г. Краснодар |
|
10 сентября 2020 г. |
Дело N А20-5702/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору (ИНН 0725010542, ОГРН 1120725003101, правопреемник Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики) - Губачикова Б.А. (доверенность от 09.01.2020), в отсутствие в судебном заседании заявителя - акционерного общества "Каббалкэнерго" (ИНН 0725010542, ОГРН 1120725003101), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 24694 1, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Каббалкэнерго" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 по делу N А20-5702/2019, установил следующее.
АО "Каббалкэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 30.10.2019 N 76/Т о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 425 345 рублей 34 копеек штрафа за завышение регулируемых государством тарифов на электроэнергию.
Определением от 20.01.2020 произведена замена заинтересованного лица - министерства, в связи с его реорганизацией в Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору.
Решением суда от 19.02.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.06.2020, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества вмененного состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к ответственности и отсутствием оснований для признания его малозначительным.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, заявленное требование удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы указывает на нарушения процедуры проведения внеплановой проверки. Ссылается на отсутствие умысла в совершении правонарушения. Ошибочное отнесение потребителей к ненадлежащему уровню напряжения произошло не по вине общества, а по вине самих потребителей и сетевой организации.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя министерства, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что министерство по обращениям Министерства культуры Кабардино-Балкарской Республики от 08.08.2019 N 25-01-41-2377 и Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики от 13.08.2019 N 33-08-19/3307, приказу министерства от 21.08.2019 N 133-Т при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергии в части экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемой деятельности в сфере электроэнергетики, правильности применения регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, провело внеплановую проверку, результаты которой зафиксированы в акте от 04.10.2019 N 8/Т.
Проверкой выявлено нарушение обществом порядка ценообразования при расчетах за электрическую энергию с 01.11.2018 по 31.08.2019 путем завышения регулируемых государством тарифов, применения установленного тарифа низкого уровня напряжения (НН) вместо среднего второго уровня напряжения (СН-2) в отношении следующих потребителей: ГКУК "Государственная национальная библиотека КБР им. Т.К. Мальбахова", ГКУК "Кабардино-Балкарский музей изобразительных искусств имени А.Л. Ткаченко", ГКУК "Кабардино-Балкарское республиканское "Киновидеоучреждение"" МК КБР, ГКУК "Государственный музыкальный театр КБР", ГКУ "Государственный академический ансамбль танца "Кабардинка"", ГБУ "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг КБР".
Из-за применения тарифа низкого уровня напряжения излишне получено по всем перечисленным организациям 212 672 рубля 67 копеек.
По факту выявленных нарушений в отношении общества составлен протокол от 22.10.2019 N 100/Т об административном правонарушении и вынесено постановление от 30.10.2019 N 76/Т о его привлечении к ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса в виде взыскания 425 345 рублей 34 копеек штрафа.
Общество обжаловало постановление в арбитражный суд.
Судебные инстанции исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 14.6 Кодекса завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Объективной стороной административного правонарушения явилось противоправное бездействие юридического лица по неисполнению требований действующего законодательства в сфере ценообразования на электрическую энергию, которое привело к завышению установленных органом регулируемых цен.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (абзац 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ)).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию (часть 4 статьи 21 Закона N 35-ФЗ).
Размер тарифа на услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки, которая в свою очередь дифференцируется по четырем уровням напряжения в точке подключения потребителя (покупателя, другой энергоснабжающей организации) к электрической сети рассматриваемой организации: на высоком напряжении: (ВН) 110 кВ и выше; на среднем первом напряжении: (СН-1) 35 кВ; на среднем втором напряжении: (СН-2) 20-1 кВ; на низком напряжении: (НН) 0,4 кВ и ниже (пункт 44 приказа Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке").
По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (пункт 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии").
При расчете и применении цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированной по уровням напряжения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", уровень напряжения в отношении каждой точки поставки определяется следующим образом: если граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств и (или) иных объектов электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности) установлена на объектах электросетевого хозяйства, на которых происходит преобразование уровней напряжения (трансформация), принимается уровень напряжения, соответствующий значению питающего (высшего) напряжения указанных объектов электросетевого хозяйства (абзац 3 пункта 15 (2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861,).
Приказом Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору от 29.12.2017 N 90 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям сетевых организаций Кабардино-Балкарской Республики на 2018 год" с учетом изменений внесенных приказом министерства от 29.06.2018 N 18 "О внесении изменений в некоторые приказы Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору по энергетике, тарифам и жилищному надзору" установлены следующие одноставочные тарифы (без учета НДС) на услуги по передаче электрической энергии по сетям сетевых организаций на территории Кабардино-Балкарской Республики, поставляемой прочим потребителям на 2018 год:
на I полугодие 2018 года в разрезе диапазонов напряжения: "ВН" - 2,04352 рублей/кВт. ч; "СН-1" - 2,19365 рублей/кВт. ч; "СН-2" - 2,65327 рублей/кВт. ч;
"НН" - 3,40934 рублей/кВт. ч; на II полугодие 2018 года в разрезе диапазонов напряжения: "ВН" - 2,12608 рублей/кВт. ч; "СН-1" - 2,28228 рублей/кВт. ч;
"СН-2" - 2,76047 рублей/кВт. ч; "НН" - 3,54709 рублей/кВт. ч.
Приказом министерства от 29.12.2018 N 100 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям сетевых организаций Кабардино-Балкарской Республики на 201 9 год" установлены следующие одноставочные тарифы (без учета НДС) на услуги по передаче электрической энергии по сетям сетевых организаций на территории Кабардино-Балкарской Республики, поставляемой прочим потребителям на 2019 год: на I полугодие 2019 года в разрезе диапазонов напряжения: "ВН" - 2,12608 рублей/кВт. ч; "СН-1" - 2,28228 рублей/кВт. ч;
"СН-2" - 2,76047 рублей/кВт. ч; "НН" - 3,54709 рублей/кВт. ч; на II полугодие 2019 года в разрезе диапазонов напряжения: "ВН" - 2,18986 рублей/кВт. ч;
"СН-1" - 2,35075 рублей/кВт. ч; "СН-2" - 2,84328 рублей/кВт. ч;
"НН" - 3,65350 рублей/кВт. ч.
Суд установил, что общество при расчетах за электрическую энергию с названными организациями стоимость услуг передачи электрической энергии рассчитывало по тарифу низкого уровня напряжения (НН) вместо установленного тарифа по среднему второму уровню напряжения (СН-2). В результате этих действий общество излишне получило 212 672 рублей 67 копеек. Документально это обстоятельство общество не опровергло.
Суд установил, что границы раздела балансовой принадлежности электрических сетей, в том числе точках присоединения, не изменялись, неясности в актах разграничения балансовой принадлежности электросетей не являются основанием для применения необоснованных тарифов.
С учетом этих фактических обстоятельств, оценки представленных в материалы дела доказательств суд обоснованно отказал обществу в удовлетворении требования.
Доказательства, свидетельствующие об отсутствии у общества объективной возможности для соблюдения возложенных на него публично-правовых обязанностей по соблюдению требований действующего законодательства о ценообразовании при осуществлении деятельности и принятия им необходимых мер для их соблюдения и недопущения правонарушения, в материалы дела не представлены, что обоснованно учтено судебными инстанциями при рассмотрении данного дела.
Довод общества о нарушениях Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридический лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" получил должную правовую оценку.
Срок давности привлечения к ответственности, процессуальные требования в ходе проведения проверки соблюдены. Суд не установил основания для применения статьи 2.9 Кодекса.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 по делу N А20-5702/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.