г. Краснодар |
|
10 сентября 2020 г. |
Дело N А53-27826/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., с участием в судебном заседании от заявителя - Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростов-на-Дону (ИНН 6152000334, ОГРН 1026103273415) - Каракчеева Е.А. (доверенность от 12.08.2020), Ивахниной Т.С. (доверенность от 31.08.2020), от заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Ростовской области (ИНН 6163030517, ОГРН 1026103280060) - Ковальчук Е.А. (доверенность от 07.08.2019), Александрова О.В. (доверенность от 28.06.2019), Булаевой Ж.В. (доверенность от 28.06.2019), рассмотрев кассационные жалобы Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростов-на-Дону и Управления Федерального казначейства по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2020 по делу N А53-27826/2019, установил следующее.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее - управление) от 04.07.2019 N 58-23-12/23-7446.
Решением суда от 21.11.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что департамент является объектом финансового контроля, выявленные нарушения обусловлены неосуществлением надлежащего контроля, то есть недобросовестным выполнением департаментом своих обязанностей.
Постановлением от 19.06.2020 суд апелляционной инстанции изменил решение суда от 21.11.2019, признал недействительным пункт 5 представления управления от 04.07.2019 N 58-23-12/23-7446, в остальной части решение суда от 21.11.2019 по делу оставил без изменения.
Департамент обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 21.11.2019 и постановление апелляционной инстанции от 19.06.2020 в части оставления без изменения решения суда от 21.11.2019, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что с учетом неисполнения договорных обязательств со стороны подрядной организации и наступления зимнего периода заказчиком принято решение об одностороннем расторжении муниципального контракта. Департамент не является объектом финансового контроля согласно пункту 2.1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не является стороной договора (соглашения) о предоставлении бюджетных средств, не является органом, от которого зависят показатели результативности использования субсидии. Суды не учли различие правового статуса администрации города Ростова-на-Дону и департамента (органа администрации города Ростова-на-Дону. Выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права. Управлением не представлены доказательства, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении обязательств по обеспечению контроля со стороны департамента. Департамент в полном объеме выполнил возложенные на него обязательства.
В судебном заседании от 04.08.2020 суд кассационной инстанции рассмотрел кассационную жалобу департамента и объявил резолютивную часть постановления: оставить без изменения постановление арбитражного суда апелляционной инстанции от 19.06.2020 по делу, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление изготовлено судом в полном объеме 10.08.2020.
От управления 05.08.2020 в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа поступила кассационная жалоба с требованием отменить постановление апелляционной инстанции от 19.06.2020 в части признания недействительным пункта 5 представления управления от 04.07.2019 N 58-23-12/23-7446, оставив в этой части без изменения решение суда от 21.11.2019. Заявитель жалобы считает, что департамент не в полной мере обеспечил контроль за реализацией подпрограммы исполнителями, в результате чего МКУ "Управление благоустройства Ворошиловского района" допустило нецелевое использование бюджетных средств (5 710 772 рубля 86 копеек), в том числе средств субсидий, предоставленной из федерального бюджета (4 964 053 рублей 66 копеек), поскольку работы по устройству "Комплекта оборудования по улучшению микроклимата территории" стоимостью 5 710 772 рубля 86 копеек, в том числе за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета, не относятся к работам по благоустройству территории, что в соответствии с частью 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета.
Определением от 28.08.2020 по данному делу (вынесено председателем первого судебного состава Посаженниковым М.В.) в составе суда в связи с отсутствием судьи-Захарова В.В. (находится в ежегодном оплачиваемом отпуске) произведена его замена на судью Драбо Т.Н.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.09.2020 отменено постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.08.2020 по делу по вновь открывшимся обстоятельствам.
Окружной суд проверяет законность и обоснованность решения суда от 21.11.2019 и постановления суда апелляционной инстанции от 19.06.2020 по делу по доводам, приведенным департаментом и управлением в кассационных жалобах.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, отзывов, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежат удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, в соответствии с пунктом 15 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Ростовской области в финансово-бюджетной сфере на 2019 год, утвержденного временно исполняющим обязанности руководителя управления 09.01.2019, и на основании приказа от 17.04.2019 N 391 "О назначении (проведении) плановой выездной проверки в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону" (в редакции приказов управления от 30.04.2019 N 435, от 15.05.2019 N 470, от 21.05.2019 N 485) в период с 22.04.2019 по 24.05.2019 управление провело проверку департамента по вопросу предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, по результатом которой управление составило акт от 24.05.2019 и выдало обществу представление от 04.07.2019 N 58-23-12/23-7446 относительно предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.
