Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Кстовского муниципального округа
Нижегородской области
от 01.09.2023 N 3386
Прогноз
социально-экономического развития Кстовского муниципального округа на среднесрочный период (на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов)
27 сентября 2023 г.
Прогноз социально-экономического развития Кстовского муниципального округа Нижегородской области на 2024 год и на период до 2026 года (далее - Прогноз) разработан с учетом действующей нормативно-правовой базы: Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023), Закона РФ от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "О стратегическом планировании в Российской Федерации", законов Нижегородской области от 03.03.2015 N 24-З (ред. от 10.03.2022) "О стратегическом планировании в Нижегородской области" и от 12.09.2007 N 126-З (ред. от 20.12.2022) "О бюджетном процессе в Нижегородской области", постановления администрации Кстовского муниципального округа от 09.01.2023 N 21 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Кстовского муниципального округа Нижегородской области на среднесрочный период".
Система показателей Прогноза приведена в соответствие с разработанной министерством экономического развития и инвестиций Нижегородской области формой прогноза социально-экономического развития субъекта региона (приказ минэкономразвития Нижегородской области от 28.04.2023 N 75).
Прогноз является ориентиром социально-экономического развития округа на 2024 год и на плановый период до 2026 года для территориальных подразделений федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Кстовского муниципального округа, а также хозяйствующих субъектов при принятии оптимальных управленческих решений.
Прогноз используется для формирования параметров консолидированного бюджета округа на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов.
В соответствии с Положением о бюджетном процессе в Кстовском муниципальном округе Нижегородской области, утвержденным решение Совета депутатов Кстовского муниципального округа Нижегородской области от 01.12.2022 N 244, Прогноз корректируется и направляется пакетом документов в департамент финансов для формирования проекта консолидированного бюджета округа на среднесрочный период.
В разделе "Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Кстовского муниципального округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" приводятся ключевые подходы по формированию его параметров на среднесрочную перспективу.
Расчеты произведены по состоянию на 1 апреля 2023 года.
Прогноз
основных социально-экономических показателей на 2024 - 2026 годы по Кстовскому муниципальному округу Нижегородской области
Показатели |
Ед. измерения |
2022 год (отчет) |
2023 год оценка |
2024 прогноз |
2025 прогноз |
2026 прогноз |
|
Отчетные данные за 1 кв. 2023 г. |
За 2023 |
||||||
1. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (по полному кругу предприятий) |
|
|
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн руб. |
244 229,6 |
49 169,3 |
250 795,2 |
268 202,1 |
285 744,2 |
304 566,6 |
в сопоставимых ценах |
% |
93,3 |
|
97,6 |
101,9 |
102,4 |
102,5 |
2. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (по крупным и средним предприятиям) |
|
|
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн руб. |
176 111,95 |
42 570,81 |
178 704,1 |
192 578,5 |
207 095,7 |
222 772,1 |
в сопоставимых ценах |
% |
92,0 |
|
96,5 |
102,7 |
103,4 |
103,4 |
в т.ч. обрабатывающие производства |
|
|
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн руб. |
144 350,0 |
34 418,15 |
143 930,6 |
155 301,1 |
167 414,6 |
180 305,5 |
в сопоставимых ценах |
% |
99,5 |
|
95,8 |
103,1 |
103,4 |
103,7 |
3. Валовая продукция сельского хозяйства (хозяйства всех категорий: сельскохозяйственные предприятия, хозяйства населения, КФХ) |
|
|
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн руб. |
3 043,2 |
200,1 |
3 093,0 |
3 305,4 |
3 509,6 |
3 736,6 |
в сопоставимых ценах |
% |
102,2 |
|
100,3 |
102,1 |
101,9 |
102,3 |
в том числе валовая продукция сельского хозяйства по сельскохозяйственным предприятиям |
|
|
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн руб. |
1 234,7 |
174,5 |
1 253,7 |
1 341,1 |
1 424,0 |
1 516,4 |
в сопоставимых ценах |
% |
96,2 |
106,0 |
100,3 |
102,1 |
101,9 |
102,3 |
4. Численность работников по территории, формирующих ФОТ |
тыс. чел. |
52,469 |
49,493 |
52,211 |
52,295 |
52,295 |
52,295 |
5. Фонд заработной платы, всего |
млн руб. |
30 119,08 |
6 373,13 |
33 469,0 |
36 634,7 |
39 199,2 |
41 786,3 |
5.1. Темп роста по фонду заработной платы |
% |
111,08 |
108,58 |
111,1 |
109,5 |
107,0 |
106,6 |
6. Реальная заработная плата (всего по округу) |
% |
98,0 |
100,5 |
106,2 |
104,2 |
102,9 |
102,5 |
7. Прибыль прибыльных организаций по кругу крупных и средних организаций |
млн руб. |
38 315,5 |
8 242,63 |
32 110,2 |
32 110,2 |
34 036,8 |
36 113,0 |
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития Кстовского муниципального округа на среднесрочный период (на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов)
Прогноз социально-экономического развития Кстовского муниципального округа подготовлен с учетом:
- тенденции и условия, фактически сложившихся в экономике округа за предшествующий период;
- "Основных параметров прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов)", системы показателей Прогноза, разработанной министерством экономического развития и инвестиций Нижегородской области и формами прогноза социально-экономического развития субъекта региона в соответствии с приказом министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области от 28.04.2023 N 75;
- реализации основных инвестиционных проектов крупных предприятий.
