Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2023 г. N 2574-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Егерева Ивана Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", а также пунктов 2 и 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина И.И. Егерева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин И.И. Егерев оспаривает конституционность части первой статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", согласно которой пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 названного Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации; для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Кроме того, заявитель просит признать не соответствующими Конституции Российской Федерации следующие положения Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации":
абзац первый пункта 2, предписывающий засчитывать офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданской образовательной организации квалификации, время обучения их до определения на военную службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев;
подпункт "а" пункта 9 в той части, которая в качестве общего правила предусматривает включение в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий уволенным с военной службы военнослужащим, оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленной из этих окладов (абзац первый).
По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, препятствуют гражданам, проходившим военную службу в течение более 20 лет и уволенным по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в реализации социальных гарантий по обеспечению медицинской помощью и санаторно-курортным лечением, а также определении размера пенсии исходя из денежного довольствия, исчисленного согласно законодательству.
Усматривая нарушение своих прав в том, что ему было отказано в удовлетворении исковых требований о предоставлении социальных гарантий по охране здоровья исходя из общей продолжительности военной службы, которая, как он полагает, соответствует установленной при назначении пенсии выслуге лет, и перерасчете размера пенсии из оклада по последней штатной должности, И.И. Егерев просит Конституционный Суд Российской Федерации отменить состоявшиеся по его делу судебные постановления, а также выступить с законодательной инициативой о внесении изменения в часть первую статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель в части первой статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I определил состав денежного довольствия, из которого исчисляются пенсии, назначаемые лицам, подпадающим под действие названного Закона, обеспечив тем самым реализацию пенсионных прав граждан, в том числе лиц, проходивших военную службу. При этом к компетенции Правительства Российской Федерации отнесено установление порядка учета соответствующих выплат при определении размера пенсии.
Подпункт "а" пункта 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, принятого в соответствии с указанной нормой, в абзаце первом конкретизирует состав денежного довольствия для целей пенсионного обеспечения военнослужащих. Следовательно, указанные нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Отсутствуют основания для вывода о нарушении конституционных прав И.И. Егерева положением абзаца первого пункта 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, поскольку данная норма направлена на обеспечение максимально благоприятного подсчета выслуги лет для назначения пенсий офицерам, определенным на военную службу из запаса, включая заявителя, которому выслуга лет при решении вопроса об установлении пенсии была определена с учетом продолжительности периода обучения в гражданском вузе до поступления на военную службу.
Ставя под сомнение конституционность данной нормы, И.И. Егерев, по существу, выражает несогласие с тем, что право на получение социальных гарантий может быть обусловлено наличием у военнослужащего как выслуги лет, так и общей продолжительности военной службы, различающихся между собой по составу включаемых в них периодов и по способам исчисления.
Однако разрешение данного, так же как и других поставленных заявителем вопросов, не связанных с проверкой конституционности оспариваемых норм, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, установленным статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Егерева Ивана Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2023 г. N 2574-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Егерева Ивана Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", а также пунктов 2 и 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке..."
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-