Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации МР "Печора"
от 16 октября 2023 г. N 1830
Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования муниципального района "Печора" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования муниципального района "Печора" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики МО МР "Печора") разработаны в соответствии со статьей 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики МО МР "Печора" учтены положения Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Программы оздоровления муниципальных финансов (оптимизации расходов) МО МР "Печора" на период 2017 - 2024 годы, утвержденной постановлением администрации МР "Печора" от 23.06.2017 N 853.
В муниципальном районе "Печора" определены следующие приоритеты в сфере управления муниципальными финансами:
- создание условий для устойчивого исполнения бюджета МО МР "Печора" и бюджетов городских, сельских поселений, расположенных на территории МР "Печора", в том числе для повышения бюджетной обеспеченности МО МР "Печора" и поселений;
- совершенствование программного метода планирования расходов с целью повышения эффективности расходов и их увязка с программными целями и задачами;
- создание условий для равных финансовых возможностей оказания гражданам муниципальных услуг на всей территории МР "Печора";
- повышение качества управления муниципальными финансами в общественном секторе;
- проведение мониторинга качества управления муниципальными финансами.
Основные направления бюджетной, налоговой политики являются основой для составления проекта бюджета МО МР "Печора" и бюджетов поселений на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, а также для повышения качества бюджетного процесса, обеспечения рационального, эффективного и результативного расходования бюджетных средств.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики, обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы МР "Печора" обеспечат экономическую стабильность и необходимые условия для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в районе по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах на территории муниципального района, увеличению их доступности и качества.
1. Основные итоги бюджетной и налоговой политики МО МР "Печора" за 2022 год и первое полугодие 2023 года
Основным итогом реализации бюджетной и налоговой политики в МО МР "Печора" в 2022 году стало сохранение устойчивости бюджетной системы муниципального района "Печора" и обеспечение сбалансированности бюджета МО МР и местных бюджетов поселений.
В 2022 году план по доходам бюджета МО МР "Печора" исполнен на 98,3% (план - 2 448,5 млн руб., факт - 2 405,8 млн руб.). План налоговых и неналоговых доходов исполнен на 103,3% (план 818,7 млн руб., факт 846,1 млн руб.), По сравнению с объемом поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета за 2021 год (исполнено 806,7 млн. руб.), доходы бюджета в 2022 году увеличились на 4,9%. Основным источником налоговых платежей является НДФЛ, поступления по которому составили 650,1 млн. руб., или 76,8% от всех налоговых и неналоговых поступлений.
Наряду с НДФЛ источниками формирования налоговых и неналоговых доходов 2022 года являлись: налог на совокупный доход, налоги на имущество, доходы от использования муниципального имущества, безвозмездные поступления.
Безвозмездные поступления бюджета за 2022 год исполнены на 95,7% (уточненный годовой план 1 629,8 млн. руб., исполнено 1 559,7 млн. руб.). По сравнению с 2021 годом произошло уменьшение безвозмездных поступлений на 147,1 млн. руб. или 8,6% (исполнено в 2021 году - 1 706,8 млн. руб.) в основном за счет уменьшения поступления субсидий на обеспечение мероприятий по расселению непригодного для проживания жилищного фонда.
В общем объеме доходов в 2022 году налоговые и неналоговые доходы составили 35,2% (846,1 млн. руб.), безвозмездные поступления - 64,8% (1559,7 млн. руб.). В сравнении с 2021 годом произошел рост доли налоговых и неналоговых доходов и снижение доли безвозмездных поступлений:
Вид доходов |
2021 год |
2022 год |
||
млн руб. |
% |
млн руб. |
% |
|
Всего доходов, в т.ч.: |
2513,5 |
100 |
2405,8 |
100 |
Налоговые и неналоговые доходы |
806,7 |
32,1 |
846,1 |
35,2 |
Безвозмездные поступления |
1 706,8 |
67,9 |
1 559,7 |
64,8 |
Расходная часть бюджета за 2022 год исполнена в сумме 2 408,7 млн руб., что составляет 95,5% от плановых назначений 2 521,7 млн. руб. Она сохранила социальную направленность, доля расходов по муниципальным программам развития отраслей культуры, образования, спорта и социальной политики в общем объеме расходов составила 1 842,9 млн. руб. или 76,5%. В целом, по сравнению с 2021 годом расходная часть бюджета уменьшилась на 48,9 млн. руб. (-2,0%).
Расходы на реализацию муниципальных программ составили 2 307,3 млн руб., уровень программного подхода к планированию расходов бюджета составил 91,5%.