Информационной базой формирования Прогноза служат:
- данные статистического и налогового учета;
- прогнозные расчеты отраслевых департаментов и иных структур органов исполнительной власти Кстовского муниципального округа;
- прогноз экономического развития предприятия (объединения) Кстовского муниципального округа на период 2024 - 2026 годы.
Цель разрабатываемого Прогноза - предусмотреть возможности развития материального производства в целом и отдельных предприятий для стабилизации экономики округа:
- обеспечение стабильного развития производства;
- сохранение устойчивого роста объемов производства за счет перевода предприятий на эффективные формы управления, технологическое перевооружение производства предприятий с целью повышения качества, ассортимента выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности;
- обеспечение занятости населения.
Оценка основных показателей развития округа в 2023 году выполнена на основе фактически сложившихся основных показателей, характеризующих социально-экономическую обстановку в округе в 1-м квартале 2023 года на фоне ужесточения санкционного давления в связи с проводимой Россией спецоперации на Украине с февраля 2022 г.; волны оттока иностранного капитала и ухода ряда крупных иностранных компаний с внутреннего рынка; роста инфляции.
Несмотря на дестабилизационные явления в экономике, со 2-й половины отчетного года наметилась положительная динамика по ряду показателей.
I. Анализ социально-экономического развития Кстовского муниципального округа в 2022 году
Подведенные итоги социально-экономического развития Кстовского муниципального округа за 2022 год в целом свидетельствуют о неоднозначном его завершении.
Общая экономическая ситуация в стране, осложненная усиливающимся санкционным внешним давлением на Россию, безусловно, нашла отражение и в экономике округа - отмечена как позитивная, так и негативная динамика основных показателей социального и экономического развития округа.
1.1. Развитие отраслей экономики и социальной сферы
Промышленность является важнейшей составляющей экономики Кстовского округа. Она, главным образом, определяет ее социально-экономическую ситуацию в целом. Удельный вес промышленного сектора в структуре экономики несколько увеличился и составил 91,4% (против 85,8% в 2021 году).
Доля промышленного производства округа в объеме производства по области после снижения в результате "сжатия" сектора "производство нефтепродуктов" в т.г. стабилизировалась на уровне чуть выше прошлого года - 10,5% (в 2021 году была 10,0%).
Ведущая роль в промышленном производстве традиционно принадлежит обрабатывающим производствам, доля которых немного подросла в сравнении с предшествующим годом и составила уже 89,7% (88,4% было в 2021 году).
Совокупный удельный вес производства и распределения электроэнергии, газа и воды плюс водоснабжение и водоотведение незначителен (10,3%).
В структуре объемов обрабатывающих производств в 2022 г. существенных изменений не зафиксировано.
Производство нефтепродуктов и химические производства по-прежнему считаются отраслевыми приоритетами развития экономики округа и остаются основной "точкой роста" экономики Кстовского муниципального округа.
В рамках реализации инвестиционного плана на ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" в ноябре 2022 г. реализован крупнейший в регионе инвестиционный проект "Строительство комплекса переработки нефтяных остатков", который включат в себя установку замедленного коксования (УЗК), установку гидроочистки дизельного топлива, установку газофракционирования, установки производства водорода и серы и др. инфраструктурные объекты. Мощность по сырью Комплекса составляет 2,1 млн т/год (общий объем инвестиций около 89 млрд руб. и 266 новых рабочих мест создано с 2019 по 2021 г.).
Продолжено строительство Комплекса производства полипропилена на территории Нижегородского НПЗ. Комплекс станет крупнейшим полимерным производством в России, интегрированным в нефтеперерабатывающий завод: сырьем для производства полипропилена на нижегородской площадке ЛУКОЙЛа послужит пропилен двух модернизируемых установок каталитического крекинга мощностью 4 млн тонн в год. Объем инвестиций в проект около 60 млрд руб.; 174 новых рабочих места. После ввода Комплекса в эксплуатацию (в 2025 г.) предприятие сможет производить около 500 тысяч тонн продукции современных марок полипропилена для переработчиков в промышленном центре России.
Демографическая ситуация в округе является одним из значимых индикаторов уровня социально-экономического развития муниципальной территории.
Численность постоянного населения Кстовского муниципального округа в 2022 году (в среднегодовом исчислении) составила 123838 чел. На 01.01.2022 - 125545 чел. (это 100,1% к прошлому году), 52,9% от общей численности населения проживает в городе Кстово (66464 чел.).
