г. Краснодар |
|
25 августа 2020 г. |
Дело N А32-42544/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2020 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Герасименко А.Н. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Русская компания" (ИНН 2312180144) - Мохова А.Ю. (доверенность от 09.01.2020, до перерыва), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, третьих лиц: Косьяненко Константина Анатольевича, индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Юсубова Мустафы Агабалы-Юглы, Юсубова Руслана Агабалыевича, иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу ООО "Русская компания" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2020 по делу N А32-42544/2019, установил следующее.
ООО "Русская компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительными: решения от 24.06.2019 N 247-Т/2019 по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в части выдачи предписания о совершении действий по устранению нарушений порядка проведения торгов; предписания от 24.06.2019 N 30-247-Т/2019; определения от 17.10.2019 об установлении новых сроков исполнения предписания от 24.06.2019 N 30-247-Т-2019 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Косьяненко Константин Анатольевич, ИП Глава КФХ Юсубов Мустафа Агабалы-Оглы, Юсубов Руслан Агабалыевич.
Решением от 29.01.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.05.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что, исходя из требований аукционной документации, участником торгов должна быть представлена выписка из реестра, заверенная надлежащим образом, независимо от ее представления на бумажном носителе либо в виде электронного документа. Участником представлена выписка на бумажном носителе, не удостоверенная подписью должностного лица.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, согласно аукционной документации для участия в аукционе кроме прочих документов индивидуальному предпринимателю необходимо предоставить выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданную не более чем за 4 месяца до даты подачи заявки на участие в торгах - требования к ее оформлению организатором торгов не предъявлены.
В судебном заседании 19.08.2020 объявлялся перерыв до 12 часов 25.08.2020.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, указав в том числе на несоответствие выводов суда сложившейся судебной практике.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене.
Как видно из материалов дела, Косьяненко К.А. обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия общества по проведению торгов по реализации имущества Алейник С.В., Алейник И.Н., Басенко М.И., СКПК "Источник" (извещение опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru). В обращении Косьяненко К.А. сослался на неправомерный отказ организатора торгов в допуске к участию в торгах.
Решением управления от 24.06.2019 N 195-Т/2019 жалоба Косьяненко К.А. признана необоснованной, обществу выдано предписание о совершении действий по устранению нарушений порядка проведения торгов от 24.06.2019 N 30-247-Т/2019, а именно: в срок до 13.09.2019 отменить протокол рассмотрения заявок от 07.06.2019 N 1/001/19аз и итоговый протокол от 11.06.2019 N 2/1; рассмотреть заявки с учетом решения от 24.06.2019 N 247-Т/2019. Представить письменное подтверждение исполнения настоящего предписания в срок до 17.09.2019 в антимонопольный орган. Определением от 17.10.2019 антимонопольный орган установил новый срок исполнения предписания от 24.06.2019 N 30-247-Т-2019 - до 20.02.2020. Антимонопольный орган установил, что в составе заявки ИП главы КФХ Юсубова Мустафы Агабалы-Оглы представлена незаверенная копия электронной выписки из ЕГРИП на бумажном носителе. Распечатанная (на бумажном носителе) выписка из ЕГРИП не может приравниваться к электронному документу, подписанному электронной подписью. Выписка из ЕГРИП на бумажном носителе должна быть подписана собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверена печатью налогового органа. Учитывая изложенное, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что участником торгов ИП главы КФХ Юсубовым Мустафой АгабалыОглы не выполнены требования, установленные организатором торгов в извещении. Организатору торгов следовало отказать в допуске такого участника к торгам.
Считая незаконным решение антимонопольного органа в части выдачи предписания, а также незаконными действиями по выдаче предписания и продлению срока его действия, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В статье 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров. В соответствии с правилами указанной статьи Закона антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Извещением от 15.05.2019 N 150519/2389826/01 установлен перечень требуемых для участия в аукционе документов и требования к их оформлению: заявка по утвержденной организатором торгов форме; предложение заявителя по цене имущества, напечатанное на машинописной технике цифрами и прописью (ФИО заявителя, N лота, дата торгов, предложение цены), запечатанное в отдельный конверт; платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение претендентом задатка; заверенная копия ИНН заявителя; доверенность, выданная лицу, уполномоченному действовать от имени заявителя при подаче заявки на участие в аукционе; заверенная копия основного документа удостоверяющего личность - физического лица, а также представителя заявителя в случае подачи документов от имени заявителя; заверенная копия основного документа удостоверяющего личность - индивидуального предпринимателя, а также представителя заявителя в случае подачи документов от имени заявителя; заверенная копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданная не более чем за 4 месяца до даты подачи заявки на участие в торгах; справка об отсутствии задолженности по налогам индивидуального предпринимателя; заверенная копия основного документа удостоверяющего личность уполномоченного представителя заявителя - юридического лица; заверенная копия учредительных документов; заверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица и свидетельства о постановке на налоговый учет; заверенные копии документов о внесении изменений к учредительным документам заявителя; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная не более чем за 4 месяца до даты подачи заявки на участие в торгах; бухгалтерский баланс заявителя на последнюю отчетную дату с отметкой о предоставлении в налоговый орган; заверенные копии документов, подтверждающие полномочия должностных лиц и органов управления заявителя - для юридических лиц; решение соответствующего органа управления о приобретении указанного имущества, если необходимость такого согласия предусмотрена учредительными документами претендента, либо справку об отсутствии необходимости одобрения сделки для данного общества; письменное подтверждение соответствия заявителя участнику торгов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации при приобретении недвижимого имущества предоставляется нотариально удостоверенное согласие супруга(и), полные банковские реквизиты заявителя; иные документы, необходимые в соответствии с законодательством Российской Федерации; опись всех представленных документов (в двух экземплярах) в свободной форме.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что распечатанная (на бумажном носителе) выписка из ЕГРИП не может приравниваться к электронному документу, подписанному электронной подписью.
