г. Краснодар |
|
26 августа 2020 г. |
Дело N А63-23955/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Афониной Е.И. и Рассказова О.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Макаровой А.В., проводимого с использованием систем видеоконференц-связи, при участии в судебном заседании от истца - Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю (ИНН 2634050372, ОГРН 1022601954913) - Чистофата Е.К. (доверенность от 01.01.2020), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью фирма "Жилье-Комфорт" (ИНН 2630005001, ОГРН 1022601457174), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.02.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2020 по делу N А63-23955/2018, установил следующее.
ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО фирма "Жилье-Комфорт" (далее - общество) о взыскании 8 977 100 рублей неосновательного обогащения в виде платы за дополнительные работы за счет предусмотренных сметной документацией лимитированных затрат и 7 344 400 рублей дополнительных работ, предусмотренных дополнительным соглашением от 26.10.2016 N 5/489 к государственному контракту от 18.12.2015 N 343513 (далее - контракт) и 606 446 рублей 15 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 26.12.2017 по 23.11.2018 (уточненные требования).
Решением суда от 27.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.05.2020, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы указывает, что подрядчик выполнил дополнительные работы, не предусмотренные сметой и техническим заданием. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что управление (заказчик) и общество (подрядчик) заключили контракт, по условиям которого подрядчик обязуется в соответствии с требованиями СНиП, действующих нормативных документов, условиями контракта и утвержденной проектно-сметной документацией (приложение N 1 к контракту) выполнить работы по строительству объекта "Лечебный корпус госпиталя медсанчасти ГУВД по Ставропольскому краю, г. Ставрополь", расположенного по адресу: г. Ставрополь, пр. Октябрьской Революции, 51, а заказчик обязуется принять от подрядчика результаты выполненных работ и оплатить обусловленную контрактом цену в порядке, установленном пунктами 3.1 - 3.5 контракта (пункты 1.1 и 1.2 контракта).
Согласно пункту 2.1 контракта стоимость работ составляет 290 902 189 рублей, в том числе НДС в размере 44 374 910 рублей 33 копеек. В цену контракта включена стоимость всех затрат подрядчика, необходимых для выполнения работ по контракту, в том числе лимитированные затраты.
По предложению заказчика возможно увеличение предусмотренных контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более, чем на десять процентов цены контракта (пункт 2.5 контракта).
Согласно пункту 5.2 контракта начало выполнения работ подрядчиком осуществляется с момента передачи заказчиком подрядчику проектно-сметной документации. Срок окончания работ - 20.11.2018.
Пунктом 9.8 контракта установлено, что сдача выполненных подрядчиком работ в соответствии с календарным планом выполнения работ и приемка их заказчиком оформляется актами о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, подписанными сторонами.
После окончания выполнения работ, входящих в объем обязательств подрядчика, производится сдача работ подрядчиком заказчику. Уведомление о сроке окончания работ должно быть направлено подрядчиком заказчику не позднее четырнадцати рабочих дней до даты окончания работ. Сдача работ заказчику производится в течение десяти календарных дней с даты, указанной в письменном уведомлении подрядчика о готовности к сдаче. Сдача-приемка работ оформляется актом приемки объекта капитального строительства, который подписывается сторонами. Окончательная приемка работ в эксплуатацию по акту сдачи-приемки работ осуществляется после выполнения сторонами всех обязательств, предусмотренных контрактом (пункты 10.1, 10.2 и 10.5 контракта).
Пунктами 3.2, 3.4 и 3.5 контракта установлено, что расчет осуществляется поэтапно в соответствии с календарным планом выполнения работ на основании представленных подрядчиком актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, а также исполнительной документации, подтверждающей фактическое выполнение работ. Оплата выполненных подрядчиком работ по контракту осуществляется по безналичному расчету в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств в течение пятнадцати календарных дней после подписания актов выполненных работ по форме N КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3.
Согласно пункту 15.6 контракта изменение условий контракта возможно по соглашению сторон по предложению заказчика, если увеличиваются предусмотренные контрактом объемы работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
При исполнении контракта по согласованию заказчика с подрядчиком допускается выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками (пункт 15.7 контракта).
