Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 14 сентября 2023 г. N 482н
Примерная дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации медицинских работников по теме "Психологическая и психотерапевтическая помощь лицам, пережившим тяжелый стресс, и членам их семей" (со сроком освоения 36 академических часа)
I. Общие положения
1. Примерная дополнительная профессиональная программа устанавливает требования к программе повышения квалификации медицинских работников по теме "Психологическая и психотерапевтическая помощь лицам, пережившим тяжелый стресс, и членам их семей" (далее - Программа), которая направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. 1
Трудоемкость освоения - 36 академических часов.
Основными компонентами Программы являются:
- планируемые результаты обучения;
- примерный учебный план;
- примерный календарный учебный график;
- примерное содержание учебных модулей программы;
- организационно-педагогические и иные условия реализации;
- требования к аттестации;
- примеры оценочных материалов 2.
2. Программа реализуется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (далее - организации), и направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей медицинских работников, качественное расширение области их знаний, умений и навыков, востребованных при оказании медико-психологической помощи лицам, пережившим тяжелый стресс, и членам их семей.
На обучение по Программе могут быть зачислены лица, имеющие диплом специалиста по специальностям "Лечебное дело" или "Педиатрия" при наличии подготовки в интернатуре (ординатуре) или по программам дополнительного профессионального образования - программам профессиональной переподготовки по одной из специальностей: "Психиатрия", "Психотерапия", или лица, имеющие диплом специалиста по специальности "Клиническая психология" или прошедшие обучение по программа дополнительного профессионального образования - программам профессиональной переподготовки по специальности "Клиническая психология" (далее - обучающиеся).
3. Программа разработана на основании требований законодательства Российской Федерации в области оказания медико-психологической помощи лицам, пережившим тяжелый стресс, и членам их семей.
4. Содержание Программы построено в соответствии с модульным принципом. Структурной единицей учебного модуля является раздел. Каждый раздел подразделяется на темы.
В учебном модуле каждая его структурная единица кодируется. На первом месте ставится код раздела, на втором - код темы, на третьем - код элемента. Кодировка вносит определенный порядок в перечень учебных модулей, разделов и тем Программы, что, в свою очередь, позволяет кодировать оценочные материалы в учебно-методическом комплексе.
5. Для формирования практических навыков и умений в Программе отводятся часы на обучающий симуляционный курс (далее - ОСК), проводимый на базе организаций.
6. Планируемые результаты обучения направлены на формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков в области оказания медико-психологической помощи лицам, пережившим тяжелый стресс, и членам их семей.
7. Примерный учебный план определяет состав учебных модулей, разделов учебных модулей с указанием их трудоемкости, последовательности освоения, устанавливает формы организации учебного процесса, конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.
Срок обучения по Программе (вне зависимости от применяемых образовательных технологий), включая прохождение итоговой аттестации, составляет 36 академических часов. Обучение может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно).
Количество академических часов, отведенных на лекции, составляет не более 10% от общей трудоемкости Программы.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при освоении Программы составляет 36 академических часов в неделю.
8. Организационно-педагогические и иные условия реализации Программы включают:
а) учебно-методическую документацию и материалы по всем учебным модулям в соответствии с локальными нормативными актами организации;
б) материально-техническую базу, обеспечивающую возможность организации всех форм организации учебного процесса;
в) наличие индивидуального неограниченного доступа обучающихся к одной или нескольким лицензионным электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и электронной информационно-образовательной среде организации;
г) наличие лицензионного программного обеспечения и образовательной платформы;
д) кадровое обеспечение;
е) финансовое обеспечение.
9. Программа может реализовываться частично в форме стажировки 3. Стажировка осуществляется в целях закрепления теоретических знаний, полученных при освоении Программы, и приобретения практических навыков и умений в области оказания медико-психологической помощи лицам, пережившим тяжелый стресс, и членам их семей. Содержание стажировки определяется организациями.
10. При реализации Программы могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение 4.
Обучение в очной форме должно составлять не менее 50% от общего объема времени, отводимого на реализацию учебных модулей.
Реализация практической подготовки и проведение итоговой аттестации с применением дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения не допускается.
11. Программа может реализовываться организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы 5.
