I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации по проведению проверки инженерно-технических средств физической защиты на ядерном объекте (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. N 456 "Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов", от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", от 3 июля 2006 г. N 412 "О федеральных органах исполнительной власти и уполномоченных организациях, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности использования атомной энергии", постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 декабря 2007 г. N 7 "Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов", приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 67 "Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к физической защите судов с ядерными энергетическими установками и судов-транспортировщиков ядерных материалов", постановлением Госатомнадзора России от 16 января 2002 г. N 3 "Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила физической защиты радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ", а также нормативными правовыми и правовыми актами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области надзора за безопасностью при использовании атомной энергии и актами иных федеральных органов исполнительной власти, межведомственными нормативными правовыми актами.
2. Настоящий документ содержит рекомендации по порядку и объёму проверок инженерно-технических средств физической защиты (далее - ИТСФЗ) работниками структурных подразделений центрального аппарата Ростехнадзора и его межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (далее - МТУ ЯРБ).
Термины, используемые в настоящих Методических рекомендациях, приведены в соответствии с Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. N 456.
3. Требования Методических рекомендаций обязательны для работников структурных подразделений центрального аппарата Ростехнадзора и МТУ ЯРБ, к компетенции которых относятся вопросы организации и осуществления надзора за физической защитой ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.
4. Проверка ИТСФЗ является составной частью проверки состояния физической защиты.
Проверка ИТСФЗ осуществляется по направлениям, указанным в настоящих Методических рекомендациях, в соответствии с утвержденной программой проверки.
Программа проверки составляется в соответствии с Типовой программой целевой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-07-12-2007), утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 декабря 2007 г. N 924.
5. Кроме Типовой программы целевой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов вопросы проверки ИТСФЗ определяются Положением о проведении целевой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-12-97), утвержденным приказом Госатомнадзора России от 2 апреля 1997 г. N 21, Инструкцией о порядке проведения целевой инспекции физической защиты объектов использования атомной энергии (РД-07-04-2006), утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 ноября 2006 г. N 1031.
6. Основной целью проверки является установление работоспособности ИТСФЗ и определение их соответствия требованиям нормативных правовых актов, обязательных для данного ядерного объекта (далее - ЯО), а также их готовности к выполнению задач по обнаружению несанкционированных действий и по задержке нарушителей на время, установленное при оценке эффективности системы физической защиты.
7. Проверка состояния и работоспособности ИТСФЗ осуществляется специалистами, занимающимися их обслуживанием, в присутствии представителей службы безопасности и подразделений, осуществляющих охрану ЯО.
Самостоятельная проверка этих систем методом "провокации" не проводится.
8. При проверке ИТСФЗ уделяется внимание выявленным нарушениям по вопросам:
а) находящимся в компетенции Ростехнадзора, но не включенным в программу проверки;
б) находящимся в компетенции других федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии.
В таких случаях применяются в установленном порядке санкции или об обнаруженных нарушениях письменно уведомляется соответствующий орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии или орган государственного контроля (надзора).
II. Направления проверки ИТСФЗ
9. Проверка ИТСФЗ проводится по следующим направлениям:
- инженерные средства;
- технические средства физической защиты (далее - ТСФЗ);
- состояние и функционирование ТСФЗ;
- организация технической эксплуатации ИТСФЗ.
Во всех случаях проверяется устранение недостатков, выявленных при предыдущих проверках.
III. Проверка инженерных средств
10. В ходе проверки инженерных средств проверяются:
а) наличие проектной документации на инженерные средства и ее соответствие требованиям нормативных правовых актов;
б) соответствие существующих инженерных средств проектной документации;
в) наличие и состояние инженерных средств по периметру охраняемых зон, в том числе наличие постоянных или съемных решеток, крышек, дверей (замков и пломб на них) на подземных и наземных коммуникациях ЯО, имеющих входы или выходы в виде колодцев, люков, лазов, шахт, открытых трубопроводов, каналов и на других подобных сооружениях, через которые можно проникнуть в охраняемые зоны;
г) наличие и состояние инженерных средств в категорированных зданиях, сооружениях и помещениях;
д) наличие и состояние инженерных средств контрольно-пропускных пунктов (далее - КПП) для прохода людей и проезда автомобильного и железнодорожного транспорта, в том числе противотаранных устройств и средств защиты от поражения стрелковым оружием лиц, выполняющих контрольные и пропускные функции;
е) наличие и состояние инженерных средств на центральном и локальном пунктах управления (далее - ЦПУ и ЛПУ);
ж) наличие и состояние инженерных средств для организации транспортировки и перевозки ядерных материалов на ЯО, на которых осуществляются внутриобъектовые перевозки.