Между тем данный вывод ошибочен. Суды не учли следующего.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2015 N 5н утвержден Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - регламент N 5н).
Разделом II регламента N 5н утвержден Стандарт предоставления государственной услуги. В силу пункта 17 регламента N 5н результатом предоставления государственной услуги являются, в том числе: выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП; выписка в электронном виде о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе (в случае предоставления сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде с использованием Интернет-сервиса, размещенного на сайте Федеральной налоговой службы.
Таким образом, юридическое лицо вправе получить выписку из ЕГРЮЛ в налоговом органе на бумажном носителе, а также в электронной форме.
В соответствии с пунктом 92 регламента N 5н предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде осуществляется: с использованием Интернет технологий - посредством установления доступа к разделу официального сайта Федеральной налоговой службы, на котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП; с использованием Интернет-сервиса уполномоченного государственного органа - в виде выписки о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе.
В силу пункта 107 регламента N 5н в случае, если при проведении проверки, указанной в пункте 105 названного регламента, не выявлено оснований, предусмотренных пунктом 31 регламента, осуществляется формирование выписки в электронном виде с электронной подписью. В соответствии с пунктом 108 регламента N 5н предоставление выписки с использованием Интернет-сервиса в электронном виде осуществляется путем предоставления заявителю ссылки для скачивания выписки, упомянутой в пункте 107 регламента. Выписка предоставляется заявителю непосредственно при переходе по указанной ссылке.
Таким образом, на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети "Интернет" доступно получение выписки из ЕГРЮЛ. Представленная информация исходит от уполномоченного государственного органа, что свидетельствует о достоверности и легитимности содержащихся в такой выписке сведений.
Отклонение заявки участника на основании представления им обозначенного документа, но не заверенного нотариусом и (или) самим налоговым органом, в данном случае явно противоречит обычаям делового оборота.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений о конкретном юридическом лице или конкретном индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа осуществляется бесплатно. В этой связи на сайте ФНС России реализован сервис "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа", позволяющий бесплатно получить содержащиеся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведения о конкретном юридическом лице и индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП или справка об отсутствии запрашиваемой информации формируется в формате PDF, содержащем усиленную квалифицированную электронную подпись и ее визуализацию, в том числе при распечатывании указанных выписки или справки.
В силу частей 1, 2 и 3 статьи 6 Закона об электронной подписи информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.
В силу положений Закона об электронной подписи, выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью, равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью (пункты 1 и 3 статьи 6 Закона об электронной подписи).
Исходя из презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений (часть 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленной выписки у общества не имелось.
Положения Закона о контрактной системе, связанные с предоставлением выписки из ЕГРЮЛ в определенном виде, направлены на недопущение включения в состав заявки участника закупки документа с недостоверными сведениями, чего в данном случае не доказано. Таким образом, суды не учли, что выписка из ЕГРЮЛ получена путем, официально определенным регулирующим органом.
Аналогичная правовая позиция соответствует практике рассмотрения подобных дел, в том числе и в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2018 N 306-КГ18-13540, от 21.11.2018 N 305-КГ-18-20106. При таких обстоятельствах у общества отсутствовали основания для отклонения заявки ИП главы КФХ Юсубова Мустафы АгабалыОглы.
Поскольку все фактические обстоятельства по делу суды установили, однако неправильно применили нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления общества о признании недействительными решения от 24.06.2019 N 247-Т/2019, предписания от 24.06.2019 N 30-247-Т/2019, определения от 17.10.2019 об установлении новых сроков исполнения предписания от 24.06.2019 N 30-247-Т-2019.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2020 по делу N А32-42544/2019 отменить.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24.06.2019 N 247-Т/2019, предписание от 24.06.2019 N 30-247-Т/2019 и определения от 17.10.2019 об установлении новых сроков исполнения предписания от 24.06.2019 N 30-247-Т-2019 признать недействительными.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений Закона об электронной подписи, выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью, равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью (пункты 1 и 3 статьи 6 Закона об электронной подписи).
Исходя из презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений (часть 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленной выписки у общества не имелось.
Положения Закона о контрактной системе, связанные с предоставлением выписки из ЕГРЮЛ в определенном виде, направлены на недопущение включения в состав заявки участника закупки документа с недостоверными сведениями, чего в данном случае не доказано. Таким образом, суды не учли, что выписка из ЕГРЮЛ получена путем, официально определенным регулирующим органом.
Аналогичная правовая позиция соответствует практике рассмотрения подобных дел, в том числе и в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2018 N 306-КГ18-13540, от 21.11.2018 N 305-КГ-18-20106. При таких обстоятельствах у общества отсутствовали основания для отклонения заявки ИП главы КФХ Юсубова Мустафы АгабалыОглы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 августа 2020 г. N Ф08-6194/20 по делу N А32-42544/2019