Согласно пункту 15.9 контракта все изменения и дополнения к контракту оформляются в письменной форме в виде дополнительных соглашений, подписанных обеими сторонами.
26 октября 2016 года стороны заключили дополнительное соглашение N 4/489, в соответствии с которым сторонами снижена цена контракта без изменения предусмотренных контрактом объема и качества работ, пункт 2.1 изложен в новой редакции, стоимость работ по контракту определена в размере 283 557 789 рублей 95 копеек (в том числе НДС).
Дополнительным соглашением от 26.10.2016 N 5/489 к контракту увеличен объем работ в пределах 10% стоимости в соответствии с прилагаемым к дополнительному соглашению локально-сметным расчетом (приложение N 1), изменена цена контракта пропорционально дополнительному объему работ, предусмотренных контрактом, пункт 2.1 изложен в новой редакции, стоимость работ по контракту определена в размере 290 902 189 рублей 95 копеек, в том числе НДС. Локально-сметный расчет (приложение N 1) на сумму 7 344 400 рублей согласован сторонами без замечаний и возражений и содержит сведения о наименовании видов работ, объеме и стоимости работ, подлежащих выполнению.
Из содержания дополнительного соглашения от 21.12.2017 N 650 следует, что стороны приняли решение о выполнении работ, качество, технические и функциональные характеристики которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими характеристиками, указанными в контракте согласно приложению N 1 к соглашению. В связи с чем приложение N 1 "Проектно-сметная документация" раздел 003- 11 СМ.2 "Объектные локальные сметы" к контракту изложены в новой редакции согласно приложению N 2 к дополнительному соглашению.
Общая сумма выполненных работ по контракту согласно актам формы N КС-2 и справкам формы N КС-3 составила 290 902 189 рублей 95 копеек. Управление приняло выполненные работы без замечаний и возражений.
18 декабря 2017 года стороны подписали акт приемки законченного строительством объекта.
Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя выдал разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 25.12.2017 N 26-309000-730-2015.
Оплата выполненных работ произведена управлением в полном объеме, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела платежные поручения, а также акт сверки взаимных расчетов, составленный сторонами по состоянию на 31.12.2017, согласно которому задолженность истца перед ответчиком по контракту отсутствует.
После принятия работ и ввода объекта в эксплуатацию, КРУ МВД России проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности управления, по результатам которой составлен акт от 30.07.2018. В связи с выявленными КРУ МВД России нарушениями управление направило в адрес общества претензию от 10.09.2018 с указанием на необходимость возмещения ущерба в доход бюджета Российской Федерации, которая оставлена обществом без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения управления в арбитражный суд.
Спорные правоотношения регулируются положениями Закона N 44-ФЗ и главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 711 Гражданского кодекса заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок. Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача ему подрядчиком результата работ.
Как разъяснено в пункте 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" в соответствии с пунктом 1 статьи 711 и пунктом 1 статьи 746 Гражданского кодекса по договору строительного подряда оплате подлежит фактически выполненный (переданный заказчику) результат работ. Принятие заказчиком результата работ свидетельствует о его потребительской ценности для него и желании им воспользоваться. В таком случае выполненные работы подлежат оплате.
Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете (пункт 1 статьи 743 Гражданского кодекса).
Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы, и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику (пункт 3 статьи 743 Гражданского кодекса).
В силу пункта 4 статьи 743 Гражданского кодекса подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной пунктом 3 настоящей статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.
В статье 753 Гражданского кодекса установлено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
В силу статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 названного Закона.
Подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта допускается по соглашению сторон, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. Таким образом, законом установлена возможность увеличения объема и изменения цены контракта путем подписания дополнительного соглашения, но не более чем на 10% цены контракта.
В соответствии с пунктом 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017) с учетом положений статьи 8, части 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ, увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе, когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком также могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 названного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Кодекса).
