Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 14 сентября 2023 г. N 482н
Примерная дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации медицинских работников по теме "Диагностика психических расстройств и расстройств поведения" (со сроком освоения 72 академических часа)
I. Общие положения
1. Примерная дополнительная профессиональная программа устанавливает требования к программе повышения квалификации медицинских работников по теме "Диагностика психических расстройств и расстройств поведения" (далее - Программа), которая направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, в рамках имеющейся квалификации 1.
Трудоемкость освоения - 72 академических часа.
Основными компонентами Программы являются:
- общие положения, включающие цель обучения;
- планируемые результаты обучения;
- примерный учебный план;
- примерный календарный учебный график;
- примерное содержание учебных модулей программы;
- организационно-педагогические и иные условия реализации;
- требования к аттестации;
- примеры оценочных материалов 2.
2. Программа реализуется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (далее - организации), и направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей медицинских работников, качественное расширение области их знаний, умений и навыков, востребованных при диагностике психических расстройств и расстройств поведения.
На обучение по Программе могут быть зачислены лица, имеющие диплом специалиста по специальностям "Лечебное дело" или "Педиатрия", при наличии подготовки в интернатуре (ординатуре) или по программам дополнительного профессионального образования - программам профессиональной переподготовки по одной из специальностей: "Терапия", "Кардиология", "Гастроэнтерология", "Гериатрия", "Общая врачебная практика (семейная медицина)" (далее - обучающиеся).
3. Программа разработана на основании требований законодательства Российской Федерации в области диагностики психических расстройств и расстройств поведения.
4. Содержание Программы построено в соответствии с модульным принципом. Структурной единицей учебного модуля является раздел. Каждый раздел подразделяется на темы.
В учебном модуле каждая его структурная единица кодируется. На первом месте ставится код раздела, на втором - код темы, на третьем - код элемента. Кодировка вносит определенный порядок в перечень учебных модулей, разделов и тем Программы, что, в свою очередь, позволяет кодировать оценочные материалы в учебно-методическом комплексе.
5. Для формирования практических навыков и умений в Программе отводятся часы на обучающий симуляционный курс (далее - ОСК), проводимый на базе организаций.
6. Планируемые результаты обучения направлены на формирование необходимых знаний, умений и навыков в области диагностики психических расстройств и расстройств поведения.
7. Примерный учебный план определяет состав учебных модулей, разделов учебных модулей с указанием их трудоемкости, последовательности освоения, устанавливает формы организации учебного процесса, конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.
Срок обучения по Программе (вне зависимости от применяемых образовательных технологий), включая прохождение итоговой аттестации, составляет 72 академических часа. Обучение может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно).
Количество академических часов, отведенных на лекции, составляет не более 10% от общей трудоемкости Программы.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при освоении Программы составляет 36 академических часов в неделю.
8. Организационно-педагогические и иные условия реализации Программы включают:
а) учебно-методическую документацию и материалы по всем учебным модулям в соответствии с локальными нормативными актами организации;
б) материально-техническую базу, обеспечивающую возможность организации всех форм организации учебного процесса;
в) наличие индивидуального неограниченного доступа обучающихся к одной или нескольким лицензионным электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и электронной информационно-образовательной среде организации;
г) наличие лицензионного программного обеспечения и образовательной платформы;
д) кадровое обеспечение;
е) финансовое обеспечение.
9. Программа может реализовываться частично в форме стажировки 3. Стажировка осуществляется в целях закрепления теоретических знаний, полученных при освоении Программы, и приобретения практических навыков и умений в области диагностики психических расстройств и расстройств поведения. Содержание стажировки определяется организациями.
10. При реализации Программы могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение 4.
Обучение в очной форме должно составлять не менее 50% от общего объема времени, отводимого на реализацию учебных модулей.
Реализация практической подготовки и проведение итоговой аттестации с применением дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения не допускается.
11. Программа может реализовываться организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы 5.
12. В Программе содержатся требования к текущему контролю, промежуточной аттестации и итоговой аттестации.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации 6.
