Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 20 января 2023 г. N 20/346
Департамент мелиорации Минсельхоза России рассмотрел письмо ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" (далее соответственно - Департамент, Министерство, Учреждение) от 16 декабря 2022 г. N 4931, касающееся разъяснения норм действующего законодательства, и в рамках установленной компетенции сообщает следующее.
Пунктом 12.5 Регламента Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного приказом Минсельхоза России от 12 февраля 2013 г. N 56, установлено, что разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются Минсельхозом России в случаях, если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
При этом обязанность по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также по толкованию норм, терминов и понятий на Министерство не возложена.
Вместе с тем по обозначенным в обращении вопросам Департамент считает возможным сообщить следующее.
Согласно абзацу 3 статьи 30 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (далее - Федеральный закон "О мелиорации земель"), сооружение и эксплуатация линий связи, электропередач, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по согласованию с организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
В соответствии с пунктом 3.4.26. Устава Учреждения, утвержденного приказом Минсельхоза России от 20 сентября 2021 г. N 638, Учреждение вправе осуществлять согласование сооружения и эксплуатации линий связи, электропередач, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях.
При этом, исходя из смысла положения абзаца третьего статьи 30 Федерального закона "О мелиорации земель", необходимость согласования строительства объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях продиктована необходимостью обеспечения функционирования мелиоративного комплекса Российской Федерации, а также соблюдения требований законодательства при проведении мелиоративных работ. Кроме того, указанное строительство также должно согласовываться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере агропромышленного комплекса.
По вопросу необходимости разработки проекта мелиорации для проведения уходных работ в мелиоративных насаждениях Департамент сообщает.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О мелиорации земель" к агролесомелиорации относятся:
создание мелиоративных защитных лесных насаждений (далее - мелиоративные насаждения) на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях в целях защиты земель от эрозии (противоэрозионная агролесомелиорация);
создание мелиоративных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков, в том числе предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, в целях защиты указанных земель и земельных участков от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения (полезащитная агролесомелиорация);
создание мелиоративных насаждений по границам пастбищ в целях предотвращения деградации почв на пастбищах (пастбищезащитная агролесомелиорация).
Согласно статье 25 Федерального закона "О мелиорации земель" мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные нормы и правила. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
Согласно пункту 2 Порядка разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель (далее - Порядок), утвержденного приказом Минсельхоза России от 15 мая 2019 г. N 255, проекты мелиорации должны быть разработаны, согласованы и утверждены до начала проведения мелиоративных мероприятий.
Согласно статье 2 Федерального закона "О мелиорации земель", мелиоративные мероприятия - проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание мелиоративных насаждений проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ.
В связи с изложенным, полагаем, что необходимость разработки, утверждения и согласования проекта мелиорации предусмотрена только в отношении создания мелиоративных насаждений.
Вместе с тем, во избежание в дальнейшем неоднозначного толкования действующего законодательства, Департаментом инициировано внесение изменений в Порядок, в соответствии с которыми, согласование проекта мелиорации, предусматривающего проведение уходных работ за мелиоративными насаждениями возможно только в отношении мелиоративных насаждений, сведения о которых верифицированы в рамках учета мелиоративных насаждений, проводимого в соответствии с приказом Минсельхоза России от 14 августа 2020 г. N 485.
Касательно необходимости проведения компенсационного создания мелиоративных насаждений сообщаем, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению достигнутого уровня мелиорации.
При этом проведение конкретных мероприятий, которые необходимо осуществить в целях исполнения указанного положения Земельного кодекса Российской Федерации, действующим законодательством не определено, в связи с чем проведение компенсационного восстановления мелиоративных насаждений или иных мелиоративных мероприятий определяется правообладателем земельного участка, в том числе по итогам обследований.
Демонтаж мелиоративных насаждений в целях размещения линейных объектов не направлен на цели коренного улучшения земель. Полагаем, что древесина, образуемая в результате демонтажа мелиоративных насаждений является условным отходом, принадлежащим владельцу мелиоративных насаждений, распоряжаться которым возможно в соответствии с требованиями действующего гражданского законодательства, законодательства в области обращения с отходами, а также в области охраны окружающей среды.
Последствия для лица, действия которого привели к повреждению или уничтожению мелиоративных насаждений, определяются в соответствии с Гражданским и Земельным законодательством Российской Федерации, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
По вопросу необходимости разработки проекта гидромелиорации в случае реконструкции мелиоративных систем, либо в случае дополнительного строительства на существующих мелиоративных системах иных объектов и сооружений Департамент сообщает следующее.
Согласно подпунктам "в", "г" и "ж" пункта 5 Порядка проекты мелиорации должны содержать:
предлагаемый тип и вид мелиорации на земельном участке, а также сведения о технике (устройствах, машинах, оборудовании) и (или) технологии, которые будут применены в целях осуществления мелиоративных работ при выбранном типе мелиорации;
обоснование необходимости проведения выбранного типа и вида мелиорации на земельном участке с учетом характеристик мелиорируемого земельного участка, в том числе геоморфологии и рельефа земельного участка, его гидрологических, гидрогеологических, инженерно-геологических и почвенно-мелиоративных условий. Обоснование должно быть подготовлено с учетом действующих актов законодательства Российской Федерации, а также документов по стандартизации, норм и правил в области мелиорации земель, в соответствии с которыми планируется проведение мелиорации;
перечень мероприятий по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Изменение конструктивных элементов мелиоративной системы может повлечь изменение осушенных и орошаемых площадей, необходимость осуществления иных охранных мероприятий.
Кроме того отмечаем, что мелиоративная система, созданная в целях гидромелиорации земель, является комплексом взаимосвязанных гидротехнических сооружений и других необходимых для её функционирования сооружений и устройств, обеспечивающих коренное улучшение земель.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка.
Порядок выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию определен Кодексом.
Согласно пункту 4 статьи 51 и пункту 2 статьи 55 Кодекса разрешение на строительство и ввод объекта в эксплуатацию выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением гидротехнических сооружений первого и второго классов.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012 г. N 92 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства" разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию гидротехнических сооружений первого и второго классов выдается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В связи с изложенным обращаем внимание, что проектная документация, подготовка и экспертиза которой осуществляется на основании Градостроительного кодекса Российской Федерации и принимаемыми во исполнение его нормативными правовыми актами, и проекты мелиорации - самостоятельные документы.
Для реконструкции мелиоративной системы, относящейся к объектам капитального строительства, необходимо осуществлять подготовку проектной документации.
В целях проведения мелиоративных мероприятий, которым согласно абзацу 3 статьи 2 Федерального закона "О мелиорации земель" является и реконструкция мелиоративной системы требуется разработка проекта мелиорации.
Департамент информирует, что настоящее письмо носит информационно-разъяснительный характер, не является нормативным правовым актом или актом, имеющим нормативные свойства, не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, и не может применяться в качестве обязывающих предписаний.
Директор |
М.В. Боровой |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 20 января 2023 г. N 20/346
Опубликование:
-