация по 18 объектам, ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по 4 объектам);
выполнен текущий ремонт муниципального жилищного фонда - 11 жилых помещений и 1 место общего пользования, общей площадью 545,61 м 2;
выполнены работы в жилых помещения, местах общего пользования, где проживают инвалиды в 9 многоквартирных домах (устройство подъемников для маломобильных групп населения - 5 шт., расширение дверных проёмов на 3-х объектах, устройство лестничного марша - 3 шт., устройство поручней на 6 объектах, устройство откидного пандуса - 1 шт.);
разработана проектно-сметная документация на ремонт фасадов многоквартирных домов в пгт. Харп по 11 объектам.
На подготовку объектов энергетики и коммунального комплекса к работе в осенне-зимний период направлено 55 млн. рублей:
выполнен капитальный ремонт на 19 участках инженерных сетей, общей протяженностью 1619,50 м;
выполнено устройство 3 ед. приёмных ёмкостей (септиков).
На противопожарные мероприятия направлено 113 млн. рублей: осуществлялось содержание 140 пожарных гидрантов и 48 пожарных водоемов состоящих из 77 резервуаров;
выполнен капитальный ремонт пожарного водоема N 31 ул. Первомайская, 5; установлено 2 пожарных гидранта, отремонтировано 4 и осуществлён 1 перенос; выполнены работы по обустройству минерализованной полосы в г. Лабытнанги - 1200 м и обустройству противопожарных разрывов в пгт. Харп - 570 м;
организован подъездные пути к 18 парным гидрантам; приобретено здание пожарной охраны на 2 машиноместа в мкр. Обской города Лабытнанги.
На организацию транспортного обслуживания населения направлено 508 млн. рублей:
перевезено 788 757 человек и выполнено 67 173 рейсов; приобретено автобусов работающих на газомоторном топливе 15 шт.
На содержание, ремонт и реконструкцию действующей улично-дорожной сети и автомобильных дорог общего пользования местного значения направлено 958 млн. рублей:
содержание УДС и автомобильных дорог 119,89 км; приобретен 1 тёплый остановочный павильон;
произведен текущий ремонт автомобильных дорог 3,948 км на 14 участках; произведен капитальный ремонт автомобильных дорог 3,66 км на 5 участках; капитальный ремонт дворовой территорий ул. Южная, д. 12а.
На охрану окружающей среды направлено 23 млн. рублей: вывезено и утилизировано 55 единиц брошенной техники;
выполнены работы по утилизации отходов (отработанные покрышки) - 30 тонн; контейнеры для накопления ртутьсодержащих отходов приобретены в количестве 15 шт.;
выполнены работы по ликвидации несанкционированных свалок общей площадью 11487 м 2;
выполнены работы по очистке берегов протоки Выл-Посл р. Обь от древесного мусора общей площадью 24750 м 2.
На формирование комфортной городской среды муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа направлено 528 млн. руб.
Благоустройство общественных территорий:
Парк Победы по ул. Первомайская общей площадью 25760 м 2, выполнено устройство элементов мемориального комплекса "Вечный огонь" в сумме 290 млн.
руб.;
Благоустройство сквера в северной части посёлка общей площадью 10360 м 2 в сумме 103 млн. рублей;
Площадка "Флаг РФ" в районе СОК "Полярный" (благоустройство общей площадью 932,2 м 2, установлен флагшток высотой 22 м, скамейки, урны, вазоны) в сумме 20 млн. рублей;
Стела "Лабытнанги - город "Семи лиственниц" (установлена архитектурная композиция высотой 9 м) в сумме 10 млн. рублей;
Стела "ХАРП - Северное сияние" (установлена архитектурная композиция высотой 9 м) в сумме 10 млн. рублей.
Научно-исследовательская работа "Мастер-план (архитектурная концепция) п. Харп, включая маршрут движения от г. Лабытнанги" в сумме 5 млн. рублей; Благоустроены 16 дворовых территорий:
Выполнены работы по благоустройству дворовых территорий, общей площадью 10597 м и работы по устройству террасы по ул. Первомайская, д. 29, площадью 806 м 2.
В 2022 году бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства муниципальной собственности составили 2 847 млн. рублей.