В 2022 году на демографическую ситуацию в округе продолжили влияние миграционные процессы. В течение года в округ прибыло 2458 человек, за этот же период выбыло за его пределы 3435 человек, при этом отрицательное сальдо миграции увеличилось и составило (-977) человек (в 2021 году было (-953) человека).
В сравнении с 2021 годом число родившихся в 2022 г. (1217 младенцев) сократилось на 5% (на 64 младенца), при этом число умерших (1701 чел.) тоже сократилось (на 23,9%, или на 567 человек). Соответственно, естественная убыль населения сократилась почти в 2 раза и составила (-484) человека.
В итоге, сложившаяся в последние годы тенденция замедления естественного прироста населения уже не компенсируется миграционными процессами.
Рынок труда и занятость. В рамках реализации инвестиционного плана Кстовского муниципального округа за весь период 2022 года на крупных, средних и малых предприятиях округа было создано 89 новых рабочих мест.
По оценке 2023 года планируется создать еще порядка 55 новых рабочих мест за счет модернизации производства и продолжения реализации инвестиционных проектов.
На контролируемом рынке труда округа с начала 2022 г. ситуация по официально регистрируемой безработице ощутимо стабилизировалась и достигла своего доковидного периода (1-й половины 2019 г.).
По состоянию на 01.01.2023 уровень регистрируемой безработицы составил 0,31%, что заметно ниже среднего значения по области (0,42%). При этом численность безработных составила 208 человек, из них 64% женщины; молодежь в возрасте 16 - 29 лет 1%; инвалиды 6,7%.
Количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, составило на указанную дату 1630 единиц, что в 7,8 раза превышает официальную численность безработных. Средняя заработная плата по заявленным вакансиям составила 29663,4 руб., это на 38% ниже средней по Кстовскому округу (по полному кругу организаций).
Трудоустроено с начала года 533 безработных, это 38% от количества обратившихся в службу занятости с начала года (1407 чел.).
Фонд заработной платы за 2022 год по Кстовскому муниципальному округу расчетно составил 30119,08 млн руб., в т.ч. по крупным и средним предприятиям 21325,1 млн руб., по малым - 6835,8 млн руб. Темп роста фонда заработной платы к 2021 году составил 111,08%, в т.ч. по крупным и средним предприятиям - 100,95%, по малым - 149,3%.
Оценка фонда заработной платы в 2023 году сложилась на уровне 32709,32 млн руб. с темпом роста 108,6%, в т.ч. по крупным и средним предприятиям 23007,7 млн руб. с предполагаемым темпом роста 107,9%, по малым предприятиям 112,0% к АППГ, или 7657,25 млн руб.
Среднесписочная численность работников по полному кругу организаций в 2022 году сократилась к прошлому году на 3,4% и составила 52469 чел., из них на 89,8% за счет строительного сектора (подрядные организации, ведущие производственное строительство на стройплощадках ООО ЛУКОЙЛ-ННОС, где крупнейшие из них: ОП ООО Велесстроймонтаж Кстово, ООО Велесстрой, филиал ООО Китайская национальная химико-инженерная строительная компания N 7, отделение АО КЭЙ ТИ - Кинетикс Технолоджи С.П.А. в г. Кстово и др.).
На фоне плавной стабилизации ситуации в реальном секторе экономики 2022 г. заработная плата откликнулась положительной динамикой роста и составила на одного работающего 47836,3 руб. с темпом роста 115% к тому же периоду 2021 года, в том числе на крупных и средних предприятиях 63492,50 руб., или 117,9% к уровню прошлого года, на малых предприятиях - 32310,76 руб., или 131,6% к тому же периоду 2021 года.
Наличие необходимых условий для удовлетворения спроса населения на товары и услуги, обеспечение требований к их качеству и безопасности, а также доступа к товарам и услугам для всех социальных групп населения являются ключевыми параметрами, характеризующими уровень развития современного потребительского рынка.
В течение 2022 года в округе поддерживается активный потребительский спрос, преимущественно в сфере торговой деятельности, которая остается важнейшей составляющей потребительского рынка. Товарная насыщенность носит устойчивый характер и соответствует платежеспособному спросу населения.
Потребительский рынок Кстовского округа представлен, как местной (молочная продукция, мясные и колбасные изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, плодоовощные консервы и др.) продукцией, так и ввозимой. Ассортимент и товаронасыщенность социально значимыми продуктами питания высоки.
С учетом ввода в эксплуатацию новых торговых площадей (1,19 тыс. кв. м) товарооборот за 2022 год составил 28549,7 млн руб., это на 17,8% в фактических ценах ниже уровня 2021 года. На снижение объема товарооборота оказало влияние увеличение объема заказов товаров населением через электронные торговые площадки (маркетплейсы) и увеличение числа пунктов выдачи заказов товаров (Boxberry, CDEK, Wildberies, OZON, Lamoda, Kazanexpress и др.).
