г. Краснодар |
|
09 сентября 2020 г. |
Дело N А32-13427/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании представителей истца - администрации муниципального образования город Краснодар - Потапова С.Л. (доверенность от 30.12.2019), ответчика - открытого акционерного общества "Кубанские магистральные сети" (ИНН 2312130841, ОГРН 1062309023611) - Харитонова Е.А. (доверенность от 18.05.2020), рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 по делу N А32-13427/2019, установил следующее.
Администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Кубанские магистральные сети" (далее - общество) о взыскании 339 419 рублей 86 копеек задолженности по арендной плате за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:43:0104010:76, а также 33 094 рублей 44 копеек неустойки.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору аренды от 14.11.1997 N 4300002584 (1749) в период с января 2017 года по март 2019 года.
Решением от 18.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.05.2020, иск удовлетворен частично, с общества в пользу администрации взыскано 1953 рубля 14 копеек неустойки, в удовлетворении остальной части иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что арендная плата за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:43:0104010:76 является регулируемой ценой и определяется в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" (далее - Приказ N 507). При этом суды учли, что с 01.01.2017 изменилась кадастровая стоимость арендуемого земельного участка на основании Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" и составляет 43 982 691 рубль 87 копеек. В предоставленном истцом расчете арендной платы за землю на 2017 год (от 02.03.2017 исх. N 6687.26) не учтено изменение кадастровой стоимости земельного участка, не проведен сравнительный анализ расчета арендной платы для определения ставки арендной платы, согласно Приказу N 507, неправомерно применены коэффициенты инфляции в расчете арендной платы за 2017 год в размере - 5,5%, 5,0%, 5,5%, 6,4%, 4,0%. В то же время расчет измененной арендной платы, выполненный ответчиком на 2017-2019 годы соответствует законодательству Российской Федерации, поскольку предусматривает расчет арендной платы за 2017 год по новой кадастровой стоимости, а также изменение арендной платы с применением уровней инфляции в расчете арендной платы со следующего года после года изменения кадастровой стоимости (то есть 2018 и 2019 годы). Расчет арендной платы, подготовленный ответчиком, соответствует позиции, изложенной в письме Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 24.08.2017 N 52-29013/17-38-05 и письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.08.2017 N Д23и-4572. Таким образом, всего за исковой период арендная плата по договору составляет 1 157 598 рублей 37 копеек. Платежными поручениями от 26.12.2016 N 1284, от 06.04.2017 N 1452, от 03.07.2017 N 1626, от 02.10.2017 N 1862, от 14.12.2017 N1991, от 04.04.2018 N 2291, от 04.07.2018 N 2460, от 04.10.2018 N 2645, от 27.12.2018 N 2869 уплачено 1 157 598 рублей 37 копеек. Следовательно, требование администрации о взыскании с общества основного долга в размере 339 419 рублей 86 копеек неправомерно. Относительно требования о взыскании с ответчика неустойки за период с 11.01.2014 по 31.01.2019 суды указали, что общество допустило просрочку уплаты части арендной платы за 2 квартал 2016 года в сумме 90 283 рублей 85 копеек, продолжительностью 59 дней (с 11.04.2016 по 08.06.2016). Поскольку ответчик заявил ходатайство о применении срока исковой давности в отношении суммы пени, начисленной на арендную плату за период с 11.01.2014 по 31.03.2016, - взысканию подлежит неустойка в размере 1953 рублей 14 копеек.
В кассационной жалобе администрация просит решение от 18.02.2020 и постановление апелляционного суда от 28.05.2020 отменить, направить дело на новое рассмотрение, указав в обоснование своих доводов, что в соответствии с пунктом 1 Приказа N 507 в отношении спорного земельного участка применяется ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости. Согласно пункту 2 Приказа N 507 ставка арендной платы не должна превышать предельных ставок арендной платы соответствующих земельных участков, для Краснодарского края такая предельная ставка установлена в размере 9 рублей 41 копейки за 1 кв. м. Таким образом, администрация правомерно произвела расчет от предельной ставки равной 9 рублям 41 копейке за 1 кв. м. В свою очередь, пунктом 3 Приказа N 507 предусмотрено, что ставка арендной платы, установленная пунктом 1 данного Приказа, изменяется согласно пункту 9 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582). Согласно пункту 8 постановления N 582 в рамках существующего правового механизма регулирования арендной платы за земельные участки ее изменение может производиться в связи с изменением уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Учитывая, что расчет арендной платы по договору произведен в соответствии с пунктом 2 Приказа N 507 по предельной ставке, - ежегодное применение коэффициента уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, правомерно.
В отзыве общество поддерживает выводы судебных инстанций, полагает, что обжалуемые судебные акты вынесены обоснованно, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные администрацией в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить в силе с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, мэрия города Краснодара (арендодатель) и общество (арендатор) на основании постановления главы городского самоуправления Краснодара от 13.02.1997 N 292 "О предоставлении ОАО "Кубаньэнерго" земельных участков в г. Краснодаре" заключили договор аренды земельного участка от 14.11.1997 N 4300002584 (1749), по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял земельный участок общей площадью 53 803 кв. м, расположенный в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара севернее пос. Витаминкомбината для эксплуатации подстанции ПС-220/110/35/10/6кВ "Витаминкомбинат" (пункт 1.1 договора; т. 1, л. д. 27 - 38).