В 2022 году предоставлена финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства в сумме 4 млн. рублей:
4 гранта в форме субсидии на создание собственного дела в сумме 2 млн. рублей;
1 субсидия на возмещение затрат на приобретение оборудования, необходимого для осуществления деятельности в сфере социального предпринимательства в сумме 0,2 млн. рублей;
5 грантов в форме в форме субсидии физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в сумме 0,5 млн. рублей;
организация и проведение мероприятий по популяризации предпринимательской деятельности, вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в сумме 1 млн. рублей.
В 2022 году в муниципальном образовании успешно продолжили реализацию практики инициативного бюджетирования и школьного партисипаторного бюджетирования.
В рамках муниципальной программы муниципального образования Ямало-Ненецкого автономного округа "Поддержка местных инициатив", руководствуясь Положением о реализации инициативных проектов в муниципальном образовании городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 14.10.2020 N 135 и Положением о школьном партисипаторном бюджетировании в муниципальном образовании городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Администрации города Лабытнанги от 02.02.2022 N 104, за 2022 год было реализовано:
12 проектов горожан общей стоимостью 18,52 млн. рублей, из них 0,54 млн. рублей средства инициативных групп, 0,19 млн. рублей - спонсорские средства;
7 проектов школьного партисипаторного бюджетирования общей стоимость 2,1 млн. рублей.
Также на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения Гимназия города Лабытнанги в целях вовлечение обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций муниципального образования при взаимодействии специалистов Проектного офиса Администрации города Лабытнанги, муниципального куратора, специалистов департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа, в решение вопросов местного значения, повышения бюджетной грамотности и гражданской активности обучающихся через неформальное образование начала свою деятельность каникулярная школа инициативного бюджетирования "Академия ШПБ".
Кроме того, в 2022 году муниципальное образование заняло первое место по результатам оценки реализации проекта "Бюджетная инициатива граждан" ("Уютный Ямал") среди муниципальных образований Ямало-Ненецкого АО по итогам 2021 года, а также получило диплом победителя регионального этапа Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" в номинации "Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами".
Наработанная в муниципальном образовании практика инициативного бюджетирования в 2022 году в очередной раз отмечена региональном и федеральном уровнях. В 2022 году муниципалитет стал первым по результатам оценки реализации проекта "Бюджетная инициатива граждан" ("Уютный Ямал") среди муниципальных образований Ямало-Ненецкого АО по итогам 2021 года, а также получил диплом победителя регионального этапа Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" в номинации "Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами".
Опыт муниципального образования, реализованные проекты инициативного бюджетирования города Лабытнанги отмечены Министерством финансов Российской Федерации как примеры включены в доклад "О лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях" (раздел "Лучшие практики инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации за 2021 год").
III. Условия реализации бюджетной и налоговой политики в 2024 году и в 2025 - 2026 годах
1. Характеристика экономического состояния городского округа в текущем году:
в соответствии с итогами Всероссийской переписи населения, опубликованными Росстатом Российской Федерации по состоянию на дату переписи (октябрь 2021 года), численность населения городского округа город Лабытнанги значительно снизилась в сравнении с началом 2021 года и составила 30 532 человека, в том числе город Лабытнанги 25 501 человек, пгт. Харп 5 031 человек. На 01.01.2021 года численность составляла 32 568 человек.
Согласно данным Росстата Российской Федерации все показатели формируются в целом по муниципальному образованию без разделения на город Лабытнанги и пгт. Харп.
Численность населения на 01.01.2023 года составляет 30 962 человека.
В истекшем периоде 2023 года показатели рождаемости имеют следующие значения:
В январе-июне 2023 года в городском округе родилось 159 детей (95,8% к аналогичному периоду предыдущего года (далее - АППГ) в 2022 году за 6 месяцев было рождено 166 детей.
По итогам 2023 года ожидаемое значение показателя - 309 детей
(98,4% к АППГ).
Смертность на 01 июля 2023 года составила 150 человек (115,4% к АППГ). По итогам 2023 года ожидаемое значение показателя - 304 человека (115,6% к АППГ).
По предварительной оценке численность населения городского округа в среднегодовом исчислении по итогам 2023 года составит 31 061 человек.