По итогам девяти месяцев 2023 года налоговые и неналоговые доходы бюджета МО МР "Печора" исполнены на 682,1 млн руб. (75,6% от годового плана), из них поступления по НДФЛ 520,0 млн руб. Доля налоговых и неналоговых доходов в общей сумме поступлений бюджета МО МР "Печора" за 9 месяцев 2023 года составила 38,3%.
Расходы бюджета МО МР "Печора" за 9 месяцев 2023 года составили 1 711,9 млн руб. (67,9%) при годовом плане 2 522,8 млн руб.
С 2017 года реализуется программа оздоровления муниципальных финансов (оптимизации расходов) МО МР "Печора" на период 2017 - 2024 годов (далее - Программа оздоровления муниципальных финансов), утвержденная постановлением администрации МР "Печора" от 23.06.2017 N 853, обеспечивающая результативное управление муниципальными финансами МО МР "Печора" и эффективное использование бюджетных средств. Доля достигнутых целевых показателей (индикаторов) к общему количеству показателей (индикаторов) за 2022 год составила 71,9%;
С целью сохранения социальной и экономической стабильности в МР "Печора" в 2022 году и первом полугодии 2023 года предпринят ряд следующих мер:
целевые показатели средней заработной платы отдельных категорий работников муниципальных учреждений достигнуты (с учетом допустимого пятипроцентного отклонения);
оказана финансовая поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям;
оказана финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства;
бюджет МО МР "Печора" на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов разработан и утвержден по программному-целевому принципу на основе 10 муниципальных программ МО МР "Печора".
В целях повышения прозрачности (открытости), результативности и эффективности использования средств бюджета МО МР "Печора" проводится работа по следующим направлениям:
- осуществлен переход к разработке и утверждению бюджета МО МР "Печора" по программному принципу;
- ежегодно проводится оценка эффективности муниципальных программ МО МР "Печора", предусматривающая комплексный подход к оценке программ с учетом качества их формирования и эффективности реализации;
- обеспечено повышение прозрачности бюджетного процесса путем проведения публичных слушаний по проекту решения Совета МР "Печора" и поселений о бюджете МО МР "Печора" и бюджетов поселений, по проекту решения Совета МР "Печора" и поселений об утверждении отчета об исполнении бюджета МО МР "Печора" и бюджетов поселений за отчетный финансовый год, размещения муниципальных правовых актов, связанных с бюджетным процессом, на официальном сайте МР "Печора" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- реализуется проект "Бюджет для граждан" с 2014 года по бюджету МО МР "Печора", МО ГП "Печора" и размещается на официальном сайте управления финансов МР "Печора" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", для привлечения широкого круга населения к обсуждению и предоставления в доступной форме информации о местных бюджетах;
- вовлечение широкого круга общественности в бюджетный процесс.
Непосредственное участие населения в решении вопросов местного значения обеспечивается в рамках реализации проекта "Народный бюджет" (отбор приоритетных проектов, контроль за реализацией проектов).
Муниципальная долговая политика МР "Печора" исходила из целей сбалансированности бюджета МО МР "Печора" и бюджетов поселений. Бюджеты поселений и бюджет МО МР "Печора" исполнены без привлечения заемных средств.
На увеличение поступлений доходов в бюджет МО МР "Печора" и бюджетов поселений направлены следующие мероприятия:
- проведение инвентаризации имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности с целью дальнейшего эффективного его использования;
- проводится инвентаризация муниципального имущества путём проведения проверок использования имущества;
- на постоянной основе проводится индивидуальная работа с должниками в рамках межведомственной комиссии по налогам и социальной политике при администрации МР "Печора" в целях обеспечения полноты собираемости налоговых и неналоговых поступлений. В 2022 году проведено 2 заседания, на которых были рассмотрены 4 организации, имеющих задолженность по НДФЛ. За 9 месяцев 2023 года проведено 3 заседания, на которых были рассмотрены 7 организаций и 18 индивидуальных предпринимателей, имеющих задолженность по НДФЛ и оплате за аренду земельных участков по договорам аренды.
С целью обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета МО МР "Печора" в 2022 году и истекшем периоде 2023 года осуществлен ряд мер, направленных на сохранение и увеличение доходной части бюджета МО МР "Печора" за счет роста предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Продолжена работа в целях использования в МР "Печора" лучших муниципальных практик по работе с инвесторами, включенных в "Атлас муниципальных практик", разработанный АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению инвестиционных проектов":
- актуализация информационного раздела "Инвестиционная деятельность" (включающего разделы "Инвестиционные проекты", "Инвестиционные площадки" и "Инвестиционный паспорт МО МР "Печора"), обеспечивающего наглядное представление инвестиционных возможностей муниципального образования, на официальном сайте муниципального района "Печора";
- проводится работа по обновлению муниципальных правовых актов по вопросам инвестиционной деятельности в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством;
- субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается имущественная и финансовая поддержка.