Сектор платных услуг населению более всего пострадавший в результате последствий распространения коронавирусной инфекции, в течение 2022 года продемонстрировал восстановительный рост объема услуг. Объем платных услуг (по крупным и средним предприятиям) увеличился до 939,7 млн руб. при темпе роста 104,0% к тому же периоду 2021 г. В структуре платных услуг в течение года существенных изменений не произошло. В 2022 году по-прежнему наибольший удельный вес в объеме платных услуг населению приходился на ЖКУ - около 33% и на телекоммуникационные услуги 22,4%.
1.2. Развитие малого бизнеса в производственной и непроизводственной сфере
Малое и среднее предпринимательство занимает важное место в экономике Кстовского муниципального округа и играет значимую роль в решении экономических и социальных задач: способствует созданию новых рабочих мест, насыщению потребительского рынка товарами и услугами, увеличению налоговой базы.
Малые предприятия функционируют практически во всех секторах экономики округа. Преобладающими видами деятельности СМСП являются: строительство, торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств, деятельность по операциям с недвижимым имуществом.
В 2022 году количество малых предприятий, включая микропредприятия и ИП на территории муниципального округа - 5022 субъекта, (на 4,8% больше, чем в 2021 г.), из них 13 средних предприятий, 1521 малых предприятий, в т.ч. микропредприятий и 3 488 индивидуальных предпринимателей.
В целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства в 2022 году действовала муниципальная программа "Развитие предпринимательства в Кстовском муниципальном районе", утвержденная постановлением администрации от 23.12.2021 N 3261.
Объем финансирования Программы на 2022 год составил 5036,7 тыс. руб., в т.ч. из бюджета округа 3156,7 тыс. руб., из областного бюджета 1880,0 тыс. руб.
9 субъектам МСП предоставлена субсидия на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) на сумму 2,35 млн рублей. Заключены Соглашения на получение субсидии с 2 субъектами МСП (ООО "Чистая вода" и ИП Елисеева И.В.).
Организована доставка товаров в 52 малонаселенных, труднодоступных, отдаленных населенных пунктах, а также в населенных пунктах, где отсутствуют объекты торговли (при наличии потребности в торговом обслуживании жителей) за счет средств местного бюджета в сумме 0,59 млн руб. В этих целях заключены 3 муниципальных контракта с хозяйствующими субъектами по доставке товаров для жителей сельских населенных пунктов.
В рамках реализации мероприятия федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" в 2022 году на получение гранта "Агростартап" от администрации Кстовского муниципального округа принимал участие 1 индивидуальный предприниматель.
В целях поддержки малого бизнеса в округе действует АНО "Кстовский ЦРП". В 2022 г. расходы на обеспечение деятельности АНО "Кстовский ЦРП" составили 2,1 млн рублей.
В целях поддержки и развития малого и среднего бизнеса АНО "Кстовский ЦРП" в 2022 году проведены следующие мероприятия:
- в рамках исполнения национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы" и постановления Правительства Нижегородской области от 20.09.2021 N 830 получили финансовую поддержку "Гранты для молодых предпринимателей" 7 СМСП Кстовского муниципального округа на сумму 3,5 млн руб. на создание и развитие собственного дела;
- в рамках проекта "Займись делом" 60 участников приняли участие в семинаре и бизнес-игре по созданию и продвижению собственного сайта;
- 48 самозанятых граждан заключили социальные контракты на сумму 15 млн руб. при оказании консультационной поддержки АНО "Кстовский ЦРП";
- в рамках заключенного соглашения с Агентством по развитию систем гарантий для поддержки предпринимательства Нижегородской области по льготному кредитованию, одобрено заявок на 16 млн руб., подписано кредитных договоров на 5 млн руб.;
- 239 субъектов МСП и самозанятых граждан получили информационно-консультационные услуги.
1.3. Развитие агропромышленного комплекса
Сельское хозяйство - важная отрасль экономики муниципального округа направленная на обеспечение населения продовольствием и получение сырья для ряда обрабатывающих производств. Площадь сельхозугодий Кстовского округа - 65 тыс. га, из них пашни - 44,5 тыс. га.
Производством сельхозпродукции занимаются 6 сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм, 22 крестьянских (фермерских) хозяйства, 21 тысяча личных подсобных хозяйств. Функционируют: молокозавод, два мясокомбината и хлебозавод.
Основные направления сельскохозяйственного производства Кстовского округа - молочное животноводство, производство зерна, кормовых культур.
В сельхозпредприятиях округа работает 338 человек. Средняя заработная плата составляет 40283 руб. В округе 4 сельскохозяйственных предприятия и 3 крестьянских фермерских хозяйств, в которых занимаются производством продукции животноводства. В этих хозяйствах содержится 6117 голов, в том числе коров 2817 голов - 100% к уровню прошлого года. В 2022 году производство молока в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ округа выросло и составило 26,3 тысячи тонн, выше уровня 2021 года на 9,5 тысяч тонн.