В указанном представлении указано на то, что при проверке выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета:
1. Департаментом не достигнуто значение показателя результативности использования субсидий "Доля благоустроенных общественных территорий от общего количества общественных территорий Ростовской области" на - 11,4%;
2. Департаментом не в полной мере обеспечен контроль за реализацией Подпрограммы N 2 МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Ворошиловского района города Ростова-на-Дону", а именно: не обеспечено благоустройство дворовой территории многоквартирных домов по адресу: г. Ростов-на-Дону, бульвар Комарова, 19Б, 21, исходя из минимального перечня работ;
3. Департаментом не обеспечено исполнение графика выполнения мероприятий по благоустройству общественных территорий, а именно: объект "ПКиО им. Собино" не введен в эксплуатацию в 4 квартале 2018 года;
4. Департаментом не обеспечено исполнение графика выполнения мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, а именно: работы на 101 120 372 рубля 75 копеек, в том числе за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета на благоустройство общественных территорий, 87 898 252 рубля 76 копеек (86,9243% доля оплаты за счет субсидии, предоставленной из федерального бюджета), не выполнены в 3 квартале 2018 года;
5. Департаментом не в полной мере обеспечен контроль за реализацией подпрограмм исполнителями, в результате чего МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Ворошиловского района города Ростова-на-Дону" допущено нецелевое расходование средств по 910 0503 10101L5551 244 КБК в сумме 5 710 772 рубля 86 копеек, в том числе из федерального бюджета в сумме 4 964 053 рубля 66 копеек.
Департаменту предложено рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок по 29.11.2019. О результатах исполнения настоящего представления информировать управление в срок по 06.12.2019, включительно.
Не согласившись с вынесенным представлением департамент обратился в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно части 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Согласно части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждена Государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Государственная программа).
Правила, устанавливающие цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, приведены в Приложении N 15 к Государственной программе (далее - Правила N 1710) (с учетом Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 169 (далее - Правила N 169).
Постановлением Правительства Ростовской области от 31.08.2017 N 597 утверждена Государственная программа Ростовской области "Формирование современной городской среды на территории Ростовской области" (далее - Государственная программа Ростовской области), целью которой является повышение качества и комфорта проживания населения на территории Ростовской области, срок реализации программы - с 2018 по 2022 годы. Участниками Государственной программы Ростовской области являются органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области (далее - Государственная программа Ростовской области).
Правила предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 - 2022 годы, приведены в Приложении N 8 к Государственной программе Ростовской области (далее - Правила N 597).
Государственной программой Ростовской области (в редакции от 28.03.2018) предусмотрено выделение денежных средств бюджету города Ростова-на-Дону в 2018 году:
- на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий - 161 765,1 тыс. рублей (средства федерального бюджета - 140 735,6 тыс. рублей, средства областного бюджета - 21 029,5 тыс. рублей);
- на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий - 338 314,9 тыс. рублей (средства федерального бюджета - 294 333,9 тыс. рублей, средства областного бюджета - 43 981,0 тыс. рублей).
В рамках реализации Государственной программы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила N 999), Правилами N 1710, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительство Ростовской области заключили соглашение от 09.02.2018 N 069-08-2018-045 "О предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Ростовской области на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды" (далее - соглашение N 069-08-2018-045).
Предметом соглашения N 069-08-2018-045 является предоставление из федерального бюджета в 2018 - 2020 годах бюджету Ростовской области субсидии на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.
В соответствии с Приложением N 10 к Областному закону Ростовской области от 21.12.2017 N 1303-ЗС "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" предусмотрены расходы на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (субсидии):
- в рамках подпрограммы "Благоустройство общественных территорий Ростовской области" Государственной программы Ростовской области по коду бюджетной классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - КБК) 811 0503 22 1 00 R5551 520 - 599 365,0 тыс. рублей;
- в рамках подпрограммы "Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов Ростовской области" Государственной программы Ростовской области по 811 0503 22 1 00 R5552 520 КБК - 599 364,2 тыс. рублей.
Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 25.12.2017 N 1361 утверждена муниципальная программа города Ростова-на-Дону "Формирование современной городской среды города Ростова-на-Дону" (далее - Муниципальная программа). Срок реализации муниципальной программы - 2018 - 2022 годы.
Муниципальным заказчиком, заказчиком-координатором, разработчиком Муниципальной программы является департамент.
Общий объем финансирования Муниципальной программы в 2018 году по всем источникам финансирования составляет 939 320,5 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 435 069,5 тыс. рублей, средства областного бюджета - 221 887,6 тыс. рублей, средства бюджета г. Ростова-на-Дону - 282 363,4 тыс. рублей.
Муниципальная программа включает подпрограмму N 1 "Благоустройство общественных территорий города Ростова-на-Дону" (далее - Подпрограмма N 1) и подпрограмму N 2 "Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов города Ростова-на-Дону" (далее - Подпрограмма N 2).
В целях реализации вышеуказанных программ Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее - Министерство) и Администрация города Ростова-на-Дону 16.04.2018 заключили соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета на благоустройство общественных территорий N 60701000-1-2018-005 (далее - соглашение N 60701000-1-2018-005) и о предоставлении субсидий из областного бюджета на благоустройство дворовых территорий N 60701000-1-2018-004 (далее - соглашение N 60701000-1-2018-004).
