г. Краснодар |
|
28 августа 2020 г. |
Дело N А63-18859/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Афониной А.В. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от истца - государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайавтодорсервис" - конкурсного управляющего Ковальчука В.П. (паспорт), от ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края - Базияна Д.О. (доверенность от 16.06.2020), в отсутствии ответчика - государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Дорожно-эксплуатационно-строительное управление N 2 им. В.И. Демидова", третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.01.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020 по делу N А63-18859/2019, установил следующее.
ГУП Ставропольского края "Ставрополькрайавтодорсервис" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию Ставропольского края "Дорожно-эксплуатационно-строительное управление N 2" им. В.И. Демидова (далее - управление), Министерства имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) о признании права хозяйственного ведения на следующие объекты недвижимости:
1. Нежилые помещения 1 - 10, 14 - 32 площадью 1637,9 кв. м с кадастровым номером: 26:12:010402:2836, расположенные по адресу: г. Ставрополь, ул. Индустриальная, 6;
2. Нежилые помещения площадью 101,5 кв. м с кадастровым номером: 26:12:010402:2652, расположенные по адресу: г. Ставрополь, ул. Индустриальная, 6;
3. Нежилое здание - котельная площадью 44,6 кв. м с кадастровым номером: 26:12:010402:681, расположенное по адресу: г. Ставрополь, ул. Индустриальная, 6;
4. Нежилое здание - проходная площадью 40,1 кв. м с кадастровым номером: 26:12:010402:729, количество этажей 2, расположенное по адресу: г. Ставрополь, ул. Индустриальная, 6;
5. Нежилое здание - трансформаторная подстанция площадью 52,8 кв. м с кадастровым номером: 26:12:010402:649, расположенное по адресу: г. Ставрополь, ул. Индустриальная, 6;
6. Нежилое здание - ремонтно-механические мастерские (РММ) со складом площадью 564,1 кв. м с кадастровым номером: 26:12:010402:647, расположенное по адресу: г. Ставрополь, ул. Индустриальная, 6;
7. Нежилое здание - насосная станция площадью 18,3 кв. м с кадастровым номером: 26:12:010402:682, расположенное по адресу: г. Ставрополь, ул. Индустриальная, 6 (измененные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Определением суда первой инстанции от 02.12.2019 для совместного рассмотрения данное дело объединено с делами N А63-18866/2019, А63-18865/2019, А63-18861/2019 и А63-18862/2019 в одно производство.
Решением суда первой инстанции от 13.01.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.06.2020, исковые требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что спорные объекты находятся во владении предприятия и переданы ему на основании распоряжения министерства. Апелляционный суд также отметил, что управление не имеет никакой возможности восполнить недостающую регистрацию ввиду того что спорным имуществом не владеет с 2009, а у министерства в силу части 2 статьи 126 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия собственника имущества должника унитарного предприятия, то у истца не оставалось иного способа, кроме как в судебном порядке защитить свое право на недвижимое имущество.
В кассационной жалобе министерство просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований - отказать. По мнению заявителя, выводы судов не обоснованы, право хозяйственного ведения не зарегистрировано, факт нахождения имущества на балансе, а также использование данного имущества не свидетельствует о возникновении вещного права. Предприятие избрало ненадлежащий способ защиты.
В отзыве на кассационную жалобу истец указал на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и возражения отзыва.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что на основании распоряжения министерства от 23.12.2008 N 1140, ГУП СК "ДЭСУ N 2 им. В.И. Демидова" реорганизовано путем выделения из его состава ГУП СК "Кочубеевский карьер", ГУП СК "Крайавтомост" и предприятие. В связи с реорганизацией предприятие согласно распоряжению министерства от 29.06.2009 N 574, по передаточному акту от 01.04.2009 с баланса управления на баланс предприятия передано спорное недвижимое имущество на праве хозяйственного ведения.
Ранее согласно распоряжению министерства от 10.12.2008 N 1077 объекты недвижимости переданы на баланс ГУП СК "ДЭСУ N 2 им. В.И. Демидова" также на праве хозяйственного ведения.
Земельный участок, расположенный под спорными объектами недвижимости, с кадастровым номером 26:12:010402:23 площадью 16509 кв. м, местоположение: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Индустриальная, 6, разрешенное использование:
под производственной базой, министерство предоставило предприятию (в редакции дополнительного соглашения от 13.03.2018) в аренду сроком с 01.11.2017 по 01.11.2027.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края (дело N А63-8111/2016) от 19.07.2016 возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 13.04.2017 должник признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 03.04.2019 процедура конкурсного производства в отношении предприятия продлена сроком на 6 месяцев до 06.10.2019.
В ходе банкротства предприятия конкурсный управляющий установил, что на балансе предприятия числится спорное имущество, право на которое не зарегистрировано в установленном законом порядке, в связи с чем 30.01.2019 обратился в регистрирующий орган для регистрации права хозяйственного ведения. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю заявителю отказало в предоставлении заявленной услуги, с указанием на отсутствие зарегистрированного права хозяйственного ведения у передающей стороны управления (уведомление 13.05.2019).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предприятия в суд с иском.
В соответствии с частью 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (статьи 294, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с названным Кодексом.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.11.2012 по делу N А63-13432/2012 признано право собственности субъекта Российской Федерации - Ставропольского края на спорные объекты недвижимого имущества.
Согласно правилу пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества.
В силу статей 8.1 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 5 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Из материалов дела усматривается, что государственная регистрация права хозяйственного ведения на спорные объекты недвижимости не осуществлялась.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установив, что заявленные объекты находятся в фактическом владении предприятия, поступили в его владение на основании распоряжения министерства от 29.06.2009 N 574 "О внесении изменений в реестр государственного имущества Ставропольского края", суды верно пришли к выводу о том, что заявленное имущество признается находящимся (поступившим) в хозяйственное ведение предприятия и обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Приведенные доводы были предметом оценки судов обеих инстанций. Заявитель жалобы не ставит под сомнение действительность распоряжения министерства от 29.06.2009 N 574 о передаче с баланса управления на баланс предприятия спорного недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"). Однако в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей управлением и передачей министерством спорного имущества с незарегистрированным правом на баланс нарушено предприятия на владение данным имуществом на законных основаниях.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.01.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020 по делу N А63-18859/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенные доводы были предметом оценки судов обеих инстанций. Заявитель жалобы не ставит под сомнение действительность распоряжения министерства от 29.06.2009 N 574 о передаче с баланса управления на баланс предприятия спорного недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"). Однако в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей управлением и передачей министерством спорного имущества с незарегистрированным правом на баланс нарушено предприятия на владение данным имуществом на законных основаниях."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 августа 2020 г. N Ф08-6604/20 по делу N А63-18859/2019