Решение Челябинского областного суда от 20 июня 2023 г. по делу N 3а-114/2023
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 05.10.2023 N 66а-955/2023 настоящее решение оставлено без изменения
УИД 74OS0000-01-2023-000072-13
Челябинский областной суд в составе
председательствующего судьи Лопаткиной Л.А.,
при секретаре судебного заседания Мельник А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ПАО "Уралкуз" к Собранию депутатов Чебаркульского городского округа Челябинской области о признании не действующим в части решения от 28.12.2022 N 439, установил:
публичное акционерное общество "Уральская Кузница" (далее - ПАО "Уралкуз") обратилось в суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов Чебаркульского городского округа о признании не действующим со дня вступления в законную силу пункта 6.0 приложения N 1 к решению Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от 28.12.2022 N 439 "Об установлении значений коэффициентов К1, К2, К3, в целях определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов"; компенсации расходов по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административным истцом 28.05.2015 заключен договор N 28 аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора с правом присоединения, по которому заявитель принял в аренду земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 1141699 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - для производственных целей, на срок с 28.05.2015 по 27.05.2061. Размер арендной платы за указанный земельный участок рассчитывается по правилам части 1 статьи 1 Закона Челябинской области от 24.04.2008 N 257-ЗО "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов" (далее - Закон Челябинской области N 257-ЗО), с применением в том числе коэффициента К1, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка "Производственная деятельность" равного 1,5. Показатель коэффициента К1 определен оспариваемым пунктом 6.0, нарушающим права и законные интересы ПАО "Уралкуз", поскольку установлен без учета принципа экономической обоснованности арендной платы, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582). Таким образом, у заявителя возникает обязанность осуществлять арендную плату в экономически необоснованном завышенном размере, что нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель ПАО "Уралкуз" Кудрякова Н.В. требования поддержала.
Представители административного ответчика Собрания депутатов Чебаркульского городского округа Челябинской области Якупова Н.Б., заинтересованного лица Управления муниципальной собственности Администрации Чебаркульского городского округа Каюмов Р.А. с требованиями не согласилась.
Заинтересованное лицо Прытков Г.В. в судебном заседании поддержал административные требования.
Представители заинтересованных лиц АО "Электросеть", Союза "Южно-Уральская торгово-промышленная палата" в судебное заседание при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства не явились.
Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных и не явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, участвующего в деле прокурора, полагавшего административные требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ПАО "Уралкуз" арендует земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 1141699 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора аренды земельного участка от 28.05.2015 N 28 со множественностью лиц на стороне арендатора с правом присоединения (Т. 1, л. д. 9 - 23).
По условиям вышеприведенного договора аренды административный истец обязан уплачивать арендную плату за период с 01.01.2023 по 31.12.2023, рассчитанную по формуле, установленной Законом Челябинской области N 257-ЗО с учетом коэффициентов, утвержденных решением Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от 28.12.2022 N 439 "Об установлении значений коэффициентов К1, К2, К3, в целях определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов" (Т. 1, л. д. 25).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено названным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов, на территории Челябинской области установлен Законом Челябинской области N 257-ЗО.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Челябинской области N 257-ЗО размер годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов, определялся по формуле:
Ап = Скад * Сап / 100 % * К1 * К2 * К3, где:
Ап - размер арендной платы;
Скад - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;
Сап - ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка;
К1 - коэффициент, учитывающий вид деятельности арендатора;
К2 - коэффициент, учитывающий особенности расположения земельного участка в городском округе, муниципальном районе;
К3 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона Челябинской области N 257-ЗО (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта) значения коэффициента К1 могут устанавливаться по решению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов при наличии экономического обоснования в пределах от 0,1 до 20 в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
Частью 1.1 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
В силу пункта 1 статьи 25 Устава муниципального образования "Чебаркульский городской округ" Собрание депутатов является постоянно действующим коллегиальным органом городского округа, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Собрание депутатов состоит из 23 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе мажоритарной избирательной системы относительно большинства. Собрание депутатов осуществляет свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Устава муниципального образования "Чебаркульский городской округ" решения Собрания депутатов о принятии Устава городского округа, а также о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа, об утверждении бюджета, планов и программ развития городского округа, отчетов об их исполнении, о принятии и внесении изменений в Регламент Собрания депутатов, о защите прав депутата, об удалении главы городского округа в отставку и иных вопросах, предусмотренных действующим законодательством, настоящим Уставом городского округа и регламентом Собрания депутатов, считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов Собрания депутатов. Решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, и решения по другим вопросам принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Собрания депутатов.
Согласно пункту 4 статьи 29 Устава муниципального образования "Чебаркульский городской округ" решения Собрания депутатов вступают в силу со дня подписания, если иное не установлено в самом Решении Собрания депутатов. Решения Собрания депутатов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает Чебаркульский городской округ, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием решений Собрания депутатов считается публикация полного их текста в периодическом печатном издании на основании гражданско-правового договора, заключаемого на определенный срок. Официальным обнародованием решений Собрания депутатов считается размещения их на информационных стендах городского округа в порядке, установленном Решением Собрания депутатов.
