г. Краснодар |
|
17 августа 2020 г. |
Дело N А53-34040/2019 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Посаженникова М.В., рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу Южной оперативной таможни (ИНН 6167038612, ОГРН 1036167001430) на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 по делу N А53-34040/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Металл-Оптторг" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Южной оперативной таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 23.08.2019 N 10314000-071/2019 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - Кодекс) в виде предупреждения.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 21.11.2019 постановление таможни от 23.08.2019 N 10314000-071/2019 признано незаконным и отменено.
Дополнительным решением суда первой инстанции от 25.12.2019 резолютивная часть решения суда от 11.11.2019 и мотивированный текст решения суда от 21.11.2019 изложены в следующей редакции: "Признать незаконным и отменить постановление Южной оперативной таможни от 23.08.2019 N 10314000-071/2019 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Металл-Оптторг" (ИНН 6164295594, ОГРН 1106164000480) к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виду малозначительности и далее по тексту".
Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.02.2020 решение суда первой инстанции от 21.11.2019 с учетом дополнительного решения от 25.12.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, таможней в отношении ООО "Экспотрейд" проводилась камеральная таможенная проверка, в ходе которой установлено, что на основании договора поставки от 01.03.2016 N 01/03-ЧМ указанная организация осуществляла закупку лома черных металлов у общества.
Таможней в адрес общества направлено требование от 26.06.2019 N 12.1-08/10815 о предоставлении документов и сведений в рамках указанного договора поставки, необходимых для проведения таможенного контроля. В случае непредставления запрашиваемых документов и сведений обществу предложено пояснить причины их непредставления.
Срок предоставления документов и сведений установлен в течение 5 календарных дней с момента получения указанного требования.
Вместе с тем запрошенные таможенным органом документы предоставлены обществом с письмом от 09.07.2019 N 09/07, поступившим в управление 10.07.2019, то есть с нарушением срока.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления таможней протокола об административном правонарушении от 14.08.2019 N 10314000-071/2019 и вынесения постановления от 23.08.2019 N 10314000-071/2019 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 Кодекса в виде предупреждения.
Общество, не согласившись с указанным постановлением таможни, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 3 статьи 16.12 Кодекса непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 340 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений.
Согласно части 1 статьи 239 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок представления декларантом, перевозчиком, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, устанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 340 Кодекса Союза в календарных днях с даты получения соответствующим лицом запроса (требования) о представлении документов и (или) сведений.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о доказанности факта непредставления обществом в установленный таможней срок истербованных документов.
Вместе с тем суд первой инстанции указал, что установленный таможней 5-днейвный срок для предоставления обществом документов является недостаточным, что делает требования таможенного органа невыполнимыми для общества в столь короткий срок. Фактически суд установил отсутствие вины общества, и, как следствие этого, отсутствие состава административного правонарушения.
Одновременно с этим суд первой инстанции пришел к выводу о наличии малозначительности, что не соотносится с выводом об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку по правилам статьи 2.9 Кодекса вывод о малозначительности административного правонарушения возможен только при наличии состава правонарушения как такового.
Указанное обстоятельство судом апелляционной инстанции оставлено без внимания.
Выводы суда первой инстанции относительно карательной функции административной ответственности, а также относительно того, что исполнение назначенного оспариваемым постановлением наказания не отвечает целям превенции и принципу соразмерности не мотивированы надлежащим образом, поскольку в данном деле контролирующим органом лицу назначалось административное наказание в виде предупреждения.
Выводы о том, в чем конкретно выражалось исполнение административного наказания по данному делу или его несоразмерность (карательность), в мотивировочной части решения суда отсутствуют.
Судом апелляционной инстанции достоверность и полнота выводов суда первой инстанции в этой части надлежащим образом не проверены.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса учитываются при назначении административного наказания.
При вынесении судебного акта суд первой инстанции указал, что в действиях заявителя не имелось пренебрежительного отношения к исполнению своих обязанностей, а также то обстоятельство, что лицо ранее к административной ответственности не привлекалось.
Однако в данном случае судом не учтено, что согласно Постановлению Пленума основанием для признания правонарушения малозначительным является только оценка степени его общественной опасности.