Довод департамента о том, что при проведении выездной проверки управление неправильно избрало объектом проверки департамент, который, не являясь стороной данных соглашений, не относится ни к одному из включенных в перечень объектов финансового контроля, правомерно отклонен судебными инстанциями, поскольку департамент руководствовался пунктом 7 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, (далее - Правила N 1092) в редакции, действующей с 27.12.2019, тогда как проверка проводилась в мае 2019 года, а представление вынесено 04.07.2019.
В редакции, действовавшей на момент проверки, в соответствии с пунктом 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного финансового контроля являются финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами.
То же установлено пунктом 7 Правил N 1092 в редакции от 09.09.2016, действовавшей на момент проверки, в соответствии с которым объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль соблюдения условий предоставления средств из бюджета, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или местной администрацией муниципального образования на основании закона (решения) о бюджете.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных данным Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Муниципальным заказчиком, заказчиком-координатором, разработчиком Муниципальной программы, уполномоченным органом Администрации города Ростова-на-Дону по реализации мероприятий при предоставлении субсидий на проведение благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов является департамент, который в соответствии с пунктами 1.5 - 1.8, 2.1 - 2.4 таблицы N 2 Муниципальной программы "Финансовое обеспечение муниципальной программы" по настоящее время является главным распорядителем бюджетных средств Подпрограмм N 1 и 2 Муниципальной программы. Согласно пункту 1.4 Положения о порядке предоставления субсидий управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов в городе Ростове-на-Дону, утвержденного постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 28.08.2017 N 802 (далее - Положение N 802), департамент является главным распорядителем бюджетных средств по предоставлению субсидии на благоустройство дворовых территорий.
В соответствии с пунктами 1 и 4 раздела III "Механизм реализации, управление подпрограммой и контроль за ходом ее реализации" Подпрограммы N 1 и пунктом 1 раздела III "Механизм реализации, управление подпрограммой и контроль за ходом ее реализацию) Подпрограммы N 2 Муниципальной программы департамент формирует общий перечень и объем работ, направленных на выполнение поставленных задач по благоустройству общественных и дворовых территорий, обеспечивает контроль за реализацией подпрограмм исполнителями, осуществляет контроль за исполнением программных мероприятий, целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, направляемых на реализацию подпрограмм. Эффективность использования бюджетных средств определяется исходя из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом города Ростова-на-Дону объема средств (результативности).
Таким образом, судебные инстанции пришли к правомерному выводу, что департамент является уполномоченным органом Администрации города Ростова-на-Дону - ответственным за исполнением программных мероприятий, что подтверждается также пунктом 2 Положения N 802, в соответствии с которым "уполномоченным органом Администрации города Ростова-на-Дону по реализации мероприятий при предоставлении субсидий на проведение благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов" является департамент.
В связи с чем, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, департамент является объектом контроля органов государственного финансового контроля, которому по результатам проведенной проверки могут быть направлены представления, предписания.
Проверив довод департамента о нарушении управлением порядка проведения проверки, поскольку не проведена экспертиза, а также при получении возражений департамента не назначена внеплановая выездная проверка, суды установили, что в силу подпункта "в" пункта 10 Правил N 1092 проведение экспертизы является правом, а не обязанностью органа финансового контроля, как и назначение внеплановой выездной проверки.
Так, в соответствии с пунктом 67 Правил N 1092 по результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель управления принимает решение:
а) о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
б) об отсутствии оснований для направления предписания, представления и уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
в) о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии), в том числе при представлении объектом контроля возражений в письменной форме, а также дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки (ревизии).
В связи с чем, внеплановая проверка назначается, в случае если возражения, предоставленные объектом контроля, содержат дополнительную информацию, документы и материалы, влияющие на выводы, сделанные по результатам проверки и, которые не были исследованы в период ее проведения.
Между тем, поскольку предоставленные возражения не опровергали выводы, сделанные по результатам проведенной проверки, и не содержали информации, влияющей на выводы проверки, по результатам рассмотрения акта проверки, материалов и возражений управление приняло решение о направлении в адрес объекта контроля представления.
В части пунктов 1 и 3 представления управления суды установили следующее.
Предметом соглашения N 60701000-1-2018-005 является предоставление Министерством из областного бюджета в 2018 году бюджету городского округа города Ростова-на-Дону субсидии на благоустройство общественных территорий.
В соответствии с пунктами 2.1 - 2.4 соглашения N 60701000-1-2018-005 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете городского округа города Ростова-на-Дону на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия на благоустройство общественных территорий, составляет в 2018 году 161 765 057 рублей 48 копеек (субсидия из областного бюджета).