Средний надой на 1 фуражную корову 9400 кг, плюс 374 кг к 2021 г. В этом большая заслуга племенного хозяйства ООО СПК "Ждановский", которое производит 61% от валового надоя молока в округе. ООО СПК "Ждановский" при неизменном маточном поголовье (там нет производственных помещений для увеличения поголовья) ежегодно увеличивают надой молока на фуражную корову. Сейчас надой на фуражную корову в ООО СПК "Ждановский" составляет 12241 кг - один из самых высоких в области. За 2021 г. 100% молока реализовано высшим и первым сортом. Товарность молока по округу составляет 95%. Реализация скота в живом весе за 2022 год - 737,4 тонн.
В 2022 году общая посевная площадь сельскохозяйственных культур в сельхозпредприятиях и КФХ составила 19021 га. Посевная площадь зерновых культур составила 11814 га. Проведенные агротехнические мероприятия позволили увеличить производство зерна на 6,2 тысяч тонн, которое составило 27,17 тысяч тонн при урожайности 23 ц/га. Общая посевная площадь под урожай 2023 составляет 20121 га - 105% к уровню прошлого года, в том числе посевная площадь зерновых культур - 12 793 га - 108% к прошлому году. Зерновые культуры под урожай 2023 года посеяны в оптимальные агротехнические сроки, семена были обработаны фунгицидами. 100% высеянных семян - кондиционные, из них более 25% - семена элиты.
Введение санкционных ограничений США, Великобритании и странами ЕС оказало частичное влияние на состояние экономики в сфере АПК муниципального округа. В первую очередь, это отсутствие и завышенные цены на запасные части для импортной и отечественной техники, высокие цены на минеральные удобрения.
В 2023 году в округе увеличены посевные площади зерновых и зернобобовых культур. В отрасли животноводства необходимо наращивание маточного поголовья в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянско-фермерских хозяйствах округа, а также повышение продуктивности сельскохозяйственных животных.
1.4. Анализ инвестиционной ситуации
В течение 2022 года на территории округа наблюдалось снижение инвестиционной активности.
Объем освоенных инвестиций в экономику и социальную сферу округа составил 22502,1 млн руб. (46,2% к АППГ), из них на крупных и средних организациях 22389,1 млн руб., в т.ч. в разрезе основных отраслей:
- обрабатывающие производства - 71,36% (15977,6 млн руб.);
- сельское хозяйство - 0,14% (32,2 млн руб.);
- строительство - 0,08% (17,4 млн руб.);
- транспортировка и хранение - 12,21% (2734,6 млн руб.);
- образование - 3,61% (807,7 млн руб.);
- оптовая и розничная торговля - 4,27% (955,0 млн руб.);
- операции с недвижим. имуществом - 3,55% (794,6 млн руб.).
Объем инвестиций по субъектам малого предпринимательства 113 млн руб.
Существенное сокращение объема инвестиций в 2022 году произошло на фоне снижения инвестиционной активности обрабатывающих производств, главным образом, сектора по производству нефтепродуктов, на 66,5% к тому же периоду прошлого года.
В ноябре 2022 года введен в эксплуатацию крупнейший в Нижегородской области инвестиционный проект, реализуемый ООО "ЛУКОЙЛ-ННОС" - "Строительство комплекса переработки нефтяных остатков".
По итогам 2022 года в рамках реализации инвестиционного плана Кстовского округа реализовывались 38 проектов (мероприятий), вложено инвестиций - 21698,8 млн руб. (81,7% от плана на 2022 г.), что позволило создать 89 новых рабочих мест.
В 2022 году на территории Кстовского муниципального округа реализовывались следующие крупные инвестиционные проекты:
- ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез", строительство комплекса переработки нефтяных остатков, г. Кстово, 89485 млн руб., 2016 - 2022 (введен 09.11.2022);
- ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез", модернизация битумного производства, г. Кстово, 6446,0 млн руб. 2018 - 2024;
- ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез", строительство комплекса по производству полипропилена, г. Кстово, 62030,2 млн руб., 2019 - 2025;
- ООО "Сибур-Кстово", развитие производства бензола, г. Кстово, 3224,2 млн руб., 2019 - 2022;
- ООО "Сибур-Кстово", локальные очистные сооружения, г. Кстово, 1620,1 млн руб. 2019 - 2023.
Анализ текущего состояния основных секторов экономики муниципального округа дал оценку перспектив развития этих секторов на территории с учетом глобальных тенденций и традиционных особенностей: динамичное развитие обрабатывающих производства, в частности нефтепереработка и нефтехимия; объектов социальной инфраструктуры и жилищного строительства.
II. Оценка развития Кстовского муниципального округа в 2023 году
В январе - марте 2023 г. экономика округа продемонстрировала наряду с положительной динамикой роста по ряду социально-экономических показателей развития территории и отрицательные тенденции.
Из положительных: сохранение уровня официальной безработицы на историческом минимуме (0,24% на 01.04.2023 - это уровень 4 кв. 2018 года), устойчивый рост заработных плат оказывали поддержку потребительскому спросу (увеличением объемов оказываемых услуг населению), а также ослабление инфляционного давления - средний индекс потребительской инфляции за 1 кв. 2023 года к АППГ снизился до 108,07% (на 01.01.2023 113,3%).