Исследовав представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, принимая во внимание заключение судебной экспертизы, переписку и поведение сторон, учитывая специфику работ выполняемых по контракту, установив, что спорные работы не носят самостоятельного характера, необходимы для исполнения контракта в целом, выполнены, приняты и не превышают 10% от первоначально согласованной цены контракта, суды верно пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Дополнительные работы (товары) согласованы сторонами до начала их выполнения и подписания актов выполненных работ, их выполнение связано с предметом контракта и необходимо для его исполнения, работы (товары) приняты заказчиком, им используются и имеют для него потребительскую ценность. Стоимость дополнительных работ (товаров) не превысила первоначальную цену контракта (определена по результатам проведенных торгов) более чем на 10%, в связи с чем дополнительные соглашения сторон не противоречат действующему законодательству. Акты приемки выполненных работ подписаны заказчиком без возражений по поводу качества и объемов работ, в том числе дополнительных расходов; на момент подписания сторонами актов о приемке выполненных работ заказчик не оспаривал объем и стоимость выполненных работ и подписал акты с расценками, соответствующими контракту и подписанными сторонами дополнительными соглашениями. Выполненные обществом дополнительные работы согласованы с управлением, а также направлены на улучшение эксплуатационных характеристик и показателей объекта и достижение результатов, предусмотренных контрактом. Истец в нарушение статьи 65 Кодекса документально не подтвердил, что объем выполненных работ не соответствует уплаченной за выполнение данных работ стоимости.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют. Управление не доказало получение обществом денежных средств без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
Несогласие заявителя с выводами судов не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, или допущенной судами ошибке.
Обращаясь с иском, управление ссылается на акт контролирующего органа акт от 30.07.2018, который не подтвержден первичными документами, свидетельствующими о фактическом выполнении обществом работ в меньшем объеме, чем это указано в подписанных двухсторонних актах приема-передачи работ. Указанный документ составлен в одностороннем порядке, вследствие чего не является относимым и допустимым доказательством в силу норм статей 67 и 68 Кодекса.
Довод заявителя жалобы о несогласии с выводами судебной экспертизы суд кассационной инстанции отклоняет, поскольку он не свидетельствует о допущенных нарушениях при ее проведении, а также о неправильном применении судами норм материального и процессуального права при ее оценке в совокупности с иными доказательствами, представленными в материалы дела. Кроме того, суды установили, что названное экспертное заключение является полным, не содержит неясностей и противоречий, имеет обоснованные выводы по поставленным вопросам и соответствует требованиям статьи 86 Кодекса, поэтому правильно посчитали это заключение достоверным доказательством по делу. Заключение эксперта, который предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, надлежащим образом оценено судами в соответствии со статьями 71 и 86 Кодекса. Сведения, содержащиеся в экспертном заключении, управлением по существу не опровергнуты.
Суд кассационной инстанции также учитывает, что в силу пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" вопросы права и правовых последствий оценки доказательств относятся к исключительной компетенции суда.
Иные доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку полностью повторяют доводы апелляционной жалобы, по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.02.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2020 по делу N А63-23955/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы о несогласии с выводами судебной экспертизы суд кассационной инстанции отклоняет, поскольку он не свидетельствует о допущенных нарушениях при ее проведении, а также о неправильном применении судами норм материального и процессуального права при ее оценке в совокупности с иными доказательствами, представленными в материалы дела. Кроме того, суды установили, что названное экспертное заключение является полным, не содержит неясностей и противоречий, имеет обоснованные выводы по поставленным вопросам и соответствует требованиям статьи 86 Кодекса, поэтому правильно посчитали это заключение достоверным доказательством по делу. Заключение эксперта, который предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, надлежащим образом оценено судами в соответствии со статьями 71 и 86 Кодекса. Сведения, содержащиеся в экспертном заключении, управлением по существу не опровергнуты.
Суд кассационной инстанции также учитывает, что в силу пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" вопросы права и правовых последствий оценки доказательств относятся к исключительной компетенции суда."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 августа 2020 г. N Ф08-6326/20 по делу N А63-23955/2018