Дополнительным соглашением от 13.09.2018 N 60401000-1-2018-005/2 в соглашение N 60701000-1-2018-005 внесены изменения, а именно увеличен общий объем бюджетных ассигнований в 2018 году, предусматриваемых в бюджете городского округа города Ростова-на-Дону на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, до 161 905 793 рубля 09 копеек. Размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета в бюджет городского округа города Ростова-на-Дону, составляет в 2018 году 161 765 057 рублей 49 копеек, из них за счет средств федерального бюджета - 140 735 600 рублей. Размер собственных средств, предоставляемых из бюджета городского округа города Ростова-на-Дону, - 140 735 рублей 60 копеек.
Пунктом 2.5 соглашения N 60701000-1-2018-005 предусмотрено, что распределение субсидии на благоустройство общественных территорий приведено в приложении N 6 "Распределение Субсидии в целях финансирования работ по благоустройству общественных территорий".
Дополнительным соглашением от 13.09.2018 N 60401000-1-2018-005/2 в соглашение N 60701000-1-2018-005 внесены изменения, а именно: приложением N 6 "Распределение субсидии в целях софинансирования работ по благоустройству общественных территорий" к соглашению N 60701000-1-2018-005 предусмотрено, что средства субсидии направляются на 2 объекта:
- благоустройство ГЖиО им. Собино, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Профсоюзная 136/15/167-ф/91/1, сметная стоимость 94 998 988 рублей, предусмотрено всего 94 998 988 рублей (федеральный бюджет - 82 577 277 рублей 32 копейки, областной бюджет - 12 339 133 рубля 40 копеек, местный бюджет - 82 577 рублей 28 копеек);
- благоустройство территории участка по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Ворошиловский район, с южной стороны жилого дома по ул. Капустина, 26/1, сметная стоимость - 40 594 487 рублей, предусмотрено всего 40 594 487 рублей (федеральный бюджет - 35 286 504 рубля 43 копейки, областной бюджет - 5 272 696 рублей 07 копеек, местный бюджет - 35 286 рублей 05 копеек).
Наименования объектов, приведенных в приложении N 2 к соглашению N 60701000-1-2018-005 005 (в редакции дополнительного соглашения от 13.09.2018 N 60401000-1-2018-005/2) соответствуют Перечню общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2018 году (таблица N 2 к Муниципальной программе).
Пунктом 3 приложения N 2 к соглашению N 60701000-1-2018-005 (в редакции дополнительного соглашения от 13.09.2018 N 60401000-1-2018-005/2) предусмотрено выделение денежных средств на объект: "Субсидия на благоустройство общественных территорий" - 26 312 318 рублей 09 копеек, в том числе средства федерального бюджета - 22 871 818 рублей 25 копеек.
Приложением N 1 "Показатели результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия" к соглашению N 60701000-1-2018-005 показатель результативности установлен Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области - 34,1%.
Пунктами 4.3.3, 4.3.4 и 4.3.6 соглашения N 60701000-1-2018-005 установлены обязанности обеспечить достижение значений показателей результативности использования субсидии, установленных приложением N 1 (доля благоустроенных общественных территорий от общего количества общественных территорий Ростовской области должна составлять 34,1%), исполнение графика выполнения мероприятий по благоустройству, предоставить в Министерство отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, по состоянию на 01.01.2019 показатель результативности составил 22,7%, что отражено в годовом отчете по форме приложения N 4 к соглашению. Отчет направлен в адрес Министерства, замечания по заполнению и предоставлению сведений в отчете не поступали.
Таким образом, фактически в 2018 году вместо предусмотренных двух объектов произведено благоустройство 1 объекта - территория участка по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Ворошиловский район, с южной стороны жилого дома по ул. Капустина, 26/1.
Довод департамента о том, что результативность 34,1% не достигнута в силу не зависящих от него причин, правомерно отклонен судебными инстанциями, условиями соглашения N 60701000-1-2018-005 не предусмотрена возможность недостижения показателя результативности.
Суды учли, что в рамках реализации Государственной программы, Государственной программы Ростовской области, мероприятий по благоустройству общественных территорий Муниципальной программы на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov) размещено извещение N 0358300374318000005 (способ определения поставщика - электронный аукцион) на выполнение работ по благоустройству парка культуры и отдыха имени Собино (далее - ПкиО им. Собино), расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Профсоюзная, 136/15/167-аУ91/1.
По результатам проведенной конкурсной процедуры заключен муниципальный контракт от 14.08.2018 N 4052 на выполнение работ по благоустройству ПКиО им. Собино, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Профсоюзная, 136/15/167-а/91/1 (далее - муниципальный контракт от 14.08.2018 N 4052) со сроками исполнения контракта - с 15.08.2018 по 01.12.2018.
В соответствии с Подпрограммой N 1 к Муниципальной программе, муниципальным заказчиком, осуществляющим контроль за реализацией Подпрограммы, является департамент.