12. В Программе содержатся требования к текущему контролю, промежуточной аттестации и итоговой аттестации.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации 6.
II. Планируемые результаты обучения
13. Программа устанавливает профессиональные компетенции (далее - ПК) и индикаторы их достижения:
Код и наименование ПК |
Индикатор достижения ПК |
ПК-1. Готовность к осуществлению диагностики психических расстройств и расстройств поведения |
ПК-1.1. Знает принципы оценки психического состояния пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения, сбора анамнестических и катамнестических сведений у пациентов, их законных представителей. ПК-1.2. Знает общие закономерности патогенеза психических расстройств, возникающих вследствие тяжелых стрессовых ситуаций. ПК-1.3. Умеет выявлять психические расстройства различного генеза у пациентов и их семей. ПК-1.4. Умеет проводить дифференциальную диагностику психических, психосоматических и других расстройств, в возникновении и развитии которых существенную роль играют факторы перенесенного стресса. ПК-1.5. Умеет формулировать диагноз в соответствии с принятой классификацией психических расстройств и расстройств поведения. ПК-1.6. Умеет проводить анализ структуры и динамики психических расстройств, возникших у пациентов и членов их семей. ПК-1.7. Имеет навыки диагностики пациентов, пережившим тяжелый стресс, и членов их семей на различных этапах оказания помощи. ПК-1.8. Имеет опыт диагностики психических расстройств. |
ПК-2. Готовность к назначению и проведению лечения пациентам с психическими расстройствами и расстройствами поведения, контроль его эффективности и безопасности |
ПК-2.1. Знает современные методы диагностики, лечения, медицинской реабилитации и профилактики психических расстройств, возникающих вследствие тяжелого стресса. ПК-2.2. Знает основы психотерапевтической помощи психических расстройств, возникающих вследствие тяжелого стресса. ПК-2.3. Знает основы медико-социальной адаптации и медицинской реабилитации пострадавших. ПК-2.4. Умеет определять план лечебно-реабилитационных мероприятий в соответствии с установленным диагнозом, с учетом этиологии и патогенеза психического расстройства, индивидуальных особенностей пациента. ПК-2.5. Имеет навыки интервьюирования пациента. ПК-2.6. Имеет опыт проведение интервьюирования пациента. |
ПК-3. Готовность к назначению и проведению психотерапии пациентам с психическими расстройствами и расстройствами поведения и контроль ее эффективности и безопасности |
ПК-3.1. Знает основы психотерапевтической помощи психических расстройств, возникающих вследствие тяжелого стресса. ПК-3.2. Знает основы медико-социальной адаптации и медицинской реабилитации пострадавших, механизмы их реинтеграции в социум. ПК-3.3. Умеет вести психотерапевтическую беседу, используя ее диагностические, терапевтические, информационные и коммуникативные функции. ПК-3.4. Имеет навыки оказания медико-психологической и психотерапевтической помощи пациентов и их семей на различных этапах оказания помощи. ПК-3.5. Имеет опыт оказания медико-психологической и психотерапевтической помощи. |
III. Примерный учебный план
14. Примерный учебный план:
Код
|
Наименование учебных модулей, разделов учебных модулей
|
Трудоемкость (акад. час.)