В рамках организационной поддержки малого бизнеса в 2022 году проводились:
обучающие семинары и совещания посредством видеоконференцсвязи (Zoom) с участием Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, Министерства экономического развития и промышленности Республики Коми;
вебинары от АО "Корпорация "МСП" через канал видеохостинга Youtube;
бесплатные семинары в г. Печоре АНО РК "Центр развития предпринимательства", в которых приняли участие более 100 человек (мастер-класс "Бизнес с душой"; "Продвижение в социальных сетях"; "Меры поддержки бизнеса в Республике Коми"; "Самозанятость: инструкция по применению");
семинар на тему: "Меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также самозанятых граждан" в администрации МР "Печора".
На сайте муниципального района "Печора" создан и поддерживается в актуальном состоянии информационный раздел "Предпринимательство", в данном разделе размещается информация и ссылки для субъектов малого и среднего предпринимательства о видах и формах финансовой, имущественной поддержки, об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, о работе Координационного Совета по малому и среднему предпринимательству, полезные ссылки, планы ярмарочных мероприятий, информация по регулированию размещения нестационарных торговых объектов, а также другая информация.
На финансовую поддержку субъектов малого бизнеса в 2022 году направлено 860,6 тыс. рублей, предоставлена финансовая поддержка пяти субъектам малого бизнеса, в результате чего создано 2 новых рабочих места и 3 сохранено, сохранена налогооблагаемая база.
В 2023 году предоставлена финансовая поддержка пяти субъектам малого бизнеса на сумму 1197,7 тыс. рублей, планируется создание 2 новых рабочих мест.
Вместе с тем существуют следующие проблемы:
- наличие просроченной задолженности по исполнительным документам, предъявленным на взыскание, в том числе на взыскание рыночной стоимости ветхого, аварийного жилья;
- сохранение кредиторской задолженности организаций и физических лиц по арендным платежам в бюджет МО МР "Печора".
2. Основные направления бюджетной и налоговой политики МО МР "Печора" на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
Бюджетная и налоговая политика МО МР "Печора" в предстоящий трехлетний период будет направлена на сохранение, укрепление устойчивости и сбалансированности бюджетной системы МР "Печора", в том числе за счет:
- обеспечения роста налоговых и неналоговых доходов бюджета МО МР "Печора";
- сдерживания роста расходов бюджета МО МР "Печора";
- совершенствования системы управления общественными финансами МО МР "Печора";
- нивелирования дефицита и обеспечения ликвидности бюджета МО МР "Печора".
В ходе планирования бюджета МО МР "Печора" необходимо обеспечить безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе с учетом повышения эффективности использования финансовых ресурсов в условиях внешнего санкционного давления.
Принятие новых расходных обязательств должно проводиться с учетом их эффективности и возможных сроков, и механизмов реализации в пределах имеющихся ресурсов. Бюджетная политика в части расходов бюджета МО МР "Печора" должна отвечать принципам консервативного бюджетного планирования и должна быть направлена на дальнейшее повышение эффективности расходов бюджета.
Ключевыми требованиями к расходной части бюджета должны стать бережливость и максимальная отдача.
Основным инструментом, обеспечивающим решение поставленной задачи, является Программа оздоровления муниципальных финансов, которая направлена на удержание роста расходов с поэтапным сокращением дефицита при безусловной реализации приоритетов и целей социально-экономического развития муниципального района. Концепция Программы оздоровления муниципальных финансов будет пролонгирована и на будущие периоды.
В целях повышения эффективности управления доходами бюджета МО МР "Печора" необходимо обеспечить следующее:
1) проведение оценки эффективности налоговых расходов по местным налогам, оптимизацию предоставляемых налоговых льгот и преференций (в т.ч. отказ от действующих неэффективных налоговых льгот);.
2) проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности использования муниципальной собственности МО МР "Печора", в том числе по изъятию, продаже или сдаче в аренду в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению муниципального имущества, а также по постановке на учет неучтенных объектов муниципального имущества, выявленных после проведения сплошной инвентаризации;
3) реализация мероприятий по снижению уровня неформальной занятости в отраслях экономики;
4) организация взаимодействия с работодателями, допустившими наличие задолженности по налогу на доходы физических лиц.