11. Инженерные средства проверяются путем обхода и визуального осмотра их целостности и общего состояния.
При этом проверяются:
а) исправность основного ограждения, отсутствие в нем проломов, лазов, разрушенных секций ограждения, отклонений от вертикали, а также отсутствие элементов, способствующих его преодолению без использования специальных средств;
б) наличие инженерных заграждений, установленных на отдельных и наиболее уязвимых участках запретной зоны, на воздушных и подземных коммуникациях, в местах стыков основного ограждения со зданиями и сооружениями, на крышах зданий, КПП, прилегающих территориях (акваториях);
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
г) оборудование запретной зоны исправными водоотводными устройствами для сброса паводковых вод с контрольно-следовой полосы, тропы нарядов, дороги охраны;
д) исправность тропы нарядов, наличие переходных мостиков через овраги, ручьи и канавы, а там, где необходимо - откосных лестниц с перилами;
е) наличие выгороженных досмотровых площадок, оборудованных эстакадами и/или ямами для досмотра транспорта на автотранспортных и железнодорожных КПП, исправность ворот КПП, отсутствие лазов и подкопов под ними;
ж) исправность внутреннего и внешнего ограждений запретной зоны, отсутствие в них порывов колючей проволоки или сетки, прочность и установка без наклона от вертикали опор ограждений;
з) наличие указательных, предупредительных и разграничительных знаков установленного образца, соответствие места установки знаков установленным требованиям;
и) исправность проезжей части дороги охраны на ЯО, позволяющей осуществлять движение автотранспорта с заданной скоростью в любое время года и оснащенность ее необходимыми дорожными знаками, наличие техники, необходимой для поддержания проходимости дорог в плохих погодных условиях;
к) наличие защитно-оборонительных сооружений для часовых по периметру охраняемых зон, у КПП и у охраняемых зданий, обеспечивающих надежную защиту часовых от поражения стрелковым оружием, наблюдение за охраняемой территорией и ведение огня из них;
л) исправность противотаранных устройств и их работоспособность (при наличии автоматических противотаранных устройств).
IV. Проверка технических средств физической защиты
12. В ходе проверки ТСФЗ проверяются:
а) наличие проектной документации на ТСФЗ и ее соответствие требованиям нормативных правовых актов;
б) соответствие существующего комплекса ТСФЗ проектной документации;
в) наличие и работоспособность на границах защищенной и других охраняемых зон средств системы охранной сигнализации (далее - ОС) на путях возможного проникновения внешнего и внутреннего нарушителей, непрерывность действия системы ОС, способность системы ОС определять место нарушения и направление движения нарушителя;
г) наличие и работоспособность тревожно-вызывной сигнализации (далее - ТВС) на периметре защищенной зоны, на постах охраны, КПП, в охраняемых зданиях и категорированных помещениях, возможность определения места поступления сигнала, приоритетность поступающей информации от ТВС в ЦПУ;
д) наличие и работоспособность систем контроля и управления доступом на ЯО и их способность обеспечивать необходимую пропускную способность, идентификацию личности, затруднение проникновения на ЯО и обратно, соблюдение установленных требований пропускного режима, возможность блокирования нарушителя и досмотра персонала ЯО, командированных лиц и посетителей на предмет проноса ядерных материалов, взрывчатых веществ, предметов из металла;
е) наличие и работоспособность систем оптико-электронного наблюдения и оценки ситуации (далее - СОЭН) за периметрами охраняемых зон, КПП, охраняемыми зданиями, сооружениями. Обеспечение СОЭН средствами сбора, передачи и отображения видеоинформации, ее обработки и документирования;
ж) наличие и функционирование надежной и непрерывной оперативной связи (прямой телефонной связи, радиосвязи) и оповещения между персоналом подразделений физической защиты в целях обеспечения скоординированных действий по охране ядерного объекта в штатных и чрезвычайных ситуациях, учет и протоколирование переговоров с указанием времени и продолжительности переговоров, организацию каналов связи между руководством ЯО, службой безопасности, подразделениями охраны, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих охрану и безопасность ЯО, исключение несанкционированного подключения к системе оперативной связи и оповещения других абонентов;
з) наличие и функционирование систем электроснабжения и освещения (при этом проверяется: наличие основного и резервного электроснабжения, возможность автоматического перехода на резервное электроснабжение, размещение устройств электропитания в специально оборудованных помещениях с ограниченным доступом, обеспечение требуемого уровня освещенности запретных зон, автоматического включения освещения отдельных участков периметра ограждения при срабатывании охранной сигнализации, ручного включения освещения участков периметра и других охраняемых объектов из караульного помещения, освещения досмотровых площадок автомобильных и железнодорожных КПП, КПП для прохода людей, аварийного освещения помещений караулов, КПП, входов в здания, коридоров у категорированных помещений);
и) наличие и выполнение планов модернизации и реконструкции ТСФЗ;
к) выработка ресурса ТСФЗ до списания (истечения срока службы);
л) наличие сертификатов на ТСФЗ (в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии");
м) наличие инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию ТСФЗ.