За январь-июнь 2023 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (без субъектов малого и среднего предпринимательства) по статистическим данным составляет 16 114,7 млн. рублей (в 1,36 раза выше АпПг, в 2022 году было 11 912,3 млн. рублей). Оценка данного показателя в 2023 году составит 30 061,1 млн. рублей (102% к 2022 году). Основными видами деятельности, по которым осуществляется производство продукции на территории городского округа, являются "обрабатывающие производства", "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха".
В 1 полугодии 2023 года предприятиями и организациями всех форм собственности инвестировано в реальный сектор экономики 1 687,84 млн. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 108,97% к аналогичному периоду 2022 года (1548,88 млн. рублей).
За январь-июнь 2023 года фактический размер среднемесячной номинально начисленной заработной платы одного работника в организациях (без субъектов малого предпринимательства) в городском округе сложился на уровне 107 650 рублей (106,2% к АППГ) в 2022 году за данный период размер среднемесячной номинально начисленной заработной платы одного работника в организациях составлял 101 652 рублей. По предварительной оценке размер среднемесячной номинально начисленной заработной платы одного работника в организациях (без субъектов малого предпринимательства) в 2023 году составит 107 302 рублей, что на 6% выше уровня 2022 года (101 229 рублей).
Численность занятых в экономике (с учетом занятых индивидуальным трудом) в 2023 году ожидается 14,49 тыс. человек. По состоянию на 01 июля 2023 года численность официально зарегистрированных безработных составила 0,077 тыс. человек, при заявленной работодателями потребности 0,982 тыс. человек. По предварительной оценке численность безработных в 2023 году составит 0,08 тыс. человек.
2. Промышленность.
Промышленными предприятиями города Лабытнанги в 2022 году отгружено товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности организаций (без субъектов малого предпринимательства) в действующих ценах на сумму 29 289,50 млн. руб.
Основными предприятиями, осуществляющими производство и распределение электроэнергии, газа и воды, остаются в городе Лабытнанги: Филиал Передвижные электростанции "Лабытнанги" ПАО "Передвижная энергетика", ОАО "ТеплоЭнергетик", МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал", ООО "Авто-Миг плюс". В пгт. Харп: АО "Харп-Энерго-Газ".
С учетом того, что основные крупные предприятия находятся на тарифном регулировании, прогноз взаимосвязанных с их деятельностью показателей носит линейный характер и, как правило, сопоставим с установленными для этой сферы коэффициентами дефляторами.
Так прогноз развития промышленности по отраслям "обрабатывающие производства", "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" на плановый период составляет 104-105% ежегодно.
3. Инвестиции.
В 2022 году предприятиями и организациями всех форм собственности инвестировано в реальный сектор экономики города Лабытнанги 5 407,0 млн. рублей, темп роста к 2021 году составил 163,6%.
Большая часть инвестиций в основной капитал направлена организациями по видам экономической деятельности: деятельность в области "строительство" (29% от общего объема инвестиций), "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" (21%), "транспортировка и хранение" (13%), "деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений" (9%), "деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта" (8,8%), "деятельность профессиональная, научная и техническая" (6%) "образование" (5,9%).
В прогнозном периоде предполагается прирост инвестиции в основной капитал организаций городского округа в среднем от 16% в год. Росту показателя будет способствовать реализация инвестиционных проектов на территории промышленного парка "Обской причал" в 2022 году и плановом периоде, а также проектов, связанных с формированием западного туристско-рекреационного кластера в районе региональной агломерации, объединяющей города Салехарда, Лабытнанги и пгт. Харп.
4. Труд и занятость.
По предварительной оценке численность рабочей силы городского округа в 2023 году составит 14,89 тыс. чел., что на 7,8% выше численности рабочей силы в 2022 году. Основными факторами изменения численности рабочей силы городского округа станет трудовая миграция и вахтовый метод при реализации инвестиционных проектов на территории городского округа.
В прогнозном периоде численность занятых в экономики составит: в 2024 году - 14,88 тыс. человек, 2025 году - 14,95 тыс. человек, 2026 году - 14,98 тыс. человек.