Пунктом 5.1 муниципального контракта от 14.08.2018 N 4052 контроль соответствия объемов, качества и срока выполнения работ, качества применяемых товаров и материалов, предназначенных для выполнения работ за счет подрядчика в соответствии с технической частью, условиями муниципального контракта, требованиями технической части, стандартов и сводов правил, включая проверку наличия документов, удостоверяющих их качество, осуществляется заказчиком и (или) лицом, привлеченным заказчиком для осуществления указанного контроля посредством выборочных, периодически повторяющихся совместных плановых и односторонних внеплановых проверок в течение всего срока выполнения подрядчиком работ по контракту.
К проверке представлены промежуточные акты совместной (односторонней) проверки от 29.11.2018, 17.11.2018, 23.11.2018, 20.11.2018, 30.11.2018, согласно которым уполномоченным представителем муниципального заказчика (МКУ "Управление благоустройства Железнодорожного района") осуществлен строительный контроль на объекте по благоустройству ПКиО им. Собино, и установлены нарушения по следующим видам работ: устройство основания амфитеатра, ремонт ступеней центральной аллеи, укладка тротуарной плитки, устройство подпорных стен входной группы.
По состоянию на 01.12.2018 подрядчик не представил акты выполненных работ ф. КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат ф. КС-3.
Таким образом, суды правомерно указали, что ни департамент, ни его представитель МКУ "Управление благоустройства Железнодорожного района" г. Ростова-на-Дону не проводили повторяющиеся совместные плановые и односторонние внеплановые проверки в течение всего срока выполнения подрядчиком работ. Первая проверка проведена за 13 дней (17.11.2018) до срока окончания работ (01.12.2018). Доказательства обратного департамент в материалы дела не представил.
Кроме того, суды учли, что работы по муниципальному контракту от 14.08.2018 N 4052 должны были завершиться 01.12.2018. То есть до второй половины ноября 2018 года график выполнения работ департамент не контролировал. Доказательства обратного департамент в материалы дела также не представил.
Департамент не инициировал проведение более ранних проверок, как главный распорядитель бюджетных средств, не предпринял достаточных мер для обеспечения контроля за графиком выполнения работ и, как следствие, обеспечения выполнения графика.
Таким образом, судебные инстанции правомерно указали, что в нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 4.3.3, 4.3.4 соглашения N 60701000-1-2018-005 департамент не обеспечил достижение значения показателя результативности использования субсидии (34,1%, фактически 22,7%), объект не введен в эксплуатацию в 4 квартале 2018 года.
Ссылка департамента на отказ МКУ "Управление благоустройства Железнодорожного района" от исполнения контракта отклонена. Отказ оформлен решением от 19.12.2018, т. е. после завершения срока исполнения контракта - по 01.12.2018. Рассмотрение требований в рамках дела N А53-1970/2019 до настоящего времени не завершено, доказательства возвращения денег по муниципальному контракту от 14.08.2018 N 4052 не представлены.
В части пункта 2 представления управления суды установили следующее.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 1710 установлено обязательство субъекта Российской Федерации (Ростовской области) обеспечить благоустройство всех дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния), исходя из минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий (ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн, иные виды работ, определенные уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно Разделу 4 "Общая характеристика участия муниципальных образований Ростовской области в реализации государственной программы" Государственной программы Ростовской области (в редакции от 28.03.2018) актом Министерства утверждается адресный перечень всех дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в период 2018-2022 годов, исходя из минимального перечня работ по благоустройству (очередность благоустройства определяется в порядке поступления предложений заинтересованных лиц об их участии в выполнении указанных работ).
Пунктом 3.8.8 Правил N 597 муниципальное образование обязано обеспечить утверждение не позднее 31.03.2018 муниципальных программ по формированию современной городской среды на 2018 - 2022 годы, предусматривающих в том числе: адресный перечень всех дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (формируемый исходя из физического состояния, а также с учетом предложений заинтересованных лиц) и подлежащих благоустройству в указанный период исходя из минимального перечня работ по благоустройству. Физическое состояние дворовой территории и необходимость ее благоустройства определяются по результатам инвентаризации дворовой территории, проведенной в порядке, установленном правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.4 Правил N 597 и пункту 1.2 Порядка представления, рассмотрения и оценки предложений граждан и организаций о включении общественной территории в муниципальную программу "Формирование современной городской среды города Ростова-на-Дону", утвержденного постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 24.01.2020 N 60 (далее - Порядок N 60), установлен минимальный перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов.
В минимальный перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов включаются следующие виды работ:
- ремонт дворовых проездов;
- обеспечение освещения дворовых территорий;
- установка скамеек, урн для мусора.
Согласно протоколам от 27.10.2017 внеочередных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: г. Ростов-на-Дону, бульвар Комарова, д. 19Б, 21, проведенных в форме очно-заочного голосования, утвержден минимальный и дополнительные перечни работ по благоустройству территории (в минимальный перечень включены следующие работы: ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн для мусора).