Вместе с тем, внешние неблагоприятные условия (вводимые иностранными государствами пакеты санкционных ограничений в отношении России) в 1 квартале 2023 года негативно отразились на функционировании ряда отраслей экономики округа: снижением темпов роста промышленного производства на 12,2% к АППГ за счет химического производства, объем которого заметно "просел" (на 41,5% к тому же периоду 2022 г.). Причиной тому послужило падение спроса на ПВХ внутри Китая (как одного из крупнейших игроков на мировом рынке), в результате чего образовался значительный профицит ПВХ, что привело к стремительному падению цен на внешних рынках из-за давления со стороны дешевого продукта из Китая. Помимо внешних факторов на падение цен в РФ в 2023 году также оказало сокращение спроса и возникший профицит ПВХ внутри страны на фоне ухудшившейся ситуации с мировыми ценами и спросом.
Несмотря на продолжающееся санкционное давление оценка 2023 года по отгрузке, в сравнении с прошлым годом, сформирована выше предшествующего года на 2,7%. Следует отметить, что за январь - март г.о. в структуре обрабатывающих производств на фоне снижения доли химических производств (с 43,6% в 2022 до 30% в 1 кв. 2023) доля производств на ООО "ЛУКОЙЛ-ННОС" возросла (с 42,9% в 1 кв. 2022 до 52,3% в 1 кв. 2023).
В 1 квартале т.г. объем отгруженной продукции на ООО "ЛУКОЙЛ-ННОС" увеличился к уровню прошлого года на 3,8%, а в химическом секторе напротив, наблюдался спад объемов производства химических веществ и химических продуктов - на 41,5% к тому же периоду 2022 г. В 2023 году нефтехимический комплекс неизменно остается драйвером развития кстовских обрабатывающих производств.
По оценке 2023 г. валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств может увеличиться до 3093,0 млн руб., в т.ч. в сельхозпредприятиях до 1 253,7 млн руб. Темп роста к 2022 году в сопоставимых ценах составит 100,3%. Заметного роста физических объемов производства сельскохозяйственной продукции не прослеживается.
По оценке 2023 года планируется умеренный рост количества субъектов МСП - до 5028 единиц (100,1% к 2022 г.).
Объем оборота розничной торговли в 2023 г. оценивается в более скромном размере 20700,5 млн руб. (это 69,9% в сопоставимых ценах к уровню 2022 г.). На снижение объема торгового оборота заметное влияние оказало увеличение объема заказов товаров населением через маркетплейсы и открытие новых пунктов выдачи заказов товаров (Boxberry, CDEK, Wildberies, OZON, Lamoda, Kazanexpress и др.), которые не отражаются в статистических данных по территории, т.к. зарегистрированы в других регионах.
Исходя из анализа деятельности данной сферы потребительского рынка, динамики объема платных услуг населению, ИПЦ на 2023 г., оценка 2023 г. предположительно составит 835,2 млн руб. с индексом физического объема 81,5% к тому же периоду 2022 г. Снижение настоящего показателя произошло за счет сокращения оказанных населению услуг предприятиями коммунальной сферы, в связи с применением энергосберегающих технологий, а также сложившимся мягким температурным режимом в отопительный сезон.
В текущем году высвобождение рабочей силы на большинстве кстовских предприятий не фиксируется. Оценка текущего года по численности работников будет немного ниже (на 0,5%) зафиксированного отчетного периода 2022 г. и составит 52211 чел. Незначительное снижение численности занятых в 2023 г. к АППГ обусловлено реализацией проекта строительства Комплекса переработки нефтяных остатков мощностью 2,1 млн тонн по сырью в год на ООО "ЛУКОЙЛ-ННОС". На строительстве Комплекса было задействовано более 20 подрядных и субподрядных строительных организаций, как российских, так и иностранных.
Исходя из базового значения среднемесячной заработной платы 2022 года, фактически сложившегося показателя за 1 квартал 2023 года, динамики общеэкономической ситуации в январе - марте отчетного года, а также уровня потребительской инфляции, плановых показателей развития отраслей производственной и бюджетной сфер, в 2023 году темп роста среднемесячной заработной платы работников по полному кругу предприятий планируется на уровне 111,7%. При этом среднемесячная заработная плата работников в целом по округу, предположительно составит 53419,4 руб., в т.ч. по крупным и средним предприятиям - 72042,8 руб. (113,5% к АППГ), по малым предприятиям - 36678,5 руб. это 113,9% к АППГ, в бюджетном секторе 510358,8 руб.
В 2023 году на фоне относительно стабильной ситуации в экономике округа число официально зарегистрированных безработных закономерно ожидается значительно ниже уровня прошлого года - порядка 165 человек (ниже на 31,8%). При этом ожидаемый уровень регистрируемой безработицы заметно снизится (до 0,2%). Одновременно ожидается и снижение напряженности на контролируемом рынке труда - до 0,09 чел./вак.