В целях увеличения доходов бюджета МО МР "Печора" необходимо максимальное привлечение субсидий из республиканского и федерального бюджета на софинансирование бюджетных расходов в пределах имеющихся финансовых возможностей бюджета МО МР "Печора", активное участие МО МР "Печора" в федеральных и республиканских программах и получение поддержки из федерального и республиканского бюджетов.
При привлечении субсидий приоритетными являются субсидии с наиболее высокой долей софинансирования за счет средств федерального и республиканского бюджетов.
Обеспечение системного подхода к повышению эффективности бюджетных расходов должно быть достигнуто осуществлением следующих мероприятий:
1) проведение структурных реформ в социальной сфере посредством разработки планов мероприятий ("дорожных карт"), направленных на повышение эффективности и качества услуг в отраслях социальной сферы и оптимизацию бюджетных расходов;
2) оптимизация бюджетной сети, включающей: преобразование муниципальных учреждений в иные организационно-правовые формы, укрупнение (объединение, присоединение) муниципальных учреждений; передача несвойственных функций муниципальных учреждений на аутсорсинг; развитие приносящей доход деятельности бюджетных и автономных учреждений, расширение перечня платных услуг;
3) совершенствование системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд МО МР "Печора" через планирование обеспечения муниципальных нужд на основе принципа неразрывной связи с бюджетным процессом, а также централизацию закупок в целях эффективного использования бюджетных средств и закупки высококачественной продукции;
4) обеспечение своевременности реализации процедурных вопросов, связанных с заключением соглашений, контрактов, договоров для реализации муниципальных нужд;
5) продолжение практики осуществления мониторинга, контроля за исполнением контрактов и принятием контрактных результатов, в том числе и у муниципальных заказчиков, проведения претензионной работы с исполнителями по муниципальным контрактам и договорам;
6) совершенствование нормативно-правовой базы бюджетного планирования и исполнения бюджета МО МР "Печора" в "программном формате";
7) развитие системы мониторинга эффективности муниципальных программ МР "Печора", включающей оценку качества формирования каждой муниципальной программы и оценку эффективности ее реализации;
8) пересмотр количества и структур муниципальных программ исходя из необходимости реализации полномочий МО МР "Печора";
9) повышение ответственности муниципальных учреждений за невыполнение муниципальных заданий, в том числе установление требований об обязательном возврате средств субсидии в бюджет муниципального образования в случае не достижения объемных показателей, установленных в муниципальном задании;
10) формирование в муниципальных образованиях городских, сельских поселениях местных бюджетов с использованием программно-целевого метода на основе муниципальных программ;
11) планирование бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг на основе муниципальных программ, показателей муниципального задания, результатов мониторинга потребности в муниципальных услугах;
12) дальнейшее совершенствование системы управления качеством предоставляемых муниципальных услуг, предполагающей разработку и утверждение стандартов предоставления муниципальных услуг юридическим и физическим лицам и оценку соответствия качества предоставляемых муниципальных услуг установленным требованиям;
13) оптимизация административных процедур предоставления муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями МР "Печора", дальнейшего совершенствования процессов их предоставления в электронной форме;
14) ужесточение кассовой дисциплины, в том числе обеспечение однородного исполнения бюджета МО МР "Печора" и недопущения возникновения в четвертом квартале финансового года значительных расходов по отношению к предшествующим кварталам текущего финансового года;
15) формирование сбалансированного бюджета МО МР "Печора" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, сопоставимого с показателями среднесрочного прогноза социально-экономического развития МР "Печора";
16) обеспечение реализации принципа бюджетной системы Российской Федерации "участия граждан в бюджетном процессе" путем вовлечения большего количества граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности посредством:
- развития практик инициативного бюджетирования, в том числе осуществления финансовой поддержки инициативных проектов в целях активизации участия населения в местном развитии, выявления и решения приоритетных социальных проблем местного уровня, а также привлечения для их решения всех доступных местных ресурсов, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- продолжения реализации проекта "Народный бюджет";
17) соблюдение нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной штатной основе, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании муниципального района "Печора", городских (сельских) поселениях.
Реализация направлений бюджетной и налоговой политики МО МР "Печора" на 2024 - 2026 годы окажет содействие устойчивому социально-экономическому развитию МО МР "Печора", обеспечению бюджетных приоритетов, поддержанию сбалансированности бюджета МО МР "Печора".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального района "Печора" Республики Коми от 16 октября 2023 г. N 1830 "Об основных направлениях... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.