28.12.2022 Собранием депутатов Чебаркульского городского округа принято решение N 439 "Об установлении значений коэффициентов К1, К2, К3, в целях определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов" (далее - Решение N 439).
Согласно выписке из протокола заседания Собрания депутатов Чебаркульского городского округа Челябинской области от 28.12.2022 на заседании присутствовало 21 из 23 избранных депутата.
На заседании третьим вопросам обсуждался проект решения "Об установлении значений коэффициентов К1, К2, К3, в целях определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов". "За" проголосовали - 21 человек, против - 0, воздержались - 0.
Решение принято большинством голосов от числа избранных депутатов.
Решение N 439 опубликовано в газете "Южноуралец" N 3 (13643) от 27.01.2023, а также размещено на официальном сайте Собрания депутатов Чебаркульского городского округа sdchebarcul.eps.74.ru.
Таким образом, Решение N 4 принято уполномоченным органом в правомочном составе с соблюдением установленного законом порядка принятия и надлежащим образом опубликовано, что административным истцом не оспаривается.
Проверяя содержание оспариваемого пункта Приложения N 1 к Решению N 439, устанавливающего значение коэффициента К1 для земельных участков с видом разрешенного использования "производственная деятельность" (код ВРИ 6.0) в размере 1,5, на соответствие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, одним из которых является принцип экономической обоснованности, заключающийся в установлении размера арендной платы, соответствующего доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 582).
В силу прямого указания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11.05.2004 N 209-О сформулировал правовую позицию, согласно которой при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, пунктом 2 которых установлено, что в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Таким образом, ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
В этой связи при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
В подтверждение доводов о законности оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком представлено заключение N по результатам экономического обоснования коэффициентов К1, К2, К3, применяемых для расчета годовой арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Чебаркульского городского округа, подготовленное специалистом Союза "Южно-Уральская торгово-промышленная палата" ФИО3 на основании муниципального контракта N 56, заключенного 04.07.2022 с Управлением муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа.
Из содержания вышеуказанного заключения следует, что при определении коэффициента исполнитель руководствовался Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, постановлением N 582, приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости права аренды земельных участков, утвержденных распоряжением Минимущества России от 10.04.2003 N 1102-р, Законом Челябинской области N 257-ЗО, решением Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от 05.04.2022 N 294 "Об установлении земельного налога на территории Чебаркульского городского округа".
Исполнителем заключения разработаны 3 варианта значения коэффициентов (пессимистический, реалистический, оптимистический) и приведены экономические гипотезы для каждого из вариантов расчета, проведен анализ соответствия экономического обоснования основным принципам определения арендной платы.
Между тем, из отчета не следует, что для определения значений коэффициентов арендной платы производилась оценка доходности арендуемых земельных участков, с учетом которой осуществлялись расчеты. Напротив, специалист полагал, что кадастровая стоимость уже включает в себя потенциальную доходность земельного участка, в связи с чем введение дополнительных коэффициентов в формулу расчета является необоснованным.
Учитывая изложенное, суд считает, что экономическое обоснование для установления оспариваемым в части нормативным правовым актом размера коэффициента К1 в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "производственная деятельность" отсутствует. Установление коэффициента является произвольным, не связанным с многофакторным анализом доходности земельных участков, что противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о признании не действующим Приложения N 1 к решению N 439 в части установления значения коэффициента К1 для земельных участков с видом разрешенного использования "производственная деятельность" (код ВРИ 6.0) в размере 1,5.
В разъяснениях, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", отмечено, что, в случае установления противоречия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся, он может быть признан не действующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно требованиям, содержащимся в подпункте 2 части 4 статьи 215 КАС РФ опубликование решения суда или сообщения о его принятии должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица.
Сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в газете "Южноуралец" в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу ПАО "Уралкуз" подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей, уплаченная платежным поручением N 2142.
Руководствуясь статьями 175 - 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Приложение N 1 к решению Собрания депутатов Чебаркульского городского округа Челябинской области от 28.12.2022 N 439 "Об установлении значений коэффициентов К1, К2, К3 в целях определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов" в части установления значения коэффициента К1 для земельных участков с видом разрешенного использования "производственная деятельность" (код ВРИ 6.0) в размере 1,5.
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в газете "Южноуралец" в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Собрания депутатов Чебаркульского городского округа Челябинской области в пользу ПАО "Уралкуз" государственную пошлину в размере 4500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 04.07.2023.
Председательствующий |
Л.А. Лопаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Челябинского областного суда от 20 июня 2023 г. по делу N 3а-114/2023 Ключевые темы: коэффициент арендной платы за земельные участки - для производственных целей - принцип экономической обоснованности арендной платы
Опубликование:
-