II. Планируемые результаты обучения
13. Программа устанавливает профессиональную компетенцию (далее - ПК) и индикаторы ее достижения:
Код и наименование ПК |
Индикатор достижения ПК |
ПК-1. Готовность к осуществлению диагностики психических расстройств и расстройств поведения |
ПК-1.1. Знает принципы оценки психического состояния пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения, сбора анамнестических и катамнестических сведений у пациентов, их законных представителей. ПК-1.2. Знает вопросы общей психопатологии: симптомы и синдромы психических расстройств. ПК-1.3. Знает классификацию, клиническую картину, принципы диагностики, дифференциальной диагностики, профилактики психических расстройств и расстройств поведения. ПК-1.4. Умеет выявлять психические расстройства различного генеза. ПК-1.5. Умеет формулировать диагноз в соответствии с принятой классификацией психических расстройств и расстройств поведения. ПК-1.6. Имеет навыки диагностики психического состояния пациентов. ПК-1.7. Имеет опыт в области диагностики психических расстройств. |
III. Примерный учебный план
14. Примерный учебный план:
Код |
Наименование учебных модулей, разделов учебных модулей |
Трудоемкость (акад. час.) |
Формы организации учебного процесса |
Формируемые компетенции |
Форма контроля |
||
Лекции |
ОСК |
||||||
1. |
Учебный модуль "Основы общей психопатологии" |
||||||
1.1. |
Пропедевтика в психиатрии |
6 |
2 |
4 |
|
ПК-1 |
ТК 9 |
1.2. |
Выявление нарушений памяти |
6 |
2 |
4 |
|
ПК-1 |
ТК |
1.3. |
Выявление нарушений мышления, расстройств ощущений и восприятия |
6 |
2 |
4 |
|
ПК-1 |
ТК |
1.4. |
Выявление нарушений эмоциональной сферы |
6 |
2 |
4 |
|
ПК-1 |
ТК |
1.5 |
Психопатологические синдромы |
12 |
6 |
6 |
|
ПК-1 |
ТК |
Трудоемкость учебного модуля 1 |
36 |
14 |
22 |
|
|
ПА 10 |
|
2. |
Учебный модуль "Диагностика психических расстройств" |
||||||
2.1. |
Органические психические расстройства |
4 |
2 |
2 |
|
ПК-1 |
ТК |
2.2. |
Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства |
4 |
2 |
2 |
|
ПК-1 |
ТК |
2.3. |
Расстройства настроения |
4 |
2 |
2 |
|
ПК-1 |
ТК |
2.4. |
Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства |
4 |
2 |
2 |
|
ПК-1 |
ТК |
2.5 |
Расстройства личности |
4 |
2 |
2 |
|
ПК-1 |
ТК |
2.6 |
Умственная отсталость |
4 |
2 |
2 |
|
ПК-1 |
ТК |
Трудоемкость учебного модуля 2 |
24 |
12 |
12 |
|
|
ПА |
|
3. |
Учебный модуль "Диагностика психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ" |
||||||
3.1. |
Диагностика психических расстройств и расстройств поведения, вызванных употреблением алкоголя |
6 |
3 |
3 |
|
ПК-1 |
ТК |
3.2. |
Диагностика психических расстройств и расстройств поведения, вызванных употреблением психоактивных веществ |
5 |
2 |
3 |
|
ПК-1 |
ТК |
Трудоемкость учебного модуля 3 |
11 |
5 |
6 |
|
|
ПА |
|
Итоговая аттестация |
1 |
|
|
1 |
|
Зачет |
|
Общая трудоемкость Программы |
72 |
31 |
40 |
1 |
|
|
IV. Примерный календарный учебный график
15. Примерный календарный учебный график:
Наименование учебного модуля |
Дни |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
Основы общей психопатологии |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Диагностика психических расстройств |
|
|
|
|
|
|
6 |
6 |
6 |
6 |
|
|
Диагностика психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
5 |
Итоговая аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Общая трудоемкость Программы (72 акад. часа) |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
V. Примерное содержание учебных модулей
16. Учебный модуль 1 "Основы общей психопатологии":
Код |
Наименование разделов, тем, элементов |
1.1 |
Пропедевтика в психиатрии |
1.1.1 |
Обследование пациента |
1.1.2 |
Сбор анамнеза пациента |
1.1.3 |
Описание психического состояния |
1.1.3.1 |
Катамнестическое обследование |
1.2 |
Выявление нарушений памяти |
1.2.1 |
Выявление нарушений памяти |
1.3 |
Выявление нарушений мышления, расстройств ощущений и восприятия |
1.3.1 |
Выявление нарушений мышления, расстройств ощущений и восприятия |
1.4 |
Выявление нарушений эмоциональной сферы |
1.4.1 |
Выявление нарушений эмоциональной сферы |
1.5 |
Психопатологические синдромы |
1.5.1 |
Психопатологические синдромы |
17. Учебный модуль 2 "Диагностика психических расстройств":
Код |
Наименование разделов, тем, элементов |
