г. Краснодар |
|
14 августа 2020 г. |
Дело N А32-18974/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - акционерного общества "Стройтрансгаз" (ИНН 5700000164, ОГРН 1025700768950), заинтересованного лица - Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2310009818, ОГРН 1022301623684), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Стройтрансгаз" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2020 по делу N А32-18974/2019, установил следующее.
Акционерное общество "Стройтрансгаз" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства от 10.04.2019 N 321-154-25-18.
Решением суда первой инстанции от 02.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.05.2020, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании государственного контракта от 23.04.2018 N 3/01-18КОУ общество выполняет функции генеральной подрядной организации на объекте капитального строительства "Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон. Объекты 1-го этапа (подготовительного периода)", расположенного по адресу: Ростовская область, Багаевский район, хутор Арпачин, район острова Арпачинский (Белый), 3089 км. Судового хода по Атласу Единой Глубоководной Системы Европейской части Российской Федерации, том 8, часть 2, 2006 года издания (далее - объект капитального строительства).
В связи с поступлением информации от транспортного прокурора Волго-Донской транспортной прокуратуры и представления Межрегионального отдела государственного строительного надзора и надзора за саморегулируемыми организациями о нарушениях требований градостроительного законодательства, о возможной угрозе причинения вреда окружающей среде, в период с 28.03.2019 по 10.04.2019 управлением проведена внеплановая выездная проверка общества при строительстве объекта капитального строительства.
По результатам проверки административным органом установлено невыполнение обществом мероприятий по охране водного объекта, предотвращению его загрязнения и засорения при проведении дноуглубительных работ, связанных с изменением дна и берегов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления управлением акта проверки от 10.04.2019 N 321-145-25-18 и вынесения предписания от 10.04.2019 N 321-45-25-18, согласно которому обществу предписано устранить выявленные нарушения в срок до 06.05.2019.
Общество, не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции, действовавшей в спорый период, лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В силу части 6 статьи 52 Кодекса в редакции, действовавшей в спорый период, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Частью 1 статьи 61 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 4 статьи 61 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, обязаны осуществлять мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения и засорения.
При вынесении судебных актов суды установили, что строительство спорного объекта осуществляется на основании разрешения на строительство от 06.06.2018 N 61-ru61503000-BB-39/17-2018, выданного Федеральным агентством морского и речного транспорта, сроком действия до 31.12.2019, и проектной документации "Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон. Объекты 1-го этапа (подготовительного периода)", шифр 03-16-ОК-1, разработанной АО "Акватик", в отношении которой ФАУ "Главгосэкспертиза России" выдано положительное заключение государственной экспертизы от 20.11.2017 N 1229-17/ГГЭ-11500/07.
В соответствии с решением Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 28.12.2018 N 61-05.01.05.009-Р-РББК-С-2018-04278/00 о предоставлении водного объекта в пользование, ФБУ "Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей" (далее - учреждение), являющееся застройщиком, признано водопользователем водного объекта "Река Дон, Донской бассейновый округ, Багаевский район Ростовской области, код водохозяйственного участка: 05.01.05.009 Дон до впадения р. Северский Донец до устья без рр. Сал и Маныч, код водного объекта 05010500912107000000014" со сроком водопользования с 01.01.2019 по 30.03.2019.
Из содержания утвержденной учреждением и согласованной Отделом водных ресурсов по Ростовской области Донского БВУ Федерального агентства водных ресурсов Программы ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, включающей решение о предоставлении водного объекта в пользование от 28.12.2018, следует, что использование водного объекта осуществляется в период с 01.01.2019 по 30.03.2019.
Учреждение 17.07.2018 направило в управление извещение о начале работ по спорному объекту.
Заявителем в учреждение направлялось уведомление об отсутствии согласования с Азово-Черноморским территориальным управлением федерального агентства по рыболовству производства работ в период ската молоди проходных и полупроходных рыб в Азовском море.
Уведомление от 20.03.2019 N СТГ-1/СК-5-3534 содержит информацию о смещении сроков окончания работ по контракту в связи с запретом на производство работ с целью исключения негативного влияния на экологическую ситуацию на р. Дон в период нереста рыб с 01.04.2019 по 30.09.2019 и отказ в согласовании производства работ в период с 01.06.2019 по 30.09.2019.
Согласно проектной документации при производстве дноуглубительных работ необходимо выполнять мероприятия по предотвращению загрязнения водного объекта.
При этом согласно письму транспортного прокурора Волго-Донской транспортной прокуратуры от 08.02.2019 N 23/1-7-2019/332 имел место розлив горюче-смазочных веществ при частичном затоплении земснаряда "АС-27" в ходе строительных работ на объекте капитального строительства. В результате чего нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ нефтепродуктов превышены в 1,74 раза. Кроме того, на месте строительства 25.01.2019 установлено значительное превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ нефтепродуктов, 31.01.2019 зафиксирован факт осуществления работ экскаватором непосредственно на акватории реки Дон.
Таким образом, суды пришли к выводу о доказанности факта невыполнения обществом мероприятий по охране водного объекта, предотвращению его загрязнения и засорения при проведении дноуглубительных работ, связанных с изменением берегов. В данном случае общество, являющееся генеральным подрядчиком, обязано было выполнять мероприятия по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания.
Кроме того, судебными инстанциями по материалам проверки контролирующего органа установлено, что работы фактически не были прекращены в установленный срок.
Доводы заявителя о неясности предписания контролирующего органа не подлежат удовлетворению, поскольку из материалов дела следует, что заявитель осведомлен о выявленных нарушениях.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2020 по делу N А32-18974/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.