Иные обстоятельства не являются основанием для применения малозначительности и могут учитываться только при определении размера назначенного административного наказания (пункт 18 Постановления Пленума).
Исходя из этого, приведенные судом первой инстанции основания, положенные в основу выводов о малозначительности, не соответствуют пункту 18 Постановления Пленума.
Кроме того, пунктом 18.1 Постановления Пленума разъяснено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Надлежащих мотивов о том, в чем именно выражается исключительность спорного правонарушения, судом первой инстанции не приведено.
Суд апелляционной инстанции проверку выводов суда первой инстанции на их соответствие, в том числе, пунктам 18 и 18.1 Постановления Пленума не произвел.
Неправильное применение судами статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к установленным обстоятельствам не позволяет считать выводы судов законными и обоснованными (определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.04.2018 N 308-АД18-2811).
Кроме того, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии в материалах дела доказательств привлечения общества ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение.
Вместе с тем, как следует непосредственно из текста оспариваемого постановления административного органа, ранее постановлением таможни от 05.08.2019 N 10314000-065/2019 общество привлекалось к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса.
Судом апелляционной инстанции указанный вывод суда первой инстанции на предмет его соответствия фактическим обстоятельствам и материалам дела надлежащим образом не проверен.
Доводы таможенного органа о том, что при определении административного наказания контролирующим органом учитывались все фактические обстоятельства совершения правонарушения, и с учетом этого обществу назначено соразмерное наказание в виде предупреждения, отклонены судебными инстанциями без достаточного правового обоснования.
Согласно части 1 статьи 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, принявший решение, до вступления этого решения в законную силу по своей инициативе или по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять дополнительное решение в случае, если по какому-либо требованию, в отношении которого лица, участвующие в деле, представили доказательства, судом не было принято решение; суд, разрешив вопрос о праве, не указал в решении размер присужденной денежной суммы, подлежащее передаче имущество или не указал действия, которые обязан совершить ответчик; судом не разрешен вопрос о судебных расходах.
Из материалов дела следует, что дополнительным решением суда первой инстанции от 25.12.2019 фактически внесены изменения в резолютивную часть решения суда от 11.11.2019 и мотивированный текст решения суда от 21.11.2019 в части указания на признание незаконным и отмену постановления таможни от 23.08.2019 N 10314000-071/2019 в связи с малозначительностью.
При этом в мотивировочной части дополнительного решения не приведены основания и мотивы его принятия. Конкретные причины необходимости принятия дополнительного решения также не приведены, поскольку выводы о малозначительности содержатся в решении суда.
Дополнительное указание в таком судебном акте на малозначительность правонарушения не соответствует части 1 статьи 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку по таким основаниям вынесение дополнительного решения законом не предусмотрено.
В постановлении суда апелляционной инстанции указано, что решение суда первой инстанции оставлено без изменения с учетом дополнительного решения.
Однако законность вынесения дополнительного решения суда первой инстанции фактически не проверена судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частями 1 и 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
Письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.
Согласно части 1 статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд должен непосредственно исследовать доказательства по делу, в том числе ознакомиться с письменными доказательствами.
В силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Так как решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции; устранить допущенные нарушения; установить все фактические обстоятельства по делу; оценить достаточность и взаимную связь доказательств и доводов участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 по делу N А53-34040/2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса учитываются при назначении административного наказания.
...
Неправильное применение судами статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к установленным обстоятельствам не позволяет считать выводы судов законными и обоснованными (определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.04.2018 N 308-АД18-2811).
Кроме того, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии в материалах дела доказательств привлечения общества ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение.
Вместе с тем, как следует непосредственно из текста оспариваемого постановления административного органа, ранее постановлением таможни от 05.08.2019 N 10314000-065/2019 общество привлекалось к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 августа 2020 г. N Ф08-5476/20 по делу N А53-34040/2019
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5476/20
19.01.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20713/20
17.11.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-34040/19
17.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5476/20
05.02.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22831/19
25.12.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-34040/19
21.11.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-34040/19