г. Краснодар |
|
24 августа 2020 г. |
Дело N А32-18421/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Андреевой Е.В. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании от администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района - Вишняковой Т.В. (доверенность от 09.01.2020), от Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Соболя А.А. (доверенность от10.09.2019), от общества с ограниченной ответственностью "Направление поиска" Исаева В.П. (доверенность от15.03.2020), рассмотрев кассационную жалобу администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2020 по делу N А32-18421/2019, установил следующее.
Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района (далее - администрация) обратилась в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительным решения от 24.01.2019 N РНП-23-32/2019.
Решением суда от 19.12.2019 оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.05.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, выводы судов сделаны по неполно исследованным обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что окончание срока выполнения работ не освобождает ООО "Направление поиска" от исполнения условий муниципального контракта с момента его заключения до принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В отзыве на жалобу управление просит судебные акты ставить без изменения, отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил судебные акты отменить, принять новый, об удовлетворении заявленных требований. Представитель управления и общества возражали против доводов жалобы, просили судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в управление поступили сведения администрации о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Направление поиска" по результатам проведения электронного аукциона: "Изготовление проектно-сметной документации по объектам электроснабжения Темрюкского городского поселения Темрюкского района" (извещение N 0118300011418000097).
Согласно протоколу подведения итогов от 14.08.2018 N 0118300011418000097-3 победителем признано ООО "Направление поиска".
27 августа 2018 года администрация и ООО "Направление поиска" заключили муниципальный контракт на 777 753 рублей 55 копеек.
Согласно пункту 1.1 - 1.3 контракта, исполнитель обязуется, в соответствии с условиями контракта и техническим заданием (приложение N 1 к контракту) выполнить инженерно-изыскательские работы и разработку проектно-сметной документации по:
1) Реконструкции воздушной линии 0,4кВ фидер 5 от ТП-Т5-9 г. Темрюк, ул. К. Маркса.
2) Реконструкции кабельной линии 10кВ от ТП-Т7-Т8 к ТП-Т7--84 РУС, ул. Октябрьская.
3) Строительство КТПН-250 кВА, ул. Привольная, строительство ВЛЗ-10кВ от фидера Т-7, ул. Бувина-Семеноводческий (инв N 160) опора N181/10 до проектируемой КТПН, г. Темрюк.
4) Реконструкции трансформаторной подстанции 10/0,4кВ КТП-Т3-43сн, ул. Красных Партизан, г. Темрюк (инв N 524).
5) Реконструкции трансформаторной подстанции 10/0,4кВ ГКТП-Т-3-22 г. Темрюк, ул. Калинина (дачи Ветеран) (инв N 63).
6) Реконструкции трансформаторной подстанций 10/0,4кВ ГКТП-Т-7-4 г. Темрюк, ул. Бувина-Даргомыжского (инв N 70), а также сопровождение результатов работ в ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза", до получения положительного заключения экспертизы, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы, в соответствии с условиями настоящего контракта.
Проектно-сметная документация должна быть сброшюрована в альбомы, с подлинными согласованиями.
По окончании работ, исполнитель обязан передать заказчику весь комплект документации, с внесенными изменениями по замечаниям, в 4-х экземплярах на бумажном носителе и на электронном носителе.
Сметную документацию исполнитель обязуется сброшюровать и выдать на бумажном носителе в 4-х экземплярах и на электронном носителе, в том числе: один вариант выдать на электронном носителе в виде отсканированных образцов документов, с подписями разработчиков, в формате "pdf"; второй вариант на электронном носителе - в программном комплексе "Гранд-Смета".
Формат предоставления документации на электронном носителе уточняется исполнителем у заказчика в ходе производства работ. Состав и структура электронной версии должна быть идентична бумажному экземпляру.
Результат работ должен соответствовать требованиям законодательства в области проектирования:
- Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в редакции актуальной на момент проектирования).
-Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в редакции, актуальной на момент проектирования).
- Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции актуальной на момент проектирования).
- Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиями к ним".
- Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 21.1101-2013 "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации", утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2013 N 156-ст).
- иной, действующей на территории Российской Федерации, нормативной документации.
Срок выполнения работ - с момента заключения контракта в течение 90 дней. Данный срок включает в себя:
1) выполнение инженерно-изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", рабочих чертежей, получение необходимых заключений и согласований, предоставление заказчику проектно-сметной документации, согласованной со всеми заинтересованными организациями.
2) сопровождение проектно-сметной документации в ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза", до получения положительного заключения экспертизы. Выдача документации заказчику, с положительным заключением экспертизы, с учетом устранения замечаний и недостатков в документации, выявленных при проведении экспертизы.
Таким образом, крайний срок исполнения обязанностей 25.11.2018.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (пункт 10.2 контракта).
21 ноября 2018 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 10.2 контракта.
Комиссией управления в отношении ООО "Направление поиска" принято решение не включать общество в реестр недобросовестных поставщиков.
Администрация, не согласившись с названным решением управления, обратилась в суд.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 (далее - Правила), антимонопольный орган осуществляет ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В силу части 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований администрации.
Суды правомерно исходили из следующих обстоятельств.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в установленные законом сроки направлено ООО "Направление поиска" заказным письмом с уведомлением, по электронной почте указанной в контракте.
В решении об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик сослался на отсутствие признаков исполнения контракта. Вместе с тем заказчик в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не указал существенные условия нарушения контракта, послужившие основанием для принятия данного решения.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что у исполнителя отсутствовала возможность устранить нарушения, указанные в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Суды приняли во внимание, что письмом от 21.11.2018 ООО "Направление поиска" обратилось к заказчику с возражениями на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в котором указало, что по результатам обследования им выработаны основные технические решения по всем объектам, входящим в состав технического задания и представлены на согласование заказчику.
Кроме того, суды отметили, ООО "Направление поиска" 23.08.2018, 24.08.2018, 05.09.2018 указано о проведении предпроектного обследования объектов, в результате которого установлена необходимость проведения дополнительных работ и соответственно несение дополнительных затрат, которые не были учтены в технической документации.
Письмом от 10.09.2018 общество сообщило подготовке основных решений по прохождению трасс ВЛ-10 и мест их установки, просило рассмотреть администрацию и согласовать предложенные решения в части мест размещения.
В письме от 20.09.2018 N 01-30/5464 администрация указала на готовность рассмотреть обоснование дополнительных затрат, а в письме от 08.10.2018 N 01-30-/5616 указано, что вопросы дополнительных затрат рассматриваться не будут.
Общество в письме от 15.10.2018 N 053-2018 ввиду того, что выявлены существенные отклонения от технического задания и необходимость несения дополнительных расходов, которые не будут компенсированы и учитывая длительность получения ответов по возникающим вопросам, в целях избежание нарушения срока исполнения контракта предложило администрации расторгнуть муниципальный контракт по обоюдному согласию.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что действия ООО "Направление поиска" были направлены на исполнения контракта.
Судебная коллегия принимает во внимание, что все замечания и предложения которые общество направило администрации, были учтены последней при проведении последующего аукциона N 0318300008819000010, где начальная цена составила 3 329 754 рубля, заключен контракт N0318300008819000010 по цене 2 280 881,53 рубля, что в три раза превышает стоимость спорного контракта. В задании на проектирование отражены замечания общества, изложенные в письмах от 24.08.2018 N 036-2018, 05.09.2018 N 039-2018, 15.10.2018 N 053-2018.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции пришли к правильному выводу о законности решения управления.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2020 по делу N А32-18421/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В силу части 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 августа 2020 г. N Ф08-6206/20 по делу N А32-18421/2019