Согласно пункту 3.4 договора размер ежегодной арендной платы установлен на момент подписания договора и в дальнейшем может пересматриваться по требованию арендодателя в связи с инфляцией и индексацией цен и в связи с изменениями и дополнениями, вносимыми в действующее законодательство и нормативные акты Российской Федерации и Краснодарского края. Соглашение об изменении размера арендной платы фиксируется и оформляется приложением к договору и подписывается сторонами.
В силу пункта 3.5 договора арендная плата за земельный участок вносится арендатором ежеквартально в виде авансового платежа до 10 числа каждого месяца.
Согласно пункту 5.1.3 договора арендодатель имеет право изменять в соответствии с пунктом 3.4 договора размер арендной платы.
На основании пункта 5.2.4 договора арендодатель обязан информировать об изменении ставок арендной платы в периодической печати.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:43:0104010:76 имеет вид разрешенного использования: для эксплуатации подстанции "Витаминкомбинат" 220/110/35/10/6кВ и подъезда к ней.
По делу установлено, что на арендуемом земельном участке расположена подстанция ПС-220/110/35/10/6кВ "Витаминкомбинат", включенная в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть в соответствии с приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 23.11.2005 N 325 "Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети".
В подтверждение внесения платы за исследуемый земельный участок в материалы дела представлены платежные поручения (т. 2, л. д. 26 - 42; 81 - 83).
Администрация полагает, что на стороне общества образовалась задолженность за период с 01.01.2017 по 31.03.2019 в размере 339 419 рублей 86 копеек.
Претензия от 09.11.2018 N 26034.26 с требованием о погашении задолженности оставлена без исполнения, что явилось основанием обращения истца в суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
Статья 614 Гражданского кодекса предусматривает, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса (в редакции Федерального закона от 29.06.2009 N 132-ФЗ "О внесении изменения в статью 424 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации") исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Вне зависимости от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Таким образом, размер арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование такими объектами должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставкой арендной платы. Стороны договора обязаны руководствоваться предписанным соответствующим нормативным актом размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Вместе с тем в Земельном кодексе предусмотрено право Правительства Российской Федерации устанавливать общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 4 статьи 22).
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации в соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса издало постановление N 582, которое подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в части утвержденных этим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утвержденные этим постановлением Правила подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Согласно пункту 5 постановления N 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Во исполнение данного пункта Министерство экономического развития Российской Федерации издало Приказ N 507, согласно пункту 1 которого установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей). Пунктом 2 названного Приказа предусмотрено, что установленная ставка арендной платы не должна превышать предельных ставок арендной платы соответствующих земельных участков согласно приложению.
Пунктом 3 Приказа N 507 установлено, что ставка, определенная в соответствии с пунктом 1 Приказа, изменяется согласно пункту 9 постановления N 582, а предельная ставка арендной платы, установленная пунктом 2 Приказа, изменяется согласно пункту 8 постановления N 582.
Согласно приложению к Приказу N 507 предельная ставка арендной платы соответствующих земельных участков для Краснодарского края составляет 9 рублей 41 копейку за 1 кв. м.
В кассационной жалобе администрация не согласна с применение коэффициента инфляции при расчете размера арендной платы только для 2018 и 2019 гг. По мнению кассатора, при расчете задолженности арендной платы за 2017 год коэффициент инфляции также подлежит применению.
Согласно пункту 12 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением главы администрации (губернатор) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 (далее - Порядок N 121) арендная плата ежегодно изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленной в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно, по состоянию на 1 января очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен договор аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 13 Порядка N 121 в случае утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель или изменения рыночной стоимости земельного участка уровень инфляции, указанный в пункте 12 Порядка, применяется ежегодно, по состоянию на 1 января очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором утверждены результаты кадастровой оценки земель или изменена рыночная стоимость земельного участка.
Согласно пункту 8 постановления N 582, при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды. В случае уточнения предусмотренных пунктами 3, 5 и 6 данных Правил условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету, но не чаще одного раза в год.
В соответствии с пунктом 9 постановления N 582 при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 данного постановления, не проводится.
Исследовав и оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, учитывая установление с 01.01.2017 новой кадастровой стоимости земельного участка в размере 43 982 691 рубля 87 копеек согласно приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2640, суды обоснованно не применили коэффициент инфляции при расчете арендной за 2017 год.
Таким образом, основания для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 по делу N А32-13427/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 9 постановления N 582 при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 данного постановления, не проводится.
Исследовав и оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, учитывая установление с 01.01.2017 новой кадастровой стоимости земельного участка в размере 43 982 691 рубля 87 копеек согласно приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2640, суды обоснованно не применили коэффициент инфляции при расчете арендной за 2017 год."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 сентября 2020 г. N Ф08-6480/20 по делу N А32-13427/2019
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6480/20
28.05.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5322/20
18.02.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-13427/19
21.06.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-13427/19