|
Формы организации учебного процесса |
Формируемые компетенции
|
Форма контроля
|
||
Лекции |
ОСК |
||||||
1. |
Учебный модуль "Общие принципы лечения, реабилитации, социальной адаптации и психологического консультирования пациентов, переживших тяжелый стресс, и членов их семей" |
||||||
1.1 |
Психические расстройства у пациентов, переживших тяжелый стресс, и членов их семей, диагностика |
3 |
1 |
2 |
|
ПК-1 |
ТК 9 |
1.2 |
Определение плана лечебно-реабилитационных мероприятий и социальной адаптации пациентов, переживших тяжелый стресс, и членов их семей, диагностика |
2 |
2 |
|
|
ПК-2, ПК-3 |
ТК |
1.3 |
Общие принципы психотерапии пациентов, переживших тяжелый стресс, и членов их семей |
3 |
1 |
2 |
|
ПК-2 ПК-3 |
ТК |
Трудоемкость учебного модуля 1 |
8 |
4 |
4 |
|
|
ПА 10 |
|
2. |
Учебный модуль "Когнитивно-поведенческая терапия пациентов" |
||||||
2.1 |
Общие характеристики и методы когнитвно-поведенческой терапии при оказании помощи пациентам, пережившим тяжелый стресс |
4 |
1 |
3 |
|
ПК-2 |
ТК |
2.2 |
Подходы третьей и четвертой волны когнитивно-поведенческой терапии при оказании помощи пациентам, пережившим тяжелый стресс |
4 |
1 |
3 |
|
ПК-3 |
ТК |
Трудоемкость учебного модуля 2 |
8 |
2 |
6 |
|
|
ПА |
|
3. |
Учебный модуль "Суггестивная психотерапия пациентов" |
||||||
3.1 |
Место и преимущества суггестивной психотерапии при оказании помощи пациентам, пережившим тяжелый стресс |
3 |
3 |
|
|
ПК-2, ПК-3 |
ТК |
3.2 |
Техники гипнотизации (теория и практика) в практике работы с пациентами, пережившими тяжелый стресс |
3 |
|
3 |
|
ПК-2, ПК-3 |
ТК |
3.3 |
Методики саморегуляции и самовнушения при оказании помощи пациентам, пережившим тяжелый стресс, и членам их семей |
2 |
|
2 |
|
ПК-2, ПК-3 |
ТК |
Трудоемкость учебного модуля 3 |
8 |
3 |
5 |
|
|
ПА |
|
4. |
Учебный модуль "Психотерапия и психологическое консультирование членов семей пациентов, пережившим тяжелый стресс" |
||||||
4.1 |
Особенности семейного функционирования у пациентов, переживших тяжелый стресс |
5 |
2 |
3 |
|
ПК-2, ПК-3 |
ТК |
4.2 |
Основы духовной безопасности |
2 |
1 |
1 |
|
ПК-2, ПК-3 |
ТК |
4.3 |
Психотерапия переживания горя |
4 |
1 |
3 |
|
ПК-2, ПК-3 |
ТК |
Трудоемкость учебного модуля 4 |
11 |
4 |
7 |
|
|
|
|
Итоговая аттестация |
1 |
|
1 |
1 |
|
Зачет |
|
Общая трудоемкость Программы |
36 |
13 |
22 |
1 |
|
|
IV. Примерный календарный учебный график
15. Примерный календарный учебный график:
Наименование учебные модули |
Дни |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
"Общие принципы лечения, реабилитации, социальной адаптации и психологического консультирования пациентов, переживших тяжелый стресс, и членов их семей" |
6 |
2 |
|
|
|
|
"Когнитивно-поведенческая терапия пациентов" |
|
4 |
4 |
|
|
|
"Суггестивная психотерапия пациентов" |
|
|
2 |
6 |
|
|
"Психотерапия и психологическое консультирование членов семей пациентов, переживших тяжелый стресс" |
|
|
|
|
6 |
5 |
Итоговая аттестация |
|
|
|
|
|
1 |
Общая трудоемкость Программы (36 акад. часов) |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
V. Примерное содержание учебных модулей
16. Учебный модуль 1 "Общие принципы лечения, реабилитации, социальной адаптации и психологического консультирования пациентов, переживших тяжелый стресс, и членов их семей":
Код |
Наименование разделов, тем, элементов |
1.1 |
Психические расстройства у пациентов, переживших тяжелый стресс, и членов их семей, диагностика |
1.1.1 |
Психические расстройства на этапе "переходного периода" |
1.1.2 |
Посттравматическое стрессовое расстройство |
1.1.3 |
Расстройство приспособительных реакций |
1.1.4 |
Особенности клинических проявлений психических расстройств при травме |
1.1.5 |
Особенности микросоциального функционирования у членов семей пациентов, переживших тяжелый стресс |
1.1.6 |
Особенности клинических проявлений реакций на тяжелый стресс и нарушений адаптации у детей и подростков |
1.1.7 |
Экспериментально-психологический инструментарий для диагностики психических расстройств пациентов |
1.2 |