2.1 |
Органические психические расстройства |
2.1.1 |
Органические психические расстройства |
2.2 |
Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства |
2.2.1 |
Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства |
2.3 |
Расстройства настроения |
2.3.1 |
Расстройства настроения |
2.4 |
Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства |
2.4.1 |
Основы духовной безопасности |
2.4.2 |
Острая реакция на стресс |
2.4.3 |
Посттравматическое стрессовое расстройство |
2.4.4 |
Генерализованное тревожное расстройство |
2.4.5 |
Расстройство приспособительных реакций (расстройство адаптации) |
2.5 |
Расстройства личности |
2.5.1 |
Расстройства личности |
2.6 |
Умственная отсталость |
2.6.1 |
Умственная отсталость |
18. Учебный модуль 3 "Диагностика психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ":
Код |
Наименование разделов, тем, элементов |
3.1 |
Диагностика психических расстройств и расстройств поведения, вызванных употреблением алкоголя |
3.1.1 |
Диагностика психических расстройств и расстройств поведения, вызванных употреблением алкоголя |
3.2 |
Диагностика психических расстройств и расстройств поведения, вызванных употреблением психоактивных веществ |
3.2.1 |
Диагностика психических расстройств и расстройств поведения, вызванных употреблением психоактивных веществ |
VI. Организационно-педагогические и иные условия реализации
19. При организации и проведении обучения по Программе необходимо иметь учебно-методическую документацию и материалы по всем учебным модулям, соответствующую материально-техническую базу, обеспечивающую организацию всех форм организации учебного процесса:
- учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
- условия для практической подготовки обучающихся 11. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья при организации практической подготовки учитывается состояние их здоровья;
- симуляционное оборудование в соответствии с пунктом 20 Программы;
- неограниченный доступ обучающихся к одной или нескольким лицензионным электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и электронной информационно-образовательной среде организации;
- лицензионное программное обеспечение и образовательную платформу.
20. Реализация Программы осуществляется с применением ОСК для приобретения и отработки практических навыков и умений для их использования в профессиональной деятельности.
На занятиях ОСК могут использоваться муляжи, манекены, виртуальные тренажеры с использованием моделируемых лечебно-диагностических процедур и манипуляций согласно разработанным клиническим сценариям и программам.
ОСК может проводиться в форме симуляционных тренингов различных типов:
- тренинг технических навыков;
- клинический сценарий (с возможностью его изменения);
- отработка коммуникативных навыков;
- командный тренинг;
- междисциплинарный тренинг.
21. Кадровое обеспечение реализации Программы соответствует следующим требованиям: квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" 12, и профессиональным стандартам.
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих Программу, должна составлять не менее 70%.
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих Программу, должна быть не менее 65%.
Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организации, деятельность которых связана с направленностью (спецификой) реализуемой Программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих Программу, должна быть не менее 10%.
22. Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется в объеме не ниже значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и значений корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат, устанавливаемых Министерством науки и высшего образования Российской Федерации 13.
23. При проведении практических занятий приоритетным следует считать разбор/обсуждение выбранной тактики и осуществленных действий при оказании медицинской помощи пациенту в конкретной ситуации. Предпочтение следует отдавать активным методам обучения (разбор клинических случаев, обсуждение, ролевые игры). Этические и психологические вопросы должны быть интегрированы во все разделы Программы.
VII. Формы аттестации
24. Текущий контроль осуществляется в форме собеседования, проверки правильности формирования практических умений.