В демографической ситуации 2023 года прослеживается следующая тенденция: отрицательное миграционное сальдо одновременно с сокращающейся естественной убылью населения ведет к небольшому снижению численности постоянного населения округа (среднегодовой): по оценке 2023 года это составит 122159 человек, или 98,6% к 2022 г.
Инвестиционный сектор экономики в текущем году в сравнении с прошлым годом снизил свой потенциал (за счет обрабатывающих производств), и оценка года по объему инвестиций ожидается сравнительно более скромной, или 15329 млн руб., это 63,8% (в сопоставимых ценах) к тому же периоду 2022 г.
По оценке 2023 года размера прибыли прибыльных организаций по кстовской территории составит 32110,3 млн руб. Оценка текущего года выполнена с учетом итогом 1 квартала т.г. и намерений крупных и средних предприятий Кстовского округа на 2023 год, которая сложилась на 16,2% ниже аналогичного показателя 2022 года (39297,5 млн руб.) за счет снижения прибыли в химическом секторе обрабатывающих производств (в 3,4 раза к предшествующему году).
III. Прогноз развития реального сектора экономики
Основу реального сектора экономики Кстовского округа составляет промышленное производство и производство сельскохозяйственной продукции. В структуре экономики округа существенных сдвигов не наблюдается.
Темпы роста отгруженных товаров (работ, услуг) по полному кругу предприятий в среднесрочный прогнозный период сохранят свою положительную динамику роста на достаточно стабильном уровне (в диапазоне 106,5% - 106,9%), а в денежном выражении отгрузка по годам выглядит следующим образом: в 2024 г. - 268202,1 млн руб., в 2025 г. - 285744,2 млн руб., а к 2026 г. может достигнуть 304566,6 млн руб.
В прогнозном периоде темпы роста физических объемов производства обусловлены главным образом положительной динамикой в обрабатывающих производствах, на долю которых приходится около 63% от суммарного объема отгруженных товаров. В прогнозной перспективе удельный вес обрабатывающих производств в отгрузке по-прежнему сохраняется высоким (63,5% - 64,5%) и имеет положительную динамику роста. Рост отгруженных товаров в округе происходит как за счет реального роста физических объемов производства, так и за счет ценового фактора.
К исторически сложившемуся кстовскому флагману в обрабатывающих производствах - производству нефтепродуктов, добавился еще один - химический (удельный вес - 52,3% и 30,0% соответственно). На прогнозируемый период развитие одного из ведущих кластеров "производство нефтепродуктов" будет осуществляться в соответствии со стратегиями ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез", в частности, по повышению операционной эффективности, увеличению глубины переработки углеводородного сырья (более 87%) и выхода светлых нефтепродуктов (более 75%).
В нефтехимии сформировался индустриальный инновационный кластер, объединяющий порядка 5 компаний нефтехимии и связанных с ней отраслей, являющихся поставщиками сырья для нефтехимического производства (ООО РусВинил, ООО ЭрЛикид, ООО ЛУКОЙЛ-ННОС, ООО Сибур-Кстово, ООО Сибур-Нефтехим (г. Дзержинск).
В прогнозный период 2024 - 2026 годов объем валовой сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств в 2024 г. составит 3305,4 млн руб., в 2025 г. 3509,6 млн руб. и в 2026 г. 3737,6 млн руб. Ежегодный прирост объема валовой продукции во всех категориях хозяйств прогнозируется на умеренном уровне: 106,8%, 106,2% и 106,5% соответственно.
Для достижения прогнозных значений индикаторов в период 2024 - 2026 годов в округе необходимо увеличить посевные площади зерновых и зернобобовых культур. Общая посевная площадь под урожай 2023 г. составляет 20121 га - 105% к уровню прошлого года, в том числе посевная площадь зерновых культур - 12793 га - 108% к прошлому году.
В отрасли животноводства необходимо наращивание маточного поголовья в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянско-фермерских хозяйствах округа, а также повышение продуктивности сельскохозяйственных животных.
Развитие реального сектора экономики (и количественные и качественные показатели) оказывает благоприятное влияние на социальные процессы в округе (рост заработной платы работающих, увеличение налоговых поступлений в бюджет области и округа, создание новых рабочих мест, снижение напряженности на рынке труда, создание материальной базы для развития систем образования, здравоохранения, культуры, а также объектов социальной инфраструктуры).
Демография, рынок труда. В прогнозируемом периоде демографическую ситуацию Кстовского муниципального округа будут характеризовать следующие основные тенденции:
- продолжающийся рост рождаемости и снижение количества умерших приводит к постепенному снижению естественной убыли населения;
- несмотря на активное производственное и жилищное строительство, близкое территориальное расположение Кстовского муниципального округа к региональному центру г. Н.Новгороду формируется отрицательное миграционное сальдо населения;
- минусовое миграционное сальдо населения суммируясь с его естественной убылью, ведет к отрицательной динамике численности населения округа: по прогнозу на 2024 год (в среднегодовом исчисление) с 121694 человека до прогнозируемых 120498 человек к 2026 году. Вместе с тем в округе численность трудовых ресурсов достаточно стабильна за счет "плавающей" трудовой миграции.