В 2022 году численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения города Лабытнанги, составила 0,08 тыс. человек. Численность сохраняется на данном уровне второй год и значительно снизилась в сравнении со значением в период пандемии. В прогнозном периоде численность официально зарегистрированных безработных в органах службы занятости населения по оценке сохранится на уровне 0,08 тыс. человек.
IV. Цели и задачи налоговой политики на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов
Налоговая политика муниципального образования на 2024 год и на плановый период 2025 - 2026 годов будет выстраиваться с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач исходя из текущей экономической ситуации и целей, поставленных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, налоговая политика будет направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования в условиях восстановления экономической активности после преодоления негативных последствий для экономики, обусловленных распространением коронавирусной инфекции и ведением антироссийских санкций, а также будет ориентироваться на мобилизацию налоговых доходов муниципального образования за счет экономического роста, развития внутреннего налогового потенциала и снижения дебиторской задолженности.
Прежде всего, необходимо продолжить работу по расширению налоговой базы за счет привлечения инвестиций и развития экономики муниципального образования. Обеспечение благоприятных условий для реализации долгосрочных инвестиционных проектов будут приоритетным направлением деятельности Администрации города Лабытнанги.
Актуальной остается задача поддержки малого и среднего бизнеса, а также устранения административных барьеров для предпринимательской деятельности. Работа с сектором малого и среднего бизнеса должна стать устойчивой основой роста собственной доходной базы муниципального образования, одним из рычагов снижения безработицы и сокращения уровня бедности населения.
По-прежнему актуальным остается вопрос увеличения собственных доходов местного бюджета на основе резервов роста неналоговых доходов, а также эффективного управления муниципальной собственностью.
В трехлетней перспективе будет продолжена работа по укреплению платежной дисциплины, по сокращению дебиторской задолженности по налоговым и неналоговым платежам в местный бюджет.
Основными направлениями налоговой политики в муниципальном образовании на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов определены:
укрепление доходной базы местного бюджета за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в бюджет имеющихся резервов; поддержка малого и среднего бизнеса;
повышение эффективности управления муниципальным имуществом; расширение налоговой базы по имущественным налогам путем выявления и включения в налогооблагаемую базу недвижимого имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы;
снижение задолженности по налоговым и неналоговым доходам местного бюджета;
оптимизация налоговых льгот по местным налогам на основе проведения оценки налоговых расходов;
продолжение работы по эффективному межведомственному взаимодействию, целями которого являются повышение уровня собираемости местных налогов, снижение недоимки, достижения высокой степени достоверности информации об объектах налогообложения.
Налоговая политика на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов в области доходов предусматривает:
осуществление мероприятий по выявлению, постановке на налоговой учет и привлечению к налогообложению иногородних субъектов финансово-хозяйственной деятельности, имеющих рабочие места на территории муниципального образования;
проведение информационной кампании, направленной на повышение налоговой грамотности населения, а также на побуждение к своевременному исполнению платежных обязательств населением и недопущению роста задолженности по платежам в местный бюджет;
осуществление систематической работы по инвентаризации и оптимизации имущества муниципальной собственности, вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимости и земельных участков;
продолжение проведения работы на территории муниципального образования мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, направление сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (с учетом положений статьи 69.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Увеличение доходного потенциала напрямую зависит от конструктивного взаимодействия и скоординированных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления. В целях повышения поступлений доходов в местный бюджет будет продолжена работа рабочей группы по вопросам легализации заработной платы и трудовых отношений граждан, привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности в хозяйствующих субъектах, расположенных на территории муниципального образования, направленная на увеличение налоговых поступлений в местный бюджет, и работа межведомственной комиссии по мобилизации доходов бюджета муниципального образования, направленная на полную ликвидацию задолженности физических и юридических лиц по платежам в местный бюджет.
V. Цели и задачи бюджетной политики на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов
При формировании объема и структуры расходов муниципального бюджета в 2024 - 2026 годах учитываются следующие решения:
1. Достижение показателей национальных целей и задач путем реализации региональных проектов, сформированные в рамках Указа N 474
В целях исполнения Указа N 474 и в соответствии с заключенными с региональными органами исполнительной власти соглашениями, муниципальное образование в предстоящем бюджетном цикле будет участвовать в реализации 5 национальных проектах:
1) Национальный проект "Демография";
2) Национальный проект "Образование";
3) Национальный проект "Жилье и городская среда";
4) Национальный проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги";
5) Национальный проект "Культура".