Определение плана лечебно-реабилитационных мероприятий, социальной адаптации пациентов, переживших тяжелый стресс, и членов их семей, диагностика |
1.2.1 |
Современные методы лечения, медицинской реабилитации и профилактики психических расстройств, возникающих вследствие тяжелого стресса |
1.2.2 |
Определение плана лечебно-реабилитационных мероприятий, социальной адаптации пациентов, переживших тяжелый стресс, и членов их семей, диагностика |
1.3 |
Общие принципы психотерапии пациентов, переживших тяжелый стресс, и членов их семей |
1.3.1 |
Принципы сочетания фармакотерапии и психотерапии стрессовых психических расстройств |
1.3.2 |
Обзор психотерапевтических методов, применяемых в остром периоде |
1.3.3 |
Обзор психотерапевтических методов, применяемых на отдаленных этапах |
1.3.4 |
Метод ДПДГ (десенсибилизации и проработки травматических переживаний с помощью движения глаз) при работе с пациентами |
1.3.5 |
Принципы профилактики психических нарушений, возникающих у пациентов |
17. Учебный модуль 2 "Когнинивно-поведенческая терапия пациентов":
Код |
Наименование разделов, тем, элементов |
2.1 |
Общие характеристики и методы когнитвно-поведенческой терапии при оказании помощи пациентам, пережившим тяжелый стресс, и членам их семьям |
2.1.1 |
Когнитивно-поведенческий подход в терапии аффективных, невротических и связанных со стрессом расстройств |
2.1.2 |
Когнитивно-поведенческая терапия депрессивных расстройств |
2.1.3 |
Когнитивно-поведенческая терапия тревожных расстройств |
2.1.4 |
Когнитивно-поведенческая терапия посттравматического стрессового расстройства |
2.2 |
Подходы третьей и четвертой волны когнитивно-поведенческой терапии при оказании помощи пациентам, пережившим тяжелый стресс, и членам их семей |
2.2.1 |
Схема-терапия |
2.2.2 |
Диалектико-поведенческая терапия |
2.2.3 |
Терапия принятия и ответственности |
2.2.4 |
Терапия, сфокусированная на сострадании |
2.2.5 |
Область применения подходов третьей волны когнитивно-поведенческой терапии |
18. Учебный модуль 3 "Суггестивная психотерапия пациентов":
Код |
Наименование разделов, тем, элементов |
3.1 |
Место и преимущества суггестивной психотерапии при оказании помощи пациентам, пережившим тяжелый стресс, и их семьях |
3.1.1 |
Определения гипноза |
3.1.2 |
Основные теории гипнотизации (нейродинамическая, психоаналитическая, теория научения, мотивированное участие и прочее) |
3.1.3 |
Природа гипноза и внушения (прямая и косвенная суггестия, плацебо-терапия) |
3.1.4 |
Стадии гипнотического состояния, их объективные и субъективные критерии |
3.1.5 |
Показания и противопоказания к гипносуггестивной психотерапии |
3.2 |
Техники гипнотизации (теория и практика) в практике работы с пациентами |
3.2.1 |
Техники гипнотизации: гипносуггестивное программирование, гипносуггестивное моделирование, гипнокатарсис, возрастная регрессия |
3.2.2 |
Внушаемость. Внушение в бодрствующем состоянии, во сне. Способы определения внушаемости. Виды внушений |
3.2.3 |
Индивидуальная и групповая гипносуггестивная психотерапия |
3.2.4 |
Нежелательные явления в процессе гипносуггестивной психотерапии |
3.2.5 |
Место суггестивной психотерапии в интегративном подходе: сочетанное использование гипноза с другими техниками психотерапии |
3.3 |
Методики саморегуляции и самовнушения при оказании помощи пациентам, пережившим тяжелый стресс, и их семьям |
3.3.1 |
Определение состояний самогипнотизации |
3.3.2 |
Виды техник самогипнотизации: аутогенная тренировка, дыхательные практики, техники саморегуляции по Шульцу и Джекобсону и прочие. |
3.3.3 |
Использование техник самогипнотизации при лечении пациентов |
3.3.4 |
Показания и противопоказания к проведению техник самогипнотизации |
19. Учебный модуль 4 "Психотерапия и психологическое консультирование членов семей пациентов, пережившим тяжелый стресс":
Код |
Наименование тем, элементов и подэлементов |
4.1 |
Особенности семейного функционирования у пациентов, пережившим тяжелый стресс |
4.1.1 |
Типы внутрисемейных отношений у пациентов |
4.1.2 |
Патологические сценарии развития внутрисемейных отношений |
4.1.3 |
Анализ межличностных конфликтов, базирующийся на оценке характерологических особенностей |