Кроме того, в листе оценки количественных критериев конкурсного отбора дворовой территории многоквартирного(ых) дома(ов) по адресам: г. Ростов-на-Дону, бульвар Комарова, д. 19Б, 21, для включения в Муниципальную программу в значении показателя "Благоустройство дворовой территории исходя из минимального перечня работ: ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн для мусора" значение равняется 1 (5 баллов), то есть работы из минимального перечня в полном объеме включены в сметную документацию.
В соответствии с приложением N 3 к Подпрограмме N 2 исполнителями являются муниципальные казенные учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" районов города Ростова-на-Дону (далее - МКУ "УЖКХ" районов города Ростова-на-Дону).
Суды учли, что по результатам выездной встречной проверки, проведенной в МКУ "УЖКХ Ворошиловского района" на основании приказа управления от 16.05.2019 N 477, установлено, что ОАО "ЮгЖилСервис" и ООО Группа компаний "Гарант" заключили договор от 03.07.2018 N 1/2018 на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирных домов по адресу: г. Ростов-на-Дону, бульвар Комарова, 19Б, 21 (далее - договор от 03.07.2018 N 1/2018) на 13 940 520 рублей. Дополнительным соглашением от 14.12.2018 N 4 к договору от 03.07.2018 N 1/2018 стоимость работ уменьшена и составила 13 194 939 рублей 04 копейки.
Согласно локально-сметному расчету N 02-01-01 первоначальная стоимость работ по благоустройству дворовой территории многоквартирных домов по адресу: г. Ростов-на-Дону, бульвар Комарова 19Б, 21 (далее - благоустройство территории бульвара Комарова, 19Б, 21) составляла 13 940 520 рублей. В раздел 1 локально-сметного расчета N 02-01-01 включен минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий, а именно: установка осветительных приборов, установка скамеек, урн для мусора, ремонт дворовых проездов. Однако, в ходе производства работ по благоустройству из локально-сметного расчета N 02-01-01 исключены следующие виды работ: установка осветительных приборов, устройство дренажных лотков ж/б во внутренней части двора по адресу: г. Ростов-на-Дону, бульвар Комарова, 21 установка приствольных решеток (что подтверждается изменениями, внесенными в локально-сметный расчет N 02-01-01, а также актами о приемке выполненных работ КС-2 от 15.11.2018 N 1, от 14.12.2018 N 2).
Таким образом, при выполнении работ по благоустройству территории бульвара Комарова, 19Б, 21 не были выполнены работы, включенные в минимальный перечень видов работ, а именно - установка осветительных приборов.
Учитывая изложенное, является правомерным вывод судебных инстанций, что нахождение опор на балансе МКП "Ростовгорсвет" не обосновывает возможность невыполнения работ (установки осветительных приборов), включенных в минимальный перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий.
Проверив представленные департаментом в подтверждение довода об исполнении обязанности обеспечения контроля протоколы совещаний, суды правомерно указали, что данные протоколы также не подтверждают надлежащее обеспечение выполнения обязательств по контролю (по нарушениям, отраженным в представлении), поскольку:
- протокол от 20.08.2018 (Рег. N 59-62-3237/4 от 05.09.2018) не подтверждает выполнение обязательств по программе благоустройства территорий (установка светильников),
- остальные протоколы не относятся к предмету спора (они касаются объектов, которые не вменяются в нарушение по перечисленным территориям).
В части пункта 4 представления управления суды установили следующее.
Приложением N 1 "График выполнения мероприятий по благоустройству дворовых территорий" к дополнительному соглашению от 17.09.2018 N 60701000-1-2018-004/2 к соглашению N 60701000-1-2018-004 предусмотрено, что срок ввода объектов в эксплуатацию - 4 квартал 2018 года. В 3 квартале 2018 года подлежали выполнению работы на 101 120 372 рубля 75 копеек, в 4 квартале 2018 года - 243 637 396 рублей 89 копеек.
В соответствии с отчетом об исполнении графика выполнения мероприятий по благоустройству дворовых территорий за 2018 год в 3 квартале работы не выполнялись.
Не ссылаясь на конкретные имеющиеся в деле документы, опровергающие данный вывод судов, в кассационной жалобе департамент настаивает на том, что график выполнения работ программных мероприятий не нарушен, управление подменивает понятия - согласно заключенным соглашениям отсутствовала обязанность производить оплату в 3 квартале 2018 года, предусмотренный заключенными соглашениями результат выполненных мероприятий в 4 квартале 2018 года соблюден, и работы выполнены в полном объеме, объекты в установленный срок - 4 квартал 2018 года - введены в эксплуатацию.
Вместе с тем конкретные имеющиеся в деле документы, опровергающие вывод судов о том, что в 3 квартале работы не выполнялись, не названы. Информация отчета департамента об исполнении графика выполнения мероприятий по благоустройству дворовых территорий за 2018 год не опровергнута.