2. Создание условий для реализации инвестиционных проектов на среднесрочную перспективу, развитие механизмов ускорения темпов социально-экономического развития
Муниципальное образование реализует мероприятия, направленные на привлечение инвестиций в городской округ. К таким мероприятиям относятся: сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна"; формирование инвестиционных площадок;
ревизия свободных земельных участков для дальнейшего предоставления при реализации инвестиционных проектов;
обеспечение необходимой транспортной, энергетической, социальной, инженерной, коммунальной и телекоммуникационной инфраструктуры муниципального образования по объектам капитального строительства на долгосрочную перспективу;
информирование хозяйствующих субъектов о льготах и преференциях при реализации инвестиционных проектов на территории муниципального образования.
С 2020 года для резидентов Арктической зоны РФ установлен перечень налоговых льгот и преференций, которыми может воспользоваться инвестор при реализации инвестиционных проектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе при реализации таких проектов на территории муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа. К таким налоговым льготам и преференциям относятся: налог на землю, ставка 0% на 5 лет; налог на имущество ставка 1,1% на 3 года;
налог на прибыль ставка Федеральная часть 0% первые 10 лет, Региональная часть 5% первые 5 лет;
упрощенная система налогообложения доходы: 1% первые 5 лет, 5%
последующие 5 лет, доходы - расходы: 5% на весь период;
социальные страховые взносы ставка 7,5% для лиц, не относящихся к малому и среднему предпринимательству, 3,75% для малого и среднего предпринимательства;
налог на добычу полезных ископаемых ставка 0,5% от действующей ставки до 31 декабря 2023 года;
возможность применения свободной таможенной зоны (СТЗ) на обустроенных и оборудованных участках АЗРФ;
предоставление резидентам Арктической зоны земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без торгов.
С 2022 года муниципальное образование вносит сведения об инвестиционных площадках в информационную инвестиционную карту ЯНАО (https://invest.yanao.ru) с указанием информации о целевом назначении площадки и сведений о мощности имеющейся инженерной инфраструктуры.
3. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
В целях развития предпринимательской деятельности на территории муниципального образования реализуются следующие виды финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
1) грант в форме субсидии начинающим СМСП на создание собственного дела. Максимальный размер гранта 500 тыс. рублей на одного получателя поддержки;
2) грант в форме субсидии физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". Максимальная сумма гранта 100 тыс. рублей на одного получателя;
3) субсидия субъектам малого и среднего предпринимательства, признанным социальным предприятием в Ямало-Ненецком автономном округе, на возмещение затрат на приобретение оборудования. Максимальная сумма субсидии 200 тыс. рублей на одного получателя;
4) субсидия субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг). Максимальная сумма субсидии 1 000 тыс. рублей на одного получателя.
4. Совершенствования механизмов программного планирования на плановый период
Основными целями совершенствования системы планирования являются: обеспечение связи системы планирования с системой стратегического управления;
повышение финансовой прозрачности;
структурирование системы разграничения полномочий и ответственности, повышение ответственности за финансовые результаты деятельности; обеспечение контроля достижения целевых показателей;
повышение эффективности использования основных фондов, материальных и финансовых ресурсов;
обеспечение возможности оперативного получения информации о результатах выполнения планов по уровням управления;
обеспечение координации деятельности учреждений в процессе формирования, корректировки и исполнения бюджетов;
подготовка данных для системы планирования и управленческого учета на будущие периоды.
5. Повышение качества предоставления муниципальных услуг
При реализации бюджетной политики муниципального образования традиционно делается акцент на повышение качества предоставления муниципальных услуг, создание и совершенствование механизмов и процедур оказания услуг населению способствует улучшению качества жизни жителей города, а также позволяет эффективнее расходовать бюджетные средства.