4.1.4 |
Психотерапевтические техники коррекции внутрисемейных отношений |
4.1.4.1 |
Супружеская и семейная психотерапия |
4.2 |
Основы духовной безопасности |
4.2.1 |
Основы духовной безопасности |
4.3 |
Психотерапия переживания горя |
4.3.1 |
Алгоритм терапии при реакции горя |
4.3.2 |
Этапы горя и особенности психотерапевтической помощи на каждом этапе |
4.3.3 |
Взаимосвязь этапов проживания горя с ведущими экзистенциальными позициями пациентов |
4.3.4 |
Психотерапия реакции горя по Дж. В. Вордену: четыре задачи горя |
4.3.5 |
Психотерапия переживания утраты |
4.3.6 |
Психотерапия переживания вины |
4.3.7 |
Техники гештальт-терапии при работе с переживанием чувств утраты и вины |
VI. Организационно-педагогические условия
20. При организации и проведении обучения по Программе необходимо иметь учебно-методическую документацию и материалы по всем учебным модулям, соответствующую материально-техническую базу, обеспечивающую организацию всех форм организации учебного процесса:
- учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
-условия для практической подготовки обучающихся 11. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья при организации практической подготовки учитывается состояние их здоровья;
- симуляционное оборудование в соответствии с пунктом 21 Программы;
- неограниченный доступ обучающихся к одной или нескольким лицензионным электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и электронной информационно-образовательной среде организации;
- лицензионное программное обеспечение и образовательную платформу.
21. Реализация Программы осуществляется с применением ОСК для приобретения и отработки практических навыков и умений для их использования в профессиональной деятельности.
На занятиях ОСК могут использоваться муляжи, манекены, виртуальные тренажеры с использованием моделируемых лечебно-диагностических процедур и манипуляций согласно разработанным клиническим сценариям и программам.
ОСК может проводиться в форме симуляционных тренингов различных типов:
- тренинг технических навыков;
- клинический сценарий (с возможностью его изменения);
- отработка коммуникативных навыков;
- командный тренинг;
- междисциплинарный тренинг.
22. Кадровое обеспечение реализации Программы соответствует следующим требованиям: квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" 12, и профессиональным стандартам.
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих Программу, должна составлять не менее 70%.
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих Программу, должна быть не менее 65%.
Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организации, деятельность которых связана с направленностью (спецификой) реализуемой Программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих Программу, должна быть не менее 10%.
23. Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется в объеме не ниже значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и значений корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат, устанавливаемых Министерством науки и высшего образования Российской Федерации 13.
24. При проведении практических занятий приоритетным следует считать разбор/обсуждение выбранной тактики и осуществленных действий при оказании медицинской помощи пациенту в конкретной ситуации. Предпочтение следует отдавать активным методам обучения (разбор клинических случаев, обсуждение, ролевые игры). Этические и психологические вопросы должны быть интегрированы во все разделы Программы.
VII. Формы аттестации
25. Текущий контроль осуществляется в форме собеседования, проверки правильности формирования практических умений.
26. Промежуточная аттестация осуществляется в форме тестирования, собеседования, проверки практических умений.
27. Итоговая аттестация по Программе проводится в форме зачета и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку обучающегося в соответствии с планируемыми результатами обучения.
28. Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения дисциплин в объеме, предусмотренном учебным планом.