25. Промежуточная аттестация осуществляется в форме тестирования, собеседования, проверки практических умений и решения ситуационных задач.
26. Итоговая аттестация по Программе проводится в форме зачета и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку обучающегося в соответствии с планируемыми результатами обучения.
27. Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения дисциплин в объеме, предусмотренном учебным планом.
VIII. Оценочные материалы
28. Примерная тематика контрольных вопросов:
1. |
Психосенсорные расстройства. Понятия дереализации и деперсонализации. |
2. |
Расстройства мышления. Непродуктивные и продуктивные нарушения. |
3. |
Расстройства ассоциативного процесса по темпу и по стройности. Обстоятельность, шперрунг, разорванность мышления, бессвязность мышления, резонерство, разноплановость. |
4. |
Бредовые синдромы: паранойяльный, параноидный, парафренный. |
5. |
Синдром психических автоматизмов Кандинского-Клерамбо. Виды психических автоматизмов. |
6. |
Симптом открытости мыслей, ментизм и шперрунг как примеры идеаторных автоматизмов. |
7. |
Навязчивые состояния: обсессии, фобии, компульсии. Ритуалы. Контрастные навязчивости. |
8. |
Амнезия (антероградная, ретроградная, фиксационная, прогрессирующая). |
9. |
Синдромы помрачения сознания: делирий, онейроид, аменция, сумерки. |
10. |
Понятие психоорганического синдрома, его основные варианты. |
29. Примеры ситуационных задач:
Ситуационная задача 1.
Больная 29 лет. Впервые заболела в 17 лет: ухудшилось настроение, появилась вялость, апатия. Перед засыпанием внезапно услышала "голос". "Голос" звучал прямо в голове, отзывался, как "эхо". Не спала ночь, стала ощущать на себе какое-то влияние "как волны", считала, что это влияние исходит от бога, который таким образом наставляет ее в жизни. Казалось, что её мысли знают окружающие, понимала это по их выражению лица. Была задумчивой, рассеянной, не сразу понимала смысл вопроса.
Вопросы:
1. Какие симптомы описаны?
2. Каким синдромом определяется состояние?
3. При каких расстройствах может наблюдаться эта клиническая картина?
Ответы:
1. Депрессия, вербальные псевдогаллюцинации, симптом психического автоматизма, бред воздействия, открытости мыслей, бред отношения, загруженность.
2. Синдромом Кандинского-Клерамбо
3. Шизофрения
Ситуационная задача 2.
Больная 40 лет. Впервые заболела год назад, когда резко изменилось настроение. Стала подавленной, тоскливой, тревожной, считала, что глубоко виновата перед своим давно умершим отцом, ловила на себе осуждающие взгляды окружающих, как близких, так и незнакомых людей, которые намекали ей на ее вину. Появилась мысль, что все осуждают ее за "преступление", которое она совершила (отец умер, когда больная была на курорте). Пряталась от окружающих, неделями не выходила на улицу, в голове постоянно присутствовали мысли о самоубийстве, но не было сил это сделать.
Вопросы:
1. Назовите описанный синдром.
2. Назовите симптомы.
3. Для какого расстройства этот синдром характерен?
Ответы:
1. Галлюцинаторно-бредовый синдром
2. Шперрунги, растерянность, бред значения, инсценировки, антагонистический бред, аффективная лабильность, импульсивность.
3. Шизофрения, шизоаффективное расстройство.
30. Примеры тестовых заданий:
выберите один правильный ответ.