V. Проверка состояния и функционирования ТСФЗ
13. ТСФЗ проверяются путем визуального осмотра их состояния, анализа ведения эксплуатационной документации на них, проверки ТСФЗ на соответствие проектной документации. Проверка ТСФЗ производится персоналом, эксплуатирующим указанные средства, выборочно, путем определения:
- работоспособности аппаратуры;
- исправности и функционирования отдельных узлов и блоков по встроенным и приданным измерительным приборам;
- исправности антенных систем средств обнаружения, соединительных кабелей.
При этом проверяются:
а) работоспособность функциональных систем, входящих в комплекс ТСФЗ;
б) комплектность ТСФЗ - по соответствию фактического наличия имущества описи комплекта;
в) фактическое состояние ТСФЗ.
14. Проверка функционирования ТСФЗ осуществляется с ЦПУ или ЛПУ выборочно.
15. При этом проверяется способность любой из функциональных систем, входящих в комплект ТСФЗ, реагировать на поданный сигнал, имитирующий действия нарушителя, и отрабатывать заложенный в систему проектантом алгоритм действия.
16. В процессе проверки функционирования ТСФЗ (во время нахождения проверяющего на ЦПУ или ЛПУ) проверяется реализация следующих требований нормативных правовых актов:
а) выдача сигналов о проникновении в охраняемые зоны, здания, сооружения, помещения или в грузовые отсеки транспортных средств, перевозящих ядерные материалы и ядерные установки, лиц, не имеющих на это права, или с нарушением установленного порядка (далее - несанкционированное проникновение);
б) определение на периметрах (границах) охраняемых зон времени и места несанкционированных проникновений, а на периметре (границе) защищенной зоны - направления движения нарушителей;
в) осуществление наблюдения за охраняемыми зонами, зданиями, сооружениями, помещениями с целью оценки ситуации;
г) регистрация (документирование) сигналов от ТСФЗ, распоряжений и команд, отдаваемых оператором ЦПУ и докладов часовых;
д) организация системы двусторонней связи между ЦПУ и ЛПУ, а также между пунктами управления и подразделениями охраны, в том числе с использованием средств радиосвязи;
е) нахождение ЦПУ, ЛПУ и их серверных помещений внутри охраняемой зоны, размещение в специально оборудованных помещениях, имеющих пуленепробиваемые двери и стекла, обеспечивающих:
- защиту от несанкционированного доступа к оборудованию и информации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по защите информации;
- тестирование оборудования без нарушения работоспособности комплекса ТСФЗ или отдельных его элементов;
- дублирование и резервирование оборудования, вывод информации на ЛПУ и ЦПУ о переходе ТСФЗ или их элементов на резервное питание с обязательной регистрацией;
ж) укомплектованность ЦПУ (ЛПУ) персоналом в соответствии со штатным расписанием и должностными инструкциями, нахождение его под постоянным контролем дежурной смены, осуществление контроля деятельности операторов;
з) достаточность полномочий операторов ЦПУ (ЛПУ) для принятия решений в штатных и чрезвычайных ситуациях и отсутствие в их обязанностях каких-либо функций, мешающих им выполнять свои основные обязанности.
Кроме того, в процессе проверки функционирования ТСФЗ предусматривается проверка знаний операторами ЦПУ (ЛПУ) своих обязанностей и их способности принимать правильные решения в штатных и чрезвычайных ситуациях.