VIII. Оценочные материалы
29. Примерная тематика контрольных вопросов:
1. |
Диагностические критерии острой реакции на стресс. |
2. |
Диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства. |
3. |
Варианты расстройства приспособительных реакций. |
4. |
Особенности возникновения психических расстройств у детей и подростков на начальном этапе чрезвычайной ситуации. |
5. |
Особенности формирования клинических проявлений посттравматического расстройства у детей и подростков. |
6. |
Принципы терапии реакций на тяжелый стресс. |
7. |
Виды психотерапевтических интервенций, применяемых при работе с симптомами острой реакции на стресс. |
8. |
Психотерапевтические методы, применяемые для лечения посттравматического стрессового расстройства. |
9. |
Специфика проведения психотерапии при осуществлении помощи пациентам, пережившим тяжелый стресс, и их семьям. |
10. |
Когнитивно-поведенческая психотерапия при осуществлении помощи пациентам, пережившим тяжелый стресс, и их семьям. |
11. |
Суггестивная психотерапия при осуществлении помощи пациентам, пережившим тяжелый стресс, и их семьям. |
12. |
Специфика работы с семьей пациентов, переживших тяжелый стресс. |
13. |
Критерии оценки эффективности психотерапии. |
14. |
Особенности оказания психотерапевтической помощи на различных этапах чрезвычайной ситуации для детей и подростков. |
15. |
Методы профилактики развития постсрессовых психических расстройств на различных этапах ликвидации чрезвычайной ситуации. |
30. Примеры тестовых задании:
Выберите один или несколько правильных ответов.
1. |
Психические расстройства, возникающие вследствие чрезвычайной ситуации: |
А |
посттравматическое стрессовое расстройство |
Б |
расстройство зрелой личности и поведения |
В |
острая реакция на стресс |
Г |
генерализованное тревожное расстройство |
Д |
расстройства адаптации |
|
Ответ: А, В, Г, Д |
2. |
Психические расстройства, возникающие вследствие чрезвычайной ситуации: |
А |
гиперкинетическая |
Б |
параноидная |
В |
гипокинетическая |
Г |
условно адекватная |
Д |
онейроидно-кататоническая |
|
Ответ: А, В, Г |
3. |
Диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства: |
А |
повторное переживание травмы |
Б |
переоценка жизненных ценностей |
В |
избегание и сужение крута эмоциональных реакций |
Г |
повышенное возбуждение (психоэмоциональное напряжение) |
Д |
повышенная физическая активность |
|
Ответ: А, В, Г |
4. |
Развитие психосоматических расстройств при посттравматическом стрессовом расстройстве предполагает у пациента наличие: |
А |
нерешенных детских конфликтов и психотравм раннего периода развития |
Б |
особенностей личности |
В |
повторных психотравмирующих ситуаций |
Г |
эмоционально-значимых ситуаций в настоящем |
Д |
алексетимии |
|
Ответ:Б |
5. |
Клинические варианты расстройств адаптации: |
А |
анемический |
Б |
диссоциальный |
В |
асоциальный |
Г |
магифренический |
Д |
дисгармонический |
|
Ответ: А, Б, Г |
6. |
К первичным жертвам чрезвычайной ситуации относят: |
А |
лиц, подвергшихся непосредственному воздействию чрезвычайных ситуаций |
Б |
специалистов, оказывающих помощь |
В |
представителей органов власти |
Г |
свидетелей событий |
Д |
родственников первичных жертв |
|
Ответ: А |
7. |
Основным объектом деятельности клинического психолога является человек: |
А |
страдающий психическим заболеванием |
Б |
психически здоровый |
В |
имеющий нарушения психического здоровья невротического уровня |
Г |
с нарушениями адаптации |
Д |
имеющий психологические проблемы |
|
Ответ: Б |
8. |
В ситуации психологического консультирования специалист: |
А |
несет полную ответственность за практический результат консультирования |
Б |
не отвечает за практический результат консультирования |
В |
отвечает за психическое здоровье пациента |
Г |
делит ответственность за практический результат с клиентом |
Д |
отвечает за результаты своих профессиональных действий |
|
Ответ: Б |
9. |
Рисуя семью, ребенок изображает себя особенно долго, яркими красками, сравнительно большего размера. Это может свидетельствовать о: |
А |
заниженной самооценке |
Б |
агрессивности |
В |
истероидных чертах характера |
Г |
органическом поражении головного мозга |
Д |
макропсиях у больного |
|
Ответ: В |
10. |
Отсутствие частей рук или тщательная их прорисовка автором в "Рисунке человека" могут свидетельствовать о: |
А |
суицидальных тенденциях |
Б |
истероидных чертах личности |
В |