1. |
Дипсоманией является: |
А |
влечение к злоупотреблению спиртными напитками |
Б |
непреодолимое стремление к перемене мест и бродяжничеству |
В |
стремление к воровству, приобретению ненужных вещей |
Г |
патологическое влечение к собиранию хлама ("симптом Плюшкина") |
|
Ответ: А |
2. |
Импульсивные влечения характеризуются: |
А |
внезапно возникающими стремлениями к совершению какого-либо действия, овладевающими сознанием и подчиняющими себе поведение |
Б |
продолжительной, в течение нескольких недель, внутренней борьбой и внутренним сопротивлением |
В |
неприятными для человека желаниями, болезненность которых человек понимает и не реализует |
Г |
навязчивым желанием совершения опасных или непристойных, кощунственных поступков |
|
Ответ: А |
3. |
Волевому процессу свойственно: |
А |
побуждение, осознание цели и стремление достичь ее |
Б |
неосознаваемое управления своей деятельностью |
В |
поведение, обусловленное инстинктами |
Г |
отсутствие борьбы мотивов и выбора |
|
Ответ: А |
4. |
Под абулией в психиатрии подразумевают: |
А |
патологическое отсутствие желаний и побуждений к деятельности |
Б |
уменьшение двигательной активности |
В |
утрату чувства голода |
Г |
снижение уровня эмоционального реагирования |
|
Ответ: А |
5. |
Под булимией понимают: |
А |
патологическое повышение аппетита |
Б |
неутолимую жажду |
В |
усиление полового влечения |
Г |
резкое снижение аппетита |
|
Ответ: А |
6. |
К расстройствам воли относится: |
А |
парабулия |
Б |
парамнезия |
В |
парафазия |
Г |
парафилия |
|
Ответ: А |
7. |
К патологии побуждений относится: |
А |
гипобулия |
Б |
гипомания |
В |
гипотимия |
Г |
гипомнезия |
|
Ответ: А |
8. |
Ретроградная амнезия проявляется: |
А |
потерей памяти на события, предшествующие расстройству сознания или болезненному состоянию |
Б |
недостаточностью фиксации информации, нарушением запоминания текущих событий |
В |
невозможностью воспоминаний о событиях последних лет |
Г |
нарушением восприятия времени, изменчивости окружающей реальности |
|
Ответ: А |
9. |
Под антероградной амнезией понимают: |
А |
потерю памяти на события, произошедшие непосредственно после окончания состояния расстроенного сознания |
Б |
тяжелый распад памяти в направлении от более позднего периода к более раннему |
В |
потерю памяти на события, предшествующие расстройству сознания |
Г |
нарушения воспоминаний, при которых чужие идеи, творчество воспринимаются как свои, новые |
|
Ответ: А |
10. |
Фиксационная амнезия характеризуется: |
А |
потерей способности запоминать, фиксировать текущие события |
Б |
потерей памяти на события, предшествующие расстройству сознания |
В |
нарушением чувства знакомости, узнаваемости предметов |
Г |
качественными нарушениями воспоминаний с изменением их содержания |
|
Ответ: А |
11. |
Прогрессирующая амнезия характеризуется: |
А |
постепенным ослаблением памяти, в первую очередь на текущие события, в то время как далекое прошлое человек помнит долго |
Б |
качественными нарушениями воспоминаний с изменением их содержания |
В |
нарушением воспоминаний, при которых чужие идеи, творчество воспринимаются как свои, оригинальные |
Г |
недостаточностью фиксации информации, нарушением запоминания текущих событий |
|
Ответ: А |
12. |
Основным признаком корсаковского синдрома является: |
А |
фиксационная амнезия |
Б |
нарушение восприятия времени, изменчивости окружающей реальности |
В |
псевдоременесценция |
Г |
гипермнезия |
|
Ответ: А |
13. |
Синдром Корсакова включает: |
А |
расстройство памяти на события настоящего при сохранности ее на события прошлого |
Б |
непродуктивную манию |
В |
кататонический ступор |
Г |
нарушение мышления, ментизм |
|
Ответ: А |
14. |
Стержень корсаковского синдрома составляет: |
А |
ретроградная или ретроантероградная амнезия |
Б |
зрительный галлюциноз |
В |
выраженная астения |
Г |
тревожно-депрессивная симптоматика |
|
Ответ: А |
15. |
Пол ретенцией подразумевают: |
А |
способность удерживать новую информацию |
Б |
способность воспринимать новую информацию |
В |
извращение аппетита |
Г |
истощаемость внимания |
|
Ответ: А |
16. |
Репродукция проявляется: |
А |
способностью воспроизводить полученную информацию |
Б |
способностью удерживать новую информацию |
В |
кратковременной потерей сознания |