Стоит отметить, что для повышения качества предоставления муниципальных услуг необходимо:
повышение эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на предоставление муниципальных услуг, оптимизацию штатной численности муниципальных учреждений, развитие негосударственного сектора предоставления услуг населению;
расширение перечня предоставляемых услуг, в том числе предоставляемых на платной основе, создание комфортной среды оказания услуг, улучшения материальной базы учреждений предоставляющих услуги, обеспечение доступности при предоставлении услуг.
Одним из ключевых элементов организации предоставления услуг является их регламентация, которая позволяет решать такие важные задачи, как устранение анонимности административных процессов, обеспечение прозрачности решений. Внедрение административных регламентов, унифицирующих требования к предоставлению муниципальных услуг, позволяет повысить качество их предоставления гражданам и, как следствие, эффективность деятельности органов местного самоуправления.
6. Развитие проекта "Бюджетная инициатива граждан" в муниципальном образовании
Инициативное бюджетирование или партисипаторное бюджетирование - это форма непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления путем выдвижения инициатив по целям расходования определенной части бюджетных средств.
Роль гражданина в бюджетном процессе уже не ограничивается уплатой налогов. В настоящий момент уделяется акцент на открытость и доступность информации о бюджете, о том, куда и как расходуются бюджетные средства. Механизм, способствующий более активному участию населения в бюджетном процессе уже три года активно реализуется.
В 2022 году в муниципальном образовании было реализовано 12 инициативных проектов горожан, на общую сумму 18 328,36 тыс. рублей, 11 из них с привлечением средств инициативных групп, сумма которых составила 541,77 тыс. рублей. Большинство реализованных проектов направлены на благоустройство, часть реализована в сфере образования, культуры и молодежной политики.
Кроме того, в образовательных учреждениях городского округа в 2022 году реализованы 7 проектов школьного партисипаторного бюджетирования на сумму 2 096 тыс. рублей.
К реализации в 2023 году принято 10 проектов горожан в сфере культуры, образования, физической культуры и спорта. Стоимость инициативных проектов составила 6 987,81 тыс. рублей, из них софинансирование граждан - 197,93 тыс. рублей. Так же выделены средства в размере 2 400 тыс. рублей на реализацию проектов школьного партисипаторного бюджетирования в общеобразовательных организациях города Лабытнанги.
7. Совершенствование системы внутреннего муниципального финансового контроля и повышение качества осуществления контрольной деятельности
Обязанность осуществления системы внутреннего муниципального финансового контроля предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации. Основная задача такого контроля - минимизация нарушений бюджетного законодательства на уровне муниципального образования.
Реализация новаций, направленных на совершенствование системы внутреннего муниципального финансового контроля, позволила унифицировать и стандартизировать контрольную деятельность. Однако изменение внешних и внутренних условий вызывает необходимость дальнейшей трансформации системы контроля финансов. Созданы правовые основания для получения доступа к информационным ресурсам как непосредственно объектов контроля, так и организаций, не являющихся таковыми, но располагающими сведениями, необходимыми для проведения контрольных мероприятий. При наличии соответствующих условий и инструментов орган внутреннего муниципального финансового контроля уже сейчас может получать и анализировать сведения, имеющиеся в информационных системах, в целях планирования и проведения контрольных мероприятий, мониторинга их результатов.
Внутренний муниципальный финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - федеральные стандарты),
утвержденными Правительством Российской Федерации. Система стандартов внутреннего муниципального финансового контроля, включает в себя: принципы, права и обязанности (эффективность, риск-ориентированность, информатизация, единство методологии, взаимодействие, информационная открытость, принципы служебного поведения служащих, независимость, объективность, профессиональная компетентность), процедурные стандарты, ведомственные стандарты, методические рекомендации.
В целях повышения качества осуществления контрольной деятельности орган внутреннего муниципального финансового контроля в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов, в части исполнения установленных бюджетных полномочий, будет продолжать применять риск - ориентированный подход к планированию контрольной деятельности, который позволяет определить степень вероятности совершения нарушений и риски для местного бюджета от деятельности объекта контроля, усилит работу по установлению и предупреждению фактов нарушения бюджетного законодательства, и способствовать их своевременному устранению, а так же соблюдать принципы бюджетной политики в части финансового контроля, установленные на региональном уровне.