Проведение совещаний по вопросу предоставления плана-графика в рамках благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов не подтверждает исполнение графика и не содержит оправдательных оснований для его неисполнения.
Ссылка департамента на направленные в адрес глав администраций районов города Ростова-на-Дону письма от 07.09.2018 N 59-3/3769, 21.09.2018 N 59-3/4005 о необходимости неукоснительного соблюдения требований постановления Администрации города Ростова-на-Дону N 802 правомерно отклонена судебными инстанциями, поскольку направление писем с формулировкой "взять на личный контроль" не освобождает департамент от обязанности обеспечить контроль, возложенный в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Таким образом, судебные инстанции правомерно указали, что в нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4.3.4 соглашения N 60701000-1-2018-004 (в ред. соглашения от 17.09.2018 N 60701000-1-2018-004/2) исполнение графика выполнения мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, а именно работы на 101 120 372 рубля 75 копеек, в том числе за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета на благоустройство общественных территорий, 87 898 252 рубля 76 копеек (86,9243% доля оплаты за счет субсидии, предоставленной из федерального бюджета), не выполнены в 3 квартале 2018 года,
Таким образом, судебные инстанции пришли к верному выводу о том, что предоставленные документы не подтверждают надлежащее исполнение обязательств по обеспечению департаментом контроля. Тогда как контроль главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств должен быть полноценным и достаточным, обеспечивать эффективное использование бюджетных средств, как в результате собственных действий, так и действий подведомственных получателей, направленных на достижение показателей результативности, установленных государственной (муниципальной) программой, выполнение графика работ. Департамент обязан обеспечивать контроль за реализацией подпрограмм исполнителями, осуществлять контроль за исполнением программных мероприятий, целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, направляемых на реализацию подпрограмм, осуществлять контроль соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидии.
При этом требование представления об усилении контроля за выполнением исполнителями требуемого графика и перечня работ не нарушают права департамента, не возлагают на департамент каких-либо дополнительных обязательств, временных или финансовых затрат.
Таким образом, является правомерным вывод судебных инстанции, что управление доказало соответствие действующему законодательству пунктов 1 - 4 представления, тогда как департамент не представил в материалы дела доказательства нарушения указанными пунктами его прав и законных интересов, поэтому суды, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 3 статьи 201 названного Кодекса правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований в этой части.
Проверяя законность пункта 5 представления управления, суд апелляционной инстанции установил, что МКУ "Управление благоустройства Ворошиловского района" в 2018 году заключило с ООО "БК-Строй" муниципальный контракт от 02.10.2018 N 0358300133318000008106376 на выполнение работ по объекту: "Благоустройство территории участка по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Ворошиловский район, с южной стороны жилого дома по адресу ул. Капустина, 26/1" (далее - контракт от 02.10.2018).
В соответствии с пунктом 2.1 контракта от 02.10.2018 и локальным сметным расчетом N 1, который является приложением N 1 к контракту от 02.10.2018, стоимость работ, подлежащих выполнению, составила 38 767 735 рублей 04 копейки.
В ходе проверки установлено, что локальный сметный расчет N 1 на благоустройство территории участка по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Ворошиловский район, с южной стороны жилого дома по адресу: ул. Капустина, 26/1, содержит раздел 4 "МАФы", в который включена позиция "Комплект оборудования по улучшению микроклимата территории" и количество - 1 комплект.
Актом о приемке выполненных работ формы КС-2 от 14.12.2018 N 2 (пункт 183), подписанным директором ООО "БК-Строй" и директором МКУ "Управление благоустройства Ворошиловского района", принято устройство 1 комплекта оборудования по улучшению микроклимата территории.
Оплата за вышеуказанное оборудование произведена платежными поручениями от 27.12.2018 N 798480 на 30 350 414 рублей 25 копеек (средства федерального бюджета), от 27.12.2018 N 798478 на 4 535 119 рублей 38 копеек (средства областного бюджета), от 27.12.2018 N 798479 на 30 350 рублей 41 копейка (средства местного бюджета).
В соответствии с пунктом 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 3.23 "СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП 111-10-75", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 N 972/пр (далее - Свод Правил. Благоустройство территорий) элементами благоустройства территории могут являться: декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
В ходе выездной встречной проверки МКУ "Управление благоустройства Ворошиловского района" проведены выборочные контрольные обмеры и визуальный осмотр выполненных отдельных видов и объемов работ по объекту: "Благоустройство территории участка по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Ворошиловский район, с южной стороны жилого дома по адресу ул. Капустина, 26/1", по итогам которых подписан акт от 17.05.2019 N 1 выборочных контрольных обмеров и визуального осмотра выполненных отдельных видов и объемов работ по объекту: "Благоустройство территории участка по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Ворошиловский район, с южной стороны жилого дома по ул. Капустина, 26/1".
