г. Краснодар |
|
20 августа 2020 г. |
Дело N А32-43873/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Аваряскина В.В. и Афониной Е.И., при участии в судебном заседании от ответчика - закрытого акционерного общества "Южное горно-строительное управление" (ИНН 2319040259, ОГРН 1072319002084) - Довгаля Е.А. (доверенность от 09.01.2019), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Интехнострой" (ИНН 4025427497, ОГРН 1104025003950), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Южное горно-строительное управление" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2020 по делу N А32-43873/2019, установил следующее.
ООО "Интехнострой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москва с иском к ЗАО "Южное горно-строительное управление" (далее - компания) о взыскании 230 061 рубля задолженности и 5031 рубля 40 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами по договору оказания услуг от 12.12.2018 N 03-12/18П.
Определением от 18.07.2019 дело N А40-132943/2019 по заявленному иску передано по подсудности на рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2019 названное исковое заявление принято к рассмотрению в упрощенном порядке; определением суда от 09.12.2019 суд перешел к рассмотрению спора по общим правилам искового производства.
Решением от 13.03.2020, оставленным без изменения постановлением от 18.06.2020, суд иск удовлетворил; взыскал с компании в пользу общества 222 550 рублей основного долга за выполненные работы, 1985 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами и 7491 рубль расходов по оплате госпошлины; в удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Заявитель полагает, что суд неверно квалифицировал правоотношения сторон как договор подряда, в то время как стороны заключили договор о возмездном оказании услуг. По мнению заявителя, работы общество выполнило не в полном объеме (примерно 33%). Компания своими силами завершила работу, с которой не справилось общество, и единолично сдала результат заказчику - АО "Объединение Ингеоком". Акты сдачи-приемки выполненных работ общество в адрес компании не передавало. Заказное письмо с уведомлением и актами, на которые ссылался подрядчик, не поступили заказчику по вине почтовой организации. Общество не представило доказательств того, что услуги по договору оказаны в полном объеме, в связи с чем обязанность по оплате оставшейся стоимости по договору у компании не наступила, правовые основания для взыскания отсутствовали.
В отзыве на жалобу общество сослалось на несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании представитель компании настаивал на доводах жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя компании, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Судами установлено и материалам дела соответствует, что 12.12.2018 компания (заказчик) и общество (исполнитель) заключили договор N 03-12/18П об оказании услуг, по условиям которого исполнитель обязался по заданию заказчика выполнить в рамках строительства Третьего пересадочного контура Московского метрополитена на участке от стадии "Деловой центр" до станции "Нижняя Москва" услуги по подготовке и комплектации исполнительной документации, раздел ТП-21-2КЖ14, а заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги (пункт 1.1).
В пункте 3.1 договора стороны согласовали, что сдача результатов оказанных услуг исполнителем и их приемка заказчиком оформляется актом оказания услуг, который подписывается сторонами после устранения всех замечаний (при их наличии).
Стоимость услуг составляет 332 550 рублей, в том числе НДС (пункт 4.1).
Порядок расчетов закреплен в пункте 4.2. договора, согласно которому услуги оплачиваются на расчетный счет исполнителя в следующем порядке: 110 тыс. рублей аванс в течение 5-ти банковских дней с момента подписания договора; 112 500 рублей аванс в течение 3-х банковских дней с даты передачи на проверку АО "Объединение Ингеоком" подготовленной исполнительной документации; оставшиеся 110 тыс. рублей в течение 3-х банковских дней с даты подписания актов оказанных услуг без замечаний.
Заказчик в соответствии с условиями договора перечислил исполнителю аванс в размере 110 тыс. рублей, что подтверждено платежным поручением от 13.12.2018 N 8984.
28 декабря 2018 года общество передало компании часть выполненных работ на сумму 110 тыс. рублей, что подтверждено актом от 28.12.2018 N 001, подписанным сторонами без замечаний, с отметкой "объем работ выполнен в соответствии с условиями договора".
25 января 2019 года стороны составили и подписали реестр о передаче на проверку АО "Объединение "Ингеоком" подготовленной исполнительной документации.
После выставления замечаний АО "Объединение Ингеоком" и устранения этих замечаний, исполнитель составил и стороны подписали реестр от 14.02.2019 о передаче трёх экземпляров подготовленной исполнительной документации в АО "Объединение "Ингеоком".
Как указывает общество, закончив работы и устранив все замечания, исполнитель представил заказчику акты сдачи-приемки выполненных работ: от 28.01.2019 N 002 на сумму 112 500 рублей и от 15.02.2019 N 003 на сумму 110 тыс. рублей. Заказчик отказался подписывать представленные акты, письменный отказ не представил. Исполнитель 01.03.2019 направил в адрес заказчика уведомление о приемке выполненных работ и акты сдачи-приемки выполненных работ N 002 и 003.
Отсутствие оплаты компанией выполненных обществом работ по договору в полном размере послужили основанием для обращения в суд.
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а последний, в свою очередь, обязуется принять результат работы и оплатить его.
Как усматривается из самого спорного договора, он поименован как договор оказания услуг.
В статье 779 Гражданского кодекса указано, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Судебная коллегия отмечает, что договор возмездного оказания услуг отличается от договора подряда тем, что результат деятельности подрядчика имеет овеществленный характер и выражается в создании или трансформации вещи по заданию заказчика, а в договоре возмездного оказания услуг ценность представляют сами действия исполнителя вне зависимости от овеществленного результата.
Определяющим элементом подрядных правоотношений является результат выполненных работ, который непосредственно и оплачивается заказчиком.
В силу статьи 711 Гражданского кодекса основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача подрядчиком результата работ заказчику.