VI. Проверка организации технической эксплуатации ИТСФЗ
17. Организация технической эксплуатации ИТСФЗ проверяется с учетом выполнения руководителями и инженерно-техническим составом ЯО требований ведомственных нормативных правовых и правовых актов по организации эксплуатации ИТСФЗ, своих функциональных обязанностей, а также с учетом соблюдения обслуживающим персоналом правил техники безопасности при обслуживании ИТСФЗ, организации их своевременного ремонта и замены. В ходе проверки организации технической эксплуатации ИТСФЗ проверяется:
а) ввод в эксплуатацию и закрепление ИТСФЗ за подразделениями и инженерно-техническим персоналом ЯО;
б) профессиональная подготовка и допуск персонала к эксплуатации ИТСФЗ;
в) планирование технической эксплуатации ИТСФЗ;
г) техническое обслуживание и ремонт ИТСФЗ;
д) контроль технического состояния и эксплуатации ИТСФЗ должностными лицами ЯО (командованием воинских частей), ведомственными и объектовыми комиссиями;
е) обеспечение и соблюдение мер безопасности при эксплуатации ИТСФЗ;
ж) ведение эксплуатационной и учетной документации.
18. При этом проверяется:
наличие приказов руководителя ЯО (командира воинской части) о вводе в эксплуатацию и закреплении ИТСФЗ за подразделениями и инженерно-техническим персоналом ЯО;
наличие удостоверений на право эксплуатации ИТСФЗ, протоколов проверки знаний правил эксплуатации и техники безопасности у персонала;
наличие утвержденных планов-графиков выполнения технического обслуживания ИТСФЗ, выписок из них в карауле, планов проверки технического состояния и работоспособности комплекса ИТСФЗ;
наличие и укомплектованность рабочих мест для проведения регламентных работ на ИТСФЗ, проведение регламентных работ в момент проверки, полнота и качество их проведения, наличие технических описаний, инструкций по эксплуатации и проведению регламентных работ, должностных инструкций обслуживающего персонала, использование измерительных приборов, рекомендованных заводом-изготовителем и поверенных в органе метрологической службы, отметки в формулярах (паспортах) о ранее проведенном техническом обслуживании;
наличие записей должностных лиц ЯО (командования воинских частей) о проверке технического состояния и эксплуатации ИТСФЗ, актов технического состояния ИТСФЗ, выработавших установленный срок эксплуатации;
наличие записей о выявленных неисправностях ТСФЗ в процессе плановых проверок и принятие предусмотренных компенсирующих мер на время устранения неисправностей;
наличие и выполнение требований инструкций по технике безопасности, других документов, определяющих требования по безопасности при эксплуатации ИТСФЗ, наличие поверенных средств защиты персонала от поражающих факторов электрического тока;
наличие записей в формулярах о вводе в эксплуатацию и закреплении ИТСФЗ за подразделениями и инженерно-техническим персоналом ЯО, техническом состоянии, проведенных регламентных работах и ремонтах;
организация продления срока службы и ресурса ТСФЗ, наличие актов о продлении срока службы и ресурса;
соблюдение сроков поверки измерительных приборов.
VII. Оформление результатов проверки ИТСФЗ
19. Результаты проверки ИТСФЗ оформляются актом проверки физической защиты (с учетом наличия сведений, составляющих служебную или государственную тайну).
20. В случае обнаружения нарушений в функционировании и технической эксплуатации ИТСФЗ выдается предписание руководству объекта об устранении выявленных нарушений.
Выявленные в процессе проверки нарушения и недостатки анализируются с целью определения:
степени их влияния на эффективность системы физической защиты и состояние антитеррористической защищенности объекта;
причин и условий, приведших к нарушениям и недостаткам;
мер по устранению и недопущению в дальнейшем подобных нарушений и недостатков.
21. Сроки устранения нарушений устанавливаются председателем комиссии или членами комиссии, ответственными за проверку физической защиты, с учетом предложений представителей проверяемого объекта. Эти сроки не превышают времени, необходимого для выполнения соответствующих работ.
На период устранения нарушений в функционировании и технической эксплуатации ИТСФЗ принимаются компенсирующие меры, достаточность принятых мер подтверждается оценкой эффективности системы физической защиты и согласовывается с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление (координацию) деятельностью ядерного объекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по проведению проверки инженерно-технических средств физической защиты на ядерном объекте (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 декабря 2011 г. N 737)
Опубликование:
-