Визуальным осмотром установлено, что "Комплект оборудования по улучшению микроклимата территории" включает в себя: оборудование для бассейна, водонагреватели проточные, фильтры жидкостные, насосы жидкостные, понижающий трансформатор, композитный решетчатый настил, устройство бетонного лотка. Устройство "Комплекта оборудования по улучшению микроклимата территории" производилось поэлементно. В результате проверки установлено, что при устройстве "Комплекта оборудования по улучшению микроклимата территории" выполнялись работы по рытью ям, в том числе для устройства бетонного лотка, работы по устройству гидроизоляции, по прокладке кабелей электроснабжения оборудования водоприемника, по устройству опалубки из бетона, армированию чаш бетонного лотка. На этом основании управление сделало вывод, что "Комплект оборудования по улучшению микроклимата территории" имеет прочную связь с землей, и конструктивные характеристики не позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик сооружения, что относится к признакам капитальности.
В момент обмеров "Комплект оборудования по улучшению микроклимата территории" не функционировал (не включен).
Согласно пунктам 10.2, 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений). Строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
С учетом этих обстоятельств суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что в нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 6 раздела III подпрограммы N 1 Муниципальной программы, департамент не в полной мере обеспечил контроль за реализацией подпрограммы исполнителями, в результате чего МКУ "Управление благоустройства Ворошиловского района" допустило нецелевое использование бюджетных средств (5 710 772 рубля 86 копеек), в том числе средств субсидий, предоставленной из федерального бюджета (4 964 053 рубля 66 копеек).
Отменяя решение суда в указанной части, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что, поддерживая довод управления, суд первой инстанции не учел, что согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится в том числе, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно абзацу 31 раздела 2 Приложения к Решению Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 N 398 "Об утверждении Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону в новой редакции": фонтаны отнесены к малым архитектурным формам: малые архитектурные формы (МАФ) - сооружения, в том числе нестационарные и временные, используемые для организации открытых пространств и дополняющие архитектурно-градостроительную либо садово-парковую композицию. В зависимости от использования они подразделяются на объекты функционального назначения (такие как столы, скамьи, садовые диваны, урны, ограды и заборы, фонари и опоры уличного освещения, стационарное оборудование для декоративной подсветки зданий и сооружений, телефонные кабины, платежные терминалы, остановочные павильоны пассажирского транспорта, беседки, навесы, киоски и павильоны) и объекты декоративного назначения (газонные и тротуарные декоративные ограждения, декоративные стенки, малые городские скульптуры (композиции), декоративные и плескательные бассейны, декоративные фонтаны, элементы праздничной декоративной подсветки (иллюминации) и прочее). Малые архитектурные формы могут быть стационарными и мобильными.
Согласно пункту 6.4.2 Приказа Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр "Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов" к водным устройствам отнесены фонтаны, питьевые фонтанчики, бюветы, родники, декоративные водоемы и прочие.
Водные устройства выполняют декоративно-эстетическую и природоохранную функции, улучшают микроклимат, воздушную и акустическую среду.
В свою очередь, водные устройства отнесены к элементам благоустройства.
Таким образом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, комплект оборудования по улучшению микроклимата территории (МАТ=5900000/1, 18/7, 11) относится к элементам благоустройства территории участка по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Ворошиловский район с южной стороны жилого дома по адресу ул. Капустина, 26/1, не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, а выполняет обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку. Спорный комплект оборудования по улучшению микроклимата подключен к коммуникациям (водоснабжение и электричество), находящимся непосредственно на территории благоустройства участка, для обеспечения полива газонов.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что дизайн-проект благоустройства общественной территории прошел процедуру защиты перед Министерством ЖКХ Ростовской области, сметная документация получила положительное заключение государственной экспертизы.
При этом, комплект оборудования по улучшению микроклимата территории (МАТ=5900000/1, 18/7, 11) установлен на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0010502:3442 с видом разрешенного использования: территории общего пользования: площади, проспекты, улицы, переулки. Проезды, тупики, набережные, скверы, парки, бульвары, территории озеленения. Мемориальные комплексы, монументы, памятники и памятные знаки, фонтаны, малые архитектурные формы не создают нового объекта недвижимости, а представляют собой улучшение полезных свойств земельного участка, на котором данные работы выполнены.
Более того, комплект оборудования по улучшению микроклимата территории (МАТ=5900000/1, 18/7, 11) по существу несет вспомогательную функцию, является элементом благоустройства земельного участка.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал верный вывод о том, что выводы управления о нецелевом расходовании 5 710 772 рублей 86 копеек, в том числе из федерального бюджета (4 964 053 рубля 66 копеек), противоречат фактическим обстоятельствам дела, признав недействительным пункт 5 оспариваемого представления.
Доводы кассационных жалоб направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационных жалоб управления и департамента отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2020 по делу N А53-27826/2019 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.