VI. Цели и задачи бюджетной политики муниципального образования на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов в части управления муниципальным долгом
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов (высокая степень дотационности муниципального образования) основные усилия будут направлены на обеспечение сбалансированности местного бюджета и повышение эффективности управления муниципальными финансами.
Основные задачи обеспечения сбалансированности - повышение качества планирования и эффективности использования бюджетных средств.
VII. Заключение
Одним из направлений бюджетной политики является задача обеспечения прозрачности (открытости), понятности и доступности данных для населения города по вопросам финансово-бюджетной сферы. Для решения задачи продолжится размещение информационно-разъяснительных материалов на всех стадиях бюджетного процесса на официальном сайте Администрации города Лабытнанги в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет". Кроме того, продолжится размещение и поддержание в актуальном состоянии бюджетных данных о формировании и исполнении местного бюджета на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации в системе "Электронный бюджет".
Бюджетная политика в 2024 году и в плановом периоде 2025 и 2026 годов в части расходов сохранит определенные ранее приоритеты и их достижения и будет направлена на:
1) Осуществление мер, направленных на снижение уровня дотационности муниципального образования и увеличение доходов бюджета муниципального образования:
обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования по итогам исполнения за отчетный период текущего года по сравнению с уровнем исполнения в аналогичном периоде прошлого года, в сопоставимых условиях (в процентах);
проведение оценки налоговых расходов муниципального образования с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации;
отмена неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), выявленных по результатам проведения оценки эффективности налоговых расходов за отчетный финансовый год;
снижение задолженности по налоговым и неналоговым доходам местного бюджета.
2) Осуществление мер, направленных на бюджетную консолидацию: соблюдение установленных Правительством Ямало-Ненецкого автономного
округа нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных и (или) формируемых представительными органами муниципальных образований органов местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления;
недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности бюджета муниципального образования, а также бюджетных и автономных муниципальных учреждений;
снижение просроченной дебиторской задолженности бюджета муниципального образования;
осуществление мониторинга кредиторской задолженности (в том числе просроченной) муниципальных унитарных предприятий и акционерных обществ, доля участия муниципальных образований в автономном округе в уставном капитале которых превышает 33,3% голосующих акций, и принятию мер по сокращению указанной задолженности;
достижение целевых показателей повышения оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации.
3) Осуществление мер, направленных на соблюдение требований бюджетного законодательства:
соблюдение требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации к размеру дефицита местного бюджета, объемам муниципального долга, муниципальных заимствований и расходов на обслуживание муниципального долга;
обеспечение значений показателей долговой устойчивости муниципального образования, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, на уровне, соответствующем группе заемщиков с высокой долговой устойчивостью;
не установление новых расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе вопросов перечисленных в статье 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
4) Осуществление мер по повышению качества управления муниципальными финансами:
отсутствие решений, приводящих к увеличению численности органов местного самоуправления (за исключением случаев принятия решений по перераспределению полномочий или наделению ими) и работников муниципальных учреждений (за исключением случаев принятия решений по перераспределению полномочий или наделению ими, по вводу (приобретению) новых объектов капитального строительства);
отсутствие решений о повышении оплаты труда работников органов местного самоуправления на уровень, превышающий темпы повышения оплаты труда работников органов государственной власти автономного округа;
обеспечение значения показателя доли расходов местного бюджета, формируемых в рамках муниципальных программ, в общем объеме расходов местного бюджета не ниже 95%;
обеспечение значения показателя доли бюджетных расходов на финансовое обеспечение оказания бюджетными и автономными учреждениями муниципальных услуг в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики и туризма (за исключением муниципальных услуг, осуществляемых органами местного самоуправления), рассчитанных исходя из нормативов финансовых затрат 100%;
размещение на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" действующей (актуальной) редакции решения о местном бюджете;
ежемесячное размещение на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" отчетов об исполнении местного бюджета;
обеспечение осуществления полномочий органов внутреннего муниципального финансового контроля по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, определенных пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 октября 2023 г. N 1610 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный сайт г. Лабытнанги (http://lbt.yanao.ru) 18 октября 2023 г.
газета "Вестник Заполярья" от 19 октября 2023 г. N 41 (4352)
Постановлением Администрации города Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 октября 2024 г. N 1449 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2025 г.