склонности к мастурбации |
Г |
нарушениях коммуникации |
Д |
оральной агрессии |
|
Ответ: Г |
11. |
Девочка 6 лет изобразила на "Рисунке семьи" мать выше и крупнее остальных членов семьи, в том числе отца, что не соответствует действительности и свидетельствует о: |
А |
лидирующем положении матери в семье |
Б |
макропсии у ребенка |
В |
заниженной самооценке |
Г |
слабости позитивных межперсональных связей в семье |
Д |
чувстве отверженности у ребенка |
|
Ответ: А |
12. |
Переживания пациентом чувства вины требуют активного изучения: |
А |
раннего детского опыта в возрасте до двух лет |
Б |
особенностей отношений с родительскими фигурами |
В |
особенностей отношений с противоположным полом |
Г |
особенностей отношений со сверстниками в пубертатном периоде |
Д |
раннего детского опыта в возрасте от двух до пяти лет |
|
Ответ: Б |
13. |
Психологическая и психотерапевтическая помощь при переживании утраты в первую очередь направлена на: |
А |
работу с личностью пациента |
Б |
проработку чувств пациента по отношению к объекту привязанности |
В |
нейтрализацию негативных чувств по отношению к объекту привязанности |
Г |
активизацию психологических процессов переживания горя и утраты |
Д |
работу с детскими конфликтами, лежащими в основе привязанности к объекту |
|
Ответ: Г |
14. |
Защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируются в различные социально приемлемые виды деятельности, носит название: |
А |
рационализация |
Б |
изоляция |
В |
сублимация |
Г |
вытеснение |
Д |
отрицание |
|
Ответ: В |
15. |
Психологическое консультирование конкретного человека ориентировано на: |
А |
восстановление его здоровья |
Б |
устранение причин нарушения его здоровья |
В |
решение его психологических проблем |
Г |
устранение причин его психологических затруднений |
Д |
устранение симптомов нарушения его здоровья |
|
Ответ: В |
16. |
Содержание терапевтического контакта в процессе психологического консультирования и психотерапии наиболее точно отражает термин: |
А |
особый интимно-личностный контакт |
Б |
эмпатический контакт |
В |
терапевтический перенос |
Г |
терапевтический альянс |
Д |
глубокий эмоциональный контакт |
|
Ответ: Г |
17. |
Психотерапевтическая помощь при переживании реакции горя в первую очередь направлена на: |
А |
работу с личностью пациента |
Б |
нейтрализацию негативных чувств по отношению к объекту привязанности |
В |
проработку чувств пациента по отношению к объекту привязанности |
Г |
работу с детскими конфликтами, лежащими в основе привязанности к объекту |
Д |
активизацию психологических процессов переживания горя и утраты |
|
Ответ: Г |
18. |
Назовите метод кризисной интервенции, применяемый преимущественно в остром периоде чрезвычайной ситуации: |
А |
систематическая десенсебилизация |
Б |
эриксоновский гипноз |
В |
дебрифинг |
Г |
когнитивное переструктурирование |
Д |
эмпатическое слушание |
|
Ответ: Д |
19. |
Кризисная интервенция направлена на: |
А |
снятие симптомов напряжения, тревоги, панических реакций |
Б |
гармонизацию супружеских взаимоотношений |
В |
активизацию личностных ресурсов |
Г |
помощь в решении экзистенциальных проблем |
Д |
активизацию психологических процессов переживания горя и утраты |
|
Ответ: А, В |
20. |
Факторами, затрудняющими реализацию когнитивной терапии, являются: |
А |
негативные убеждения о когнитивной терапии |
Б |
выраженные обсессивно-компульсивные расстройства |
В |
высокий уровень тревожности пациента |
Г |
явления вторичной травматизации |
Д |
выраженное когнитивное снижение |
|
Ответ: Д |
------------------------------
1Часть 4 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).
2Пункт 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014).
3Часть 12 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.
4Часть 2 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ.
5Статья 15 Федерального закона N 273-ФЗ.
6Часть 15 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.
7 СЗ - семинарские занятия.
8 ПЗ - практические занятия.
9 ТК - Текущий контроль.
10 ПА - промежуточная аттестация.
11Части 4 и 5 статьи 82 Федерального закона N 273-ФЗ.
12Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 января 2023 г. N 39н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 февраля 2023 г., регистрационный N 72453).
13Пункт 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания".
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.