На рынке труда Кстовского округа в прогнозный период 2024 - 2026 гг. ситуация продолжает оставаться стабильной. Уровень регистрируемой безработицы на прогнозируемом горизонте имеет стабильно низкий показатель (в пределах 0,22% - 0,24%).
IV. Прогноз показателей оплаты труда и потребительского рынка
Оплата труда. Прогноз величины фонда заработной платы в целом по округу на период 2024 - 2026 годов был сформирован с учетом фактической базы 2022 года, динамики поступления НДФЛ в консолидированный бюджет округа в отчетный период 2023 г., а также сценарных условий развития Нижегородской области до 2026 г.: среднегодового индекса потребительских цен и темпа роста реальной заработной платы в процентах к предшествующему году, намерений предприятий округа, а также прогнозируемой величины численности работников, формирующих ФОТ по территории, с учетом ситуации, складывающейся на контролируемом рынке труда округа.
С учетом вышеизложенного величина фонда заработной платы на 2024 год прогнозируется на уровне 36634,7 млн руб., темп роста в действующих ценах к оценке 2023 года заложен на уровне 109,5%. При этом среднемесячная заработная плата выразится в сумме 58378,3 руб., или 109,3% к уровню прошлого года; реальная заработная плата прогнозируется на уровне 104,2%.
К 2026 году прогнозируемый ФОТ достигнет величины 41786,3 млн руб. при величине заработной плате 66587,5 руб. (106,5% к тому же периоду 2025 г.).
В прогнозируемом периоде ФОТ будет расти темпами, превышающими темпы потребительской инфляции, что позволит обеспечить величину реальной заработной платы на уровне 102,5%.
Удельный вес ФОТ бюджетников в общем ФОТ в целом по округу сохраняется достаточно стабильным - порядка 15,8%.
В прогнозный период основная часть районного ФОТ будет формироваться на предприятиях обрабатывающих производств и потребительского рынка (около 51%).
Темпы роста ФОТ фиксируются на фоне снижения численности безработных граждан и вовлечения их в процесс самозанятости и в производственный процесс.
Рост денежных доходов населения обеспечивает неуклонный рост потребительского спроса населения на товары и услуги и тем самым способствует развитию потребительского рынка.
Потребительский рынок. Развитие потребительского рынка в среднесрочном периоде будет определяться состоянием реальных денежных доходов населения. Потребительский рынок Кстовского округа в прогнозном периоде сохранит свою высокую степень товарного насыщения. Одной из важнейших составляющих потребительского рынка округа по-прежнему остается торговая деятельность. Ее удельный вес в структуре потребительского рынка преобладающий и достигает 96,2%. Рынок платных услуг населению, подвергшийся сжатию в результате последствий распространения коронавирусной инфекции, продемонстрировал свою тенденцию восстановительного роста.
Прогноз оборота розничной торговли предприятий, организаций на среднесрочный период рассчитывался с учетом среднегодовых индексов потребительских цен и ИФО на 2024 - 2026 гг. по Нижегородской области, а также динамики доходов населения.
По прогнозу на 2024 год, его объем может составить 22496,3 млн руб. с темпом роста 103,5% к уровню 2023 года в сопоставимых ценах.
К концу прогнозируемого периода объемная масса товарооборота может достигнуть 26065 млн руб. с темпом роста к предшествующему году 103,5% в сопоставимых ценах.
V. Финансовое состояние округа
Прибыль прибыльных организаций.
С учетом оценки 2023 года по настоящему показателю, основных параметров прогноза развития Нижегородской области на период 2024 - 2026 гг., а также намерений крупных и средних предприятий в 2024 году организациями округа объем прибыли прогнозируется в размере 32110,2 млн руб. и сохранится на уровне прошлого года. Основная часть прибыли (более 96%) по-прежнему формируется крупными и средними предприятиями промышленного сектора экономики Кстовского муниципалитета и составляет 30825,8 млн руб. Из них основную часть прибыли (70,5%) дают предприятия химических производств и производства нефтепродуктов.
В 2025 г. темп роста прибыли прибыльных предприятий округа к предшествующему году с учетом выравнивающего среднеобластного индекса на 2025 г. и намерений кстовских предприятий продемонстрирует положительную динамику и может составить 106%, а в денежном выражении 34036,8 млн руб.
В 2026 г. прибыль по округу может достигнуть отметки 36113,0 млн руб. с более динамичным темпом роста (106,1%) к предшествующему году.
Предполагается, что росту прибыли будут способствовать благоприятные внешние и внутренние факторы, такие, как: рост цен на нефть, снижение капитальных затрат и увеличение свободного денежного потока, проведение мероприятий по снижению себестоимости путем оптимизации затрат на производство и реализацию продукции, внедрение новейших технологий и оборудования на производстве, чему будет способствовать дальнейшая реализация инвестиционных проектов на крупных предприятиях, таких как ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез", Нижегородский филиал ПАО "Т Плюс", ООО "Сибур-Кстово".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.