В соответствии с пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Возможность устранения исполнителем выявленных замечаний и недостатков документации свидетельствует о том, что подготовленная обществом исполнительная документация имеет овеществленный результат, а спорные правоотношения сторон с учетом установленных обстоятельств и оценив условия заключенного договора в соответствии с положениями статьи 431 Гражданского кодекса, суды верно определили подлежащими регулированию по правилам главы 37 Гражданского кодекса.
Ввиду изложенного, довод заявителя о неправильной правовой квалификации сложившихся между сторонами договора отношений, не может быть признан обоснованным.
В тоже время, суд округа полагает, что в рассматриваемом случае вопрос о правовой квалификации правоотношений сторон как подрядных, либо правоотношений, опосредованных договором возмездного оказания услуг, не имеет существенного значения для разрешения спора о взыскании долга.
Согласно статье 783 Гражданского кодекса общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 названного Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Таким образом, надлежащее исполнение договорных обязательств истцом повлекло возникновение встречного денежного обязательства ответчика по оплате.
Мотивированный отказ от подписания акта о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат заказчик не представил, в связи с чем, подрядчик на основании пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса акт о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 подписал в одностороннем порядке.
В соответствии с требованиями статей 309, 310 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, установив, что исполнитель оказал услуги по договору в полном объеме, в то время как заказчик оплату произвел частично - на сумму 110 тыс. рублей, суд обоснованно пришел к выводу, что задолженность компании составляет 222 550 рублей и удовлетворил заявленные требования в указанной части.
Учитывая положения статьи 395 Гражданского кодекса, Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ, отдельных положений Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ, значение ставки рефинансирования Банка России, суд, проверив расчет истца, счел его неверным и самостоятельно произвел расчет суммы процентов, которые составили 1984 рублей 67 копеек.
В кассационной жалобе компания указывает, что общество не представило доказательств надлежащего уведомления заказчика о направлении в его адрес документов, в том числе актов выполненных работ.
Апелляционный суд пришел к выводу о надлежащем выполнении обществом обязательств в соответствии с пунктом 3.1. договора: исполнитель скомплектовал и оформил исполнительную документацию, предусмотренную Приложением N 1 к договору, и направил почтой России уведомление о завершении работ, реестр исполнительной документации, акты оказания услуг. Нарушений органом почтовой связи установленного порядка вручения почтовых отправлений суд не усмотрел.
Ответчик, являющийся юридическим лицом, обязан в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принять все зависящие от него меры для обеспечения возможности получения корреспонденции по своему действительному адресу. Не исполнившее данную обязанность юридическое лицо, не проявившее должную степень осмотрительности и не обеспечившее получение поступающей по месту его регистрации почтовой корреспонденции, самостоятельно несет риск наступления неблагоприятных последствий своего бездействия (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Доказательств, подтверждающих нарушения, допущенные обществом либо организацией почтовой связи при направлении почтовых отправлений в рамках сложившихся отношений по рассматриваемому договору (в том числе при направлении уведомления о завершении работ, реестра исполнительной документации, актов оказания услуг) компания не представила.
Суды пришли к обоснованному выводу, что истец принял все зависящие от него меры для предъявления ответчику актов сдачи-приемки выполненных работ. В аудио протоколе судебного заседания 15.06.2020 представитель компании указывает, что общество выполняло работы по договору на территории компании, для чего ответчик выделил исполнителю специальные помещения; указанное дает основания полагать, что ответчик недобросовестно (умышленно) уклонялся от получения корреспонденции от общества.
Довод подателя жалобы на несоответствующее действительности указание судом в постановлении, что завершение работ произведено иными подрядчиками ввиду отсутствия у самого ответчика необходимых специалистов, не нашло своего подтверждения. В аудио протоколе судебного заседания 15.06.2020 зафиксировано, что представитель компании на вопрос суда указывает, чтобы доделать работу за истца компания нанимала дополнительно по гражданско-правовому договору несколько физических лиц и привлекала специалистов инженеров из собственного штата компании. Тем не менее, в обоснование довода, что работы выполнены не силами истца, а иными лицами, представитель заказчика доказательств не представил.
Суд апелляционной инстанции верно отметил, что привлекая иных подрядчиков без заключения договора, не отказавшись от договора с основным подрядчиком и не зафиксировав совместным актом результат работ (его пропорцию) к моменту возможной доделки работ иными подрядчиками, заказчик тем самым своими действиями устранил доказательства, которые ему позволяют говорить о том, что основной подрядчик выполнил только часть работ, при том, что назначение экспертизы невозможно, так как работы к настоящему моменту выполнены в полном объеме и переданы заказчику. Наименование иных подрядчиков, которые, как указывает компания, выполнили работы без заключения письменного договора за общество, не приведены, достоверность названного довода документально не подтверждена.
Оценка доказательств и установление на их основании фактических обстоятельств дела - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций. При рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции выполнил данную обязанность в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства.
При этом из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/2012).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, были проверены судом апелляционной инстанции и признаны необоснованными, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2020 по делу
А32-43873/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая положения статьи 395 Гражданского кодекса, Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ, отдельных положений Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ, значение ставки рефинансирования Банка России, суд, проверив расчет истца, счел его неверным и самостоятельно произвел расчет суммы процентов, которые составили 1984 рублей 67 копеек.
...
Ответчик, являющийся юридическим лицом, обязан в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принять все зависящие от него меры для обеспечения возможности получения корреспонденции по своему действительному адресу. Не исполнившее данную обязанность юридическое лицо, не проявившее должную степень осмотрительности и не обеспечившее получение поступающей по месту его регистрации почтовой корреспонденции, самостоятельно несет риск наступления неблагоприятных последствий своего бездействия (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 августа 2020 г. N Ф08-5810/20 по делу N А32-43873/2019
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4368/2021
20.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5810/20
18.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6866/20
13.03.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-43873/19