г. Краснодар |
|
14 августа 2020 г. |
Дело N А32-44225/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - товарищества собственников жилья "Юбилейное - 2005" (ИНН 2308107141, ОГРН 1052303671606) - Фирсова М.В. (доверенность от 18.09.2019), заинтересованного лица - Администрации муниципального образования г. Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) - Суворовой А.С. (доверенность от 13.01.2020 N 12/01), в отсутствие в судебном заседании третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества "Мусороуборочная компания" (ИНН 2308131994, ОГРН 1072308006011), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Юбилейное - 2005" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2020 по делу N А32-44225/2018, установил следующее.
Товарищество собственников жилья "Юбилейное - 2005" (далее - товарищество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация) о признании недействительным предписания от 20.09.2018 N 349/695-р и акта проверки от 20.09.2018 N 349/695-р.
Решением суда первой инстанции от 21.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.05.2020, предписание администрации N 349/695-р признано недействительным в части формулировок следующих пунктов: пункта 3. Излишне начисленную плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами зачесть в счет будущих платежей потребителям коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами; пункта 3. Излишне начисленную потребителям плату за содержание жилого помещения зачесть в счет будущих платежей за содержание жилого помещения; пунктов 4. Обеспечить исполнение пункта 11 статьи 156 и пунктов 6, 7 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Производство по делу в части требования о признании недействительным акта проверки от 20.09.2018 N 349/695-р прекращено. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, товарищество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Краснодар, проспект Чекистов 40 (далее - многоквартирный дом).
В рамках осуществления регионального жилищного надзора администрация провела внеплановую документарную проверку товарищества, в ходе которой установлено, что за расчетные периоды январь 2017 года - июль 2018 года заявитель производил начисление платы собственникам помещений в многоквартирном доме за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с нарушением пункта 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также отражал плату за лифты отдельной строкой в платежном документе.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления администрацией акта проверки от 20.09.2018 N 349/695-р и выдачи товариществу предписания от 20.09.2018 N 349/695-р, согласно содержанию которого заявителю необходимо производить расчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в соответствии с пунктом 148 (30) Правил N 354; прекратить начисление платы за техническое обслуживание лифтов собственникам помещений в многоквартирных домах; произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО и за содержание жилого помещения за период с января 2017 по июль 2018 года; излишне начисленную потребителям плату за указанные коммунальные услуги зачесть в счет будущих платежей; обеспечить исполнение пункта 11 статьи 156 и пунктов 6, 7 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. О выполнении указанного предписания уведомить до 05.11.2018.
Товарищество, не согласившись с предписанием администрации от 20.09.2018 N 349/695-р, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу части 4 статьи 154 Кодекса плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Частью 6.2 статьи 155 Кодекса установлено, что товарищество собственников жилья, которое получает плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляет расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым таким товариществом собственников жилья заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 148 (30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения N 2 к данному документу, то есть исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
В силу пунктов 148 (1) и 148 (2) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2.3 статьи 161 Кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 8 статьи 156 Кодекса размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Пунктом 11 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 20 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, техническое обслуживание и ремонт лифтов входит в указанный перечень.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 17 постановления от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснил, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом.
Суды установили, что товарищество осуществляет управление многоквартирным домом на основании устава, утвержденного собственниками помещений протоколом общего собрания от 02.06.2005 N 1.
Между товариществом и АО "Мусороуборочная компания" заключен договор от 18.08.2018 N 4819/УК-КК на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и иными отходами IV-V классов опасности, не относящимся к ТКО.
Соглашение по обращению с ТКО по Краснодарской зоне деятельности заключено Министерством ТЭК и ЖКХ Краснодарского края и региональным оператором (далее - Соглашение) 09.01.2017.
Согласно пункту 1.2 дополнительного соглашения от 23.06.2017 N 1 к Соглашению региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с ТКО по Краснодарской зоне деятельности с момента присвоения статуса регионального оператора и утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ОАО "Мусороуборочная компания" установлен приказом Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 05.04.2017 N 2/2017-тко, вступившим в силу 15.04.2017.
Таким образом, обязанность по внесению платы по тарифу за оказанную коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает с момента утверждения единого тарифа, то есть с 15.04.2017.
Контролирующим органом при проведении проверки установлено: с января 2017 по апрель 2017 года - размер платы за вывоз твердых бытовых отходов протоколами общих собраний не определен, начисление платы производиться не должно, поскольку услуга включена в размер платы за содержание имущества в многоквартирном доме; с мая 2017 года по июнь 2018 года - расчет должен производиться по единому утвержденному тарифу (82 рубля 7 копейки за 1 проживающего человека); июль 2018 года - расчет должен производиться по единому утвержденному тарифу (69 рублей 42 копейки за 1 проживающего).
Вместе с тем товарищество производило указанные начисления с нарушением требований действующего законодательства.
В этой связи контролирующим органом правильно установлено, что в период с января по апрель 2017 года в отношении ТБО, а также применительно к обслуживанию лифта соответствующая плата уже включена в общий размер платы за содержание имущества. Выделение указанных сумм отдельной строкой фактически означает ее неправомерное увеличение.
Относительно оплаты ТБО по тарифу за периоды с мая 2017 по июнь 2018 года и июль 2018 года в судебном заседании суда кассационной инстанции представитель контролирующего органа дополнительно пояснил, что проверка расчетов сумм, выставляемых товариществом гражданам показала наличие ошибок в методике исчисления платы и ее фактическое завышение.
Судебные инстанции обоснованно отклонили доводы заявителя относительно протокола собрания членов товарищества от 28.12.2007 и также финансовых планов деятельности товарищества, поскольку пришли к выводу о наличии нарушений законодательства в деятельности заявителя. Указанные документы не могут предусматривать методы определения размера коммунальных платежей, не соответствующие действующему в тот период жилищному законодательству.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае у администрации имелись достаточные правовые основания для выдачи товариществу предписания от 20.09.2018 N 349/695-р.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2020 по делу N А32-44225/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 11 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 20 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, техническое обслуживание и ремонт лифтов входит в указанный перечень.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 17 постановления от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснил, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 августа 2020 г. N Ф08-6081/20 по делу N А32-44225/2018
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6081/20
15.05.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5802/20
21.02.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-44225/18
12.02.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-44225/18
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-44225/18