Г |
нелепо-дурашливым поведением |
|
Ответ: А |
17. |
К нарушениям памяти относятся: |
А |
парамнезии |
Б |
вербигерации |
В |
резонерство |
Г |
навязчивые идеи |
|
Ответ: А |
18. |
Какое нарушение памяти характеризует состояние человека, перенесшего травму головы с потерей сознания в течение 5 часов, не помнящего при каких обстоятельствах это случилось и события трех предшествующих дней? |
А |
ретроградная амнезия |
Б |
слабоумие |
В |
прогрессирующая амнезия |
Г |
парамнезия |
|
Ответ: А |
19. |
Какой вид амнезии наблюдается у больной, которая не может запомнить, где находится ее кровать, имя лечащего врача, хотя находится в больнице в течение нескольких недель? |
А |
фиксационная |
Б |
ретроградная |
В |
прогрессирующая |
Г |
антероградная |
|
Ответ: А |
20. |
Понятие "парамнезия" подразумевает: |
А |
ошибочные, ложные воспоминания |
Б |
потерю памяти, ее отсутствие |
В |
снижение всех интеллектуальных функций и отсутствие критики к состоянию |
Г |
потерю памяти на события, произошедшие непосредственно после окончания состояния расстроенного сознания |
|
Ответ: А |
21. |
К парамнезиям относят: |
А |
конфабуляции |
Б |
псевдогаллюцинации |
В |
синестезии |
Г |
персеверации |
|
Ответ: А |
22. |
Псевдореминисценциями называют: |
А |
ложные воспоминания |
Б |
навязчивые идеи |
В |
идеи самообвинения и самоуничижения |
Г |
расстройства схемы тела |
|
Ответ: А |
23, |
Криптомнезия проявляется: |
А |
нарушением способности идентифицировать источник воспоминаний, действительно происходившее, лично пережитое и прочитанное, услышанное, увиденное или пережитое во сне |
Б |
внезапно возникающими стремлениями к совершению какого-либо действия, овладевающими сознанием и подчиняющими себе поведение |
В |
постепенным ослаблением памяти, в первую очередь на текущие события, в то время как далекое прошлое человек помнит долго |
Г |
потерей памяти на события, произошедшие непосредственно после окончания состояния расстроенного сознания |
|
Ответ: А |
24. |
Понятие конфабуляции подразумевает: |
А |
вымышленные воспоминания, совершенно не соответствующие действительности, с элементом фантазии |
Б |
бессвязность мышления |
В |
способность удерживать новую информацию |
Г |
нелепо-дурашливое поведение |
|
Ответ: А |
25. |
Явление, заключающееся в сохранении образа предмета долгое время спустя после исчезновения его из поля зрения, называется: |
А |
эйдетизм |
Б |
резонерство |
В |
персеверация мышления |
Г |
гиперстезия |
|
Ответ: А |
26. |
По закону Рибо в первую очередь страдает: |
А |
поздний опыт, недоступны воспоминания на недавние события, затем постепенно стираются из памяти более давние |
Б |
умственная деятельность субъекта, утрачиваются чувствования и привычки, распадается инстинктивная память |
В |
восприятие больным схемы тела, выражающееся в нарушении привычных представлений о размерах и форме своего тела или его отдельных частей |
Г |
восприятие, когда человек видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует |
|
Ответ: А |
27. |
Особенностями клиники органического синдрома являются: |
А |
расстройства памяти, эмоциональное недержание, снижение интеллекта |
Б |
резонерство, истощаемость внимания, стереотипии |
В |
расстройства памяти, непродуктивная мания, усиление полового влечения |
Г |
негативистический ступор, снижение интеллекта, эмоциональное бесчувствие |
|
Ответ: А |
------------------------------
1Часть 4 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).
2Пункт 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014).
3Часть 12 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.
4Часть 2 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ.
5Статья 15 Федерального закона N 273-ФЗ.
6Часть 15 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.
7 СЗ - семинарские занятия.
8 ПЗ - практические занятия.
9 ТК - текущий контроль.
10 ПА - промежуточная аттестация.
11Части 4 и 5 статьи 82 Федерального закона N 273-ФЗ.
12Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 января 2023 г. N 39н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 февраля 2023 г., регистрационный N 72453).
13Пункт 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания".
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.